Урок музыки на тему "Мир человеческих чувств" имеет интеграционный подход. Рассматривать музыку в "единственном" числе не так ярко, как сравнивая, сопоставляя с другими видами искусства. Ребенок любит наглядность в сочетании с музыкой. В этом уроке тема коснется литературы, изобразительного искусства и музыки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема урока : Мир человеческих чувств»
Открытый урок по музыке в 5 классе
Дата проведения: 25.11.15г Учитель музыки: Квачёва О.М
Тема урока: Мир человеческих чувств.
Цель урока: эмоционально откликаться на музыкальное произведение и уметь обращаться к внутреннему миру человека через музыкальные и зрительные образы.
Задачи:
Формировать представления учащихся о взаимосвязи разных видов искусств .
Развивать умение исполнять и прослушивать музыкальное произведение.
Воспитывать интерес к классической вокальной музыке.
Формирование личностных УУД:
Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам, при слушании музыкальных произведений.
Уметь осмысливать взаимодействия искусств и их влияние на духовно-нравственное становление личности;
Понимать жизненное содержание музыкального произведения.
Формирование познавательных УУД:
Сравнивать разное исполнение музыкального произведения.
Выявлять выразительные возможности музыки.
Обнаруживать общность музыки и других видов искусств
Усваивать словарь музыкальных терминов и понятий в процессе музыкальной деятельности.
Формирование регулятивных УУД:
Владеть умением целеполагания в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных сочинений.
Планировать собственные действия в процессе восприятия, исполнения музыки.
Формирование коммуникативных УУД:
Передавать собственные впечатления о музыке и других видах искусства Исполнять песни с группой одноклассников.
Тип урока: интегрированный.
Виды деятельности на уроке: вокально-хоровая деятельность, восприятие и анализ музыки, работа индивидуальная и групповая.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, презентация, музыкальные записи, учебник “ Музыка”(Т. И. Науменко, В. В. Алев) для 5 класса.
Планируемый результат деятельности: оценивать эмоциональный характер музыки и определять содержание образов, накопить багаж музыкальных впечатлений и опыт хорового исполнительства на основе развития певческого голоса.
Ход урока
СЛАЙД-1
1.Приветствие.
- Здравствуйте , ребята.Прежде, чем мы перейдем к изучению нового материала, я хотела бы задать вам несколько вопросов по пройденным темам.
- Давайте вспомним, что такое «искусство» и какие виды искусства вы знаете?(ответы)
(Искусство – это творческое творение, созданное человеком, которое имеет определенное значение и ценность для отдельного народа или для всего мира.)
Кто создает произведения искусства? (художники, музыканты , поэты, скульпторы, архитекторы и т.д)
СЛАЙД-2
-Ребята, посмотрите на доску. У нас есть МУЗЫКАНТ, ПОЭТ, ХУДОЖНИК . Они создают ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА, а ниже приведены примеры человеческих чувств. Как вы думаете, какие из этих чувств нужны музыканту, художнику , поэту для того, чтобы появилось на свет произведение искусства? (те чувства, которые, по вашему мнению, не важны – вычеркните).
Музыкант, художник, поэт
Произведение искусства
Чувство сна
Чувство любви
Чувство голода
Чувство тоски
Чувство ненависти
Чувство холода
(АНАЛИЗИРУЕМ ЗАДАНИЕ)
Искусство– это отражение человеческой жизни. Все, что чувствует человек, он выражает в произведениях живописи, музыки, литературы.
2. Объявление темы урока.
СЛАЙД -3
Сегодня на уроке мы поговорим о человеческих чувствах. – Какие человеческие чувства вы знаете? (Любовь , тоска, ненависть, радость…) – Каждый ли человек может чувствовать? (дети приводят примеры) – Можно ли определить бесчувственных людей? (примеры детей)
3. Сверхзадача
Перед нами стоит задача – выяснить, нужны ли человеку чувства? Да или нет? Почему
(на доске написана сверхзадача)
НУЖНЫ ЛИ ЧЕЛОВЕКУ ЧУВСТВА?
ДА? или НЕТ?
ПОЧЕМУ?
4. Практическая деятельность учащихся
Откройте учебник на странице с.77
1.Что изображено на картине неизвестного автора? (ответы)
2. Какое время суток на картине изобразил художник? (ответ)
3. Какие для этого художник использовал краски? (ответ)
4. Какое чувство испытываете вы глядя на эту картину? (ответ)
5. Как вы думаете, испытывал ли художник такие же чувства, когда рисовал эту картину? (ответ)
Ребята, художник передает в картине то, что чувствует сам .
Поэт И.Бунин написал стихотворение «Ночь печальна…», которое очень ярко отражает настроение этой картины.
Слова И. Бунина, музыка С. Рахманинова
Ночь печальна, как мечты мои… Далеко, в глухой степи широкой, Огонек мерцает одинокий… В сердце много грусти и любви.
Но кому и как расскажешь ты, Что зовет тебя, чем сердце полно? Путь далек, глухая степь безмолвна, Ночь печальна, как мои мечты.
Какие чувства хотел подчеркнуть Бунин в своем произведении?
Поэт передает свои чувства через стихотворение.
К этой картине и стихотворению напрашивается музыкальное сопровождение.
(звучит романс С.Рахманинова «Ночь печальна» в исп. Д.Хворостовского)
СЛАЙД-4
Мы прослушали романс С.Рахманинова , величайшего русского композитора, в исполнении Дмитрия Хворостовского, одного из известнейших современных российских певцов.
1.Скажите, какой по настроению романс? (ответ)
2. Подходит ли по настроению этот романс к картине в вашем учебнике? (ответ)
3. В тексте этого романса есть упоминания о чувствах? Каких? (ответ)
Давайте вспомним, что значит термин «романс» ? (это сольное произведение с инструментальным сопровождением, который никогда не исполняется хором)
Из истории романса
СЛАЙД-5
Романс появился в 15в. в Испании, когда нужно было отделить бытовые песни от церковных. Вначале термин «песня» и «романс» обозначали одно и то же. Романсом
было стихотворение, а не музыка. Только в 18 в. лирические стихотворения превращаются в романсы. В них поется о чувствах любви, нежности, о природе и настроении . Многие композиторы писали романсы: С.Рахманинов, Н.Римский-Корсаков, М.П. Мусоргский, М.Глинка. Среди русских исполнителей романса обрели знаменитость такие имена как : Клавдия Шульженко, Федор Иванович Шаляпин и др.
В романсе композитор передает свои внутренние переживания и чувства.
СЛАЙД – 6
Ребята, я хочу, чтобы вы самостоятельно выполнили одно мое задание. Я сейчас включу вам произведение Л.Бетховена «Лунная соната», а вы подумайте, какие чувства хотел передать композитор в своем произведении?
(дети выполняют задание)
(ответы)
Немецкий композитор Л.В. Бетховен (1770-1827) прожил очень трудную жизнь. Детство он провел в бедности, часто голодал. Отец его пил и часто бил маленького Людвига. С раннего детства Бетховен зарабатывал деньги игрой на фортепиано. После смерти матери, которую он любил больше всего на свете, он остался в вечной борьбе со своей судьбой, которая приносила все новые и новые сюрпризы. Самой большой трагедией в жизни композитора было то, что он потерял слух в 28 лет. Но не смотря на это писал музыку. Когда его отвергла любимая девушка , он создал одно из прекраснейших своих произведений. – «Лунную» сонату. Чувство любви, обиды, тоски – все отразилось в этой музыке.
(Звучит «Лунная» соната)
Композитор, поэт и художник – это прежде всего люди, которым свойственно всё человеческое: любовь, ненависть, нежность, тоска, грусть и т.д.
6. Хоровое пение. Каждая песня – это источник настроения.
7. Итог урока.
СЛАЙД-7
В начале урока мы ставили перед собой сверхзадачу. Нужны ли человеку чувства? Да или нет? Почему? (ответ)
Человек – это величайшее творение природы, которому свойственны чувства. Если бы их не было, человек не знал бы чувств сострадания и жалости, любви и нежности. Его можно было бы сравнить с роботом. И ни о каких произведениях искусства не было бы и речи. Возьмем в пример животный мир., который живет, приносит потомство, кушает, но не рисует, не создает музыку, не пишет стихи. Именно чувство - это один из главных факторов, который отличает человека от животного.
5. Рефлексия. «Дерево чувств» .Мы узнали, что чувства играют очень большую роль в жизни людей. На нашем уроке вы тоже испытывали разные чувства. У вас на столе лежат листики чувств: Зеленый – чувство приятное и спокойное, оранжевый – чувство теплое и светлое, красный – чувство напряжения