kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Любовная лирика А.С.Пушкина. Адресаты любовной лирики

Нажмите, чтобы узнать подробности

План - конспект урока литературы в 9 классе по теме: " Любовная лирика А.С.Пушкина. Адресаты лирики Пушкина"

Цели урока: 1.познакомить с любовной лирикой Пушкина;

                      2.вызвать интерес к личности и творчеству поэта;

                       3.изучить факты, свидетельства, точки зрения, касающиеся жизни и творчества Пушкина;

                        4.обучить восприятию поэзии, также исполнительскому анализу стихотворения.

Оформление, оборудование: ноутбук, экран; репродукции женских портретов; романс "Не пой, красавица, при мне" в исполнении М. Магомаева; выставка книг(стихов)поэта

Запись на доске: число, тема урока

                                                                          Эпиграф

                                                                       Любви все возрасты покорны,

                                                                        Её порывы благотворны.

                                                                                   А.С.Пушкин

Слово учителя

В отличие от дружбы, в которой Пушкин ценил постоянство, верность, любовь рассматривалась им как чувство преходящее.

Оно, подобно буре, властно захватывало поэта, давало ему мощный источник вдохновения, лишало его свободы. и как всякая буря, угасало, превращаясь в "погасший пепел", "цветок засохший, бездыханный".

Пушкин не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить.

Пушкин был человеком, жизнь которого прошла среди женщин, но в шедеврах пушкинской лирики говорится именно о чувствах поэта, а не об отношениях, связывавших его с возлюбленными.

 Любовь для Пушкина - лирика - предмет высокой поэзии. В стихах поэта запечатлена не только психологическая правда любовных переживаний, но и выражены философские представления о Женщине, - как об источнике красоты, гармонии, вдохновения.

Учитель:  разберём одно из стихотворений А.С.Пушкина. "Я вас любил."  (Шафикова Лиана читает наизусть и делает небольшой анализ)

Вопрос: Как поэт подчёркивает силу прошедшей любви? Какая она была?

Вывод: (записать) поэт благодарен женщине даже за "безмолвную" любовь;

к ней он относится бережно и с теплотой и верит, что она вновь будет любима.

Слово учителя. 

    Любовь у Пушкина раскрывается просто и глубоко, непосредственно и тепло. Гоголь писал о лирике Пушкина: ".Слов немного, но они так точны, что обозначают всё. В каждом слове бездна пространства; каждое слово - необъятно."

Учитель: давайте подтвердим слова Гоголя на примере одного из стихотворений - " На холмах Грузии лежит ночная мгла" ( Бикмухаметова Зилара)

Вопрос: ребята, ярких эпитетов в этом стихотворении мало, а для образности поэт использует метафоры. Назовите их. ( "лежит мгла", "сердце горит"  - записать в тетради)

Вывод:

по выражению Гоголя, всё просто: "мне грустно и легко"; "унынья моего ничто не мучит."

Вопрос: а почему, как вы думаете, печаль у Пушкина светла?!

Вывод: источник этой печали - любовь, а любовь у Пушкина - это жизнь. Чувство поэта окрашено светлой и тонкой грустью; выражено просто, тепло и музыкально.

Слово учителя.

Сам Пушкин считал: " Любовь - это мелодия". ( Прослушивание романса на стихи Пушкина " Не пой, красавица, при мне" муз. Прокофьева и просмотр презентации на тему: " Любовная лирика Пушкина")

Вывод: (записать)  Это стихотворение поэт посвятил Олениной, он даже сватался к ней. Однако этот брак не состоялся, т.к против него была мать Олениной. Также Олениной были посвящены стихи: "Её глаза", "Увы!", "Язык любви болтливой", "Ты и вы".

Слово учителя.

Романтический образ талисмана - символа любви и верности, Пушкин описал в стихотворении " Храни меня, мой талисман." ( Читает наизусть Галимова Ильзира)

Слово учителя.

За другой поэтической легендой о любви мы отправимся с вами в Тригорское. ( Сообщение Александровой Натальи на фоне иллюстрации " В Тригорском")

А теперь послушаем стихотворение " Я помню чудное мгновенье", которое увековечило имя А.П.Керн. ( Читает наизусть Арасланова Дина)

Слово учителя.

С этой историей любви связана ещё одна. Композитор Глинка, влюбившись в дочь А.П.Керн, написал музыку на стихи Пушкина " Я помню чудное мгновенье". Из одного шедевра родился другой.

В зрелой любовной лирике поэта за образом реальной возлюбленной всегда можно увидеть идеальный первообраз: Мадонна, Богородица, Мария.

В 1830 г. Пушкин создаёт сонет " Мадонна", появление которого чаще всего связывается с именем Натальи Николаевны Гончаровой. ( Сонет читает Мухаметова Диана)

Вывод ( записать): в сонете две героини: образ небесной Мадонны сопоставляется с образом земной женщины, которую поэт называет "Моя Мадонна"

Чистейшей прелести чистейший образец ( Сообщение на фоне портрета Н.Н.Гончаровой) Хабибуллина Эльвира.

Слово учителя.

Ребята, а почему печален 1836 год?

- Пушкин был убит на дуэли. Светские сплетни сыграли роковую роль. Гончаровой пришлось нелегко. На месте, где она похоронена как Ланская, недавно появилась табличка с надписью " Жена Пушкина". На могиле "Мадонны" всегда живые цветы.

Словарная работа. Сонет - стихотворение в 14 строк: из 2 - х четверостиший и 2 - х трёхстиший. ( сонетный )

Вывод по уроку

Конечно, только чувство подлинной любви позволяет поэту увидеть в земной женщине отблеск небесного совершенства!

Один из виднейших русских философов С. Соловьёв определял смысл любви тем, что она позволяет рассмотреть в любимом человеке его идеальное начало, основу, образ Божий.

Главной задачей урока было рассмотрение любовной лирики Пушкина.

Начав с воспевания женственно - земной стороны любви, поэт всё настойчивее стремился к раскрытию её идеального, духовного смысла.

Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение из любовной лирики Пушкина ( по выбору)

Комментированное выставление оценок

                Спасибо за урок!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Любовная лирика А.С.Пушкина. Адресаты любовной лирики »

План - конспект урока литературы в 9 классе по теме: " Любовная лирика А.С.Пушкина. Адресаты лирики Пушкина"



Цели урока: 1.познакомить с любовной лирикой Пушкина;

2.вызвать интерес к личности и творчеству поэта;

3.изучить факты, свидетельства, точки зрения, касающиеся жизни и творчества Пушкина;

4.обучить восприятию поэзии, также исполнительскому анализу стихотворения.

Оформление, оборудование: ноутбук, экран; репродукции женских портретов; романс "Не пой, красавица, при мне" в исполнении М. Магомаева; выставка книг(стихов)поэта



Запись на доске: число, тема урока



Эпиграф

Любви все возрасты покорны,

Её порывы благотворны...

А.С.Пушкин



Слово учителя

В отличие от дружбы, в которой Пушкин ценил постоянство, верность, любовь рассматривалась им как чувство преходящее.

Оно, подобно буре, властно захватывало поэта, давало ему мощный источник вдохновения, лишало его свободы... и как всякая буря, угасало, превращаясь в "погасший пепел", "цветок засохший, бездыханный".

Пушкин не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить.



Пушкин был человеком, жизнь которого прошла среди женщин, но в шедеврах пушкинской лирики говорится именно о чувствах поэта, а не об отношениях, связывавших его с возлюбленными.

Любовь для Пушкина - лирика - предмет высокой поэзии. В стихах поэта запечатлена не только психологическая правда любовных переживаний, но и выражены философские представления о Женщине, - как об источнике красоты, гармонии, вдохновения...

Учитель: разберём одно из стихотворений А.С.Пушкина. "Я вас любил..." (Шафикова Лиана читает наизусть и делает небольшой анализ)



Вопрос: Как поэт подчёркивает силу прошедшей любви? Какая она была?

Вывод: (записать) поэт благодарен женщине даже за "безмолвную" любовь;

к ней он относится бережно и с теплотой и верит, что она вновь будет любима.

Слово учителя.

Любовь у Пушкина раскрывается просто и глубоко, непосредственно и тепло. Гоголь писал о лирике Пушкина: "...Слов немного, но они так точны, что обозначают всё. В каждом слове бездна пространства; каждое слово - необъятно..."

Учитель: давайте подтвердим слова Гоголя на примере одного из стихотворений - " На холмах Грузии лежит ночная мгла" ( Бикмухаметова Зилара)



Вопрос: ребята, ярких эпитетов в этом стихотворении мало, а для образности поэт использует метафоры. Назовите их. ( "лежит мгла", "сердце горит" - записать в тетради)

Вывод:

по выражению Гоголя, всё просто: "мне грустно и легко"; "унынья моего ничто не мучит..."

Вопрос: а почему, как вы думаете, печаль у Пушкина светла?!





Вывод: источник этой печали - любовь, а любовь у Пушкина - это жизнь. Чувство поэта окрашено светлой и тонкой грустью; выражено просто, тепло и музыкально.



Слово учителя.

Сам Пушкин считал: " Любовь - это мелодия". ( Прослушивание романса на стихи Пушкина " Не пой, красавица, при мне" муз. Прокофьева и просмотр презентации на тему: " Любовная лирика Пушкина")

Вывод: (записать) Это стихотворение поэт посвятил Олениной, он даже сватался к ней. Однако этот брак не состоялся, т.к против него была мать Олениной. Также Олениной были посвящены стихи: "Её глаза", "Увы!", "Язык любви болтливой", "Ты и вы".

Слово учителя.

Романтический образ талисмана - символа любви и верности, Пушкин описал в стихотворении " Храни меня, мой талисман..." ( Читает наизусть Галимова Ильзира)

Слово учителя.

За другой поэтической легендой о любви мы отправимся с вами в Тригорское. ( Сообщение Александровой Натальи на фоне иллюстрации " В Тригорском")

А теперь послушаем стихотворение " Я помню чудное мгновенье", которое увековечило имя А.П.Керн. ( Читает наизусть Арасланова Дина)

Слово учителя.

С этой историей любви связана ещё одна. Композитор Глинка, влюбившись в дочь А.П.Керн, написал музыку на стихи Пушкина " Я помню чудное мгновенье". Из одного шедевра родился другой.

В зрелой любовной лирике поэта за образом реальной возлюбленной всегда можно увидеть идеальный первообраз: Мадонна, Богородица, Мария.

В 1830 г. Пушкин создаёт сонет " Мадонна", появление которого чаще всего связывается с именем Натальи Николаевны Гончаровой. ( Сонет читает Мухаметова Диана)

Вывод ( записать): в сонете две героини: образ небесной Мадонны сопоставляется с образом земной женщины, которую поэт называет "Моя Мадонна"

Чистейшей прелести чистейший образец ( Сообщение на фоне портрета Н.Н.Гончаровой) Хабибуллина Эльвира.

Слово учителя.

Ребята, а почему печален 1836 год?

-- Пушкин был убит на дуэли. Светские сплетни сыграли роковую роль. Гончаровой пришлось нелегко. На месте, где она похоронена как Ланская, недавно появилась табличка с надписью " Жена Пушкина". На могиле "Мадонны" всегда живые цветы.

Словарная работа. Сонет - стихотворение в 14 строк: из 2 - х четверостиший и 2 - х трёхстиший. ( сонетный )

Вывод по уроку

Конечно, только чувство подлинной любви позволяет поэту увидеть в земной женщине отблеск небесного совершенства!

Один из виднейших русских философов С. Соловьёв определял смысл любви тем, что она позволяет рассмотреть в любимом человеке его идеальное начало, основу, образ Божий.

Главной задачей урока было рассмотрение любовной лирики Пушкина.

Начав с воспевания женственно - земной стороны любви, поэт всё настойчивее стремился к раскрытию её идеального, духовного смысла.

Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение из любовной лирики Пушкина ( по выбору)

Комментированное выставление оценок

Спасибо за урок!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Любовная лирика А.С.Пушкина. Адресаты любовной лирики

Автор: Кунафина Альбина Ахнафовна

Дата: 19.10.2015

Номер свидетельства: 241351


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства