Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Наглядные средства обучения: , раздаточный материал.
Ход урока
Музыкальное приветствие.
Эпиграф: "У леса на опушке жила зима в избушке"
(Слова из песни).
У - Ребята, как вы думаете, о чем мы будим с вами говорить на уроке?
Д - О зиме.
. У - Да, ребята, сегодня у нас очень красивая тема урока: "Поэтический образ зимы в творчестве русских поэтов и композиторов"
У - Скажите, ребята, кто из русских поэтов рисовал образ зимы в своих стихах?
Д - Называют известных им поэтов.
У - Какому русскому поэту принадлежат эти поэтические строчки? (читает учитель вместе с детьми)
Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл - и вот сама Идет волшебница зима. Пришла, рассыпалась, клоками Повисла на суках дубов, Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов, Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою, Блеснул мороз. И рады мы. Проказам матушки зимы.
У - Чьи это стихи?
Д - А. С. Пушкин.
У - Как вы думаете, почему он зиму так величает?
Д - Она ему нравится:(и другие ответы)
У - Ребята, а вам нравится зима? Какой образ зимы вы создали в своих домашних сочинениях? Представьте на миг, что вы поэты, писатели, художники:
Расскажите о своей зиме. (Дети читают свои сочинения, стихи, показывают рисунки; оформляется выставка детских работ).
У - Вы знаете, ребята, что литература - это искусство слова. Она связана с другими видами искусства. Художник - кистью создал образ русской зимы. Композитор - музыкой. Поэт - делает по-своему. Пушкин в 19 веке зиму видел так. А как видел зиму поэт 20 века?
«Пороша» Сергей Есенин
Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу. Только серые вороны Расшумелись на лугу.
Понагнулась, как старушка, Оперлася на клюку, А под самою макушкой Долбит дятел на суку.
Скачет конь, простору много. Валит снег и стелет шаль. Бесконечная дорога Убегает лентой вдаль.
У - Какой образ зимы удалось создать поэту Есенину? С помощью каких художественных средств?
Д - Зима тихая, спокойная:
У - Что значит для Есенина природа? Как он понимает ее душу?
Д - Он ее любит, он говорит о природе, как о чем-то живом, близком родном.
У - Есенин много стихов посвятил зиме. Одно из них перед вами.
«Поет зима – аукает» Сергей Есенин
Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
выразительно читает один из учащихся)
У - Какие образы рисует поэт в стихотворении (анализ стиха).
У - Ребята, а теперь давайте послушаем, какую музыку на эти стихи написал настоящий композитор? (слушаем вторую часть кантаты "Поет зима, аукает:")
У - похожа эта музыка на ту, которую вы представляли?
У - Эту удивительную музыку написал наш современник Георгий Свиридов.
Эта кантата называется "Поэма памяти Сергея Есенина" (вторая часть "Поет зима, аукает:" - всего десять частей)
Кантата - это музыкальное произведение, написанное для симфонического оркестра, смешанного хора и солистов.
У - Мы побывали в роли композитора, а сейчас побываем роли дирижера. Физминутка: пластическое дирижирование - сравнить два образа зимы и воробушек. (Дети выполняют пластическое дирижирование. Звучит фрагмент второй части кантаты)
У - Перед вами четыре картины зимы. Скажите, какая из картин передает образ беззащитных воробушек? Почему? (сравнительный анализ картин)
У - мы послушали поэтическое описание зимы поэтов 19 в., 20 в., а в 21 в. изменилась зима или осталась такой же прекрасной?(ответы детей)
У - Хотя зима холодная и суровая, но она вдохновляла на творчество поэтов, композиторов, художников. А сколько радости она несет в наш дом. Вместе с зимой приходит новый год, долгожданные зимние каникулы с катанием на лыжах, санках и коньках. Давайте наш урок закончим веселой песней Эдуарда Ханка "Зима", которую слышали в начале урока.
ЗИМА
Музыка Э. Ханка Слова С. Острового
У леса на опушке Жила Зима в избушке. Она снежки солила В березовой кадушке. Она сучила пряжу, Она ткала холсты, Ковала ледяные Над реками мосты.
Потолок ледяной, Дверь скрипучая, За шершавой стеной Тьма колючая, Как шагнешь за порог – Всюду иней, А из окон парок Синий-синий…
Ходила на охоту, Гранила серебро, Сажала тонкий месяц В хрустальное ведро, Деревьям шубы шила, Торила санный путь, А после в лес спешила В избушке отдохнуть.
Потолок ледяной, Дверь скрипучая, За шершавой стеной Тьма колючая, Как шагнешь за порог – Всюду иней, А из окон парок Синий-синий…
Сегодня на уроке мы встретились с произведениями разных видов искусств (музыка, литература, изобразительное искусство). Какой образ создали авторы этих произведений? Назовите их.
У - Вы хорошо сегодня поработали! (выставление оценок)