Просмотр содержимого документа
««Ты откуда, русская, зародилась музыка?»»
Тема: «Ты откуда, русская, зародилась музыка?» 4 класс
Цель:
1.Раскрыть особенности жанрового многообразия русских народных песен
2.Увлечь учащихся музыкой русского народа, способствовать развитию и любви к музыке, формировать способность ценить её красоту, вызывать музыкально- эстетич6еский отклик на произведения народного жанра, развивать эмоциональную сферу учащихся.
3Развивать творческие музыкальные способности, практические умения и навыки в процессе исполнения русских народных песен, движения под музыку и её пластическое интонирование.
4.Воспитать музыкально- эстетический вкус и потребность общения с народной художественной культурой, любовь к народной песне родного края.
Формы учебной деятельности: индивидуальная, групповая.
Задачи:
Образовательные:
Через специальные схемы и вопросы помочь обучающимся осознать источники русской песни и ее значение в жизни людей.
Научить обобщать аналитический материал и осознавать жанровые особенности русских народных песен
Научить вслушиваться в музыкальную ткань и анализировать средства музыкальной выразительности: интонации, темп, ритм, лад, динамику, регистр, жанровые особенности.
Развивать познавательную активность, умение работать в группе;
Научить сравнивать, сопоставлять средства музыкальной выразительности, подбирать ассоциации и звучащие жесты (музыкальные движения) к музыке.
Привить навык самостоятельной работы;
Сформировать опыт самоанализа в процессе слушания музыки используя схему;
Воспитывать умение высказывать свою точку зрения и прислушиваться к мнению другого.
Оборудование: проектор мультимедиа, компьютер, музыкальный центр, фортепиано, экран.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
Орг.мом.
Нов.материал: (На доске записана тема урока и слова). «Ты откуда, русская, зародилась музыка?»
Определение темы урока:
- А откуда зародилась русская музыка? (ответы детей) - Конечно на Руси.
- Слово учителя:
Ты откуда. Русская, зародилась музыка?
То ли в поле чистом, то ли в лесе мглистом
В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте?
Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль?
В чьём сердце билась с самого начала?
Как ты появилась? Как ты зазвучала?
Ну, а песня? С песней на Руси родились.
- Сегодня мы поговорим о жанрах народных песен. Но сегодняшний урок у нас будет необычный. Давайте представим, что мы с вами попали в старину…
Давным-давно, почти две тысячи лет назад. Русские люди жили племенами и общинами, и назывались они тогда древними славянами.
1.Вот в одной общине жила молодая семья. Звали их Иван да Марья. Родилось у них дитя…
Дочь лежит и спать не хочет,
Мнёт бельё постельное.
Мать вокруг неё хлопочет
С песней ….(колыбельною).
- А какие колыбельные песни вы знаете?
- Давайте послушаем колыбельную.
2. Пока дитя спит, у Марьюшки много дел нужно по дому сделать…
Если очень много дела,
Запевайте песню смело.
Вяжут, ткут, прядут и жнут,
Эти песни любят труд. ….(трудовые).
-Давайте прослушаем песню «Прялица»
3.А как проснётся дитятко с ним нужно поиграть.
4. Весело и дружно живут, горя не знают, гостей приглашают:
На гулянке, на вечёрке,
И под горкой, и на горке
Собирается народ,
Он и пляшет, и поёт.
Песни бодрые, живые.
Эти песни ….(плясовые).
-Прослушивание -Русская народная плясовая – Камаринская
На лугу иль на опушке
Вместе собрались подружки.
Удивляется народ:
-Это что за хоровод?
А сейчас немодные
Песни ….(хороводные).
-Песня « Во поле берёза стояла…» (Поем все вместе и водим хоровод.)
5.А чтоб развеселить друг дружку,
Они всегда поют….(частушки).
-А какие частушки знаете вы?
-Разучиваем частушки….
6. Про любовь в них и про дружбу,
Про войну в них и про службу,
Прижимая автоматы,
Их всегда поют ….(солдаты, солдатские).
А жизнь идёт своим чередом и пришло время Ивану в армии служить.
- А Марьюшка ждёт его поджидает и песню напевает …
- Прослушивание и марширование под песню «Солдатушки, бравы ребятушки…»
7. Наступает ночь – отдыхать пора. А образ этой песни помогает набираться новых сил от «Тёмной ноченьки» и «ясных звёздочек».