Мы собрались в нашем зале для того, чтобы вспомнить и прочувствовать всей душой и сердцем, те трагические события истории нашей страны, которые принесли прошлому поколению (возможно, вашим прабабушкам, прадедушками) столько много горя, страданий, боли и слез.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок Блокадный хлеб»
«Блокадный хлеб»
Звучит музыка «Адажио» Альбинони
Дорогие ребята! Мы собрались в нашем зале для того, чтобы вспомнить и прочувствовать всей душой и сердцем, те трагические события истории нашей страны, которые принесли прошлому поколению (возможно, вашим прабабушкам, прадедушками) столько много горя, страданий, боли и слез.
Мы обязаны знать и помнить об этих событиях, для того, чтоб стать сильнее духом, и понять, от какого крепкого корня мы все ведем свой род.
Я предлагаю послушать песню «Дети войны», ваша задача внимательно вслушаться в слова этой потрясающей песни.
Песня «Дети войны»
22 июня 1941 года началась жестокая, кровопролитная война. Горели города и села, гибли тысячи людей. Враги (Гитлеровцы) продвигались вглубь нашей страны, уничтожая все на своем пути. Один из главных ударов они направили на город Ленинград, с целью стереть его с лица земли.
Они говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда.
8 сентября 1941 года врагу удалось подойти вплотную к городу Ленинграду и окружить его, в кольцо, которое мы называем блокадным кольцом.Это кольцо вы видите на слайде.
Слайд
Блокада города Ленинграда по убеждениям фашистов должна была заставить людей прекратить сопротивление, сдаться или умереть.
Начались страшные дни блокады. Фашисты бомбили и обстреливали город. Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы. Вышли из строя водопровод, не стало электричества, дома не отапливались. В городе закончились запасы продовольствия, и начался страшный голод.
По расчётам фашистов жителей города очень быстро должны были убить голод, бомбёжки, обстрелы и наступившая очень холодная зима.
Но город продолжал жить и сопротивляться. А по Ленинградскому радио, в перерывах между обстрелами и бомбежками, транслировался равномерный, четкий стук метронома. Вот так он звучал.
Звучит метроном (слушают).
(на фоне метронома) Стук метронома напоминал людям ритмичные удары сердца города. Люди знали - звучит радио, значит, город живет и борется.
На момент блокады в городе оставалось кроме взрослого населения 400 тысяч детей это были - младенцы, школьники, подростки.
Детям было гораздо хуже, чем взрослым! Они не понимали, что происходит; почему нет папы, почему постоянно плачет мама, почему постоянно хочется, есть? Почему по вою сирены надо бежать в бомбоубежище …
Много детского почему?
Всё, что происходило у детей на глазах, наводило ужас.
Но им пришлось пережить холод, голод, гибель родных и все это в таком раннем возрасте.
Весь мир знает историю самой обычной, большой и дружной семьи 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Таня с начала блокады стала вести дневник в записной книжке. Этот дневник стал одним из скорбных символов ленинградской блокады. В дневнике всего девять страниц, на шести из которых даты смерти близких людей мамы, бабушки, сестры, брата и двух дядей, умерших от страшного голода. Умерли все- Таня Савичева осталась сиротой.
Видео «Дневник Тани Савичевой»
Саму Таню нашли, когда она была без сознания от голода. Её вместе с другими детьми смогли вывезти из Ленинграда. Врачи два года боролись за ее жизнь. Но болезнь уже была неизлечимой. 1 июля 1944 года она умерла. Ей было всего14 лет.
За время блокады огромное количество взрослых и детей погибло от голода. Почтим память погибших жителей блокадного Ленинграда минутой молчания. Прошу всех встать.
Минута молчания
Стих Р. Рождественского «Помните…»???
У детей Ленинграда было особое, опаленное войной, блокадное детство.
Они росли в условиях голода и холода, под свист и разрывы снарядов и бомб.
Но и в этих жутких условиях ребята не забывали и про учебу. Они с огромным желанием ходили в школу, хотя там тоже было холодно, замерзали даже чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах…и нередко во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке. У многих детей случались голодные обмороки, многие валились с ног от холода и бессилия. Смертность была огромная, дети умирали даже на уроках…
Стих: Слушаем аудио
Девчонка руки протянула, И головой - на край стола... Сначала думали - уснула, А оказалось - умерла. Её из школы на носилках, Домой ребята понесли. В ресницах у подруг слезинки, То исчезали, то росли. Никто не обронил ни слова. Лишь хрипло, сквозь метельный сон, Учитель выдавил, что снова Занятья - после похорон.
Сегодня, мы услышим воспоминания людей, которые в дни блокады были маленькими детьми. Они уже давно выросли и стали взрослыми, им удалось выжить в это страшное время. Все их воспоминания связаны с голодом – одним из страшных человеческих страданий.
Але Сизовой на момент начала блокады было 5 лет. Послушайте ее воспоминание.
Воспоминание Аллы Тихоновны Сизовой.
2. Катеньке Петровой на момент начала блокады было 7 лет. Вот, что запомнилось ей.
Воспоминание Екатерины Михайловны Петровой.
Рите Ивановой на момент начала блокады 11 лет. Вот о чём вспоминает она.
Воспоминание Маргариты Николаевны Ивановой
Тамаре Громовой в начале блокады едва исполнилось 4 года. Вот её воспоминание.
Воспоминание Тамары Михайловны Громовой.
Зое Зиновьевой в начале блокады было 10 лет. С этими воспоминаниями она живет всю жизнь.
Воспоминание Зои Трофимовны Зиновьевой.
Голод и страдания, с ним связанные, нельзя описать словами - его можно только испытать. Это страшное чувство: когда постоянно хочется есть. Все остальные чувства и мысли притупляются, ты думаешь только о еде.
Главным продуктом питания блокадников и самой большой ценностью, единственным источником жизни и надежды, стал черный блокадный хлеб. Получить его можно было по хлебной карточке - бумажному листу, расчерченному на квадратики. Потеряв хлебную карточку ты, обрекал всю свою семью на голод.
Блокадный хлеб – это кусочек размером со спичечный коробок, всего 125 грамм… Именно столько получали женщины, старики и дети на весь день.
Муки в этом хлебе почти не было, это была тёмно-коричневая липкая отдававшая горечью масса, состоявшая из разных примесей, так как выпекали его из отрубей, древесных опилок, хвои, обойной пыли.
Какое простое и повседневное слово- хлеб. Оно также естественно для нас, как слова: мама, солнце, вода. К сожалению, мы, поколение 20-21 века, не придаем этому слову того значения и уважения, которое оно заслуживает!
Сегодня на прилавках магазинов мы видим большое разнообразие душистых батонов, буханки ржаного и белого хлеба с хрустящей корочкой, сдобные булочки, калачи, плюшки…. Такое изобилие, уже давно не поражает нашего воображения и не дает прочувствовать ту ценность хлеба, которую он имеет. Мы перестали беречь хлеб! А зачем?! Ведь его много, можно пойти и просто купить. Но чтобы понять истинную ценность хлеба, надо вспомнить о кусочке хлеба блокадного Ленинграда в 125 грамм…
Сейчас я предлагаю вам взять кусочек вкусного хлеба весом в 125 грамм… Я хочу, чтобы подержав его в руках, вы хотя бы на минуту ощутили цену этого драгоценного кусочка для всех людей блокадного Ленинграда. А теперь прошу вас съесть этот кусочек хлеба, как дань уважения и благодарности к героям блокадного Ленинграда. (раздача хлеба)
Звучит музыка
Фашисты просчитались, Ленинград выжил, он выстоял 900 страшных голодных блокадных дней и ночей (два с половиной года). С тех пор для всех людей на планете город Ленинград стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине и удивительной силы духа русского народа.
Прошло много лет. Выросло не одно поколение, которое никогда не знало ужасов войны. Пусть будет мир! Пусть мы всегда будем помнить об этих событиях, о тех, кто отдал за нас жизнь. И о блокадном кусочке хлеба, который для многих так и остался самой большой ценностью и мечтой.
Звучит музыка
А теперь я предлагаю вам пройти в свои классы для того, чтобы нарисовать рисунки или написать письма к будущим поколениям таких же детей как и вы, на тему «Блокадный хлеб». Постарайтесь искренне передать в своих работах те чувства и мысли, которые вы ощутили в своих душах и сердцах сегодня на нашем уроке.