kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок музыки в 5 классе по теме "Поэтический образ зимы в творчестве русских поэтов и композиторов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок музыки в 5-м классе по теме "Поэтический образ зимы в творчестве русских поэтов и композиторов"

Цели по содержанию урока:

Образовательная:

  • Раскрывать новые грани взаимодействия литературы и музыки.
  • Показать роль литературного текста при сочинении музыки на примере кантаты Г.Свиридова "Поэма памяти С. Есенина".
  • Знакомство с жанром кантата.

Развивающая:

  • Развивать умение соотносить содержание произведения изобразительного искусства и музыкального произведения.
  • Способствовать развитию умения сравнивать и обобщать.
  • Способствовать развитию воображения учащихся.

Воспитательная:

  • Средствами музыкального искусства воспитывать у ребят эстетический вкус, уважительное отношение к великой музыке, композиторам, к русскому искусству.
  • Воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине, к родной природе.

Просмотр содержимого документа
«Урок музыки в 5 классе по теме "Поэтический образ зимы в творчестве русских поэтов и композиторов"»

Урок музыки в 5-м классе по теме "Поэтический образ зимы в творчестве русских поэтов и композиторов"

Цели по содержанию урока:

Образовательная:

  • Раскрывать новые грани взаимодействия литературы и музыки.

  • Показать роль литературного текста при сочинении музыки на примере кантаты Г.Свиридова "Поэма памяти С. Есенина".

  • Знакомство с жанром кантата.

Развивающая:

  • Развивать умение соотносить содержание произведения изобразительного искусства и музыкального произведения.

  • Способствовать развитию умения сравнивать и обобщать.

  • Способствовать развитию воображения учащихся.

Воспитательная:

  • Средствами музыкального искусства воспитывать у ребят эстетический вкус, уважительное отношение к великой музыке, композиторам, к русскому искусству.

  • Воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине, к родной природе.

Методы: объяснительно - иллюстративный, репродуктивный

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Наглядные средства обучения: , раздаточный материал.

Ход урока

Музыкальное приветствие.

Эпиграф: "У леса на опушке жила зима в избушке"

(Слова из песни).

У - Ребята, как вы думаете, о чем мы будим с вами говорить на уроке?

Д - О зиме.

У - Да, ребята, сегодня у нас очень красивая тема урока: "Поэтический образ зимы в творчестве русских поэтов и композиторов"



У - Скажите, ребята, кто из русских поэтов рисовал образ зимы в своих стихах?

Д - Называют известных им поэтов.

У - Какому русскому поэту принадлежат эти поэтические строчки? (читает учитель вместе с детьми)

Вот север, тучи нагоняя, 
Дохнул, завыл - и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась, клоками
Повисла на суках дубов, 
Легла волнистыми коврами 
Среди полей, вокруг холмов,
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз. И рады мы. 
Проказам матушки зимы.

У - Чьи это стихи?

Д - А. С. Пушкин.

У - Как вы думаете, почему он зиму так величает?

Д - Она ему нравится:(и другие ответы)

У - Ребята, а вам нравится зима? Какой образ зимы вы создали в своих домашних сочинениях? Представьте на миг, что вы поэты, писатели, художники:

Расскажите о своей зиме. (Дети читают свои сочинения, стихи, показывают рисунки; оформляется выставка детских работ).

У - Вы знаете, ребята, что литература - это искусство слова. Она связана с другими видами искусства. Художник - кистью создал образ русской зимы. Композитор - музыкой. Поэт - делает по-своему. Пушкин в 19 веке зиму видел так. А как видел зиму поэт 20 века?

«Пороша» Сергей Есенин

Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.

У - Какой образ зимы удалось создать поэту Есенину? С помощью каких художественных средств?

Д - Зима тихая, спокойная:

У - Что значит для Есенина природа? Как он понимает ее душу?

Д - Он ее любит, он говорит о природе, как о чем-то живом, близком родном.

У - Есенин много стихов посвятил зиме. Одно из них перед вами.

«Поет зима – аукает» Сергей Есенин

Поет зима - аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.


А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.


Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.


И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мерзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.

выразительно читает один из учащихся)

У - Какие образы рисует поэт в стихотворении (анализ стиха).

У - Ребята, а теперь давайте послушаем, какую музыку на эти стихи написал настоящий композитор? (слушаем вторую часть кантаты "Поет зима, аукает:")

У - похожа эта музыка на ту, которую вы представляли?

У - Эту удивительную музыку написал наш современник Георгий Свиридов.

Эта кантата называется "Поэма памяти Сергея Есенина" (вторая часть "Поет зима, аукает:" - всего десять частей)

Кантата - это музыкальное произведение, написанное для симфонического оркестра, смешанного хора и солистов.

У - Мы побывали в роли композитора, а сейчас побываем роли дирижера. Физминутка: пластическое дирижирование - сравнить два образа зимы и воробушек. (Дети выполняют пластическое дирижирование. Звучит фрагмент второй части кантаты)

У - Перед вами четыре картины зимы. Скажите, какая из картин передает образ беззащитных воробушек? Почему? (сравнительный анализ картин)

У - мы послушали поэтическое описание зимы поэтов 19 в., 20 в., а в 21 в. изменилась зима или осталась такой же прекрасной?(ответы детей)



У - Хотя зима холодная и суровая, но она вдохновляла на творчество поэтов, композиторов, художников. А сколько радости она несет в наш дом. Вместе с зимой приходит новый год, долгожданные зимние каникулы с катанием на лыжах, санках и коньках. Давайте наш урок закончим веселой песней Эдуарда Ханка "Зима", которую слышали в начале урока.

ЗИМА 

Музыка Э. Ханка
Слова С. Острового

У леса на опушке
Жила Зима в избушке.
Она снежки солила
В березовой кадушке.
Она сучила пряжу,
Она ткала холсты,
Ковала ледяные
Над реками мосты.

Потолок ледяной,
Дверь скрипучая,
За шершавой стеной
Тьма колючая,
Как шагнешь за порог – 
Всюду иней,
А из окон парок
Синий-синий…

Ходила на охоту,
Гранила серебро,
Сажала тонкий месяц
В хрустальное ведро,
Деревьям шубы шила,
Торила санный путь,
А после в лес спешила
В избушке отдохнуть.

Потолок ледяной,
Дверь скрипучая,
За шершавой стеной
Тьма колючая,
Как шагнешь за порог – 
Всюду иней,
А из окон парок
Синий-синий…

Сегодня на уроке мы встретились с произведениями разных видов искусств (музыка, литература, изобразительное искусство). Какой образ создали авторы этих произведений? Назовите их.

У - Вы хорошо сегодня поработали! (выставление оценок)

- Урок закончен. Всем спасибо. До свидания.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Степанникова Татьяна Николаевна

Дата: 04.02.2017

Номер свидетельства: 387755

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Поэтический образ зимы в творчестве русских поэтов и композиторов "
    ["seo_title"] => string(71) "poetichieskii-obraz-zimy-v-tvorchiestvie-russkikh-poetov-i-kompozitorov"
    ["file_id"] => string(6) "235901"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443882658"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "Конспект интегрированного урока на тему "В гостях у поэта и композитора" (Литература и музыка, 6 класс) с использованием ЭОР и ИКТ"
    ["seo_title"] => string(135) "konspiekt-intieghrirovannogho-uroka-na-tiemu-v-ghostiakh-u-poeta-i-kompozitora-litieratura-i-muzyka-6-klass-s-ispol-zovaniiem-eor-i-ikt"
    ["file_id"] => string(6) "254691"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447786582"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока на тему "Картины природы в музыке и поэзии" "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-na-tiemu-kartiny-prirody-v-muzykie-i-poezii"
    ["file_id"] => string(6) "108797"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403862277"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Внеурочная деятельность на тему "Символ России" "
    ["seo_title"] => string(51) "vnieurochnaia-dieiatiel-nost-na-tiemu-simvol-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "110229"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1405703128"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(35) "Музыкальный пейзаж"
    ["seo_title"] => string(18) "muzykalnyi_peizazh"
    ["file_id"] => string(6) "510406"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1557936081"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства