kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Учитель, воспитатель

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Сюжеты и образы духовной музыки». «Всенощное бдение» С. В. Рахманинова. Образы «Вечерни» и «Утрени»

Просмотр содержимого документа
«Учитель, воспитатель»

Уроки музыки в 7 классе, 2 четверть.

Составитель: учитель музыки МБОУ «Полукотельниковская СОШ» Обоянского р-на Курской области Руднева Надежда Владимировна.



Тема урока: «Сюжеты и образы духовной музыки». «Всенощное бдение» С. В. Рахманинова. Образы «Вечерни» и «Утрени»


Цель урока: знакомство с духовной музыкой, с жизнью и вокально-драматическим творчеством русского композитора С. В. Рахманинова на примере «Всенощной».

Задачи: нравственно-эстетическое воспитание школьников на основе восприятия духовных ценностей, запечатленных в произведениях музыкальной классики, воспитание чувства патриотизма, любви и уважения к музыкальной культуре своего народа, к его истории, религии, традициям; понимание драматургии музыкального произведения, определение его жанра, знакомство с новыми понятиями; развитие вокальных навыков, культуры восприятия музыки, мышления, творческих способностей.

Тип урока: ОНЗ

Оборудование: ноутбук, проектор, колонки, экран.

Зрительный ряд: презентация.

Музыкальный ряд: «Всенощное бдение» С. Рахманинова (фрагменты); песни: «Молитва» Б. Окуджавы, «Храм Твой, Господи, в небесах».

Литературный ряд: стихотворения духовного содержания: «Любил я в детстве» И. Бунина, «Защити», «Все хочет петь и славить Бога» Ф. Сологуба, «Перезвон колоколов».

Ключевые слова: духовная музыка, хоровая симфония, а капелла, вокально-драматический, всенощное бдение, вечерня, утреня, знаменный распев, кульминация, благовест, драматургия.

Ход урока

  1. Организационный момент.

(Звучит «Высокая месса» - си минор И. С. Баха)

  1. Актуализация знаний.

- Ребята, что это за музыка? ( «Высокая месса» Баха). Какого содержания? (Духовного) Что значит духовная музыка? (Музыка, связанная с текстами религиозного характера)

- А сейчас ответим на вопросы прошлого урока.

(На экране демонстрируются проверочные вопросы, на которые дети дают ответы)

- Повторим песню прошлого урока Б. Окуджавы «Молитва».

(Исполнение песни)

  1. Мотивация. Введение в тему.

- Сегодня мы познакомимся с духовной музыкой русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова – это монументальное произведение для хора а капелла с солистом, входящее в золотой фонд всемирного культурного наследия – «Всенощное бдение». Его называют хоровой симфонией, его знают, любят и почитают во всем мире, признавая его высочайшую художественную ценность.

- Человек трудной судьбы, вынужденный покинуть родину после революции, Сергей Васильевич Рахманинов до последнего вздоха любил Россию. А его характер был отражением всего лучшего, что может воспитать в человеке православие – скромность, смирение, сострадание. Всю свою жизнь он жертвовал на благотворительность. Во время Первой мировой войны он отдавал все заработки от концертов на нужды армии. После революции, когда уже работал в Америке, он регулярно отправлял переводы в Москву – существует даже свидетельство, что однажды почтальон, выдавая очередной денежный перевод, спросил: «Что у вас за Рахманинов такой? Пол Москвы от него получают деньги». А во время Второй мировой войны, когда уже болел неизлечимо, до самой смерти он успел отправить в Россию сумму, что в пересчете на сегодняшние деньги можно измерить как 300 тысяч долларов – это был неоценимый вклад в ту Победу.

  1. Изучение нового материала.

- Всенощное бдениеэто особое обрядовое богослужение в православии, совершаемое накануне воскресных и праздничных дней по церковному календарю. Иногда говорят всенощная служба. Она состоит из 2 масштабных частей – вечерни, где вспоминаются ветхозаветные события, и утрени, где поминают новозаветное время и пришествие Христа. Внутри службы есть неизменяемые песнопения и изменяемые – это стихиры, тропари и другие стихи, приуроченные к конкретному празднованию. Общая динамика Всенощного бдения – от мрака к свету.

- Прекрасно сохранились дневники Сергея Васильевича. Он много пишет о своих детских воспоминаниях, как поразили его и навсегда врезались в память простые запевы обихода, колокольные звоны новгородского Софийского собора.

(Обучающийся читает стихотворение «Любил я в детстве» И. Бунина на фоне звучащей музыки)

Любил я детстве сумрак в храме,

Любил вечернею порой

Его, сияющим огнями,

Перед молящейся толпой.

Любил я всенощное бденье,

Когда в напевах и словах

Звучит покорное смиренье

И покаяние в грехах.

Безмолвно, где-нибудь в притворе,

Я становился за толпой,

Я приносил туда с собой

В душе и радости и горе.

И в час, когда хор тихо пел

О «Свете Тихом», - в умиленьи

Я забывал свои волненья

И сердцем радостно светлел…

- В конце 1914 – начале 1915 года С. Рахманинов принимается за написание «Всенощной». Работа продвигалась чрезвычайно быстро – меньше чем за 2 недели было написано все. Впервые исполнено 10 марта 1915 года – все сборы пошли на нужды раненым.

- Во время работы он много общался и советовался с видными экспертами того времени – церковным композитором Александром Кастальским и директором Синодального училища, композитором Степаном Смоленским. Оба они помогли Сергею Васильевичу воплотить в жизнь творческий замысел. «Наша музыка будущего имеет источники своей мощи именно здесь, в своих началах, в своей дороге, в своих идеалах, давно обдуманных для нас простыми певцами…» - эти слова принадлежат С.В. Смоленскому. Ему Рахманинов и посвятил свое произведение.

- «Всенощное бдение» Рахманинова состоит из 2 циклов песнопений, образующих «Вечерню» и «Утреню». В нем 15 номеров, большая часть которых основана на подлинных знаменных распевах, обогащенных композитором новыми голосами и мелодическими линиями. Суровые, строгие мелодии, звучавшие в древних храмах, ожили в руках композитора.

- Это произведение могло родиться только в России. Это одно из немногих русских хоровых сочинений, в котором русский характер, образы родной природы и нравственное чувство были так сильно выражены. Озвученный облик Родины – так можно определить художественную идею «Всенощной».

- В первых 7 номерах «Вечерни» преобладает мягкая звучность, лиричность, за исключением № 1 «Приидите, поклонимся», звучащий торжественно, настраивая на внимание величественному действию.

(Слушание музыки)

- Песнопение «Ныне отпущаеши» (№5) подобно умиротворенной колыбельной.

(Обучающийся читает стихотворение на фоне звучащей музыки)

Прости мне, Боже, прегрешенья

И дух мой томный обнови,

Дай мне терпеть мои мученья

В надежде, вере и любви

Не страшны мне мои страданья:

Они залог любви святой;

Но дай, чтоб пламенной душой

Я мог пить слезы покаянья.

Взгляни на сердца нищету

Дай Магдалины жар священный,

Дай Иоанна чистоту;

Дай мне донесть венец мой тленный

Под игом тяжкого креста

К ногам Спасителя Христа. (И. Козлов)

- Сердцевина «Всенощной» - хор «Богородице Дево, радуйся» №6. Это его смысловая кульминация. Он завершает цикл «Вечерни». Этот хор часто исполняется отдельно в концертах хоровой музыки. Образ Богородицы особо почитается в православии. (Обучающийся читает стихотворение «Защити»)

Мрак лампады часовенки тесной

И кадила рассеянный дым…

Перед ликом Царицы Небесной

Мы с горячей молитвой стоим…

Богородица, нас много грешных

Ты своим амофором покрой,

И в болезнях, скорбях безутешных

Защити, исцели, успокой…

- Во время исполнения этого номера многие, даже не очень верующие испытывают катарсис – момент высочайшего взлета помыслов и очищения, облегчения, избавления от боли и страданий. При том, что само произведение не изобилует гармоническим и мелодическим разнообразием, прозрачное и строгое по звучанию в начале, все драматургическое развитие происходит внутри – тема отдана альтам, а сопрано, которые традиционно ведут мелодию, лишь выполняют фоновую функцию, позволяя накапливаться эмоциональному напряжению, которое вырвется в мощнейшее форте на словах «Благословен плод чрева Твоего».

(Слушание музыки)

- Проникнутую лирическим настроением и тихой молитвенностью «Вечерню» сменяют динамичные, с яркими тембровыми контрастами, подчеркнутой ритмикой и могучими кульминационными подъемами песнопения «Утрени». Они несут в себе энергичное, эпическое начало, напоминая интонации былинных сказов и фресковые композиции. Активно и утверждающе звучит хор «Хвалите имя Господне», построенный на короткой попевке знаменного распева.

(На фоне звучащей музыки обучающийся читает стихотворение)

Все хочет петь и славить Бога

Заря и ландыш, и ковыль,

И лес, и поле, и дорога,

И ветром зыблемая пыль.

Они зовут за словом слово,

И песню их из века в век

В иных созвучьях слышит снова

И повторяет человек. (Ф. Сологуб)

- Утренний благовест (колокольный звон) сообщает радостную приподнятость душе человека, который вступает в грядущий день.

(Звучит колокольный звон, и обучающийся читает стихотворение «Перезвон»)

Как порою хочется послушать

Песню моей родины без слов.

Звук, который так волнует душу –

Светлый перезвон колоколов.

И укрытый в утреннем тумане

Чуть заметный свет ее берез

Волновать меня не перестанет,

Душу с детства трогает до слез.

Звон колоколов моей России,

Нет его мне ближе и родней,

Сердце растревожил ностальгией

По далекой родине моей.

- Концертная жизнь «Всенощной» возобновилась в конце XX века. В церкви сочинение Рахманинова впервые прозвучало лишь в 1957 г. в Москве на Большой Ордынке в храме иконы «Всех скорбящих Радость». Исполнение было посвящено памяти Рахманинова и с тех пор каждый год в марте повторяется.

- Давайте в учебнике на стр.68 прочитаем слова известного хорового дирижера В. Чернушенко о «Всенощной», которая раскрывает душу народа: «Всенощная создана для храма. А храм этот – вся Россия, с лазурным куполом неба, с неоглядным раздольем полей и лесов, с иконостасом, где запечатлены лики и деяния святых – лучших сынов ее, с добрым, умным, красивым народом…

(Исполняется песня «Храм Твой, Господи, в небесах»)

5. Вывод.

- В чем же заключается драматургия «Всенощной»? (Драматургия заключается в раскрытии контрастных образов «Вечерни» и «Утрени». Музыка «Вечерни» мягкая, лиричная, проникнута тихой молитвенностью – это образ тихого покаяния. А утренние песнопения энергичные, динамичные – это образ Веры, Надежды, Любви.)

- Как вы думаете, почему «Всенощную» С Рахманинова считают вершиной мировой музыкальной культуры? (Потому что эта музыка впитала в себя лучшие национальные черты русского народа. Она волнует исполнителей и слушателей. Эта музыка пронизана добром и светом, в ней – торжество и покой, сосредоточенная суровость и сдержанная сила, размах и мощь. Эта музыка объединяет прошлое с настоящим, настоящее с будущим. Объединяет и нас – в любви и преданности своей земле.)

6. Рефлексия учебной деятельности.

- Оцените свою работу на уроке, закончив предложения:

- Сегодня я узнал…

- Было интересно…

- Было трудно…

- Я научился…

- Я смог...

- Меня удивило…

- Мне захотелось…

7. Подведение итогов. Выставление оценок.

- Сегодня мы с вами прикоснулись лишь к незначительной части наследия великого русского композитора С. В. Рахманинова, узнали о его жизни, познакомились с его произведением. В наши дни тема духовности, православия все больше входит в повседневную жизнь. Как мы видим на примере музыки И.С Баха и С.В. Рахманинова великие умы прошлого не отвергали существования Создателя мироздания и воздавали Ему славу своим творчеством: шедеврами духовной музыки, звучащей во время православных праздников в храмах и в концертных программах с хором. Хотелось бы вам пожелать, чтобы музыка С. Рахманинова, его гражданская позиция, любовь к России стали бы для вас жизненным и творческим ориентиром.

8. Домашнее задание.

По учебнику на стр.66-69, вопр. и зад., слушание фрагментов из «Всенощной», найти произведения изобразительного искусства, созвучные музыке.











7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Учитель, воспитатель

Автор: Руднева Надежда Владимировна

Дата: 07.01.2019

Номер свидетельства: 494087

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(246) "Методический материал (сценарий мероприятия/праздника/развлечения) для учителей, воспитателей, вожатых на тему: "Костромская ярмарка""
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskii_material_stsenarii_meropriiatiia_prazdnika_razvlecheniia_dlia_uchi"
    ["file_id"] => string(6) "511658"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1558441595"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Сценарная разработка праздничной программы,   посвящённой Международному Дню учителя "
    ["seo_title"] => string(97) "stsienarnaia-razrabotka-prazdnichnoi-proghrammy-posviashchionnoi-miezhdunarodnomu-dniu-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "137110"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417271748"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "методическая разработка к празднику "С Днем Учителя!""
    ["seo_title"] => string(58) "mietodichieskaia-razrabotka-k-prazdniku-s-dniem-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "271234"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1451411996"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Анализ работы РМО  школьных и дошкольных учителей – логопедов  за  учебный год"
    ["seo_title"] => string(85) "analiz-raboty-rmo-shkol-nykh-i-doshkol-nykh-uchitieliei-loghopiedov-za-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "305129"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1457876166"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Консультация для воспитателй на тему: «Логопедическая пятиминутка в специальной (коррекционной) школе VIII вида» "
    ["seo_title"] => string(124) "konsul-tatsiia-dlia-vospitatieli-na-tiemu-loghopiedichieskaia-piatiminutka-v-spietsial-noi-korriektsionnoi-shkolie-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "232273"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442785364"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства