3 «В» класс План-конспект урока 1 ноября 2014 г.
Тема четверти: Песни, перешагнувшие через столетия.
Тема урока: Песни Абая живут вместе с нами.
Цель урока: Познакомить с Абаем – композитором, обобщить полученные знания об Абае.
Образовательные задачи: обеспечить в ходе урока усвоение, теоретических знаний, познакомить с Абаем - композитором;
Развивающие задачи: развивать умение слушать серьезную музыку, анализировать, умение критически мыслить, навыки культуры и исполнительского мастерства , умение обобщать.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к серьезной музыке, любовь к неординарной личности, поэту, композитору - Абаю; индивидуальные личностные качества.
Методы: словесный, наглядный, практический, индивидуальный опрос, фронтальный опрос
Формы урока: индивидуально, фронтально
Оборудование и ТСО: ноутбук, диски с произведениями Абая, портрет композитора.
Музыкальный материал для слушания:
Песенный материал: «Письмо Татьяны» Абай, «?ара??ы т?нде тау ?ал?ып», «Желсіз
т?нде жары? ай», «Айттым с?лем, ?алам?ас».
План урока:
1. Организационный момент;
2. Изучение нового материала:
- слушание музыки;
-интегрированный анализ произведений;
- работа над песней.
3. Закрепление пройденного материала.
Итог урока.
Ход урока:
Изучение нового материала:
- Мы сегодня продолжим знакомство с творчеством Абая Кунанбаева.
Тема сегодняшнего урока «Песни Абая живут вместе с нами»
-А сегодня речь пойдет об Абае – композиторе.
- Музыка и в жизни , и в поэзии Абая занимала важное место. Абай создал ряд чудесных песен, вошедших в золотой фонд казахской культуры. Домбра была спутником всей его жизни. Песни Абая быстро распространялись среди народа, превращались в любимые. Таким образом, песни его сохранились до сегодняшнего дня.
В отличие от других поэтов, певцов, композиторов поэт не пел своих песен перед большой аудиторией, не ездил по аулам, его песни распространяли его многочисленные ученики и почитатели его таланта, а также известные народные певцы сыновья Абрахман и Акылбай , жена поэта Айгерим.
Центральное место в песенном творчестве Абая занимает лирический жанр. Им написано около 50 песен и многие из них любовно- лирические. На страницах одной из записок помещено свидетельство очевидца одного концерта. Певец Адылхан предложил присутствующим послушать казахскую песню «Письмо Татьяны». На удивленье всех откуда он знает «Письмо Татьяны» ,не без гордости указав на себя, пояснил, что у русских был такой же как он , певец- акын Пушкин, который воспел, как Татьяна – полюбила джигита Онегина, которому и написала письмо. Девушки – казашки , которых уже с детства обручили с немилыми и часто еще в колыбели продавали за калым, подхватили новые в степи слова:
Образ Пушкинской Татьяны был дорог Абаю схожестью с образами тех женщин- казашек, о которых рассказывали его стихи и песни. Песни Абая на слова Пушкина еще при жизни Абая прочно вошли в быт народа, что на свадебных встречах девушки и юноши устраивали песенные состязания , распевая монологи Татьяны и Онегина.
Слушание «Письмо Татьяны»
Произведения русских поэтов в переводе Абая и с мелодией, сочиненной Абаем, приобретали новый художественный облик. Слова песни «Горные вершины» написал немецкий поэт Гете, на русский язык перевел Лермонтов, а музыку к ним сочинил Рубинштейн.
Слова и мелодия этой песни овладели сердцем Абая, что он создал свою песню «?ара??ы т?нде тау ?ал?ып»
Слушание«?ара??ы т?нде тау ?ал?ып»
Абай в своих произведениях воспевает красоту природы, «Желсіз т?нде жары? ай»- еще одна лирическая и мелодичная песня.Перед глазами встает тихая безветренная ночь.
Слушание«Желсіз т?нде жары? ай».
Следующая его песня «Айттым с?лем, ?алам?ас» -«Привет тебе, тонкобровая».
Это восторженный лирический монолог , выражения чувства любования и восхищения своей возлюбленной.
Слушание «Айттым с?лем, ?алам?ас»
Многие песни Абая родились в Акшокы. Это место- колыбельабаевского творчества.Здесь набирало силу и крепло его литературное дарование.
Мухтар Ауэзов писал: Песни и поэмы ,рожденные в Акшокы, переписывались и заучивались мгновенно, они растекались по всей Арке. Раньше таких не слышали ее просторы. Веками молчаливая и загадочная степь зазвучала новыми словами и мотивами, словно весна пришла в эти края. Это были звуки новой эры...
Песня покоряет своих слушателей нежностью. Песни Абая своей красотой , задушевностью вдохновляют многих композиторов. На сценах известных театров, домов культуры исполняют произведения в основу которых положены песни Абая. Одним из таких песен является песня «К?зімні? ?арасы». В этой песне поется о страданиях влюбленного и восторженной чувстве любви.
Слушание «К?зімні? ?арасы»
Эти песни пользуются в народе большой популярностью в народе. Для исполнения песни не требуется большого сильного голоса , особого вокального мастерства. Давайте и мы с вами разучим ее.
Разучивание песни «К?зімні? ?арасы»
Сегодня мы познакомились с Абаем- композитором. А теперь ответьте на следующие вопросы:
- Песни Абая как распространялись ? Они записывались, печатались?
- Какой жанр преобладал в его творчестве?
- В каких песнях поется о красоте, любви?
- Мы узнали, что Абай это фигура уникальная, это личность мирового уровня.
Подведение итогов и рефлексия.
Наш урок приближается к концу. Что вы на уроке узнали нового?
Что наиболее ярко запомнилось?
Что больше всего понравилось?
Домашнее задание. Выучить слова песни и подготовиться к опросу по песенному творчеству Абая.