Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего общего образования
Луганской Народной Республики
«Свердловский лицей №1»
Конспект урока по литературному чтению
Тема: А.Фет «Весенний дождь»
4 класс
Кобелева Ирина Александровна
Категория: высшая
Звание: старший учитель
Цель:
познакомить учащихся со стихотворением А.Фета «Весенний дождь»; пополнить биографические знания о поэте; учить учащихся читать правильно, выразительно; развивать память, речь, мышление; обога -щать словарный запас; воспитывать любовь к Родине, к родной природе.
Оборудование: мультимедийный проектор, репродукции картин.
Ход урока:
I Организационный момент:
- Создание эмоционального настроя.
- Упражнения на дыхание (дыхательная гимнастика).
- Чтение скороговорки медленно, быстро, тихо, громко:
Дождик, дождик, кап да кап!
Ты не капал бы на пап,
Ты не капал бы на мам –
Приходил бы лучше к нам.
II. Актуализация опорных знаний:
Проверка домашнего задания.
III. Изучение нового материала.
- Мотивация. Слушание музыки «Мелодия дождя». Знакомство с картинами известных художников.
- Ребята! Попадали ли вы под дождь? Когда это было?
– Что вы в это время чувствовали, ощущали, слышали?
– А как пахнет дождь?
– Похож ли шум дождя на музыку?
- Можно ли увидеть, услышать, ощутить его запах?
- Художники, музыканты, поэты изображают дождь по - своему.
Я предлагаю вам послушать музыку дождя и посмотреть фото-ассоциации на эту тему. Во время просмотра попробуйте мысленно короткими фразами нарисовать свой дождь.
2. Сообщение темы урока.
- На сегодняшнем уроке мы познакомимся с новыми стихами замечатель –ного мастера слова – Афанасия Афанасьевича Фета.
– Какие стихи А. А. Фета вы знаете, помните, любите?
3. Знакомство с биографией поэта.
– Что вы знаете о самом поэте?
– Афанасий Фет родился в 1820 году в самом центре России – на Орловщине. Отец запомнился ему суровым, скупым на ласку. Мать поэта была робкой, покорной женщиной. Обделённый родительским теплом, маленький Афанасий целые часы проводил с дворовыми. Особенно он любил наведываться в девичью. По вечерам прислуга усаживалась за прялку, и тут не было конца рассказам и сказкам: про Жар-птицу, про водяного…
Когда мальчик подрос, под руководством матери, немки по происхождению, выучился немецкой грамоте. А когда стал читать и по-русски, горячо увлёкся поэзией А. С. Пушкина.
Школьная жизнь началась для Фета в 13 лет. Его отдали в пансион немца Крюммера. От остальных школьников его отличал беспокойный дар стихотворства.
Зимой 1837 года в пансион неожиданно приезжает отец Фета и везёт мальчика в Москву – готовиться к поступлению в университет. Когда подошла пора экзаменов, Фет сдал их блестяще. Его приняли на юридический факультет, но вскоре он перешёл на словесное отделение философского факультета. Но и здесь он ищет уединения и пишет стихи в свою заветную тетрадку.
На втором курсе, когда тетрадка основательно пополнилась стихами, Фет решил представить её на суд опытному ценителю поэзии. Он передал тетрадь со стихами известному историку М. П. Погодину, у которого в то время жил замечательный писатель Н. В. Гоголь. Через неделю М. П. Погодин вернул Фету стихи со словами: «Гоголь сказал, что это несомненное дарование». А в конце 1840 года вышел из печати первый сборник стихов Фета, который он издал на деньги, взятые взаймы. На титульном листе стояли только первые буквы имени и фамилии автора – А. Ф.
Вскоре многие журналы стали печатать стихи Фета. Среди ценителей поэзии у него появилось много поклонников.
В 1844 году Афанасий Фет оканчивает университет. В 1850 году выходит второй сборник стихов А. А. Фета. Именно 50-е годы стали для поэта «звёздным часом», временем наиболее полного признания его таланта. Стихи, статьи, переводы, вышедшие из-под его пера, сразу печатались в журналах. Стихи Фета были необычны. У него слово призвано передавать запахи, звуки, музыкальные тона, цветовые и световые впечатления. Это очень точно подметил другой поэт, современник Фета, Алексей Константинович Толстой: «Я наконец познакомился с его книгой – там есть стихотворения, где пахнет душистым горошком и клевером, где запах переходит в цвет перламутра, в сияние светляка, а лунный свет или луч утренней зари переливаются в звук.
А. А. Фет – поэт, единственный в своём роде, не имеющий равного себе ни в одной литературе…»
4. Чтение стихотворения учителем.
- Какую картину изобразил А.Фет в своем стихотворении?
5. Чтение стихотворения вполголоса.
6. Работа над содержанием стихотворения.
- Прочитайте первую строфу. О чем в ней говорится?
- Как показал поэт состояние природы перед дождем?
- Прочитайте вторую строфу. Что происходит с небом?
- Что имеет ввиду автор под словом «завеса»? «золотая пыль»?
- Прочитайте третью строфу. Как поэт сумел показать начало дождя?
- «И что-то к саду подошло…». О чем говорит поэт?
- Какова главная мысль стихотворения?
7. Чтение стихотворения «цепочкой».
8. Выборочное чтение.
- Прочитайте образные слова и выражения, которые помогают нам лучше представить природу.
- О какой народной примете упоминает А.Фет в стихотворении? (купаются воробьи)
- О каких растениях рассказывает поэт?
- Прочитайте слова, которые рифмуются.
9. Выразительное чтение стихотворения.
IV. Закрепление и осмысление знаний.
- Конкурсное чтение стихотворения.
- Развитие речи. Словесное рисование «Если бы я был художником…» V. Итог урока
- С каким произведением познакомились на уроке?
- Кто автор стихотворения?
- Какие чувства выражает поэт, описывая дождь?
- Что вам понравилось на уроке? Что удивило?
VI. Домашнее задание
Выразительно читать или выучить наизусть (по желанию) стихотворение А.Фета «Весенний дождь».