Урок музыки в 5 классе по программе Критской "Всю жизнь мою несу я Родину в душе". Технологическая карта разработана в соотвествии с ФГОС, соответствует требованиям современного урока (5 основных этапов). Тип урока - открытие новых знаний. На уроке обучающиеся изучают симфонию-действа В.Гаврилина "Перезвоны", которые он написал под впечатлением от прочтения рассказов В.Шукшина, в частности рассказа "Слово о малой родине". Эти произведения (музыкальное и литературное) о традициях колокольности в искусстве. Учащиесяя знакомятся с понятием "Симфония - действо", слушают и анализируют три фрагмента из симфонии -действа "Перезвоны", соотносят музыкальные образы с образами живописных полотен. На данном уроке вводится НЭРО.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока музыки № 10 5 класс »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кичигинская средняя
общеобразовательная школа имени В.П.Кибальника
Урок музыки 5 класс
по программе Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной «Музыка»
Тема: ««Всю жизнь мою несу я Родину в душе»
Учитель музыки первой квалификационной категории
Исаева Татьяна Валерьевна
2015
Музыка 5 класс. Урок № 10.
Тема:«Всю жизнь мою несу я Родину в душе»
Эпиграф: «Это не делится, это – едино:
Жизнь человека с Родиной милой»
Цели урока:
1.Образовательные:
- знакомство со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства на основе изучения
симфонии – действа «Перезвоны» В.А.Гаврилина;
- осознание учащимися значения колокольного звона в жизни человека и взаимосвязи музыкального искусства, литературы и живописи;
- овладение способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью;
- выделять отдельные признаки и объединять по общим признакам;
- расширение эмоционального словаря школьника;
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
2. Развивающие:
- развивать эмоционально - ценностное отношение к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;
- формирование умений развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности и самостоятельно ставить для себя новые задачи на основе взаимосвязи музыки с другими видами искусства.
3. Воспитывающие:
- воспитание российской гражданской идентичности: уважение к Отечеству через освоение художественно – эстетических,
духовно – нравственных ценностей отечественной культуры;
- воспитание эстетического отношения, «родственного внимания к миру»;
Прогнозируемые результаты:
1. Метапредметные результаты: у ученика будут сформированы следующие универсальные учебные действия:
- регулятивные: определять цель учебной деятельности; прогнозирование результатов художественно-музыкальной деятельности при выявлении связей музыки с литературой, изобразительным искусством;
- коммуникативные: передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства в устной речи;
совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией, взаимодействие в группе, коллективе;
- познавательные: усвоение словаря музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке; находить закономерности; наблюдать и делать самостоятельные выводы.
2. Предметные результаты:
- ученик будет уметь определять музыку, основанную на использовании традиции колокольности в русской музыке, ее истоки;
- ученик получит возможность научиться устанавливать связи между музыкальными, живописными и литературными
- осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности;
- выявление ассоциативных связей музыки с литературой, изобразительным искусством
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Используемые учебники и учебные пособия:
Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка: учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2013.
Используемая методическая литература:
Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Уроки музыки: 5-6 классы: методическое пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2014
- Какие разновидности колокольных звонов вы знаете?
- Какие жизненные события связаны со звучанием колоколов? (стр.30 учебника)
- Как вы понимаете эпиграф к сегодняшнему уроку?
- Что для вас Родина?
- О чем мы будем сегодня говорить на уроке?
Размышлять, анализировать, высказывать свое отношение к Родине, называют объект осуждения на уроке.
Регулятивные
Учатся размышлять, слушать, задавать вопросы и отвечать на них
Личностные
Учатся вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания
Информационный
-Прочитайте отрывок из рассказа известного писателя, актера и режиссера В. М.Шукшина «Слово о малой родине» (1 группе) и стих нашего местного поэта Н.В.Шмакова «Кичигино» (2 группа) и подчеркните слова в тексте – описание родины.
Работа в группах. Анализ отрывка литературного произведения, выбор эпитетов
Познавательные
Осознанное построение речевого высказывания в устной форме.
Аналитический этап. Совместное открытие новых знаний
- После прочтения рассказа В.М.Шукшина «Слово о малой родине» композитор В.А.Гаврилин написал симфонию – действо «Перезвоны».Это произведение для солистов, хора и ударных инструментов. В его основе впечатления композитора от рассказа Шукшина.
Вот что говорит композитор о своем произведении (учебник с. 30)
- О чем произведение «Перезвоны»?
- Что значит симфония – действо?
- Вспомните, что такое симфония?
- Симфония – действо – это нечто среднее между оперой и ораторией
Различать особенности русской музыкальной культуры
Анализ прочитанного.
Закрепление изученного материала.
Знакомство с новым понятием
Личностные
Формирование навыков сотрудничества и бесконфликтного взаимодействия со сверстниками
Познавательные
Учатся эмоционально откликаться на прочитанное
Знакомятся с новым понятием
-Прослушайте 1 часть симфонии-действа «Весело на душе» (слова на слайде)
- Что вы можете сказать о настроении музыки?
- Совпадает ли название 1 части с настроением музыки?
Развитие эстетического сознания через творческую деятельность эстетического характера
Познавательные
учатся размышлять над содержанием музыкального произведения,
определять средства музыкальной выразительности
высказывать суждения о музыке
Регулятивные
развитие умения осмыслить полученную информацию
- Прослушайте следующий фрагмент симфонии-действа «Молитва»
- Что вы услышали, представили себе, прослушав музыку?
- Что за человек может так молиться? Какой он?
- Какие приемы использует композитор, создавая такой музыкальный образ?
Слушают музыкальный фрагмент
Размышляют, анализируют, объясняют
(«Молитва» строится на речитативе, фоном которого служит звучание хора без слов (вокализ), звуки колокола передают сдержанность чувств. Состояние души молящегося человека: сосредоточенность мысли, эмоциональная уравновешенность, искренность высказываний, голос-бас, речитатив на фоне скользящей вниз мелодии – усиливает ощущение безысходности)
Познавательные
учатся размышлять над содержанием музыкального произведения,
определять средства музыкальной выразительности
высказывать суждения о музыке
Регулятивные
развитие умения осмыслить полученную информацию
Физминутка
Повторяйте под музыку все движения, которые показывают на экране разные животные
Дети танцуют, выполняют ритмические движения под музыку, повторяя за героями физминутки
Регулятивные
Развивать умение осмысливать полученную информацию
Аналитический этап. Совместное открытие новых знаний
- Прослушайте третий фрагмент симфонии «Вечерняя музыка». После прослушивания обсудите в группах и выберите из ряда репродукций в учебнике (с.32-33) созвучную настроению и характеру музыки.
Дети слушают музыку, анализируют, размышляют и подбирают соответствующее настроению живописное полотно. Обосновывают свой выбор
Познавательные
Умение находить схожее в образах созвучных искусств
Коммуникативные
Умение аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности
- Рассмотрите репродукцию И.Шишкина «Полдень. В окрестностях Москвы» (слайд)
Что изображено на картине?
Дети рассматривают и анализируют
(Небо – бескрайний воздушный простор, занимает 2/3 картины, Поле, лес, дорога, ведущая в храм. Единство человека и природы, величие и целостность мироздания так же как и в симфонии-действе «Перезвоны»)
Познавательные
Умение аргументировать свою позицию, используя языковые средства
Коммуникативные
Умение использовать речевые средства для решения коммуникативных задач
Вокально-хоровая работа
Распевка
-Какие песни о родине, о родной земле мы знаем?
- «Перезвоны» Гаврилина о жизненном пути человека. А каким должен быть путь человека, какими делами должен быть наполнен?
-Давайте вспомним и исполним песню «Дорога Добра»
Знакомство с гимном Увельского района и разучивание его
Коллективно-исполнительская деятельность
Разучивают слова и мелодию новой песни
Формирование исполнительских навыков
Рефлексивный
- Давайте вернемся к словам В. Шукшина. Прочитайте их еще раз, вдумайтесь и выберите словосочетание, которое могло бы быть темой урока