Урок музыки 6 класс. Тема «Музыкальный образ» с элементами театрализации. На этом уроке раскрываются чувства, внутренний мир человека, явления природы, переживания, мысли, размышления.
Задачи урока: в различных формах и видах деятельности, с помощью разнообразных методов достичь осознанного восприятия произведений народной и профессиональной музыки, отражающих красоту природы, её влияние на человека. Укрепить в сознании учащихся понимания огромной значимости музыкальной драматургии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Музыкальный образ »
229-605-728 Кобзева Александра Ильинична
6 класс, III четверть. «Музыкальный образ»
Статья отнесена к разделу:
преподавание музыки Кобзева Александра Ильинична учитель музыки
Учебно-воспитательные задачи урока:
В различных формах и видах деятельности, с помощью разнообразных методов достичь осознанного восприятия произведений народной и профессиональной музыки, отражающих красоту природы, её влияние на человека.
Укрепить в сознании учащихся понимания огромной значимости музыкальной драматургии на примере произведений: «Гавот»;
«Аксак – Кулан» (казахский народный кюй);
«Эпизод нашествия» из 7 симфонии Д. Шостаковича.
Изучение творческого наследия казахского народа.
Вызвать эмоциональный отклик на разнохарактерные произведения.
Развивать слушательскую культуру у учащихся. Развивать эстетический вкус, эстетическое сознание и эстетическое воспитание.
Оборудование:
1.Звукозапись: «Аксак - Кулан» (казахский народный кюй)
«Эпизод нашествия» из 7 симфонии Д. Шостакович
«Гавот» (итальянская народная музыка)
2. Портрет Д. Шостаковича.
3. Орфей.
4. К. Кыстаубаев. Репродукция картины «Аксак – Кулан».
5. Приложение.
Тип урока – совершенствование ЗУН.
Вид урока – театрализованный.
Методы обучения – объяснительно-иллюстративный с элементами проблемно поисковой, творческой деятельностью, наглядный.
План урока:
Организационный момент.
«Гавот» (итальянская народная музыка) – слушание.
«Аксак – Кулан» (казахский народный кюй) – слушание.
«Эпизод нашествия» из 7-ой симфонии Д.Шостаковича – слушание.
«Бухенвальдский набат» В. Мурадели – исполнение.
Домашнее задание.
Ход урока.
Вход в класс под песню В. Мурадели «Бухенвальдский набат». Начало урока с музыкального приветствия. На доске записана тема четверти: «Музыкальная драматургия» и тема урока «Музыкальный образ».
Наш урок не совсем обычный. Сегодня мне будут помогать вести его Таня, Иван и Лена.
Уже начался урок, а ребят ещё нет. (Дверь открывается, в класс входят помощники. Они увлечённо о чём-то спорят). А вот и они. Интересно, о чём идёт разговор? Давайте, послушаем.
Асель. Я совершенно уверена, что без музыки не может жить ни один человек!
Иван. А я?
229-605-728 Кобзева Александра Ильинична
Лена. Что, а ты?
Иван. Я же живу без неё. Я, если хочешь знать, терпеть не могу эту твою музыку! И как только по радио или телеку начинают передавать какую-то там симфонию или оперу, я просто вырубаю ящик.
Асель. А что ты про них знаешь?
Иван. Про кого?
Лена. Про оперы, симфонии?
Иван. Не знаю ничего и, главное, знать не хочу.
Асель. Вот это правильно. Понятно, во всяком случае. Тогда ответь ещё на один вопрос – можно ли любить или не любить то, чего не знаешь?
Иван. Нет. Нельзя любить или не любить то, чего не знаешь. Но опера…
Лена. Погоди, до оперы ещё доберёмся. Скажите, ребята, вы когда-нибудь что-нибудь напеваете «про себя», например, из песни, которую слышали? (Ответ учащихся).
Иван. Что-нибудь – это не музыка! Музыка – это когда оркестр, хор…
Асель Вот опять не знаешь, а говоришь! Музыка – это всё: журчание ручья, шелест листвы, пение птиц…
Иван. Никому эти твои журчания и шелесты не нужны. Будущее – это мир техники и точных наук.
Лена. И в мире техники и точных наук всегда была и будет музыка. Как ты относишься, например, к истории?
Иван. Хорошо отношусь. История – это наука о том, что было. Это что? (Таня показывает и крепит к доске рисунок).
Иван. Это что?
Асель Ты хочешь сказать – кто это? Отвечаю. Это один из героев древнегреческих мифов – Орфей (звучит «Гавот», на фоне музыки звучат слова учителя). Рисунок 1
…Однажды, к Орфею, пришли жители его родного города и сказали: «Орфей, ты слышал вести, которые принёс гонец? Лакодеяне в пятидесяти стадиях ходьбы от нашего города. Они несут нам смерть, разорение, голод, горе… Ты, только ты, сможешь спасти от разорения родной город. Ты ведь знаешь, Орфей, что взрослые мужчины ушли на войну, и город остался беззащитным. И только на тебя вся надежда». Отвечал Орфей: « Но что я могу сделать один с целым войском лакодеян? Ведь я стар и немощен, у меня нет не только меча или лука со стрелами – у меня нет даже щита, которым я мог бы укрыть хоть одного младенца. Всё моё богатство – это сладкозвучная кифара».
- Но зато ты играешь на ней несравненно, - возразили жители. - Вспомни, когда раздаются звуки твоей кифары, дикие звери становятся ручными…
- Но всё это не может служить защитой вам, дорогие мои сограждане, боюсь, я бессилен… и вас… ждёт смерть.
- Нет, нет. Мы просим тебя, Орфей, играй, играй, сколько сможешь. Если твоя игра будет как всегда прекрасна, валуны со всей округи соберутся послушать её и за ними спрячется всё население города…. И Орфей заиграл (звучит музыка). Его тесным кольцом окружили жители города. Огромные валуны прислушались к его игре и образовали высокую, неприступную для врага преграду (музыка звучит до конца).
Прошли годы, а великий подвиг Орфея, спасшего жизнь людей, остался в памяти человечества.
« … Дошло до меня, о великий царь…» Так начинаются все сказки Шахерезады. Так начнём и эту…(легенда изложена в форме спектакля).
229-605-728 Кобзева Александра Ильинична
У великого хана был сын. И вот, однажды, он поехал на охоту и погиб в жестокой схватке со зверем. Долгое время не решались передать эту ужасную весть хану. Но вот хан позвал визиря и спросил: «Где мой сын?» Визирь ответил: «О, солнце вселенной, успокой своё сердце. Пусть будет в твоей душе покой, как на озере, волны которого задремали после бури…»
«Где мой сын?» по твоим глазам я вижу, что произошла беда. Отвечай! Молчишь, собака?! Значит, и в самом деле с моим сыном произошла беда?! Говори же! Но знай, если ты раскроешь
рот, чтобы сообщить дурную весть о сыне, я прикажу залить тебе в глотку расплавленный свинец…(музыка обрывается) Но, если ты не скажешь, сейчас же что случилось с моим сыном, я
прикажу четвертовать тебя!» И тогда, визирь ответил: «О, мудрейший из мудрейших! О, светлейший из светлейших! О, светоч вселенной! Прикажи говорить домбре. «Пусть говорит домбра! – сказал хан (вновь звучит музыка) .
Асель. Вот, сейчас, музыка рассказывает о том, как охотники вместе с сыном хана поскакали на охоту. Слышишь, музыка звучит в ритме скачки…Рисунок 2
Иван. А это – схватка?! Верно?
Асель Молодец!
Иван. В этой схватке погиб сын хана. Рисунок 4
Лена. Да. Это музыка оплакивает смелого и отважного охотника (музыка звучит до конца).
…И тогда хан сказал: «Залить домбру расплавленным свинцом за то, что принесла мне дурную весть о сыне!» Рисунок 5
Иван. Домбру жалко…
Асель. И это всё, что ты можешь сказать?
Иван. А что ещё?
Асель. А то, что музыка в данном случае спасла жизнь ни в чём не повинного человека.
Иван. Так это мифы! Сказки!
Учитель. Ребята! Мы прослушали два произведения различные по характеру и жанру. И пришло время назвать тему нашего урока «Музыкальный образ». Скажите, какие образы возникли в вашем воображении при слушании? (Образ мира, спокойствия в первом. Образы скачки, cхватки, смерти – во втором). Молодцы! Возьмём ещё один пример (звучит фрагмент из симфонии №7 Д. Шостаковича). Это звучит музыка…
Лена (перебивает). Подождите, пожалуйста. Не называйте пока ни произведения, ни автора…
Учитель. Хорошо.
Асель. Узнаёшь?
Иван. Если честно – нет.
Учитель. Город был окружен. Каждый вечер на крышу одного из домов в каске пожарника и в огромных брезентовых рукавицах выходил человек и смотрел, чтобы на крышу этого дома не упала зажигательная бомба. А утром, после многочасового дежурства на крыше, он, возвратившись в свою маленькую квартирку, иззябший, голодный, вместо того чтобы отдохнуть, садился писать музыку… Рисунок 6
Иван. Он писал песню?
Учитель. Нет. Он писал симфонию.
Иван. Опять сказка.
Учитель. Нет. Это не сказка. Человек, о котором идёт речь, Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Шла война. Был август 1941 года. Он писал симфонию, которая будет называться «Ленинградская» (звучит «Эпизод нашествия»). Вот чёткие удары маленького барабанчика… Звуки возникают где-то там, в глубине оркестра.
А вот теперь, композитор, как бы наслаивает на эту ритмическую канву примитивно – убогую, лишённую живого дыхания, тему фашистского марша…
Иван. Это как в кинофильме «Чапаев»? психологическая атака?
Учитель. Совершенно верно. Без выстрела, без крика, под рокот маленького военного барабанчика, надвигаются на зрителей ряды белогвардейцев…
Шостакович использовал тот же приём, но музыкально обогатил его (музыка звучит громче).
229-605-728 Кобзева Александра Ильинична
Как писали впоследствии газеты: «…музыка Шостаковича, не произнося ни единого слова, заставила обнажёнными сердцами прикоснуться к обжигающему пламени войны, заставила ощутить свою причастность к общему человеческому делу борьбы с фашизмом (симфония звучит до конца).
Ребята! Сегодня на нашем уроке звучали разнохарактерные произведения, назовите их. Скажите, а какое произведение, и какого композитора напомнила вам 7-я симфония Д. Шостаковича? ( «Александр Невский» С. Прокофьев, «Ледовое побоище») Молодцы!
А, теперь, вспомните под какую песню вы входили в класс («Бухенвальдский набат» В. Мурадели). Что общего с 7 симфонией? (тема войны). Так скажите, какие образы возникли в вашем воображении во время слушания? (ответ) Молодцы! Давайте, исполним песню. Пусть в песне прозвучит призыв борьбы за МИР на всей Земле.
Лена. Поняли теперь, что без музыки человек просто не может существовать?
Учитель. Не надо всех торопить. Заставить полюбить музыку нельзя. Но задуматься над тем, что мы сегодня обсуждали можно и нужно. А пока, в заключение я хочу прочитать вам стихотворение:
Когда простую песню слышишь,
Когда ты сам её поёшь, -
Одним дыханьем с нею дышишь
И в ногу вместе с ней идёшь.
Послушай, как щебечут птицы,
Послушай, как поёт волна,
Как дождь в окно твоё стучится, -
Повсюду МУЗЫКА слышна.
А домашнее задание у вас будет совсем простое:
1. попытайтесь изобразить в рисунках любой фрагмент из прослушанных вами сегодня музыкальных произведений.
2. подумайте, понятен ли нам мир чувств и переживаний, которые стремились передать композиторы в своих произведениях.