kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ты откуда, русская, зародилась, музыка?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Песня - самый древний и самый распространенный в наши дни музыкальный жанр. О песне говорят, что она родилась вместе с человеком. Из песен мы узнаем, о жизни народа: его труде и быте, о его обычаях и традициях, страданиях и надеждах, мыслях и чувствах. В песнях ярко раскрывается патриотизм, мужество и любовь к русской земле!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Ты откуда, русская, зародилась, музыка?»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Старая Порубёжка

Пугачевского района Саратовской области»




КОНСПЕКТ УРОКА


Автор УМК: Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева,Т.С.Шмагина «Музыка».

Организационная информация

Тема урока

Ты откуда, русская, зародилась, музыка?

Предмет

Музыка

Класс

4

Автор урока (ФИО, должность)

Разинкина Ирина Анатольевна

Образовательное учреждение

МОУ «СОШ с. Старая Порубёжка Пугачевского района»

Республика /край, город, поселение/

Саратовская область

Методическая информация

Тип урока

урок – беседа с целью систематизации знаний и умений.

Цель урока

продолжить знакомить учащихся с музыкой русского народа, с историей создания русской народной песни.


Задачи урока

развивающая:
Развивать навыки музыкального восприятия путем обогащения разнохарактерными интонациями в процессе слушания музыки, развивать тембровый слух, ритмический, мелодический. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать. В процессе вокально-хоровой работы развивать певческие навыки. Развивать творческую инициативу.

образовательная:
Через подачу музыкального материала дать учащимся представление об особенностях музыкального языка русских народных песен. Продолжить знакомство с народными музыкальными инструментами.

воспитательная:
На основе эмоционального восприятия русского песенного творчества воспитывать любовь к музыке, потребность в общении с искусством. Прививать любовь к Родине, к природе, обогащать духовный мир детей, пробуждать в них нравственные и эстетические чувства, воспитывать уважение к своему народу, прививать любовь к своему родному краю.


Методы организации учебной деятельности

-метод идентификации - вживание в образы искусства;

-метод организации художественно-эстетической среды;

-поиск выразительных средств исполнения;

-вокально-хоровая работа

Форма организации работы

коллективная форма – хоровое пение, слушание, музыкально-ритмическая деятельность; фронтальная – музыкальная беседа – рассуждение.

Используемые технологии

Технология деятельностного метода

Необходимое оборудование

Ф-но, проектор, компьютер, доска, хрестоматии, слова песен, детские музыкальные инструменты, папка с наглядными карточками средств музыкальной выразительности





Ход урока

1 этап урока: Организационный момент и мотивация.

Задача этапа: Включить учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД


Музыкальное приветствие: «Сейчас музыкальный начнется урок. Здравствуйте, дети!»

Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому.

От ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе.


Распевание.



Дети под музыку плясовой «Светит месяц» входят в класс.

Музыкальное приветствие детей: «Здравствуйте, учитель!»







Упражнения: «Счёт шёпотом», «Скороговорки». Учитель. Пение на 1 звуке «Говорим высоким голосом». «Говорим низким голосом». Ф-т «Звуки музыки».


Личностные: самоопределение

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.


2 этап урока: Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Задачи этапа: актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала.


Учитель задает вопросы, проводит анализ услышанной музыки («Светит месяц») и подводит учащихся к постановке проблемы урока: о чем мы будем сегодня говорить, что хотим узнать о русской народной песне.

Какие средства музыкальной выразительности помогли вам понять характер музыки?



Слушают учителя, отвечают на вопросы.





Танцевальный ритм, мажорный лад, быстрый темп, красивая мелодия


Познавательные:

-анализ, обобщение;

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

 Регулятивные:

-постановка учебной задачи

 Коммуникативные:

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.


3 этап урока: выявление места и причин затруднения

Задачи этапа: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности.

Песня - самый древний и самый распространенный в наши дни музыкальный жанр. О песне говорят, что она родилась вместе с человеком. Из песен мы узнаем, о жизни народа: его труде и быте, о его обычаях и традициях, страданиях и надеждах, мыслях и чувствах. 
В песнях ярко раскрывается патриотизм, мужество и любовь к русской земле!

Через анализ песни « Светит месяц» , стихотворение Г. Серебрякова Приложение №1, учитель моделирует проблемную ситуацию, которая озадачивает учащихся, помогает учащимся сформулировать тему урока и цель и результаты к которым должны прийти к концу урока. Что мы хотим узнать ? Какую цель преследуем?

Дети слушают учителя,







читают стихотворение вслух

рассуждают, приходят к проблеме, поставленной учителем. Сотрудничают с учителем, называют тему урока, цель, планируемые результаты.

Познавательные: постановка и формулирование проблемы.

 

Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Регулятивные:

целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).


4 этап урока: построение проекта выхода из затруднения

Задача этапа: организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия – выявить причину затруднения усвоения темы урока.


Какая же тема нашего урока?


Велика матушка Русь! Главное богатство – люди простые, но работящие, умеющие грустить и радоваться, работать до седьмого пота и веселиться от всей души, способные выразить состояние своей души и великие события в песнях, играх, хороводах. Приоткроем вместе великую книгу жизни талантливого русского народа. С Рождением человека появилось множество разнообразных колыбельных песен. 
Беседа по прослушанному. Звучит «Колыбельная»
А что же это за жанр Колыбельная песня? 

Как нужно исполнять колыбельные песни?


Организует обсуждение следующего жанра р.н.п. хоровод, организует самостоятельную работу учащихся.


Организует разучивание и исполнение хоровода.



Организует прослушивание и обсуждение следующего жанра р.н.п. – лирическая,

протяжная.(Звучит аудиозапись)



Организует просмотр видеофрагмента солдатской р.н.п. и её обсуждение.





Демонстрирует учащимся русские народные инструментами и организует исполнение р.н. песни «Барыня»





Организует обсуждение жанра р.н.п. – частушки, организует творческую работу учащихся в группах.





Отвечают на вопросы учителя, делятся своими впечатлениями, формулируют тему урока.










Группа девочек поёт колыбельную песню

Приложение №2.


1-я группа ищет определение слова «хоровод» в словаре Ожегова, 2-я – в интернете. Делают сообщения остальным учащимся.


Дети исполняют в ансамбле с учителем «В хороводе были мы» . Приложение №3.



Слушают песню «Ах ты, степь широкая…», отвечают на вопросы учителя, делятся своими впечатлениями





Слушают, отвечают на вопросы, отмечают особый характер солдатской песни: маршевый, боевой отрывистый мужественный, серьезный, победный, она поднимает настроение и боевой дух солдата;



Выбирают из представленных инструментов русские народные и исполняют «Барыню».

Разгадывают ребус с названием жанра р.н.п., к которому относится эта музыка. Приложение №5.



Слушают учителя, отвечают на его вопросы, поют и сочиняют частушки.



Познавательные:

- анализ, сравнение;

-формулирование познавательной цели;

-построение логической цепи рассуждений, доказательство.

 Личностные:

-осознание ответственности за собственное мнение;

 Коммуникативные:

-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

-учёт разных мнений.

 Регулятивные:

- определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

- составление плана и последовательности действий.

5 этап урока: Первичное закрепление.


Задачи этапа: зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.


Организует демонстрацию портретов и фотографий исполнителей, прослушивание небольших отрывков музыкальных произведений р.н.п..

Учащиеся делают краткое сообщение о выдающихся исполнителях русской народной песни Фёдоре Шаляпине, Лидии Руслановой, Борисе Штоколове, Людмиле Зыкиной, Дмитрии Хворостовском, называют жанры р.н.п. в которых работали эти исполнители


Познавательные:

-извлечение из музыкального произведения необходимой информации;

Коммуникативные:

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.


6 этап урока: Включение в систему знаний и повторение.

Задача этапа:повторить и закрепить учебное содержание.


Учитель организует обсуждение: решена ли проблема, поставленная в начале урока, достигнута ли цель занятия. Каких результатов достигли в ходе урока обучающиеся.


Коммуникативные:

-адекватное использование речевых средств, для решения коммуникационных задач.

Познавательные:

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;




7 этап урока: Рефлексия.

Задача этапа:

- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

-оценить собственную деятельность на уроке;

-обсудить и записать домашнее задание.



Какая цель нашего урока?




Какая тема нашего урока?

Чему мы сегодня научились?

Спасибо за урок. Мне было очень интересно на нашем уроке. Вы меня очень порадовали своей активной работой.

Скажите, что вам понравилось? Что вам запомнилось больше всего?

Какое у вас настроение после нашего урока?

Домашнее задание.

Я предлагаю вам дома сочинить частушку или нарисовать рисунок по теме урока

Оценки за урок.






Познавательные:

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Личностные:

-самооценка на основе критерия успешности;

-адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности. 

Коммуникативные:

-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

 












Приложение №1.

Г. Серебряков Ты откуда, русская, зародилась, музыка? 
То ли в чистом поле, то ли в лесе мглистом? 
В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте? 
Ты скажи, откуда, грусть в тебе и удаль? 
В чьем ты сердце билась с самого начала? 
Как же ты явилась? Как ты зазвучала? 
Пролетели утки – уронили дудки. 
Пролетели гуси – уронили гусли. 
Их порою вешней нашли. Не удивились Учитель: Ну а песня? 
Дети: С песней на Руси родились. 



Приложение №2.

А баиньки-баиньки,
Купим сыну валенки,
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке,
Будет наш сынок ходить,
Новы валенки носить.

- - - - - - - - - - - - - - - -

О бай-бай-бай!
Ты, собаченька, не лай,
Нашу Машу не пугай.
Бай-бай-бай-бай,
Ты собаченька не лай.
Петушок, не кричи,
У нас Машу не буди!

Приложение №3.

В Хороводе были мы, (2 раза) 
Ай, люли были мы, (2 раза) 
Там кого то видели,(2 раза) 
Там видали парочку,(2раза) 
Кавалера с дамочкой,(2 раза) 
Эта пара хороша,(2 раза) 
Она стоит три гроша,(2раза) 
Ну - ка, пара подбодрись,(2раза) 
Да и в боки увопрись,(2раза) 
Да немножко потанцуй,(2раза) 
Кого любишь - поцелуй,(2раза) 
В Хороводе мы были,(2раза) 
Ай, люли мы были,(2раза) 

Приложение № 4 (ребус).

П

 

Я

 

 

 

 

Я



Приложение № 5 (частушки).

Балалайка, балалайка

Очень весело поет.

Балалайка, балалайка

Созывает весь народ.


Три волшебные струны

Серебристы и стройна.

Как зальются, зазвенят

Хоть кого развеселят.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Ты откуда, русская, зародилась, музыка?

Автор: Разинкина Ирина Анатольевна

Дата: 01.12.2014

Номер свидетельства: 137760

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) ""Ты откуда, русская, зародилась музыка?" "
    ["seo_title"] => string(35) "ty-otkuda-russkaia-zarodilas-muzyka"
    ["file_id"] => string(6) "114197"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1411366270"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Конспект урока музыки для учащихся 2-х классов « Русские народные инструменты» в соответствии с ФГОС"
    ["seo_title"] => string(110) "konspiekt-uroka-muzyki-dlia-uchashchikhsia-2-kh-klassov-russkiie-narodnyie-instrumienty-v-sootvietstvii-s-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "286320"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454326007"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Конспект урока музыки " Путешествием по России""
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt_uroka_muzyki_putieshiestviiem_po_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "378200"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484157269"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Презентация открытого занятия "Ты откуда, русская, зародилась музыка?" "
    ["seo_title"] => string(72) "priezientatsiia-otkrytogho-zaniatiia-ty-otkuda-russkaia-zarodilas-muzyka"
    ["file_id"] => string(6) "139855"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417802857"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "«Ты откуда, русская, зародилась музыка?»"
    ["seo_title"] => string(37) "ty-otkuda-russkaia-zarodilas-muzyka-2"
    ["file_id"] => string(6) "340601"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1472045731"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства