Просмотр содержимого документа
«Урок музыки 5 класс "Музыка в театре, кино, на телевидении"»
Открытый урок музыки в 5 классе
Тема: Музыка в театре, кино, на телевидении.
Цель урока: Показать важное значение музыки в синтетических видах искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма – сценария.
Задачи:
Учить умению анализировать музыкальные произведения на основе средств музыкальной выразительности. Учить различать с помощью музыкальных тембров эмоциональные характеристики героев и происходящих событий.
Воспитывать любовь к музыке и интерес к творчеству композиторов, артистов театра и кино.
Развивать музыкальный слух и вокальные данные.
Дидактические задачи:
Направленные на достижения личностных результатов:
развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;
формирование целостного взгляда на мир, отношение к красоте;
развитие вокально-хоровых навыков;
наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;
Направленные на достижения метапредметных результатов:
освоение способов решения проблем поискового характера в
процессе восприятия музыки;
размышление о воздействии музыки на человека, ее
взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
проявление творческой инициативы и самостоятельности в
Направленные на достижения предметных результатов:
знание жанров музыки (опера, балет);
осознание значения музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении;
умение эмоционально и осознанно относиться к музыке.
сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих
проектов и заданий.
Технические средства: проектор, музыкальный центр, компьютер.
Музыкальные произведения:
А. Рыбников «Песенка Папы Карло»
М. Дунаевский «Лев и Брадобрей».
песни из мультфильмов.
Видеофрагменты:
Кинофильм «Приключения Буратино»
Ход урока:
Дети входят под «Марш» из балета «Щелкунчик».
Музыкальное приветствие:" Здравствуйте ребята! Добрый день учитель."
- Какая музыка нас встречает?
Д: Загадочная! Волшебная! Балетная!
Правильно! Как будто мы с вами в рождественскую сказку попали!
Почему?
- Нас ждут новые открытия, музыкальные чудеса, как в сказке!
Правильно! Но сначала вас ждут новые загадки!
Отгадайте!
Организационный момент.
У: Он работает играя.
(Есть профессия такая!)
Он на сцене с давних пор.
Та профессия - (актер).
Он спектаклем заправляет,
Наизусть все сцены знает,
Учит он как роль играть.
Как профессию назвать? ( режиссер)
«Меню» в театре составляют
На весь сезон из разных пьес.
И только то в него включают,
Что вызывает интерес. ( репертуар)
Пачку, пуанты надела Марина,
На сцену впорхнула, она - ( балерина)
Со звонком он в зал придет,
Место нужное займет.
Посмотрев спектакль хороший
Будет хлопать он в ладоши. ( зритель)
Есть у каждого в квартире
Он расскажет: что же в мире
Происходит каждый день.
Говорить ему не лень.
Папа смотрит там футбол
И кричит все время – «Гол!»,
Мама любит сериалы,
Что идут на всех каналах,
Ну, а я, - «Спокойной ночи»
И мультфильмы очень, очень! ( телевизор)
У: Мы отгадали все загадки и думаю, что вы догадались, что сегодня на нашем уроке пойдет речь о театре, кино и телевидении. А так как у нас урок музыки, то конечно, мы должны будем выяснить, какую же роль играет музыка в этих синтезированных видах искусства.
Мы будем слушать много музыкальных фрагментов, учиться анализировать их, а также, узнаем, как называется литературный текст для театральных постановок и кинофильмов.
Поставьте цели урока по опорным словам (на доске)
определить… (нужна ли музыка в театре, в кино, на телевидении)
оценивать… (роль музыки в театре, кино, на телевидении)
- Какую роль играет музыка в этих видах искусства.
1 этап урока.
- К каким музыкальным произведениям относятся следующие иллюстрации?
Сл. (опера «Снегурочка», опера «Садко», балет «Щелкунчик», балет «Золушка»)
Вспомните, что такое опера? (Музыкальный спектакль, в котором сценическое действие тесно связано с вокальной музыкой.)
Вспомним, что такое балет. (Музыкально-танцевальный спектакль, в котором все действующие лица только танцуют.)
- Какое значение имеет
музыка в опере и балете?
(В опере поют, в балете под музыку танцуют.)
- А если мы уберём музыку из оперы и балета, что станет с этими жанрами?
(Они потеряют свою красоту и выразительность.)
У: Молодцы, справились с заданием.
2 этап урока.
У: Я думаю, что вы любите ходить в театр. Какие самые известные театры есть в нашей стране?
Д: Ростовский государственный театр, Мариинский театр в г. Санкт-Петербурге, Большой театр в г. Москве
Д. Сообщение ученика о Большом театре в г. Москве.
У: А вы знаете как нужно вести себя в театре?
Знакомит с правилами поведения в театре. Раздает памятки.
У: Ну и конечно кинофильмы. А вы знаете, что вначале кино было немым, и чтобы зрители могли ярче и глубже прочувствовать содержание фильма, для этого приглашали музыкантов тапёров, которые озвучивали фильмы музыкой. Иногда стучали по крышке инструмента, изображая падение какого либо предмета, свистели, скрипели. В студенческие годы тапёром подрабатывал в кинотеатре Д. Шостакович. В дальнейшем он стал писать музыку к кинофильмам. Также много музыки к кинофильмам написали Г. Свиридов, И. Дунаевский, Ю. Лепнин.
У: Как вы думаете, нужен ли при создании кинофильма литературный текст?
Мы знаем, что для оперы и балета это либретто, а для спектакля или кинофильма
необходим сценарий, который пишут режиссеры сценаристы.
Запишем в тетрадях: сценарий – литературный текст к спектаклю, кинофильму.
Режиссер сценарист – тот, кто пишет сценарий.
У: В кинофильмах можно услышать очень много песен, которые в дальнейшем становятся популярными и любимыми для зрителей.
У: Одной из таких песен стала «Лев и Брадобрей» из кинофильма «Мери Поппинс, до свидания», музыку для этого замечательного детского фильма написал советский композитор Максим Дунаевский.
4 этап урока.
Дыхательная гимнастика. Распевание.
Исполнение песни «Лев и Брадобрей».
5 этап урока.
У: Я предлагаю. вам побывать словно в кинотеатре и посмотреть фрагмент фильма.
Просмотр фрагмента из кинофильма «Приключения Буратино»
Анализ:
У: Что мы увидели сейчас в этом фрагменте из фильма?
Д: Папа Карло делает деревянного человечка из полена.
У: О чем он поет в этой песне? Каким должен быть этот человечек?
Д: Добрый, веселый, беззаботный – помощник Папы Карло. «Будет с кем мне под шарманку топать по дворам».
У: Да, при помощи музыки мы сейчас увидели, как рождается главный герой фильма – Буратино.
У: Каков характер музыки?
Д: Музыка мелодичная, плавная, добрая и т.д.
слайд - Подбери фильм к песне.
У: Я думаю, что вы очень любите смотреть и мультфильмы, сейчас еще их называют анимационными фильмами. В них мы также слышим много музыки и песен.
А сейчас музыкальная викторина - «Угадай-ка!»
1. «Песенка Снегурочки» из м-ма «Ну, погоди!»
2. «Ничего на свете лучше нету» Бременские музыканты
3. «Колыбельная медведицы» из м-ма «Умка»
4. «Кот Леопольд»
5. «Волк и семеро козлят на новый лад» песня из мюзикла.
С жанром мюзикла мы будем знакомиться на следующем уроке.
6 этап урока.
Звучит «Время вперед» Г. Свиридова.
У: Многие мелодии известных произведений стали позывными для программ и передач на телевидении.
У: Скажите, какая программа начинается этими позывными?
Д: Программа «Время» «Новости».
У: Какая музыка по характеру? Словарь ощущений - сл
7 этап урока. Дедушка Мороз принес вам конверты с заданиями
Работа в парах "Соотнеси картинку с музыкальным произведением, назови произведение, композитора"
У: Молодцы
У: Итак, нужна ли музыка в театре, в кино, на телевидении? Для чего она нужна?
Д: Без музыки не обойтись ни в театре, ни в кино, ни на телевидении. Музыка играет совершенно разные роли:
служит музыкальной характеристикой героев, создает атмосферу действия, показывает авторское отношение к событиям и действующим лицам, создает национальный колорит. Делает популярными произведения композиторов, показывает мастерство певцов и музыкантов. - слайд
Исполнение новогодней песни : Мечты-снежинки
Наш урок подошел к концу. Вы очень хорошо работали и получаете положительные оценки.
Д/З: учебник с. 67 выучить любимую песню из кинофильма
Рефлексия учебной деятельности: Наряди елочку
На уроке было комфортно и все понятно (красный шар)
На уроке немного затруднялся, не все понятно (синий шар)
На уроке было трудно, ничего не понял (серебристый шар)