Велико наследие русской литературы. В сочинениях классиков отражены характерные черты взаимодействия природы и человека, присущие прошедшей эпохе. Трудно представить поэзию Пушкина, Лермонтова, Некрасова, повести и рассказы Тургенева, Гоголя, Толстого, Чехова без описания картин русской природы. Произведения этих и других авторов раскрывают многообразие природы родного края, помогают находить в ней прекрасные стороны человеческой души.
Так, в творчестве самого Ивана Сергеевича Тургенева природа является душой России. В произведениях этого писателя прослеживается единство человека и мира природы, будь то зверь, лес, река или степь.
Природа у Тютчева многообразна, многолика, насыщена звуками, красками, запахами. Лирика Тютчева проникнута восторгом перед величием и красотой природы:
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые.
И солнце нити золотит.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок "Музыка, рисующая картины природы"»
Тема урока: Музыка, рисующая картины природы 5 класс Идея: Человек - частица природы.
Цели: показать, что музыка тесно связана с природой, с жизнью человека, являющегося неотъемлемой частью природы; развивать вокально-хоровые навыки при разучивании песни, слух, чувство ритма, воспитывать в детях музыкальную культуру как понимание и создание собственного внутреннего мира, чувство сопричастными с окружающим миром, с разной природой.
Оборудование: картины К.Юона и И.Шишкина, стихи, рисунки учащихся, проигрыватель, грамзапись, баян.
Ход урока.
Организационный момент. Музыкальное приветствие. II. Сообщение темы и целей урока. Беседа по пройденному материалу: «Музыка, воспевающая природу». - Вспомнить названия произведений о природе и имена композиторов (Э.Григ «Утро», «Заход солнца», П.И.Чайковский «Осенняя», Г.Свиридов «Поёт зима аукает» и др.). - А какие песни о природе можем назвать? - Композиторы в своих произведениях выразили своё отношение к природе, а писатели и поэты воспели природу в художественной литературе. М.Пришвин: «Охранять природу - значит охранять Родину». - А кто из вас знает стихи о природе, о связи человека с природой. (Дети читают стихи). -М.Пришвину принадлежат и эти слова: «Мы любим и бережём нашу Родину, научимся же беречь нашу родную природу». - А как о природе говорит изобразительное искусство? (Свою любовь, восхищение передают художники в картинах). Перед вами репродукция картин двух художников. 1. Что изображено? 2. Что объединяет художников? 3. Какие чувства вызвали? - А теперь обратимся к вашим рисункам, что вы хотели рассказать нам? - А сейчас мы послушаем природу, побываем в лесу.(Запись голосов птиц). 1. Голоса каких птиц вы услышали? 2. Что могут сказать эти голоса? III. Сообщение новой темы. А сейчас снова вернёмся к музыке. Сегодня на уроке будет звучать музыка композитора, который любил, понимал и хорошо знал русскую природу, изумительно передал её красоту в музыке. Это Н.А.Римский - Корсаков (портрет). Послушайте, пожалуйста, небольшой рассказ об этом композиторе. (Сообщение ученик готовит заранее). О себе Римский - Корсаков сказал так: «Если хотите меня помнить, слушайте мою музыку». С одним из его произведений мы уже знакомы, это фрагмент из оперы «Золотой петушок», а какое произведение мы ещё слушали? («Колыбельная Волховы» из оперы «Садко»). Что объединяет эти произведения? (Сказочный характер). Сегодня мы прослушали фрагменты из оперы. Будьте внимательны, возможно, вы догадываетесь, как называется эта опера, которая написана на сюжет сказки А.Островского всего лишь за 2,5 месяца! Сам композитор назвал это произведение «Весенней сказкой». Обратите внимание на песенные интонации, голоса птиц, пастушьи наигрыши (народные инструментальные мелодии, чаще всего плясовые). Ария снегурочки из оперы «Снегурочка» - слушание. Если дети не догадались, сказать название оперы. 1.Что влечёт Снегурочку из холодного лесного царства к людям? - Людские песни. 2. Чего желает Снегурочка, слушая эти песни? 3.О каком времени года говорится в опере? 4. Что узнала Снегурочка, живя среди людей? А теперь послушаем второй фрагмент из оперы «Песня Леля». 1. Как поёт свирель Леля? 2. Какие чувства вызывает песня Леля, как она звучит? (Простота, наивность с огромным музыкальным богатством ). 3. В чём заключается музыкальное богатство этого фрагмента? (Очень выразительная, увлекательная мелодия народно - песенного склада, изобразительные моменты: раскаты грома и наигрыши пастушьей свирели). 4. Какова главная тема этого произведения? (Любовь). Разучивание новой песни Ю.Чичкова «Лесной марш».
Показ песни учителем. Назовите главную тему песни. Какой характер? (мажорный) Распевание на нотах мажорного произведения. Пропевание фразы с закрытым ртом.
При разучивании песни обратить внимание на дыхание, дикцию. Разучивание идёт пофразно, следить за правильной посадкой. Исполнение учащимися первого и второго куплетов песни. Обратить внимание на припев. Итог урока.На следующем уроке закончим разучивание песни, а сейчас подведём итог урока.
Что вам запомнилось на сегодняшнем уроке?
Какая главная мысль урока?
(Человек неразрывно связан с природой, он - её часть ).
С какими художественными произведениями познакомились?
Что объединяет все произведения сегодняшнего урока?
Какими средствами передали любовь к природе поэты, композиторы, художники?
Какую оценку за урок вы бы себе поставили?
VI. Домашнее задание: подготовить информацию о песнях посвященных природе. А теперь стихотворение: Неразделима музыка с природой Она звенит, журчит, рекою льётся То с ветром спорит, с непогодой То трелью в роще отзовётся. Чарует душу песней лета Улыбку дарит, манит в лес Природа музыкой согрета, Полна таинства и чудес! «До свидания!» (Звучит музыкальное прощание)