kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок музыки для 6 класса "Музыка с человеком в горе и радости".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 6 классе «Музыка с человеком в горе и радости» разработан в соответствии с темой раздела I полугодия "Преобразующая сила музыки" для того, чтобы  показать ученикам взаимосвязь музыки и жизни,  способность танцевальной музыки затрагивать струны человеческой души. Величайшей сила искусства – способность музыки воздействовать на сердце человека, наполнить его радостью, нежностью, гордостью, печалью, состраданием, смелостью или мужеством. Под чутким изложением содержания темы учителя и выступлениями учащихся, ребята продолжают наблюдать за тем, как музыка способна влиять на чувства человека, сопереживая ему в горе и радости.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок музыки для 6 класса "Музыка с человеком в горе и радости". »

Урок 6 класс

Тема: «Музыка с человеком в горе и радости».

Цель: показать связь музыки и жизни, способность танцевальной музыки затрагивать струны человеческой души на примере музыки И. Штрауса.

Музыкальный материал: И. Штраус «Весенние голоса», «Дунайские волны», «Вальс нечистой силы»; песня «Ветер перемен» из кинофильма «Мэри Поппинс, до свиданья» Композитор: Дунаевский М. Автор слов: Олев Н.



Ход урока.

I. Введение в тему.


Звучит в записи фрагмент песни «Белый танец».


Музыка вновь слышна,

Встал пианист и танец назвал.

И на глазах у всех

К Вам я иду через зал.

Я пригласить хочу на танец

Вас и только Вас.

И не случайно этот танец – вальс.

Вихрем закружит…

(Далее несколько минут продолжает звучать музыка).


- О каком танце идет речь?

- Что мы знаем о вальсе?

Учитель: - «Раз-два-три, раз-два-три», приговаривают танцующие под эту музыку и постепенно перестают сбиваться и спотыкаться. Этот танец одному не станцевать – он парный – нужен партнёр. (Просмотр видеосюжета с исполнением вальса).

«Немецкая песенка» считает себя как б учительницей вальса. Присмотритесь и прислушайтесь к тому, как танцующие притоптывают своими деревянными башмаками, как подпрыгивают и кружатся.

«Раз-два-три, раз-два-три» - так танцевали когда-то жители небольших австрийских городков и деревень.

По вечерам собирались они после работы и плясали, бойко притоптывая. Весело играла нехитрую музыку скрипочка, парни подхватывали девушек и слегка подбрасывали их в танце. И так дошел этот танец до самого главного города Австрии, ее столицы – Вены. А жители Вены все были завзятыми танцорами. Танцевали они и у себя дома и в гостях, и в танцевальных залах и просто на улицах города. Когда деревенский танец «Раз-два-три» пришел в Вену, жители австрийской столицы посмотрели на него свысока и сказали пренебрежительно: «Ландль», что означало «провинциал», «деревенщина». Ну что это за танец! Башмаки стучат, мужчины женщин подбрасывают, те дружно вскрикивают; попробуй спляши такой танец на гладком паркете – тотчас шлепнешься. Разве что в шутку попробовать. Конечно, не так лихо….Тише, тише!... Не надо так прыгать! … Движения по мягче, плавнее… А он ничего, этот «лендлер», этот «провинциал». И танец лендлер стал постоянным гостем всех танцевальных залов. Только он сменил маску и превратился в танец, который стали называть вальсом. Но откуда взялось это название? Есть такое приспособление – вальцы, между которыми плющат и прокатывают металлические пластинки. Эти два валика постоянно крутятся и втягивают своим вращением металлическую ленту. Не так ли втягивает, вовлекая в кружение музыка танца? Вот и назвали новый танец словом «вальцен» - «крутящийся», «вращающийся».

Но по-настоящему вальс стал знаменитым, когда на него обратили внимание талантливые композиторы. Ведь танец – это не только изящные движения, танец – это зажигательная музыка, под которую хочется танцевать.

Вальс (французское valse, через немецкое walzer от walzeп, здесь - кружиться) - бальный танец, состоящий в плавном поступательном кружении парами.

Музыкальный размер 3/4. Темп обычно быстрый или умеренно быстрый. Появился во 2-й половине ХVIII века в городском быту, постепенно развившись из народных танцев Австрии, Чехии, Германии. Распространился по всей Европе в XIX веке. Особенную популярность приобрел венский вальс, строящийся в форме цикла («walzer-kette» - «цепь вальсов»), созданный Ланнером и развитый И. Штраусом-отцом и И. Штраусом-сыном.

Вальс получил распространение также в музыкальном театре (опере, балете, оперетте, музыке к спектаклям и кинофильмам) и приобрел самостоятельное значение в виде фортепианных («Приглашение к танцу» Вебера, вальсы Шуберта, Шопена), оркестровых («Вальс-фантазия» Глинки) и т. п. пьес, части крупного произведения («Фантастической симфонии» Берлиоза, симфоний ,и сюит Чайковского) и как основа романса, арии.


II. Работа по теме.

Учитель: - Мы с вами уже говорили о величайшей силе искусства – способности музыки воздействовать на сердце человека, наполнить его радостью, нежностью, гордостью, печалью, состраданием, смелостью или мужеством. Сегодня мы продолжим наблюдать за тем, как музыка способна влиять на чувства человека, сопереживая ему в горе и радости. И в этом нам поможет Иоган Штраусе и его сын – Иоган Штраус младший.

(Демонстрация портретов композитора вывешены на доску.)

Учащийся: Сообщение «Король вальса».

Никто не думал, что сын трактирщика Франца станет когда-нибудь королем. И когда купили ему первую в жизни скрипочку, не думали. И когда он очень быстро научился играть на ней, не думали. Отдали маленького Иоганна к переплетчику книг. Не было у него времени играть на скрипке. И тогда Иоганн решил сбежать от переплетчика, чтобы наняться скрипачом в какой-нибудь трактир или танцевальный зал.

Ночь застала его в дороге. Он лег на обочину, положил голову на скрипку и уснул. И конечно же, ему приснился музыкальный сон. Может, он видел во сне, как под звуки его скрипки кружатся пары, их становится все больше и больше, музыка звучит все громче и громче. Это музыка его, Иоганна Штpayca. Она подымает Иоганна все выше и выше над землей. Какое чудо! Танцует вся планета, кружатся в танце люди, дома, деревья, даже целые города. А над всем этим поет его скрипка.

С небес на землю его спустил проезжавший в карете старый знакомый их семьи. Он обнаружил спящего мальчика на дороге и отвез его домой. Но сон стал сбываться с того момента, когда Иоганна разбудили. Дело в том, что знакомый их семьи был скрипачом и он уговорил родителей Иоганна отдать мальчика учиться музыке. Иоганну U1Tpaycy было двенадцать лет, когда он связал свою судьбу с музыкой.

Первые свои вальсы Иоганн Штраус сочинил, когда начал играть в одном из небольших танцевальных оркестров в Вене. Публика с особым удовольствием ходила в трактир «У пылающего петуха», где юный Штраус и его друг Йозеф Ланнер каждый раз преподносили венцам новую музыку.

Мелодичные, воздушные вальсы Штрауса особенно полюбились жителям Вены. Слава Иоганна росла. Взмахам его смычка покорялись тысячи людей. Никто никогда и нигде не танцевал так, как под музыку Шpayca.

Это была живая и простая музыка. Под такую музыку не станешь танцевать, жеманясь и манерничая. Из-под маски вальса лукаво выглядывал тот самый Лендлер, как бы говоря: «Конечно, я переоделся, сменил деревенскую одежду на городскую. Но я не хочу быть важным и церемонным, как при дворе, а останусь веселым и простым, как прежде»:

Слушание и анализ произведения: звучат вальсы «Весенние голоса», «Дунайские волны», «Вальс нечистой силы» И. Штрауса

- Какая это музыка, опишите ее? Что вы представили, слушая эту музыку?

- Сколько частей вы услышали?

Учитель: - Вальс не только развлекал и веселил публику. Он спасал венцев, когда в город пришло несчастье - страшная эпидемия холеры.

Музыка сильнее смерти - пели ночи напролет скрипки, подчиняясь взмахам смычка мужественного Штрауса. Он выходил к согражданам со своими жизнерадостными вальсами и вселял в людей бодрость, надежду и жизнестойкость.

Вот так сын трактирщика стал королем вальса. И его «престол» перешел по наследству к сыну - Иоганну Штраусу-младшему. Иоганна Штрауса-сына хотели учить самой серьезной и строгой музыке, и потому он брал уроки у церковного музыканта. Но однажды, когда его благочестивый наставник незамеченный вошел в храм божий, он, к ужасу своему, услышал под его сводами легкомысленный вальс. Да не на чем-нибудь, а на церковном органе. Но это был, вероятно, такой очаровательный вальс, что даже строгий учитель понял - Иоганн Штраус-сын пойдет по стопам отца.

Имя Штрауса-младшего известно всему миру. А его вальсы «На прекрасном голубом Дунае», «Сказки венского леса», «Весенние голоса» знают и любят люди всей планеты.

Мелодию вальса вы непременно узнаете среди сотен других мелодий.


III Разучивание песни: «Ветер перемен» из кинофильма «Мэри Поппинс, до свиданья». Композитор: Дунаевский М. Автор слов: Олев Н.


«Ветер перемен»

Кружит Земля, как в детстве карусель,

А над Землей кружат Ветра Потерь,

Ветра потерь, разлук, обид и зла,

Им нет числа, им нет числа.


Им нет числа - сквозят из всех щелей,

В сердца людей, срывая дверь с петель,

Круша надежды и внушая страх,

Кружат ветра, кружат ветра.


Сотни лет и день и ночь вращается

Карусель-Земля,

Сотни лет все ветры возвращаются

Hа круги своя.


Hо есть на свете ветер перемен,

Он прилетит, прогнав ветра измен,

Развеет он, когда придет пора

Ветра разлук, обид ветра.


Сотни лет и день и ночь вращается

Карусель-Земля.

Сотни лет все в жизни возвращается

Hа круги своя.


Завтра ветер переменится,

Завтра прошлому конец.

Он придет, он будет добрый, ласковый

Ветер перемен.


IV Итог.

- Каковы особенности вальсовой музыки? (Бальный танец, состоящий в плавном поступательном кружении; темп быстрый или умеренно быстрый; музыкальный размер ¾.)

- Кто из композиторов создал образец классического «венского вальса»?

Закончить урок я хотела бы обращением к вам, юным ценителям искусства, замечательного отечественного композитора, музыканта педагога, большого друга школьников Дмитрия Борисовича Ковалевского: «Искусство поможет вам стать настоящими, сильными, мужественными, умными и добрыми людьми!

Музыка занимает особое место среди всех искусств. Когда человеку очень хорошо или очень плохо – он из всех искусств выбирает именно музыку

Без музыки ни танец, ни литература, ни театр, ни кино, ни даже скульптура и архитектура.

Любите музыку! Старайтесь узнать ее как можно лучше! Увлекайте музыкой своих товарищей и друзей!».



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Урок музыки для 6 класса "Музыка с человеком в горе и радости".

Автор: Зайцева Екатерина Ивановна

Дата: 08.01.2015

Номер свидетельства: 151488

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Конспект урока музыки во 2 классе по теме: "Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши" "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-muzyki-vo-2-klassie-po-tiemie-russkiie-narodnyie-instrumienty-pliasovyie-naighryshi"
    ["file_id"] => string(6) "118713"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413218995"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Урок музыки в 5 классе «Писатели и поэты о музыке и музыкантах» "
    ["seo_title"] => string(67) "urok-muzyki-v-5-klassie-pisatieli-i-poety-o-muzykie-i-muzykantakh-1"
    ["file_id"] => string(6) "247366"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446550957"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "урок музыки в 8 классе: Современность в музыке Бетховена "
    ["seo_title"] => string(61) "urok-muzyki-v-8-klassie-sovriemiennost-v-muzykie-bietkhoviena"
    ["file_id"] => string(6) "130991"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416053549"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(40) "Урок музыки в 5 классе "
    ["seo_title"] => string(23) "urok-muzyki-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "193873"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427706740"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Конспект урока музыки во 2  классе «Кит - марш». "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-muzyki-vo-2-klassie-kit-marsh"
    ["file_id"] => string(6) "181873"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425403344"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства