Урок в 4 классе по теме «Большой театр» входит в раздел изучаемого материала третьей четверти «Знаменитые театры мира».
Изучение темы данного урока помогает учащимся приобрести следующие знания :
1) определение жанра профессиональной музыки - опера;
2) название знаменитого театра мира, его историю ;
3) иметь представления о главных событиях музыкальной жизни Большого театра.
Учащиеся учатся высказывать оценочные суждения об оперном произведении и исполнителях, прослушанных на уроках. Учатся проявлять музыкальную воспитанность, использовать элементарные музыкальные термины в разговоре о музыке, в общении между собой выразительно исполнять песни в соответствии с их характером. Приобретают опыт музыкально-творческих выступлений, участвовать в коллективном пении, ансамблевом музицировании.
Ученики проявляют уважение к истории, культуре, традициям и ценностям других народов;
Понимают связь музыкального искусства с жизнью,выражают своё настроение средствами музыки.
Учатся применять музыкальные термины в разговоре о музыке, делать элементарный анализ оперной музыки
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок музыки по теме : «Большой театр». »
Выполнила : Строкаль И. А.
учитель музыки.
Урок музыки по теме : «Большойй театр». 4-й класс.
Цель: знакомство сБольшим театром, оперой А. Бородина «Князь Игорь».
Задачи:
*Обучающие: расширить представления о музыкальном театре, дать определение жанру «опера», познакомить с балетным номером из 2-го «Половецкие пляски», познакомить с понятиями афиша ,балетные номера в опере, оперный хор.
*Развивающие: научиться анализировать прослушанные музыкальные фрагменты, определять характер музыки с помощью музыкальных выразительных средств.
* Воспитывающие: воспитывать у школьников любовь к оперному искусству, чувство патриотизма и героизма к защитникам отечества. Коммуникативные: воспитывать уважение к мнению одноклассников, умение работать в группах.
Оборудование : компьютер, интерактивная доска, фортепиано, диски. Материал : видео фрагмент и оперы А. Бородина «Князь Игорь» из 2-го действия «Половецкие пляски» .Презентация «Большойй театр». Слайды: портрет А. Бородина, иллюстрации половецких плясок из оперы «Князь Игорь»,символы победы ВОВ(орден.). Иллюстрации : портрет А.Бородина, оперные сцены «Князь Игорь».Задания , оценочные листы ,тесты, две таблицы с музыкальными терминами, Листы для выполнения заданий в группах, маркеры, текст песни «Главный праздник».
План урока:
1. Организационный момент. Активизация внимания.
2. Актуализация опорных знаний.
3. Открытие новых знаний.
4. Проверка усвоения нового материала.
5. Закрепление знаний и умений учащихся по изучаемому материалу.
6. Вокальная работа.
7. Подведение итогов урока.
Вход под музыку «Вальс цветов» П. Чайковского.
Музыкальное приветствие:
У. Здравствуйте ребята!
Д. Здравствуйте учитель!
У. Прикоснитесь друг к другу ладошками и пожелайте удачи сегодня на уроке.
У. Ребята скажите, знакомая для вас музыка звучала сейчас , когда вы заходили в класс? Из какого произведения?
Д. Вальс из балета «Щелкунчик»
У.Ответьте на вопросы:
1Что такое балет?
Д. Муз. спектакль , где все артисты танцуют
У. 2.А как называется муз. спектакль ,где все артисты поют?
Д.Опера.
У. 3. Ребята ,как называется здание, где показывают музыкальные спектакли оперы, балеты?
Д.Театр.( Слайд театра.)
Вспомните название театра, где шёл балет «ЩЕЛКУНЧИК»
Д .«Мариинский».
У. И цель нашего урока это продолжить знакомиться с Большим театром. Кто мне скажет, как будет называться тема нашего урока?
У. Как вы думаете , что мы сегодня будем делать на уроке? ( один учащийся пишет на доске то, что отвечают дети: петь, слушать музыку, говорить о театре…..)
У. И так , тема урока нами определена и о Мариинском театре нам сейчас расскажут Асылбек и Кристина. ( Презентация«Большой театр», которую подготовили ученики.)
У. (После просмотра презентации.) Вы обратили внимание, какой театр красивый, со своеобразной архитектурой? Как вы думаете, в театре существуют какие-либо правила поведения? (Ответы учащихся. )
У. Как называют культуру поведения, культурное поведение ?
Д. Этикет.
У. Давайте мы с вами составим правила поведения в театре. У каждой группы на столе листы .Нужно составить и записать каждой группе по 2 правила:
1-ягруппа составляет правила поведения в концертном зале,
2-я группа –в гардеробе
3-я группа-в фойе
4-я группа- неправильные советы в театре т. е. « советы наоборот».
Д. Ответы каждой группы .
У.Скажите, из каких источников мы можем узнать о музыкальном спектакле?
Д. Из информации, которая есть в афише..
У.Назовите ваши ассоциации, связанные со слвом «афиша»
Д. Отвечают:(яркая, красочная, цирк, приглашение ,праздник…)
У .Так что такое театральная афиша ,дайте определение? Для чего она нужна?
Д. Афиша – это информация о предстоящем спектакле. Из нее мы можем узнать, как называется спектакль, когда и во сколько он будет. А также какие артисты там будут участвовать.
У. Предлагаю посмотреть на афишу нашего сегодняшнего урока. Что написано? (Слайд-афиша. Опера«Князь Игорь».) С каким произведением будем знакомиться?
Д. Читают афишу на слайде, отвечают: ( Опера «Князь Игорь» , русский композитор А. Бородин, исполнители …)
У. События какого времени здесь отражены, прошлое или настоящее?
Д. Прошлое .
У. Чтобы познакомиться с оперой «Князь Игорь» и с творчеством русского композитора А. Бородина , каждой группе нужно выполнить задание.(Текст с заданиями находится на столах. Представим, что мы :
1гр.-«музыковеды», должны кратко составить описание жизнь и творчество Бородина историю создания оперы .
2-я гр. «музыкальные исследователи» и исследуют из чего состоит опера, делают кластер, выбирают из предложенных терминов только те, которые относятся к опере,( в задании есть слова: опера ,хор, симфонический оркестр, танцевальные номера; и добавляются не нужные термины: концерт, пианино и т.д. …)
3-я «искусствоведы»-составляет таблицу: « соотнеси имена главных героев». (задание :составить таблицу с именами главных героев и определить, кем они являлись. Примечание, ответ детей в виде таблицы- мазайки вывешивается на доске. )
4-я гр. «театральные режиссёры», прочитать программку 2-го действия «Половецких плясок».) , перечислить музыкальные номера 2-го действия (Ответ детей 4 гр.-3 номера. 1) Хор девушек с песней «Улетай на крыльях ветра» 2)Затем в ритме лезгинки танцуют мужчины.3) Общая пляска с хором «Славен хан наш, Кончак!»)
Дети выполняют задания. Представитель каждой группы отвечает у доски, предварительно прочитав задание..
У. Представьте, что вы композиторы, вам нужно сочинить музыку к словам песни «Улетай на крыльях ветра…». Какие музыкальные выразительные средства вы бы использовали?
У. читает в слух текст песни :
Улетай на крыльях ветра
Ты в край родной, родная песня наша,
Туда, где мы тебя свободно пели,
Где было так привольно нам с тобою…
дети внимательно слушают ,затем подбирают музыкальные выразительные средства.(Можно для помощи раздать на листе распечатанную таблицу с музыкальными выразительными средствами. )
Таблица музыкальных средств выразительности.
лад-мажор, минор;
темп- медленный, быстрый, умеренный ;
интонации- русского народа, восточного;
динамка- тихо, громко, не очень громко;
Звуковедение- плавное, отрывистое.)
Улетай на крыльях ветра
Ты в край родной, родная песня наша,
Туда, где мы тебя свободно пели,
Где было так привольно нам с тобою…
Д. Отвечают: минорный лад , неторопливый темп, напевную мелодию, интонации восточного народа.
У. Я пропою фрагмент песни ,как написал её А. Бородин .Вам нужно выполнить задание. Послушать и сравнить: похожи ли наши
музыкальные выразительные краски ,которые мы подобрали, с композиторскими.?
Д.Отвечают, что похожи.
У.Прошу взять слова песни « Улетай» и вместе со мной пропеть. (При разучивании используется игра «магнитофон»)
Улетай на крыльях ветра
Ты в край родной, родная песня наша,
Туда, где мы тебя свободно пели,
Где было так привольно нам с тобою…
У. исполняет фрагмент хора «Улетай на крыльях ветра»
Дети повторяют этот фрагмент(игра магнитофон).
Учитель с учениками определяют характер музыки (Слайд –таблица)
У. Сейчас мы с вами отправимся в «Мариинский» театр смотреть оперу «Князь Игорь». Всю оперу посмотреть не сможем, поэтому посмотрим 2 –ое действие, которое называется «Половецкие пляски»…
На интерактивной доске демонстрируется 2-ое действие оперы «Половецкие пляски». После просмотра учитель задает вопрос детям:
У.Поделитесь вашими впечатлениями от увиденного.
У.«В каком театре мы сегодня были?
Д. В «Большом» театре.
У.Что смотрели? Что нового узнали?
Д. Смотрели «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь.
Какие знания вы получили сегодня на уроке, проверим с помощью теста.
Тест: 1. В каком городе находится «Большой» театр.
а) в Москве
б) в Петербурге
2. композитор оперы «Князь Игорь»:
а) Чайковский
в) Бородин
3.Кем был Бородин:
а) композитор, музыкант, химик.
б) художник, писатель, музыкант.
4.название плясок 2действия оперы :
а) русские
б) половецкие.
5. Интонации, какого народа звучат в сцене половецких плясок:
а) Русского народа
б) народов востока
(Взаимопроверка тестов.Ключ к тесту на интерактивной доске)
У. Подберите слова к образу Князя Игоря?Кем его можно назвать ?
Д. Князь Игорь – герой, патриот, воин, защитник Родины, защитник народа…
У.Действительно, Князь Игорь героически сражался за свободу своей Родины и своего народа.
У. Тема защиты Родины, мужества солдат, патриотизм всегда и во все времена отражались в разных видах искусства
Люди свято хранят в памяти своих героев, складывают о них песни, стихи, поэмы.
У. Какую песню мы с вами знаем о тех событиях?
Д. Песню «Главный праздник».
Исполнение песни «Главный праздник».
Итог. У.Скажите , какая цель была нашего урока?
Д. Цель урока- познакомиться с Большим театром .
У. Мы познакомились с Большим театром?
Д. Да.
Посмотрим на доску, где мы в начале урока написали наши задачи : петь, слушать музыку, говорить о театре…Мы их выполнили?
Д. Да.
Рефлексия. Как чувствовал себя на уроке, что понравилось, что было не понятно, что не понравилось. Прошу свои впечатления написать и поместить на доске, используя разные цвета стикеров ( розовый –понравилось , жёлтый -было не понятно, зелёный- не понравилось.)