Просмотр содержимого документа
«Урок. Музыка родного края.»
Урок: «Музыка родного края».
Цель урока: развивать исполнительские навыки учащихся; способность образно воспринимать музыкальные произведения;
Воспитание чувств патриотизма и любви к Родине.
Через музыкувоспитывать интерес учащихся к другим видам искусства.
Ход урока
Дети входят в класс под песней "Что мы Родиной зовем "
Учитель : Здравствуйте ребята !
Ученик: Добрый день!
(дети не садятся , звучит Гимн России)
Учитель: Садитесь
Учитель :Ребята, посмотрите друг другу вглаза ,улыбнитесь ,передайте частичку хорошего настроения другому. Посмотрите, от ваших улыбок стало уютнее, светлее в классе. Я вам желаю, чтобы вы не только получили хорошие оценки и получили знания, но и ушли с сегодняшнего урока с новыми впечатлениями , открытиями
Учитель: Под какую песню ребята вы вошли в класс?
Ученик: " Что мы Родиной зовем"
Учитель : Молодец . Садись
Как называется страна , где вы живете?
Ученик: Россия
Учитель :В музыке любого народа отражены любовь к родной природе,восхищение красотой материнства , поклонение труженикам и защитникам родной земли . Это музыка помогала человеку на чужбине , утешала его в минуту горя и отчаяния , давала силы в дни испытаний и трудностей , вселяла в его сердце веру, надежду , любовь .
Учитель: Чем отличается одно государство от другого?
Ученик: Языком , на котором разговаривает народ , историей,обычаями,традициями ,своими символами .
Учитель: Назовите символы нашего государства ?
Ученик: Герб (слайд)
Учитель : На нем изображен двуглавый золотой орел , на фоне Российского флага (слайд)
Герб- это эмблема государства, он изображается на печатях , паспортах, денежных знаках ,документах (слайд)
Российский флаг- это трехцветное полотнище с белой , синей и красной полосами (слайд)
Учитель: Как называется главная песня нашей Родины?
Ученик: Гимн (слайд)
Учитель: Гимн -это главная песня страны , в которой воспевают и прославляют ее.
Учитель:Именно так и звучит гимн РФ и его люди слушают и исполняют стоя, показывая этим свое уважение и любовь.
Давайте вспомним ,под какую песню вы вошли в класс?
Ученик: под " Гимн России "
Учитель: Наша Родина -это наша страна . Россия -великая страна .
Сейчас мы с вами прослушаем одну песню ,которая называется "Россия -ты моя звезда" и представьте что вы дирижеры , которые должны движением рук показать характер исполнения этой песни. Сели все как слушатели.
(идет слушание песни " Россия-ты моя звезда ")(слайд , текст песни)
Учитель: Я видела у вас плавное ,мягкое движение рук, значит ребята какой характер у этой песня? Понравилась вам песня ?
(ответ учащихся)
Учитель: Эту песню, ребята поет один человек, то есть солист, значит песня сольная. Давайте попробуем подключить к солистке хор . Как вы думаете, где мы возьмем хор?
Ученик: Конечно же мы и есть хор
Учитель: Первую строчку поет солистка, ту же строчку повторяет хор, то есть мы с вами. А я буду вам помогать, буду управлять хором .
И так поехали.
Поет весь класс .
Учитель : Молодцы !
Понравилась песня?
Ученик: Да
Учитель: Для каждого россиянина,ребята , очень дорог тот край, в котором он живет .
Учитель: Ребята, чего больше всего хочется человеку ,уехав отдыхать в чужую страну?
Ученик: Хочется домой, потому что все чужое надоедает и становится скучно.
Учитель: Разлука с Родиной навсегда может стать для человека большой потерей и даже трагедией .
Давайте мысленно вернемся с вами в прошлое , на 74 года назад .
1943 г. Бевери-Хилз , штат Калифорния, США. Прекрасная вила , на втором этаже которой лежит умирающий человек.( слайд)
Три дня до его 70 летие . Раньше в эти дни его дом был наполнен друзьями, весельем , музыкой. А сегодня почти о нем забыли . Только старый друг Ф. Стейнвей прислал ему в подарок роскошный белый рояль .(слайд) Старик понимает что уже никогда не дотронется до его белоснежных клавиш.
На его тумбочке стоит приемник , который настроен на Радиоволну Москвы . Каждый день он слушает сообщения инфорбюро . Это единственное, что теперь связывает его с Родиной. Там в России третий год идет Великая Отечественная война.
Вдруг чрез помехи радиоволн он услышал голос диктора : " Внимание , внимание ! Говорит Москва ! Начинаем трансляцию Колонного Дома Союзов праздничного концерта, посвященное 70 летиевеликого русского композитора
(звучит запись Концерта №2 для фортепиано с оркестром С. В. Рахманинова)
По лицу умирающего человека потекли слезы. Там в далекой России ,его помнят. Его музыку знают и любят .
Мы только что ,ребята ,послушали Концерт№2 для фортепиано с оркестром и написал этот концерт С. Рахманинов ( слайд)
С . Рахманинов был не только талантливым композитором , но и замечательным ,блистательным дирижером . Он был человеком удивительной судьбы. Прирожденный поэт и певец России, родился он под Новгородом а умер в Америке. С. Рахманинов не писал музыку, сюжетно связанной с революцией . Как любой человек искусства , он не мог отразить в своей музыке ту обстановку , которые царили в ту пору в Российском обществе. Московский период для С. Рахманинова закончился 1917 г. Когда произошла Великая Октябрская социалистическая революция. С. Рахманинов не понял ее значения . В конце 1917г. его пригласили дать концерт в Швейцарию. На гастроли он поехал вместе со своей семьей и больше в Россию не вернулся . " Уехав из России ,я потерял желание сочинять , лишившись Родины , я потерял самого себя " - говорил он.(слайд)
В годы Второй Мировой войны С. Рахманинов дал в США несколько концертов и весь денежный сбор направил в фонд Советской Армии. Живя за границей , С . Рахманинов не забывал о Родине .
Второй концерт С . Рахманинова стал музыкальным шедевром мирового искусства. Это произведение называют гениальной поэмой о Родине . Умер С . Рахманинов 28 марта 1943 г . не дожив три дня до 70 го дня рождения (слайд)
Великий русский композитор умер а музыка осталась с нами .
Учитель : Кто скажет , как умер великий русский композитор ?
Ученик: Он умер желая побывать в России . Он очень любил свой народ и свою Родину .
Учитель: Он в Америке , ребята , во дворе посадил березу. Береза- символ Руси .(слайд)
Подумайте все вместе , ребята, делая выводы из нашего урока , как будет звучать тема сегодняшнего нашего урока?
( ответ учащихся)
Учитель : Тема нашего сегодняшнего урока, ребята:-“ Люблю тебя , мой край , родной”(слайд)
Учитель: Что значит для нас Родина? Родина- эта страна в которой живет человек, дом где родился где жили его предки,все это и есть родное место .
Для каждого россиянина очень дорог тот край в котором он живет .
Наш край – это Дагестан .(слайд)
Давайте все вместе послушаем песню о Дагестане в исполнении Джамили Гамзатовой с закрытыми глазами .
Сели все как слушатели (идет слушание песни)
Учитель :Понравилась песня ?
Ученик : Да
Учитель : Вы обратили внимание с какой гордостью и любовью пела Джамила Гамзатова?
Дагестан – эта наша малая Родина, то есть эта малая часть большой страны , то место где родился и вырос человек.
Учитель :Ктоскажет в чем сила нашей малой Родины?
Ученик : Наш Дагестан - многонационален
Учитель : Какие вы знаете нации?
Ученик:Аварцы, кумыки , даргинцы, табасаранцы, лезгины, лакцы ,рутулы и т д
Учитель: У каждой нации ребята , свой язык , свои традиции, обычаи, даже у каждой нации , своя национальная одежда (слайд)
Учитель: Что мы знаем о музыкальном искусстве Дагестана? Какие Дагестанские музыкальные инструменты вы знаете?
Учитель: Каких Дагестанских композиторов вы знаете?
Ученик: МурадКажлаев, Сергей Агабабов, Наби Дагиров, Сейфула Керимов , ШирваниЧалаев, Г. Гасанов (слайд)
Учитель: Какие произведения Дагестанских композиторовдля игры на фортепиано вы знаете?
Ученик: “ Колыбельная “ М. Кажлаева , “В горах” С. Агабабова ,” Лирические пьесы” Г. Гасанова(слайд)
Учитель: Наш Дагестан также же богат поэтами
Каких поэтов вы знаете ?
Ученик: Р. Гамзатов, Гамзат из Цада, Фазу Алиева ,Гусейн Гаджиев и многие другие (слайд)
Учитель: Расул Гамзатов родился в семье знаменитого поэта Гамзата Цадасы (слайд)
Расул Гамзатов –Это легенда , гордость всего Дагестана . Он написал много стихотворений о Родине , дружбе , о любимой матери , о товариществе. Его стихи и все творчество, способствует процветанию нашей Родины. Именно его стихи прославили наш Дагестан во всем мире , песня Журавли , с этой песней знаком весь мир .
Какую песню на слова Р. Гамзатова мы с вами разучивали на прошлых уроках ?
Ученик: По горным дорогам
Учитель: Кто автор музыки?
Ученик: Дагестанский композитор С. Агабабов
Учитель: Вы знаете ребята , что у Дагестана есть свой гимн ?
МурадКажлаев написал музыку к словам Р. Гамзатова “Клятва” и эта песня стала гимном Дагестана
( дети стоя слушают гимн Дагестана)
Учитель: Искренне и задумчиво говорят Дагестанские композиторы , поэты и художники о родном крае. Их произведения учат нас видеть, слышать, понимать и любить природу родной земли.
Глубокими корнями связан человек со своей землей , с тем местом ,где он родился , жил ,учился.
Любите наш край – это наша малая Родина . Дагестан – это Россия . Совершая добрые дела , вы преумножаете славу родного Дагестана и всей России
Учитель: Подумайте, с каким настроением нужно исполнять песни о Родине , родном крае ? Какие чувства возникают у вас когда вы поете об Отчизне ?
Ответы учеников
Учитель: Ребята , вы очень хорошо потрудились на уроке, вы сегодня с каким настроением уйдете с урока? Давайте определим . У вас на партах карточки , солнышко и тучка. Покажите мне свое настроение .
( дети поднимают карточки)
Учитель: Cпасибо за урок !
( дети выходят из класса под песней “По горным дорогам”
Литература
Г. П. Сергеева Е.Д. Критская Музыка
Г. П. Сергеева Е.Д. Критская Музыка 6 кл
Фонохрестоматия музыкального материала
Г.П. Сергеева Е.Д. критская
Музыка Искусство
(поуроченные разработк
и 5-6классы) Г.П. Сергеева Е.Д. Критская
Отзыв об уроке музыки учительницы МБОУ «Каратинская СОШ»
Далгатовой Манаху Омаровны.
Тема урока: «Музыка родного края».
Класс: 6
Урок музыки проведен в 6 классе на тему: «Музыка родного края»; Класс организован, дисциплинирован, ребята общительны, любознательны, легко идут на контакт, хорошо воспринимают разные формы организации учебной деятельности
Соблюдены все этапы урока. Как положительное, отмечаю следующее:
- разнообразие форм и методов работы на уроке (использование интерактивной доски, беседа, работа в тетрадях, работа у доски, вокальная работа);
- вовлечение в активную познавательную деятельность на уроке всех обучающихся, даже самых пассивных;
- грамотное и интересное проведение словарной работы с использованием толкового словаря разъяснение слов герб, гимн флаг и небольшой исторической справки ожизни С. Рахманинова;
- формирование на уроке жизненных компетенций у обучающихся, высокий уровень подготовленности самого педагога: владение учебным материалом, глубокое знание предмета, совершенное владение интерактивной доской;
- велика вопитательная роль этого урока.
- доброжелательный, спокойный тон учителя;
– обеспечение высокой культуры учебного труда на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей. Итог урока подведен. План урока выполнен, цели реализованы.
Заместитель директора по УВР
Отзыв об уроке музыки учительницы МБОУ «Каратинская СОШ»
Далгатовой Манаху Омаровны.
Тема урока: «Музыка родного края».
Класс: 6
Проведенный урок соответствует теме и реализует все поставленные учителем задачи. Включает в себя такие этапы, как организационный момент, повторение ранее изученного материала, основную часть, беседа, вокальная работа, итоги урока, рефлексия, домашнее задание.
Применение интерактивной доски позволило учителю разнообразить методы и приемы работы на уроке, поддерживать интерес и активность на протяжении всего урока;
На уроке ведется большая работа по патриотическому воспитанию и обогащению словаря обучающихся.
Разнообразие методов и приемов способствовало активизации обучающихся. Рациональное использование времени урока, оптимальность темпа чередования и смены видов деятельности, целесообразность использования ИКТ позволило учителю поддерживать интерес обучающихся на протяжении всего урока. Материал урока интересен и занимателен, повышает познавательную активность, произвольное внимание.
Во время урока учитель владел собой; речь его громкая, интонированная, грамотная, доступная. Учитель с детьми установила положительный контакт, ученики быстро включились в урок. Педагог обращает внимание на степень усвоения материала, на оценку работы учеников, на уровень дисциплины (наблюдалась осознанная рабочая дисциплина).
План урока выполнен, цели реализованы.
Учитель Магомеддибиров М. А.
Учитель 4-го класса: Птушенко Р.С. 1) Урок выстроен методически грамотно. Этапы урока логически взаимосвязаны. 2) Применение интерактивной доски позволило учителю разнообразить методы и приемы работы на уроке, поддерживать интерес и активность на протяжении всего урока; 3) На уроке ведется большая работа по предупреждению ошибок и обогащению словаря обучающихся. Рекомендации: В рамках осуществления преемственности в обучении: 1) не исключать на уроке работу на классной доске; 2) на уроке стараться не принимать хоровых ответов учащихся. Учитель 0-го класса: Королева А.М. Проведенный урок соответствует теме и реализует все поставленные учителем задачи. Включает в себя такие этапы, как организационный момент, повторение ранее изученного материала, основную часть, первичное закрепление изученного материала, физминутку, итоги урока, домашнее задание. Разнообразие методов и приемов способствовало активизации обучающихся. Рациональное использование времени урока, оптимальность темпа чередования и смены видов деятельности, целесообразность использования ИКТ позволило учителю поддерживать интерес обучающихся на протяжении всего урока. Материал флипчарта интересен и занимателен, повышает познавательную активность, произвольное внимание. Физическая минутка проведена своевременно, несла в себе элементы познавательной игры и способствовала двигательной активности учащихся, имела непосредственную связь с темой урока. Во время урока учитель владел собой; речь его громкая, интонированная, грамотная, доступная. Учитель с детьми установила положительный контакт, ученики быстро включились в урок. Педагог обращает внимание на степень усвоения материала, на оценку работы учеников, на уровень дисциплины (наблюдалась осознанная рабочая дисциплина).