Данная работа посвещена великому ученому,поэту,композитору, акыну, импровизатору.
Цели данной работы:
Познакомить с жизнью и творчеством Абая Кунанбаева. Учить учащихся осознанно, осмысленно воспринимать песни Абая.
Развивать музыкальное восприятие и умение подбирать к прослушанной музыке словесное описание. Развивать музыкальную память, художественно- эстетический вкус, вокально-хоровые навыки.
Воспитывать у учащихся эстетический вкус, уважение, любовь, интерес к творчеству Абая, способность чувствовать красоту окружающего мира.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок "Песни Абая" »
О. И. Литке
учитель музыки Балтабайской средней школы
Енбекшиказахского района.
Тема урока: Песни Абая
« Песня полна тайн: она льется,
парит, нежится, веселит, утешает.
Нет жизни без песни».
Абай.
Задачи урока:
Познакомить с жизнью и творчеством Абая Кунанбаева. Учить учащихся осознанно, осмысленно воспринимать песни Абая.
Развивать музыкальное восприятие и умение подбирать к прослушанной музыке словесное описание. Развивать музыкальную память, художественно- эстетический вкус, вокально-хоровые навыки.
Воспитывать у учащихся эстетический вкус, уважение, любовь, интерес к творчеству Абая, способность чувствовать красоту окружающего мира.
Тип урока: Сообщение новых знаний.
Методы обучения: словесный, частично-поисковый, наглядно-дедуктивный, сравнение.
Оборудование: Стилизация внутреннего убранства порты, книги Абая Кунанбаева на
казахском, русском и других языках, ноты, тексты, песни Абая, слайды,
СD-диски.
Ход урока:
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
Музыкальная грамота. Распевка «Веселый старичок » исполнение песни «Дорога к солнцу». Звучит симфоническая поэма «Абай» А.К. Жубанова.
Показ слайда №1 – портрет Абая Кунанбаева.
Сегодня наш урок мы посвятим творчеству великого поэта, философа, просветителя, композитора Абая Кунанбаева.
Основная часть урока.
Рассказ учащихся о Абае Кунанбаеве.
Великий поэт родился в 1845 году в семье старшины рода Тобыкты Кунанбая. Ему дали имя Ибрагим, но мать, лаская, всегда называла его Абай. Еще в юности Абай начинает сочинять стихи и по многим из них сочиняет мелодии- напевные, с простым ритмом и запоминающейся интонацией. Очень популярны песни Абая: «Айттым сәлем Қаламқас», «Көзімнің қарасы», «Желсіз түнде жарық ай». Абай обогатил народную песню новыми ритмами и интонациями. Абай говорил; «Песня полна тайн: она льется,
парит, нежится, веселит, утешает.Нет жизни без песни». Абай хорошо владел домброй. До наших дней сохранились некоторые кюи Абая; «Торжорға», « Май түні», «Абай желдірмесы». Инструмент Абая сейчас находится в Республиканском музее народных инструментов имени Ыкласа в г. Алматы.
Показ слайда №2 – инструмент Абая (домбра)
Учащиеся добавляют сведения об Абае из своих рефератов.
Чтение стихотворений учащимися:
Первый ученик: Песнь его по степи летит,
Взносится до горных кручей!
На снежных пиках в вышине,
И на скалистой крутизне-
Мы видим след певца могучий!
Второй ученик: Поэт глядит на нас издалека
В открытом взоре мысли созиданий.
И поколеньям новым на века
Он держит книгу мудрых назиданий.
Показ слайда №3 Раздумья поэта –философа:
«Без народа нет жизни. Какая польза в том, что ты разложишь в пустыне ситец и сядешь рядом с ним, возьми аршин в руки». «Назидания», 1 слово.
«Стремись к знаниям, стремись к ним страстно» «Назидания», 32 слово.
«Человек-дитя своего времени. Но если ты дурен, не обвиняй в том своих сверстников» «Назидания»,37 слово.
«Кричащий в гневе смешон, молчащий в гневе страшен» «Назидания»,37 слово.
«Изучай культуру и искусство русских. Это ключ к жизни». «Назидания»,25 слово.
Великий Абай знал не только казахскую культуру. Он знал языки и культуру других народов. Так например русский язык он освоил в 25 лет и знание русского языка открыло перед Абаем сокровищницу русской литературы. Абай читал книги Л.Толстого, А. Пушкина, М. Лермонтова, И Крылова. Отрывки из полюбившихся произведений были переведены на казахский язык.
Показ слайда №4 – Портреты А.Пушкина, Л. Толстого, М. Лермонтова, И.Крылова.
Чтение отрывка из романа «Евгений Онегин» А.С.Пушкина «Письмо Татьяны к Онегину».
Ученик:
Я к вам пишу, чего же боле,
Что я могу еще сказать…….
Сейчас вы прослушаете «Письмо Татьяны» из романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкина в сопровождении домбры, перевод на казахский язык Абая Кунанбаева
Что вы почувствовали, слушая эту песню? Какие чувства у вас вызвала эта песня?
Пушкин и Лермонтов стали всегдашними спутниками Абая, потом появились Байрон и Гете в русском переводе. До сих пор остаются непревзойденными по точности и мастерству среди переводов Лермонтова на казахский язык. Чтение отрывка стихотворения «Горные вершины» М.Лермонтов из Гете.
Ученик:
Горные вершины
Спят во тьме ночной,
Тихие долины
Полны свежей мглой
Не шумит дорога,
Не дрожат листы
Подожди немного
Отдохнешь и ты.
Показ слайда №5 – картины природы горных вершин.
Слушание «Қараңғы түнде тау қалғып» Абая.
Сравните образный строй стихотворения М.Лермонтова и песню Абая. Что общего у них? (лиричность, задушевность). К какому жанру принадлежат? (ноктюрн).
Слушание, а затем разучивание песни Абая «Желсіз түнде жарық ай»
Какие чувства вызывает мелодия песни? Можно ли назвать эту песню пейзажем?
Учащиеся рисуют словесно картину ночного пейзажа. При разучивании обратить внимание на интонационное развитие мелодии.
Закрепление темы и подведение итогов урока.
Учащиеся отвечают на вопросы по теме урока.
Разгадывание кроссворда.
х
а
м
и
д
и
ж
у
б
а
н
о
в
к
у
р
м
а
н
г
а
з
ы
т
о
л
с
т
о
й
Композитор, один из авторов оперы «Абай» (Хамиди)
Известный композитор Казахстана, автор «Таджикских танцев» (Жубанов)
Великий кюйщи создавший кюй «Сары-Арка» (Курмангазы)
Один из русских писателей, полюбившийся Абаю (Толстой)
Каким бы по национальности композитор не был, на каком бы языке он не говорил, язык музыки его будет понятен всем. И этому служит пример Абая Кунанбаева.
В 1995 году по решению ЮНЕСКО был объявлен годом Абая, в честь 150- летия великого казахского поэта.
А в 2006 году в Москве на Чистопрудном бульваре был установлен памятник Абаю- первому переводчику на казахский язык великих творений Пушкина, Лермонтова, Крылова.