Сценарий урока 1 класс
Класс: 1
ТЕМА: Музыкальные портреты
ЦЕЛЬ: показать, как своими средствами выразительности музыка рисует
портреты сказочных персонажей и людей.
ЗАДАЧИ:
повышение уровня музыкальной грамотности – чувства музыки, стиля
формирование внимательного отношения к другим людям
формирование нравственно- эстетических качеств
повышение творческой активности учащихся
развитие мышления, сенсорно-моторной сферы
ТИП УРОКА: комбинированный урок
ФОРМА УРОКА: урок-диалог
ЖАНР УРОКА: урок с элементами игры
МЕТОДЫ:
МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:
П.И.Чайковский «Баба-Яга»
В.Моцарт «Менуэт»
Видео танца «Менуэт»
С.Прокофьев «Болтунья»
Оборудование урока: компьютерная презентация, аудиозапись, ноутбук, проектор, экран.
ХОД УРОКА:
I.Организационный момент
Музыкальное приветствие
Организационная часть урока
Здравствуйте ребята меня зовут Надежда Семёновна и я проведу у вас 2 урока музыки.
Муз.приветствие.
Если видишь что с картины
Смотрит кто ни будь на нас
Или принц в плаце старинном
Или в робе верхолаз
Лётчик или балерина
Или Колька твой сосед
Обязательно картина
Называется портрет.
Ход урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы будем говорить о том, что может нам рассказать и показать музыка. А сейчас представьте себе, что к нам в класс по очереди будут входить незнакомцы. Как вы думаете их портреты нарисует музыка? Сможете ли вы догадаться, кто придет к нам в класс сейчас? Для этого вам нужно внимательно слушать музыку. Итак, встречайте...
II. Работа по теме
Звучит пьеса «Баба-Яга» П.И. Чайковского
Беседа после прослушивания:( выбрать подходящие слова на презентации )
Как выглядит незнакомец ?
Какой у него характер?
Каким цветом вы бы раскрасили эту музыку? (из палитры цветов)
Вы видите 3 героев и все что мы сейчас с вами выбрали к какому герою это все присущее ?
(обобщить ответы детей и подвести их к названию пьесы «Баба-Яга)
А НАПИСАЛ ЭТО ПРОИЗВЕДЕНИЕ УЖЕ ЗНАКОМЫЙ ВАМ КОМПОЗИТОР И ВЫ ЕГО СРАЗУ ЖЕ УЗНАЕТЕ ПОСМОТРЕВ НА ПОРТРЕТ
2. Теперь в класс войдут новые герои. Сколько их? - один? два? Что они будут делать - петь, танцевать или маршировать? Слушайте внимательно, об этом вам расскажет музыка и представьте что бы вы делали под эту музыку, а для того что бы представить вы по удобней лечь на парту и закрыть глаза.
Звучит Менуэт В.А. Моцарта Диалог учителя и учеников:
Как вы думаете кто вошел в класс: реальные люди или сказочные персонажи? Сколько их? Что они делают?
Какой танец они танцуют, старинный или современный?
Учитель: Правы те, кто предположил, что это люди, их двое. Мужчина и женщина и танцуют они старинный танец. Он называется менуэт (рассказать про танец).(Читать на слайде)
О нем говорили «менуэт» это танец королей, или король танцев!
А давайте теперь посмотрим как его танцуют (видео фрагмент)
Музыкальная минутка: в исполнении одного из учеников звучит
Учитель: Вернемся теперь к нашим героям, которые танцуют менуэт. Как вы подумайте: молчат наши герои во время танца, а может быть они мирно беседуют, или даже ругаются? (беседуют)
а) покажите движением рук как они разговаривают между собой
А сейчас мы с вами попробуем выучить одно самое главное движение в танце , как вы думаете какое это движение?(шаг)
Сейчас все встанем и попробуем выучить шаг танца!
3.И, наконец, наша последняя гостья. Это девочка Лида. Она сама споет для нас песню. Только прежде я прочитаю стихотворение. Вы внимательно послушайте и скажите, о чем она будет нам петь и какое название вы бы дали стихотворению. (прочитать отрывок стихотворения А. Барто «Болтунья») (на слайде)
Ответы на вопросы:
Как вы думаете о чем же нам споет Лида?(ответ Д)
А прежде как будет петь Лида мы посмотрим кто же сочинил музыку!( С. Учитель:
Какая эта девочка по характеру?
Как она говорит?
III. Вокально-интонационная работа
Сейчас мы с вами станем как Лида и попробуем спеть как она, я буду петь первые две строчки а вы две последние, потом поменяемся.
а) разучить фразу « А болтать-то мне когда? Мне болтать-то некогда...»
б) спойте эту фразу так, чтобы вам поверили, четко проговаривайте слова.
Подведение итогов.
После сегодняшнего урока , как ребята думаете рисует ли портреты музыка?
Какие 3 портрета сегодня нам нарисовала музыка?( Баба-яга, танец менуэт, болтунья Лида)
С каким самым главным движением мы познакомились из танца менуэт?
Какие композиторы присутствовали на нашем уроке?
Домашнее задание: нарисовать одного из героев.