Мотивационный этап | Создание благоприятной обстановки на уроке | Приветствие. Мы будем с вами музыку Руси изучать Красивую, привольную, земля как наша мать. Ах, русская, раздольная так песня хороша, Ведь в ней живет прекрасная народная душа. И этой песней русскою приветствую вас я. | Приветствую учителя. Слушают учителя. | регулятивные: понимание воздействия музыки на собственное отношение к ней |
Актуализация знаний | Работа по теме | Определение темы урока «Ты откуда, русская, зародилась музыка?». - А откуда зародилась русская музыка? - Конечно на Руси. Ты откуда, русская, Зародилась, музыка? То ли в чистом поле, То ли в лесе мглистом? В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте? Ты скажи, откуда Грусть в тебе и удаль? В чьем ты сердце билась С самого начала? Как же ты явилась? Как ты зазвучала? Пролетали утки – Уронили дудки. Пролетали гуси – Уронили гусли. Их порою вешней Нашли, не удивились. Ну а песня? С песней На Руси родились. (Геннадий Серебряков) Сегодня мы поговорим о жанрах народных песен. Записываем в тетради – жанры народных песен. Сегодня урок у нас будет необычный. Давайте представим, что у нас есть машина времени, с помощью которой, мы попали в далекие времена. Давным-давно, почти две тысячи лет назад. Русские люди жили племенами и общинами, и назывались они тогда древними славянами. 1. Итак, община, здесь живет молодая семья. А зовут их, Иван, Марья да сыночек их маленький. Марьюшка делом занята - песню поет. Угадайте какую? Эту песню нам пела мама, Когда колыбель качала. - А какие колыбельные песни вы знаете? Послушаем колыбельную и представим себя в виде дирижеров. 2. Пока ребеночек спит, Марья без дела не сидит, по дому хлопочет. Вяжет, ткет, прядет и жнет. И, конечно, песни поет. Эти песни любят труд... | Ответы детей Слушают учителя, анализируют полученную информацию, просмотр видео – материалов и презентации, делают записи в тетради. колыбельною Просмотр видео – материала: песня «Спят усталые игрушки» с пластическим интонированием. трудовые Просмотр видео – материала: песня «Прялочка». | познавательные: наличие устойчивых представлений о музыкальном языке произведений различных жанров, стилей народной музыки; коммуникативные: совершенствование представлений учащихся о музыкальной культуре своей Родины. Коммуникативные: уметь высказывать свои мысли регулятивные: музыкально – творческая деятельность. |
Физкультминутка | | 3.Ну вот и ребеночек проснулся, с ним нужно поиграть – игровые песни Зайка серенький сидит И ушами шевелит. Вот так, вот так Он ушами шевелит! Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. Вот так, вот так Надо лапочки погреть! Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. Вот так, вот так Надо зайке поскакать. Зайку волк испугал! Зайка тут же убежал. - Садитесь и продолжаем наше путешествие. 4.На лугу иль на опушке Вместе собрались подружки. Удивляется народ: -Это что за хоровод? А сейчас немодные Песни …. 5.Наверное, вы замечали, что когда поешь частушки, становится веселее, радостнее на душе, а внутри как будто птицы поют. ... -Какие частушки знаете вы? 6.Весело живется людям, хорошо поработали, можно и отдохнуть: На гулянке, на вечёрке, И под горкой, и на горке Собирается народ, Он и пляшет, и поёт. Песни бодрые, живые. Эти песни… 7.Вот и день к концу подходит, пора петь песни задушевные, сердечные, нежные. Запишем еще один жанр – жанр лирической песни. Лирические песни — народные песни, выражающие личные чувства и настроения поющих. 8. Жизнь идёт, пришло время Ивану в армии служить. Про любовь в них и про дружбу, Про войну в них и про службу, Их всегда поют… Правильно, записываем еще один жанр – солдатские песни. Поможем Ивану, встанем и дружно маршируем вместе с ним. Вот и пришло время нам возвращаться домой, в наше время. | поднимают ладони над головой и машут, изображая ушки трут себя за предплечья прыгают на месте садятся на место за парту хороводные Просмотр видео – материала: хороводная песня «Со вьюном я хожу». Ответы детей Просмотр видео – материала: рн.частушки плясовые Просмотр видео – материала: «Калинка – малинка». Просмотр видео – материала: песня «У зари-то, у зореньки». солдаты, солдатские песни Просмотр видео – материала и марширование под песню «Солдатушки, бравы ребятушки…». | регулятивные: музыкально – творческая деятельность. |
Вокально – хоровая работа. | Подготовка голосового аппарат к пению | Распевание. Продолжение работы над песней «Мамочка». | Распеваются, исполняют песню «Мамочка». | регулятивные: музыкально – творческая деятельность. |
Рефлексия. | Закрепление полученных знаний. | Ребята, где мы побывали сегодня на уроке, чем занимались? С кем познакомились? О каком жанре музыкального искусства мы говорили сегодня на уроке? Какие жанры русской народной песни были для вас интересны? Назовите произведения, которые вам запомнились, для кого они написаны и кем? Одинаковы были произведения по смыслу, характеру, настроению? Выставление оценок. Домашнее задание: Найти и выучить одну русскую народную частушку. Урок окончен. До новых встреч. | Ответы детей о русской народной песне колыбельные, трудовые, частушки, хороводные, плясовые, игровые, лирические песни, солдатские написаны народом и для народа | познавательные: умение анализировать, делать выводы. регулятивные: понимать и оценивать воздействие музыки разных жанров народной музыки на жизнь людей коммуникативные: совершенствование представлений учащихся о музыкальной культуре своей Родины, толерантности к культуре других стран и народов. |