Урок начинается с просмотра отрывка из кинофильма «Война и мир». - Что видели на экране? - Как называется этот танец? (вальс). - Где могли слышать вальс? - Вы можете назвать композиторов , которые писали вальсы? (Шопен, Штраус, Глинка, Чайковский и т.д.) Сегодняшний урок мы посвятим удивительному танцу – вальсу. Вальс возник более трёхсот лет назад, но и сейчас продолжает нас радовать своими удивительными, не забываемыми ритмами. «Королём вальсов» по праву считается Иоганн Штраус. Он был настолько известен, что его творчеством заинтересовался кинематограф. Был снят фильм о жизни и творчестве И.Штрауса. Фильм называется «Сказки венского леса». - Может кто-то видел этот фильм? В фильме есть такой сюжет где рассказывается, что подтолкнуло композитора на создание прекрасного, удивительного вальса. Как-то Ш. отправился на прогулку в лес, в открытом экипаже, со своей девушкой. Было хорошее настроение. Солнечный день, вокруг слышались звонкие трели птиц, ритмичный цокот копыт, и на фоне всего этого возникают музыкальные фразы, которые тут же сложились воедино, легли в основу главного шедевра Ш. Так был рождён известный во всём мире вальс «Сказки венского леса». - Сейчас мы послушаем этот вальс, определите - Характер муз. произведения - Что изображает эта музыка - Какое время года можно изобразить - Какой муз. образ рисует эта мелодия СЛУШАНИЕ «СКАЗКИ ВЕНСКОГО ЛЕСА» (Характер яркий, лёгкий, лучезарный, благородный, яркие мажорные интонации. -изображает яркий, пронизанный солнечным светом летний пейзаж) - на партах вы видите палитру цветов. Если бы вы рисовали картину какие краски выбрали и почему? (оттенки зелёного, жёлтый…) Покажите карточки с цветами. -Почему? - Музыкальный образ – это летний, солнечный день . К образу летнего пейзажа обращались и художники. Так известный русский художник Пётр Куинджи написал картину «Берёзовая роща». -Оттенки какого цвета здесь больше всего присутствуют.? (Зелёный, салатный, изумрудный) Картина завораживает удивительной солнечностью, радостью. - Можно сказать , что музыкаль. образ вальса Ш. и художественный образ Куинджи похожи? Где чаще всего звучали вальсы? (на балах) - Красивые звуки вальса, сверкающие наряды, кружащиеся пары – как романтично. -Сейчас прозвучит один из самых лучших и один из самых знаменитых вальсов Ш. - вальс из оперетты «Летучая мышь. -Кто знает , что такое оперетта? (Маленькая опера с танцами, со счастливым концом, обличает пороки общества, недостатки. В оперетте не только поют, но и говорят ещё оперетту называют маленькой комедией.) - Оперетта «Летучая мышь» о любви. Вальс который мы послушаем захватывает слушателей красотой своих бесконечно развивающихся мелодий, богатством неожиданных для вальса ритмов, яркостью и блеском оркестрового звучания. Он ассоциируется с главным героем. -Какой он ? Вы скажете после прослушивания. -Какое настроение передаёт музыка? Какие инструменты помогают передать это настроение? - Как можно охарактеризовать этот образ? (образ красивого, счастливого, радующегося жизни…) (удивительно правдиво музыка Ш. передаёт чувства человека : здесь восторженная радость, и нежность, щедрая любовь к окружающему миру, и красота этого мира. -Солируют скрипки, которые своим тембром… - Что хочет сказать Ш. своей музыкой ? («Жизнь прекрасна» в этом правда и красота его музыки. - Не только для многих композиторов, но и для многих поэтов, писателей, сценаристов и режиссеров вальс стал высоким образцом музыки, на фоне которого разворачиваются лирические, драматические и даже трагические события. Вальс стал символом юности, весны, любви, символ нежности, поэтических чувств. - В каких видах искусства вы встречались с вальсом? - Например, в какой атмосфере происходит знакомство Наташи Ростовой с Андреем Болконским в романе Толстого «Война и мир» - на балу под звуки вальса! Или у Лермонтова в драме «Маскарад» героиня пьесы погибает на фоне вальса. Встреча Ромео и Джульетты в опере Гуно тоже проходит на фоне вальса. -Припомните сами и вы удивитесь, как много вальсов «звучит» в литературе, в театре, кино, опере, балете. К этому танцевальному жанру обращались музыканты разных эпох, но и современные композиторы уделяют вальсу не меньшее внимание. С. Дога сочинил удивительный по красоте вальс для фильма «Мой ласковый и нежный зверь» - Может кто-то смотрел этот фильм? - Очень часто раньше молодых девушек отдавали замуж без их согласия, ради денег и положения в обществе. Можно представить, что они чувствовали – когда ты молода, красива, да ещё встретила молодого человека и полюбила его, а тебе предстоит прожить со старым, сварливым мужем всю оставшуюся жизнь. - Как вы думаете что чувствовали эти девушки? (обида, безысходность, унижение и т.д.) -Давайте послушаем вальс на фоне которого героиня танцует со своим престарелым, нелюбимым мужем. - - Сумел ли Дога передать ту бурю чувств, которые бушуют в душе девушки. -Обратите внимание как меняется мелодия, в этом нам помогут таблички. (если мы слышим спокойные интонации, мелодия плавная, минорная, какими линиями обозначим?, если слышим взволнованные, тревожные интонации, какую табличку покажем?) СЛУШАНИЕ ВАЛЬСА из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» Уч-ся слушают и показ. карточки После прослушивания: -Получилось ли у композитора передать чувства девушки? -Какая она по характеру? -Как меняется мелодия? (в начале мы слышали спокойные интонации передающ. Чувства грусть, смирение, сдержанность, потом темп нарастает, звук усиливается, что хотел показать композитор? - Что чувства девушки меняются, человек, который находится в безысходном положении готов на крайние поступки. -Какой музыкальный образ вы услышали?(образ не смирившейся со своей участью девушки) Эта история заканчивается трагически, а как именно вы можете прочитать в повести Островского… И опять обратимся к художественным образам, которые тесно связаны с музыкальными. -Пукирев «Неравный брак». -Что мы видим на картине. -Какие чувства испытывает эта девушка? - Итак, на примере прослушанных 3-х вальсов, мы убедились, любая музыка обязательно содержит какой-то музыкальный образ. -Какой музыкальный образ был создан в первом вальсе? Как он называется и кто автор?(образ природы, летнего пейзажа) - Как назывался 2-й вальс и образ кого несёт эта музыка? - 3-й вальс… (образ несчастной девушки…) - Давайте определим тему урока. Что мы пытались определить на примере вальсов? (муз. образ) -Какой вывод можно сделать? (Музыкаль. образ живёт обязательно в каждом муз. произведении, он может быть разным; чувство, переживание человека, какое-либо проявление природы или событие из жизни человека. - Какой вальс вам больше понравился и почему? - Какой вальс вам больше понравился и почему? Составим синквейн по теме нашего урока. Образ Романтический, нежный, Плывёт, кружится, порхает В звуках прекрасной музыке Вальс. |