Просмотр содержимого документа
«Урок музыки в 7 классе по теме "Музыкальный образ" »
Урок музыки в 7 классе.
Тема: «Музыкальный образ»
Цель: Ввести обучающихся в мир музыкальных образов.
Задачи:
Образовательная: сформировать представления о музыкальных образах, развести понятия инструментальной и вокальной музыки.
Развивающая: развивать умение анализировать музыкальные произведения.
Воспитательная: воспитывать интерес к музыке.
Тип урока: Вводный.
Ход урока
Организационный момент.
Звонкий прозвенел звонок
Начинается урок.
Будем дружно песни петь
На уроке не шуметь.
2. Введение. Беседа.
-Ребята, представьте себе яблоко.
-Каждый из вас представил своё яблоко: кто- то маленькое и красное, кто- то большое и зелёное, маленькое и зелёное, кислое, сладкое и т.д.
Когда мы представляем что-то, мы обязательно думаем о том, как это выглядит. Каждый предмет имеет свою характеристику и образ. Невозможно представить яблоко квадратным- оно обязательно круглое.
-Теперь представим человека.
Кто- то представил сейчас себя, кто-то соседа, друга, любимого человека, маму и т.д.
И обязательно это человек будет в вашем воображении либо грустить, либо улыбаться, либо совершать какое – то действие.
То, что происходит в воображении, образы, действия многие талантливые люди переносят в произведения искусства: художники в картины- что более понятно, потому, что это визуально, композиторы- в музыкальные произведения, над которыми можно поразмыслить.
Т.е. речь идёт об ОБРАЗАХ. На уроках музыки мы будем говорить о музыкальных образах.
-Так что же такое музыкальный образ?
Музыкальный образ- это творческий замысел, жизненное содержание, которое создает композитор, используя богатые возможности музыкального языка.
Музыкальный язык универсален, он понятен всем. А правильно понять тот или иной музыкальный образ поможет интонация- главное свойство музыки.
Музыка может быть вокальной и инструментальной.
Разведите эти понятия.
Вокальная музыка- музыка предназначенная для исполнения голосом
Инструментальная- это музыка, которую исполняют только музыкальные инструменты.
В какой музыке легче определить музыкальный образ? (вокальной)
Почему? (есть слова).
Композитор Д.Б.Кабалевский говорил: «Музыкальное произведение, как всё рождённое и живущее, имеет своих родителей. Родители- это композитор и жизнь».
Как вы понимаете его слова?( музыка рождается композитором, а идею он берёт из жизни).
На уроках литературы вы знакомитесь с различными родами художественной литературы. Какими? (эпические, лирические и драматические).
А может ли музыка воплощать такие образы? (да)
Музыкальные образы так же могут быть лирические, эпические, лирико- эпические, драматические.
Лирические образы- это романтические чувства, любовь к природе, к человеку и т.д.
Эпические образы- это грустные воспоминания, разочарования и т.д.
Драматические образы- это образ, где присутствует трагедия, драма и т.д.
3.Прослушивание и анализ музыкального произведения.
Сегодня мы познакомимся с музыкальным произведением австрийского композитора Ф.Шуберта. Это баллада, которая написана к драме немецкого поэта Гётте.
Что такое баллада в музыке?
Баллада в музыке- это произведение для голоса с аккомпанементом.
Послушайте и ответьте на вопрос: Какое впечатление произвело на вас это произведение? Какие события могли происходить в балладе?
-сочините свой рассказ к произведению.
(прослушивание «Лесной царь» на немецком языке.)
-На основе вышесказанного, проведём разбор музыкального произведения.
Послушайте повторно балладу и ответьте на вопросы письменно:
Сколько музыкальных образов в произведении?(рассказчик, отец, сын, царь)
Дайте характеристику каждому образу.
Можно ли объединить все эти образы в один? (драматический).
(Повторное прослушивание).
Ответы на вопросы.
-С помощью каких средств музыкальной выразительности композитор нарисовал музыкальные образы?
Вокально- хоровая работа.
Разучивание и работа над песней «Дарите музыку друг другу»
Итог.
С каким понятием вы познакомились сегодня на уроке?