kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературное чтение. А.Фет "Весенний дождь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего общего образования

Луганской Народной Республики

«Свердловский лицей №1»

Конспект урока по литературному чтению 

Тема: А.Фет «Весенний дождь»

4 класс

                                                                                                                                                           Кобелева Ирина Александровна

                      Категория: высшая

                                 Звание: старший учитель

       Цель:

познакомить учащихся со стихотворением А.Фета «Весенний дождь»; пополнить биографические знания о поэте; учить учащихся читать правильно, выразительно; развивать память, речь, мышление; обога -щать словарный запас; воспитывать любовь к Родине, к родной природе.

       Оборудование: мультимедийный проектор, репродукции картин.

                                                               Ход урока:

I Организационный момент:

  1. Создание эмоционального настроя. 
  2. Упражнения на дыхание (дыхательная гимнастика).
  3. Чтение скороговорки медленно, быстро, тихо, громко:

Дождик, дождик, кап да кап!

Ты не капал бы на пап,

Ты не капал бы на мам –

Приходил бы лучше к нам.

II. Актуализация опорных знаний:

Проверка домашнего задания.

III. Изучение нового материала.

  1. Мотивация. Слушание музыки «Мелодия дождя». Знакомство с картинами известных художников.

- Ребята!  Попадали ли вы под дождь?  Когда это было?

– Что вы в это время чувствовали, ощущали, слышали?

– А как пахнет дождь?

– Похож ли шум дождя на музыку?

-  Можно ли увидеть, услышать, ощутить его запах?

-  Художники, музыканты, поэты  изображают дождь по - своему.

Я предлагаю вам послушать музыку дождя и посмотреть фото-ассоциации на эту тему. Во время просмотра попробуйте мысленно короткими фразами нарисовать свой дождь.

 

2. Сообщение темы урока.

-  На сегодняшнем уроке мы  познакомимся с новыми стихами замечатель –ного мастера слова – Афанасия Афанасьевича Фета.

– Какие стихи А. А. Фета вы знаете, помните, любите?

3. Знакомство с биографией поэта.

– Что вы знаете о самом поэте?

– Афанасий Фет родился в 1820 году в самом центре России – на Орловщине. Отец запомнился ему суровым, скупым на ласку. Мать поэта была робкой, покорной женщиной. Обделённый родительским теплом, маленький Афанасий целые часы проводил с дворовыми. Особенно он любил наведываться в девичью. По вечерам прислуга усаживалась за прялку, и тут не было конца рассказам и сказкам: про Жар-птицу, про водяного…

Когда мальчик подрос, под руководством матери, немки по происхождению, выучился немецкой грамоте. А когда стал читать и по-русски, горячо увлёкся поэзией А. С. Пушкина.

Школьная жизнь началась для Фета в 13 лет. Его отдали в пансион немца Крюммера. От остальных школьников его отличал беспокойный дар стихотворства.

Зимой 1837 года в пансион неожиданно приезжает отец Фета и везёт мальчика в Москву – готовиться к поступлению в университет. Когда подошла пора экзаменов, Фет сдал их блестяще. Его приняли на юридический факультет, но вскоре он перешёл на словесное отделение философского факультета. Но и здесь он ищет уединения и пишет стихи в свою заветную тетрадку.

На втором курсе, когда тетрадка основательно пополнилась стихами, Фет решил представить её на суд опытному ценителю поэзии. Он передал тетрадь со стихами известному историку М. П. Погодину, у которого в то время жил замечательный писатель Н. В. Гоголь. Через неделю М. П. Погодин вернул Фету стихи со словами: «Гоголь сказал, что это несомненное дарование». А в конце 1840 года вышел из печати первый сборник стихов Фета, который он издал на деньги, взятые взаймы. На титульном листе стояли только первые буквы имени и фамилии автора – А. Ф.

Вскоре многие журналы стали печатать стихи Фета. Среди ценителей поэзии у него появилось много поклонников.

В 1844 году Афанасий Фет оканчивает университет. В 1850 году выходит второй сборник стихов А. А. Фета. Именно 50-е годы стали для поэта «звёздным часом», временем наиболее полного признания его таланта. Стихи, статьи, переводы, вышедшие из-под его пера, сразу печатались в журналах. Стихи Фета были необычны. У него слово призвано передавать запахи, звуки, музыкальные тона, цветовые и световые впечатления. Это очень точно подметил другой поэт, современник Фета, Алексей Константинович Толстой: «Я наконец познакомился с его книгой – там есть стихотворения, где пахнет душистым горошком и клевером, где запах переходит в цвет перламутра, в сияние светляка, а лунный свет или луч утренней зари переливаются в звук.

А. А. Фет – поэт, единственный в своём роде, не имеющий равного себе ни в одной литературе…»

 

4. Чтение стихотворения учителем.

- Какую картину изобразил А.Фет в своем стихотворении?

5. Чтение стихотворения вполголоса.

6. Работа над содержанием стихотворения.

- Прочитайте первую строфу. О чем в ней говорится?

- Как показал поэт состояние природы перед дождем?

- Прочитайте вторую строфу. Что происходит с небом?

- Что имеет ввиду автор под словом «завеса»? «золотая пыль»?

- Прочитайте третью строфу. Как поэт сумел показать начало дождя?

- «И что-то к саду подошло…». О чем говорит поэт?

- Какова главная мысль стихотворения?

  7. Чтение стихотворения «цепочкой».

   8. Выборочное чтение.

- Прочитайте образные слова и выражения, которые помогают нам  лучше представить  природу.

- О какой народной примете упоминает А.Фет в стихотворении? (купаются воробьи)

- О каких растениях рассказывает поэт?

- Прочитайте слова, которые рифмуются.

  9. Выразительное чтение стихотворения.

IV. Закрепление и осмысление знаний.

  1. Конкурсное чтение стихотворения.
  2. Развитие речи. Словесное рисование «Если бы я был художником…»             V. Итог урока

- С каким произведением познакомились на уроке?

- Кто автор стихотворения?

- Какие чувства выражает поэт, описывая дождь?

- Что вам понравилось на уроке? Что удивило?

 

VI. Домашнее задание

Выразительно читать или выучить наизусть (по желанию) стихотворение А.Фета «Весенний дождь».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение. А.Фет "Весенний дождь"»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего общего образования

Луганской Народной Республики

«Свердловский лицей №1»







Конспект урока по литературному чтению

Тема: А.Фет «Весенний дождь»

4 класс













Кобелева Ирина Александровна

Категория: высшая

Звание: старший учитель















Цель:

познакомить учащихся со стихотворением А.Фета «Весенний дождь»; пополнить биографические знания о поэте; учить учащихся читать правильно, выразительно; развивать память, речь, мышление; обога -щать словарный запас; воспитывать любовь к Родине, к родной природе.

Оборудование: мультимедийный проектор, репродукции картин.

Ход урока:

  1. Организационный момент:

  1. Создание эмоционального настроя.

  2. Упражнения на дыхание (дыхательная гимнастика).

  3. Чтение скороговорки медленно, быстро, тихо, громко:

Дождик, дождик, кап да кап!

Ты не капал бы на пап,

Ты не капал бы на мам –

Приходил бы лучше к нам.

  1. Актуализация опорных знаний:

Проверка домашнего задания.

  1. Изучение нового материала.

  1. Мотивация. Слушание музыки «Мелодия дождя». Знакомство с картинами известных художников.

- Ребята!  Попадали ли вы под дождь? Когда это было?

– Что вы в это время чувствовали, ощущали, слышали?

– А как пахнет дождь?

– Похож ли шум дождя на музыку?

- Можно ли увидеть, услышать, ощутить его запах?

- Художники, музыканты, поэты изображают дождь по - своему.

Я предлагаю вам послушать музыку дождя и посмотреть фото-ассоциации на эту тему. Во время просмотра попробуйте мысленно короткими фразами нарисовать свой дождь.



  1. Сообщение темы урока.

- На сегодняшнем уроке мы познакомимся с новыми стихами замечатель –ного мастера слова – Афанасия Афанасьевича Фета.

– Какие стихи А. А. Фета вы знаете, помните, любите?

  1. Знакомство с биографией поэта.

– Что вы знаете о самом поэте?

– Афанасий Фет родился в 1820 году в самом центре России – на Орловщине. Отец запомнился ему суровым, скупым на ласку. Мать поэта была робкой, покорной женщиной. Обделённый родительским теплом, маленький Афанасий целые часы проводил с дворовыми. Особенно он любил наведываться в девичью. По вечерам прислуга усаживалась за прялку, и тут не было конца рассказам и сказкам: про Жар-птицу, про водяного…

Когда мальчик подрос, под руководством матери, немки по происхождению, выучился немецкой грамоте. А когда стал читать и по-русски, горячо увлёкся поэзией А. С. Пушкина.

Школьная жизнь началась для Фета в 13 лет. Его отдали в пансион немца Крюммера. От остальных школьников его отличал беспокойный дар стихотворства.

Зимой 1837 года в пансион неожиданно приезжает отец Фета и везёт мальчика в Москву – готовиться к поступлению в университет. Когда подошла пора экзаменов, Фет сдал их блестяще. Его приняли на юридический факультет, но вскоре он перешёл на словесное отделение философского факультета. Но и здесь он ищет уединения и пишет стихи в свою заветную тетрадку.

На втором курсе, когда тетрадка основательно пополнилась стихами, Фет решил представить её на суд опытному ценителю поэзии. Он передал тетрадь со стихами известному историку М. П. Погодину, у которого в то время жил замечательный писатель Н. В. Гоголь. Через неделю М. П. Погодин вернул Фету стихи со словами: «Гоголь сказал, что это несомненное дарование». А в конце 1840 года вышел из печати первый сборник стихов Фета, который он издал на деньги, взятые взаймы. На титульном листе стояли только первые буквы имени и фамилии автора – А. Ф.

Вскоре многие журналы стали печатать стихи Фета. Среди ценителей поэзии у него появилось много поклонников.

В 1844 году Афанасий Фет оканчивает университет. В 1850 году выходит второй сборник стихов А. А. Фета. Именно 50-е годы стали для поэта «звёздным часом», временем наиболее полного признания его таланта. Стихи, статьи, переводы, вышедшие из-под его пера, сразу печатались в журналах. Стихи Фета были необычны. У него слово призвано передавать запахи, звуки, музыкальные тона, цветовые и световые впечатления. Это очень точно подметил другой поэт, современник Фета, Алексей Константинович Толстой: «Я наконец познакомился с его книгой – там есть стихотворения, где пахнет душистым горошком и клевером, где запах переходит в цвет перламутра, в сияние светляка, а лунный свет или луч утренней зари переливаются в звук.

А. А. Фет – поэт, единственный в своём роде, не имеющий равного себе ни в одной литературе…»



  1. Чтение стихотворения учителем.

- Какую картину изобразил А.Фет в своем стихотворении?

5. Чтение стихотворения вполголоса.

6. Работа над содержанием стихотворения.

- Прочитайте первую строфу. О чем в ней говорится?

- Как показал поэт состояние природы перед дождем?

- Прочитайте вторую строфу. Что происходит с небом?

- Что имеет ввиду автор под словом «завеса»? «золотая пыль»?

- Прочитайте третью строфу. Как поэт сумел показать начало дождя?

- «И что-то к саду подошло…». О чем говорит поэт?

- Какова главная мысль стихотворения?


7. Чтение стихотворения «цепочкой».


8. Выборочное чтение.

- Прочитайте образные слова и выражения, которые помогают нам лучше представить природу.

- О какой народной примете упоминает А.Фет в стихотворении? (купаются воробьи)

- О каких растениях рассказывает поэт?

- Прочитайте слова, которые рифмуются.



9. Выразительное чтение стихотворения.


  1. Закрепление и осмысление знаний.

  1. Конкурсное чтение стихотворения.

  2. Развитие речи. Словесное рисование «Если бы я был художником…»


  1. Итог урока

- С каким произведением познакомились на уроке?

- Кто автор стихотворения?

- Какие чувства выражает поэт, описывая дождь?

- Что вам понравилось на уроке? Что удивило?


  1. Домашнее задание

Выразительно читать или выучить наизусть (по желанию) стихотворение А.Фета «Весенний дождь».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Литературное чтение. А.Фет "Весенний дождь"

Автор: Кобелева Ирина Александровна

Дата: 02.02.2016

Номер свидетельства: 287119


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства