- Молодцы! Вы смогли услышать музыку дождя. Такую музыку называют живописной. Из живописной музыки рождается музыкальная живопись. Музыкальная живопись – это музыка, окрашенная в разные цвета, зарисовывание впечатлений от прослушанного произведения в красочных предметных и разных формах. Мы знаем, что в изобразительном искусстве есть красные, желтые, зеленые, синие цвета. А как же изобразить это в музыке? Оказывается, в музыке это называется тембром. Тембр – это окраска звука, характер.(5 слайд)
Вот такими музыкальными красками очень хорошо владел Георгий Александрович Свиридов. «Моя музыка – это лучшее, что есть во мне» говорил он.
Г. В. Свиридов – один из самых известных композиторов XX столетия. С самых первых
шагов в волшебном мире музыки, когда он только осваивал музыкальный инструмент и пробовал сочинять на нём и до последних дней своей жизни Георгий Васильевич не расставался с роялем, доверяя ему самые сокровенные и ценные для композитора музыкальные мысли. В музыкальных звуках он старался передать переживания, чувства, наблюдения за жизнью, людьми и природой.
Георгий Васильевич написал много прекрасной музыки, но одно сочинение он написал по случаю рождения сына Георгия и посвятил ему. Композитор назвал его «Альбом для детей» (1948г.). Впервые в музыке Свиридова возникает мир детства, характеры детей, детские игры, фантазии, сказочные персонажи.
Вот какие строки написала З.Александрова к пьесе «Дождик»
К нам на длинной мокрой ножке
Дождик скачет по дорожке.
В лужице – смотри, смотри! –
Он пускает пузыри.
Если лужицы нальются,
Так и хочется разуться,
Побежать и потрясти
В тёплом дождике кусты…
Дождь плясал по огороду,
Расплескал на грядки воду,
Тучу – лейку перенёс,
Напоил в полях овёс.
Сохнут вымытые чисто
Лопухов большие листья.
Значит очень хорошо,
Что сегодня дождик шёл!
Пьеса «Дождик» - картинка весёлого летнего ливня. Нежданно, негаданно налетела тучка. Льются потоки воды на землю и в один миг лужи превращаются в бурные, стремительно – бегущие вниз потоки, грозящие затопить всё вокруг. Скорее, скорее бежать спасаться в поисках укрытия! Поистине нужно обладать редким даром и мастерством высшего класса, чтобы простыми, но очень меткими и точными средствами нарисовать такую яркую, запоминающуюся картинку – образ: Но ливень, казавшийся неукротимым, пронёсся быстро: уже стекают с ветвей последние ласковые струйки дождя, расходится на гладкой поверхности кружок от последней, упавшей с неба капли – и всё. Дождик кончился.
- А теперь послушаем пьесу «Дождик» и попробуем изобразить дождь пальцами и ладошками. Встали все. (Слайд 7)
V. Физкультминутка.
- Молодцы. А теперь сделаем зарядку для голоса. (Слайды 8, 9, 10)
Пора и нам выучить песню. Послушаем песню. (Слайд 11)
- Давайте ее разучим.
- Споем песенку вместе. ( Слайд 11)
VI. Закрепление.
- Попробуем минусовкой. ( Слайд 12)
- Для того, чтобы отдохнуть, послушайте еще одну веселую песню о дождике. (Слайд 13)
V. Рефлексия. Подведение итогов урока.
Что же мы узнали о музыке дождя?
-Ответы детей.
- Дождь… Холодный и колючий, теплый и ласковый, проливной и моросящий…
Какие разные эмоции рождает он: иногда – чувство очищения, обновления, свободы, счастья… Иногда – чувство печали, тоски, одиночества…
Звучание дождя – это удивительная музыка, своя для каждого и одновременно общая для всех.