План - конспект урока литературы в 9 классе по теме: " Любовная лирика А.С.Пушкина. Адресаты лирики Пушкина"
Цели урока: 1.познакомить с любовной лирикой Пушкина;
2.вызвать интерес к личности и творчеству поэта;
3.изучить факты, свидетельства, точки зрения, касающиеся жизни и творчества Пушкина;
4.обучить восприятию поэзии, также исполнительскому анализу стихотворения.
Оформление, оборудование: ноутбук, экран; репродукции женских портретов; романс "Не пой, красавица, при мне" в исполнении М. Магомаева; выставка книг(стихов)поэта
Запись на доске: число, тема урока
Эпиграф
Любви все возрасты покорны,
Её порывы благотворны.
А.С.Пушкин
Слово учителя
В отличие от дружбы, в которой Пушкин ценил постоянство, верность, любовь рассматривалась им как чувство преходящее.
Оно, подобно буре, властно захватывало поэта, давало ему мощный источник вдохновения, лишало его свободы. и как всякая буря, угасало, превращаясь в "погасший пепел", "цветок засохший, бездыханный".
Пушкин не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить.
Пушкин был человеком, жизнь которого прошла среди женщин, но в шедеврах пушкинской лирики говорится именно о чувствах поэта, а не об отношениях, связывавших его с возлюбленными.
Любовь для Пушкина - лирика - предмет высокой поэзии. В стихах поэта запечатлена не только психологическая правда любовных переживаний, но и выражены философские представления о Женщине, - как об источнике красоты, гармонии, вдохновения.
Учитель: разберём одно из стихотворений А.С.Пушкина. "Я вас любил." (Шафикова Лиана читает наизусть и делает небольшой анализ)
Вопрос: Как поэт подчёркивает силу прошедшей любви? Какая она была?
Вывод: (записать) поэт благодарен женщине даже за "безмолвную" любовь;
к ней он относится бережно и с теплотой и верит, что она вновь будет любима.
Слово учителя.
Любовь у Пушкина раскрывается просто и глубоко, непосредственно и тепло. Гоголь писал о лирике Пушкина: ".Слов немного, но они так точны, что обозначают всё. В каждом слове бездна пространства; каждое слово - необъятно."
Учитель: давайте подтвердим слова Гоголя на примере одного из стихотворений - " На холмах Грузии лежит ночная мгла" ( Бикмухаметова Зилара)
Вопрос: ребята, ярких эпитетов в этом стихотворении мало, а для образности поэт использует метафоры. Назовите их. ( "лежит мгла", "сердце горит" - записать в тетради)
Вывод:
по выражению Гоголя, всё просто: "мне грустно и легко"; "унынья моего ничто не мучит."
Вопрос: а почему, как вы думаете, печаль у Пушкина светла?!
Вывод: источник этой печали - любовь, а любовь у Пушкина - это жизнь. Чувство поэта окрашено светлой и тонкой грустью; выражено просто, тепло и музыкально.
Слово учителя.
Сам Пушкин считал: " Любовь - это мелодия". ( Прослушивание романса на стихи Пушкина " Не пой, красавица, при мне" муз. Прокофьева и просмотр презентации на тему: " Любовная лирика Пушкина")
Вывод: (записать) Это стихотворение поэт посвятил Олениной, он даже сватался к ней. Однако этот брак не состоялся, т.к против него была мать Олениной. Также Олениной были посвящены стихи: "Её глаза", "Увы!", "Язык любви болтливой", "Ты и вы".
Слово учителя.
Романтический образ талисмана - символа любви и верности, Пушкин описал в стихотворении " Храни меня, мой талисман." ( Читает наизусть Галимова Ильзира)
Слово учителя.
За другой поэтической легендой о любви мы отправимся с вами в Тригорское. ( Сообщение Александровой Натальи на фоне иллюстрации " В Тригорском")
А теперь послушаем стихотворение " Я помню чудное мгновенье", которое увековечило имя А.П.Керн. ( Читает наизусть Арасланова Дина)
Слово учителя.
С этой историей любви связана ещё одна. Композитор Глинка, влюбившись в дочь А.П.Керн, написал музыку на стихи Пушкина " Я помню чудное мгновенье". Из одного шедевра родился другой.
В зрелой любовной лирике поэта за образом реальной возлюбленной всегда можно увидеть идеальный первообраз: Мадонна, Богородица, Мария.
В 1830 г. Пушкин создаёт сонет " Мадонна", появление которого чаще всего связывается с именем Натальи Николаевны Гончаровой. ( Сонет читает Мухаметова Диана)
Вывод ( записать): в сонете две героини: образ небесной Мадонны сопоставляется с образом земной женщины, которую поэт называет "Моя Мадонна"
Чистейшей прелести чистейший образец ( Сообщение на фоне портрета Н.Н.Гончаровой) Хабибуллина Эльвира.
Слово учителя.
Ребята, а почему печален 1836 год?
- Пушкин был убит на дуэли. Светские сплетни сыграли роковую роль. Гончаровой пришлось нелегко. На месте, где она похоронена как Ланская, недавно появилась табличка с надписью " Жена Пушкина". На могиле "Мадонны" всегда живые цветы.
Словарная работа. Сонет - стихотворение в 14 строк: из 2 - х четверостиший и 2 - х трёхстиший. ( сонетный )
Вывод по уроку
Конечно, только чувство подлинной любви позволяет поэту увидеть в земной женщине отблеск небесного совершенства!
Один из виднейших русских философов С. Соловьёв определял смысл любви тем, что она позволяет рассмотреть в любимом человеке его идеальное начало, основу, образ Божий.
Главной задачей урока было рассмотрение любовной лирики Пушкина.
Начав с воспевания женственно - земной стороны любви, поэт всё настойчивее стремился к раскрытию её идеального, духовного смысла.
Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение из любовной лирики Пушкина ( по выбору)
Комментированное выставление оценок
Спасибо за урок!