kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок музыки в 5 классе по теме: «Музыка, опалённая войной».

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Цель урока: Способствовать глубокому эмоциональному восприятию музыки, формированию нравственно – эстетических качеств личности, чувства гордости за героическое прошлое Отечества.  

Задачи:

1. Развивать эмоциональную сферу, воспитывать музыкально – эстетический вкус, интерес и любовь к музыке, желание слушать, размышлять о музыке и исполнять её.

2. Формировать нравственно – эстетические качества личности гражданина России, патриота своей Родины через различные виды искусства путём высказывания своего мнения о значимости этих произведений для учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок музыки в 5 классе по теме: «Музыка, опалённая войной».»


Урок музыки в 5 классе по теме: «Музыка, опалённая войной».

Лукашина М.Г., учитель высшей категории

МОУ «СОШ №8» г.о.Саранск


Цель урока: Способствовать глубокому эмоциональному восприятию музыки, формированию нравственно – эстетических качеств личности, чувства гордости за героическое прошлое Отечества.

Задачи:

1. Развивать эмоциональную сферу, воспитывать музыкально – эстетический вкус, интерес и любовь к музыке, желание слушать, размышлять о музыке и исполнять её.

2. Формировать нравственно – эстетические качества личности гражданина России, патриота своей Родины через различные виды искусства путём высказывания своего мнения о значимости этих произведений для учащихся.

3. Добиваться эмоционального исполнения песни.

4. Развивать ассоциативно-образного мышления учащихся, актуализация знаний о том, как историческое прошлое Родины находит отражение в художественных образах живописи

5. Расширять музыкальный кругозор.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения:

- метод эмоциональной драматургии,

- метод художественного контекста,

- метод сравнения,

- метод размышления о музыке,

- словесные методы: диалог, беседа, разъяснение.

 Музыкальный материал: «Вальс цветов» П.И.Чайковский; «Мелодия» из оперы К.Глюка «Орфей и Эвредика»; «Песня о моём отце» муз. А.Петрова, сл. Л Куклина; «Реквием» Д.Б.Кабалевский, «Детство – это я и ты» сл. М. Пляцковского, муз. Ю.Чичкова.






Ход урока

  1. Вход: «Вальс цветов» П.И.Чайковского.

Задача: Организованно под музыку ввести учащихся в класс.

  1. Музыкальное приветствие: «Здравствуй музыки урок».

Слово учителя. Ребята, я очень рада новой встрече с вами. Несмотря на то, что за окном морозно, холодно, у нас в классе тепло, уютно и светло от ваших лучистых глаз.

И сегодня вновь нас всех собрала МУЗЫКА.

? – А как воздействовала на вас музыка, под звуки которой вы вошли в класс? (ответы учащихся)

? – А всегда ли музыка воздействует на людей одинаково? (по-разному)

И сегодня на уроке будет звучать разная музыка.

Я познакомлю вас с рассказом Д.Б. Кабалевского (ПОРТРЕТ), который вместе с другими музыкантами выступал с концертами на фронтах Великой Отечественной войны. Их музыку слушали те, кто через несколько минут уходил в бой, где могли погибнуть.

Задание: Внимательно послушайте и определите главное действующее лицо в рассказе.

  1. Чтение рассказа Д.Б.Кабалевского «Мелодия» Глюка».


Это было в тяжелейшую пору Великой Отечественной войны, в декабре 1941 года. В эти зимние месяцы вместе с большой группой советских композиторов я был эвакуирован в Свердловск. В Свердловске было тогда эвакуировано множество «ремесленников», как их тогда называли, из оккупированных фашистами городов. Очень многие из них оказались на Урале без родителей, даже не зная, где находятся их отцы и матери, живы ли, а зачастую, увы, зная, что они погибли.

Первая моя встреча с этими ребятами состоялось на «Уралмаше», где многие из них учились и работали. Ребята шли сюда после работы – промерзшие, в промасленной рабочей одежде, усталые и хмурые. Думая, что пришли они на нашу встречу не столько из интереса к музыке, сколько по выработанной привычке к дисциплине: сказали им, что надо быть на такой-то встрече,- они и пришли.

Мне никогда не приходилось встречаться с такой аудиторией, и я растерялся. Я стал говорить какие-то общие слова, о том, как музыка всегда помогала солдатам на войне, как песню любили революционеры, как она вместе с ними боролась за свободу… И с каждым разом меня всё острее пронизывала мысль о том, что сейчас этим ребятам, на чьи не окрепшие ещё плечи жизнь взвалила такой непомерный груз, который и не всякому взрослому было бы легко выдержать, сейчас им все эти, в общем-то, верные, правильные слова совсем не нужны.

И внезапно возникло решение: остановив самого себя почти на полуслове, я повернулся к сидевшим около пианино виолончелисту Александру Стогорскому и пианистке Наталии Балк и быстро перелистал захваченные ими на эту встречу ноты.

Начните с этого, - я вынул «Мелодию» Глюка. Мои друзья-музыканты удивились. Может быть, лучше это? – Стогорский взял в руки ноты танцевальной пьесы современного автора.

- Ни в коем случае!

Ребятам я сказал всего лишь пять слов: «Вы сейчас услышите прекрасную музыку…».

С первыми же звуками божественной глюковской мелодии начало совершаться чудо. Чудо перерождения человека под влиянием музыки. Ребята словно оживали, распрямились, поднимали головы, и самое главное – менялись их лица, их глаза. В суровую жизнь этих ребят входило что-то совсем для них новое, во всяком случае, в ту пору необычное и неожиданное. Оно, это новое, было светлым, прекрасным и добрым. Вот чего не хватало как раз сейчас ребятам, хотя они, вероятно, и не осознавали этого. Сидящая на полу, неподалеку от меня, девушка даже не пыталась скрыть этого, тихо заплакала. Сидевший рядом с ней парнишка удивленно посмотрел на нее, отвернулся, и у самого по щекам поползли слезы…

Музыка кончилась, ни одного звука, ни одного слова, ни одного хлопка… А потом кто-то из ребят тихо, но очень внятно сказал: «А ещё раз можно?» И дивная музыка вновь зазвучала, став, как будто еще светлей, нежней и ласковее.

Учитель:

  1. Что является главным действующим лицом рассказа? (Музыка).

  2. Почему Д.Б.Кабалевский обратился именно к этому произведению? (Орфей страдал от потери близкого человека своей Эвредики, так и эти дети испытывали такую же боль в сердце, что потеряли своих близких или не знали где они).

  3. Как воздействовала музыка на состояние ребят? В чем помогла им музыка? (именно такая светлая и прекрасная сделала главное, достигла своей цели – она помогла оттаять детским сердцам, согревая их теплом и светом)

  4. Почему вы так на эту музыку откликнулись? Даже смотреть на вас в эти минуты было истинным наслаждением.

Я вдруг увидела некоторых ребят не такими, как видела их раньше. У____________ было такое лицо, что кроме музыки он никого не видел и не слышал. Я тебе очень благодарна______________.

  1. «Песня о моём отце» муз. А.Петрова, сл. Л.Куклина – исполнение.

Задание: 1.Узнать по мелодии.

2. Эмоциональное, выразительное исполнение.

У.: Внимательно послушайте и вспомните название.

? – Есть ли общее между содержанием песни и содержанием рассказа Д.Б. Кабалевского? (тема войны, воспоминание о войне).

У.: В песне мы слышим продолжение мысли рассказа. Эта песня о тех, кто погиб, защищая Родину. Мы должны об этом помнить.

Вспоминаем III куплет – повторение, распевание.

Вокально-хоровая работа.

1. Петь твёрдой атакой звука, на дыхании.

2. Эмоционально – выразительное исполнение.

Исполнение «Песня о моём отце».

? – Как вы оцениваете своё исполнение?

У.: Да, вы очень старались и пели сегодня лучше, чем когда либо.

? – Какими чувствами пронизана песня? (ответы учащихся)

? – А вы в жизни испытывали чувство грусти, печали, обиды?

  1. Сейчас поиграем в игру «Интервью».

Я буду выступать в роли журналиста, и буду задавать вам вопросы, а вы подумайте и громко отвечайте на мой вопрос. (Микрофон)

- Тебе грустно, когда…

- Чувство грусти я испытываю тогда, когда…

- Твоя подруга (друг) грустит, когда…

У.: Давайте будем стараться, чтобы родные и близкие как можно меньше в жизни испытывали чувства грусти, печали.

- А только ли люди могут испытывать разные чувства? Разве мы одни живём на планете?

VI. Физкультминутка – задание.

У.: Представим, что класс – цветочная поляна. А вы – цветы. Если цветок засыхает, какое он чувство испытывает? (печали, грусти, одиночества)

? - Какой лад в музыке? (Минор).

- А если цветок расцветает, лепестки распускаются? Какой лад? (Мажор)

Задание:

На минор – медленно приседаете, листочки прячете.

На мажор – медленно встаёте, листочки распускаются.

Покажите, пожалуйста, смену настроения в выражении лица, глаз (повторить 2 раза).

У.: Спасибо, садитесь. Все цветы распустились, радуя нас своей красотой.

Задание: Посмотрите, пожалуйста, на доску. Перед вами репродукции картин (Тема войны).

- Какие оттенки красок использовал художник?

- Почему?

- Какое чувство вы испытываете, глядя на эти картины?

- Что их сближает? Тема чего? (Тема войны).

Слова на доске: ПЕЧАЛЬ, СКОРБЬ.

Слово учителя: Тема войны получила отражение и в литературе, и в живописи, и в музыке. Героям воздвигнуты памятники, обелиски. Герои, отдавшие жизнь за Родину, не забыты. Память о них живёт в сердцах всех людей.

Одним из наиболее значительных музыкальных памятников тем, кто погиб в годы Великой Отечественной войне является произведение Д.Б. Кабалевского «Реквием».

? –Вспомните, что такое реквием? (дают определение)

А «Реквием» Д.Б.Кабалевкого был создан на стихи поэта Р.Рождественского, в которых есть такие строки (слова на доске):

Помните!

Через века, через года, –

Помните.

О тех, кто уже не придёт никогда

Помните!

Не плачьте!

В горле сдержите стоны,

Горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны!

Вечно достойны!

У.: Что хотел композитор и поэт сказать этим произведением нам, живущим сегодня?

- Какова главная мысль этого произведения?

На эти вопросы мы постараемся ответить, прослушав один из фрагментов «Реквиема».

VII. Хор «Наши дети» из «Реквием» Д.Б.Кабалевскго - слушание.

Ответы учащихся.

? – Как вы думаете, почему это произведение называется «Реквием»?

Вывод: Реквием – это музыкальное произведение для смешанного хора и симфонического оркестра, написанное в память об умерших или погибших.

1941 – 1945 г.г. – записано на доске

? У.: О чём говорят вам эти даты?

? –Какую знаменательную дату в 2020 году будет отмечать вся наша страна?

Ответ: 75 лет со дня победы Великой Отечественной войны.

У.: Прошло 75- лет, как закончилась война. Но до сих пор люди поют, слушают произведения о войне, композиторы пишут музыку о войне, поэты пишут стихи, художники – картины.

? Нужно ли вспоминать о войне, воспитывать молодёжь на героических произведениях? (ответы – рассуждения детей).

? Как вы думаете, каково значение произведений о войне в наше современное время? (Это память).

У.: Д.Б. Кабалевский посвятил «Реквием» тем, кто погиб за жизнь, за солнце, за юность мира. Мы, живущие сегодня, должны об этом помнить всегда.

? - О чём шла речь на сегодняшнем уроке? (о войне).

Назовите тему нашего урока. ( «Музыка войны», «Никто не забыт и ничто не забыто»).

У.: Д.Б. Кабалевский сказал о своём произведении так: «Реквием» написан о погибших, но посвящен живым, рассказывает о смерти, но воспевает жизнь, рождён войной, но устремлён к миру».

? – Как вы понимаете смысл сказанного? (ответы детей).

Обращаемся к репродукциям картин (Тема мира).

? – А эти репродукции связаны с темой войны?

- Какое время изображено?

- Почему?

-Какое выражение лиц?

Слова на доске: РАДОСТЬ, СЧАСТЬЕ.

VIII. Игра «Интервью». (МИКРОФОН – учитель начинает фразу, а дети продолжают).

- Когда вы испытываете чувство радости? (Когда…..

- Мама ваша радуется, когда…

- А ваш классный руководитель, когда испытывает чувство радости…

Слово учителя: Давайте своими делами, поступками, учёбой нести окружающим только радость и хорошее настроение. Вы согласны со мной?

Спасибо.

У.: Каким произведением вы желаете закончить урок, где чувство радости ярко выражено? («Детство – это я и ты»).

? – Как должна звучать эта песня? (ответы)

У.: А теперь не пожалейте отдать частичку своей души, радости, счастья, исполняя песню «Детство – это я и ты».

IX. Исполнение песни «Детство – это ты и я».

? – Какие чувства вы испытывали, исполняя песню?

У.: - По выражению ваших глаз я видела, как вы щедро дарили свою радость друг – другу.

Спасибо вам.

Подходит к концу наша сегодняшняя встреча, на которой звучала, разная музыка… Она вам понравилась?

? – Как она воздействовала на вас? (по – разному)

- Музыка была красивая? (ответы детей)

У.: Только красота эта была разной. Красота доброжелательной улыбки и красота истинной человеческой скорби. Музыка может заставить нас и улыбнуться и испытать печаль.

И в заключение нашей встречи я ещё раз хочу пожелать и вам, и себе, чтобы наши сердца не уставали дарить людям добро, согласие и радость. И в этом нам поможет её величество – МУЗЫКА.

У. – Ребята, вы меня сегодня порадовали своим исполнением, вы были хорошими слушателями, красиво рассуждали о прослушанной музыке.

Спасибо вам.

За работу вы все получаете – 5.

? – Какие впечатления остались у вас от урока? (высказывания детей)

- И у меня тоже - радости.

И в знак благодарности я хочу поделиться с вами своей радостью.

Все звуки музыки, которые мы прослушали на уроке, я собрала вот в эти пакетики радости (у каждого на парте лежит пакетик), которые дарю вам. Рассмотрите их, поделитесь радостью друг с другом (обмен пакетиками), подарите друг другу улыбку.

В это время тихо звучит музыка «Вальс цветов» П.И.Чайковского.

А теперь давайте подарим частичку своей радости всем находящимся в классе.

Подбросьте эти звуки как можно выше, чтобы звуки радости, падая вниз, одарили бы каждого радостью наших сердец.

Урок окончен.

До свидания.

X. Выход: «Вальс цветов» П.И.Чайковский.


8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок музыки в 5 классе по теме: «Музыка, опалённая войной».

Автор: Лукашина Маргарита Геннадьевна

Дата: 11.03.2022

Номер свидетельства: 602011

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Тема урока: " Красота и правда песен о Великой Отечественной войне""
    ["seo_title"] => string(72) "tiema-uroka-krasota-i-pravda-piesien-o-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie"
    ["file_id"] => string(6) "294528"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455650766"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Презентация на тему "Образ врага в симфонии №7 "Ленинградская" Д .Д .Шостаковича" "
    ["seo_title"] => string(85) "priezientatsiia-na-tiemu-obraz-vragha-v-simfonii-7-lieninghradskaia-d-d-shostakovicha"
    ["file_id"] => string(6) "102174"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402483838"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "Великий день победы "
    ["seo_title"] => string(23) "vielikii-dien-pobiedy-1"
    ["file_id"] => string(6) "240383"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1445006775"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) ""Патриотизм через восприятие героического прошлого русскими художниками» "
    ["seo_title"] => string(84) "patriotizm-chieriez-vospriiatiie-ghieroichieskogho-proshlogho-russkimi-khudozhnikami"
    ["file_id"] => string(6) "173409"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423992343"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства