kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Тема времени в искусстве" урок музыки в 6 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок музыки в 6 классе "Тема времени в искусстве".Цель урока:  сформировать представление о силе различных видов искусств, раскрывающих образ времени.В папке: описание хода урока и презентация с аудио и видео файлами к уроку. Материал, использованный на уроке: Г.Свиридов "Время,вперёд!", "Тайм"("Пинк Флойд"), Е.Крылатов "Ты-человек"(минус) и "Хоть глазочком заглянуть бы"(минус), М.Шагал- картина "Время" ,стихи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«схема плана урока»

Схема плана урока

На основе системно-деятельностного метода обучения

Тема урока: «Тема времени в искусстве» 6 класс II полугодие «В чем сила музыки»( Д.Б.Кабалевский)

Тип урока: урок нового знания.

Цель урока: (для учителя): сформировать представление о силе различных видов искусств, раскрывающих образ времени.

Планируемый результат (для учащихся): сформировать понятие «время» ,выявить и сформулировать его характерные черты, уметь анализировать и сравнивать произведения различных видов искусств, познакомиться с произведениями , раскрывающими образ времени,

Задачи урока:

обучающая: изучить понятие времени на примерах произведений различных видов искусств, значение времени в жизни человека;

развивающая: развивать умение сравнивать музыкальные интонации, характеризующие образ времени; анализировать и сравнивать произведения различных видов искусств о времени;
воспитывающая: формировать интерес к различным видам искусства , эстетическое воспитание учащихся.









Описание хода урока

Название технологических этапов урока, их содержания

Конспект урока

  1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности:

Данный этап процесса обучения предполагает осознание вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. На данном этапе учителем организуется для учащихся мотивирование к учебной деятельности (определение целей и задач, которых учащиеся могут достичь на данном этапе урока , описание методов организации учебной деятельности):

  • Актуализация требований к нему со стороны учебной деятельности (надо):

  • Создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (хочу);

  • Устанавливаются тематические рамки (могу).

- В этой четверти мы с вами выясняем, в чем сила музыки. К какому выводу мы уже пришли, в чем сила музыки?

- Можем ли мы сказать, что красота и правдивость - сила не только музыки, но и искусства вообще?

-Давайте попробуем доказать это сегодня на нашем уроке.

- Но сначала послушайте внимательно.

(Слайд№1)

Учитель читает строки:

Всему свое время, и

Время всякой вещи под небом:

Время рождаться, и время умирать;

Время разрушать, и время строить;

Время плакать, и время смеяться;

Время разбрасывать камни, и

Время собирать камни;

Время искать, и время терять;

Время сберегать, и время бросать;

Время молчать, и время говорить;

Время любить, и время ненавидеть;

Время войне, и время миру.


- Какова главная мысль этих строк? В какой фразе она заключена?

- Согласны ли вы с ними?

- Как вы понимаете строки: « Время разбрасывать камни, и

Время собирать камни»?

- Современны слова? Как вы думаете, когда они были написаны? (учитель сообщает о времени написания слов)

- Как много времени прошло, а слова современны и сейчас.




  1. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения:

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения:

Данный этап включает следующие шаги:

  • Актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщения и знаковую фиксация;

  • Актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

  • Мотивацию к пробному учебному действию (надо-могу-хочу) и его самостоятельное осуществление

  • Фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обоснования. Аттестуемый обосновывает выбор заданий и логическую связь между ними на основании методики обучения данному предмету на каждом шаге данного этапа

( Слайд №2)

- Как вы понимаете слово «время»? Что это такое? Оно какое? (составление синквейна) Выявление и формулировка характерных черт времени (постоянно, вечно движется, не останавливается, не уловимо, не видимо, время не вернешь назад, время-деньги и т.д.)


  1. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения.

Аттестуемый анализирует и доказывает выбор соответствующих методов и содержания учебных заданий для выявления учащимися места и причины затруднения.

Основные методы мотивации для создания успешной ситуации. Для этого учитель учит учащихся:

  • Восстанавливать выполненные операции и фиксировать (вербально или знаково) мето-шаг, операцию, где возникло затруднение;

  • Соотносить свои действия с используемым способом действия (алгоритм, понятием и т.д.) на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные задачи, умения или способности, которых не достается для решения исходной задачи.

Всему свое время. И настало время обратиться к музыке русского композитора Георгия Васильевича Свиридова. Слушайте внимательно.

(Слайд №3)

Звучит увертюра «Время, вперёд!» Г.В.Свиридова.


- По вашей реакции я поняла, что музыка вам знакома.

- Как бы вы назвали это произведение?







  1. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)

Аттестуемый демонстрирует методику организации проектной деятельности. На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме (фронтально, в группе, в паре) обдумывают проект будущих учебных действий по алгоритму:

  • Ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения)

  • Согласовывают тему урока

  • Строят план достижения цели

  • Определяют средства – алгоритмы, модели

Этим процессом руководит учитель: на первых порах при помощи подводящего диалога, а затем – побуждающего, затем с помощью исследовательских методов.


- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (дети пытаются сформулировать тему урока)

( Слайд №4)


  1. Реализация построения проекта

Аттестуемый описывает формы и методы организации контроля и корректировки деятельности учащихся в рамках реализации построения проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта:

  • Обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися

  • Выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково

  • Построенные способ действия используется для решения сходной задачи, вызвавшей затруднения.

( Слайд №5)

- Какие чувства и мысли вызывает у вас эта музыка? Что слышится в музыке?

- Сколько тем-интонаций вы услышали?

Давайте разбираться.

- Как начинается музыка?

Учитель играет 2 такта.

- Что изображает музыка? ( движение времени)

- Оно( движение времени) какое? ( постоянное, вечное)

- Как это показала музыка?

Послушайте дальше.

Учитель играет 1 тему.

- Что хотел выразить композитор, о чем рассказать?

- Есть ли в этой музыке человек? (Аккордовое движение олицетворяет движение человечества во времени)

- Движение какое?

Давайте ещё раз послушаем, как звучит 1 тема в произведении.

Слушание 1 темы увертюры.

- Вторая тема-интонация вам знакома.

Учитель играет 2 тему.

- Что вы скажете об этой теме? Как она звучит?

- Аккордовое движение? Какой инструмент солирует?

Слушание 2 темы.

- Здесь все человечество, или один человек?

- О чем хотел рассказать композитор?

В музыке Г.В.Свиридов хотел выразить стремление человека сделать жизнь как можно лучше, красивее.

- В музыке слышен пульс современного мира?

« Нам нужна музыка…под стать времени»,- говорил композитор. (слайд)

- Г.В.Свиридов назвал это произведение « Время, вперёд!» (слайд). Это – увертюра. Увертюрой мы называем вступление к опере, балету, спектаклю. Это- вступление к кинофильму, снятому в 60-е годы прошлого века.

(Слайд №6)

- Фильм рассказывает об одном дне строительства Магнитогорского металлургического комбината в 30-е годы прошлого века. Герои фильма — простые строители. Узнав, что их коллеги в Харькове установили рекорд, они мобилизуются с тем, чтобы побить его.

Всю стройку охватило грандиозное соревнование. Бригады любой ценой готовы завершить работу в срок.

Музыка Георгия Свиридова из фильма «Время, вперёд!» одна из самых узнаваемых и ярких мелодий советского времени, ставшая своеобразной визитной карточкой СССР. В течение продолжительного времени она использовалась в заставке программы «Время». Используется и по сей день, но в слегка изменённой версии.

- В чем сила этой музыки?

Просмотр видеоролика на музыку «Время, вперёд!»

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания в новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

Аттестуемый демонстрирует форму организаций учебной деятельности, выбор заданий с целью закрепления новых знаний с использованием алгоритма решения.

-Перечислите, с помощью, каких средств музыкального языка, композитор изобразил характерные черты времени, которые мы с вами выявили.

(дети сопоставляют средства выразительности с характерными чертами времени)

Быстрый темп- время движется

Повторяющиеся интонации в басу - постоянство времени

Движение мелодии вверх - движение времени вперед и т.д.


  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного типа используется индивидуальная форма работы:

Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагового оценивания с эталоном. Организуется рефлексия реализации построенного проекта учебных действий. Организуется для учащихся ситуации успешности.

Аттестуемый демонстрирует и обосновывает задания, формы контроля и оценки самостоятельной работы.

У русского художника Марка Захаровича Шагала есть картина, которая называется « Время».

Учитель показывает картину.

(Слайд№7)

- Почему художник так назвал картину?

- Есть ли в этой картине красота? Может быть, красота в картине заложена в смысле, истине?

- Почему часы такие большие, а человек – маленький? Что хотел сказать этим художник? ( время - вечно, а жизнь человека – миг во времени)

- Что делает человек? (смотрит в окно)

- Что он видит ? Почему там темно? ( будущее неизвестно)

- Да, ребята, будущее нам неизвестно, а так хочется заглянуть в него хоть одним глазком. Давайте вспомним песню Е.Крылатова « Хоть глазочком заглянуть бы»

( Слайд №8)


Е.Крылатов « Хоть глазочком заглянуть бы» - исполнение.

- Почему композитор написал такой аккомпанемент к песне?

- Посмотрите картину, которую я совершенно случайно увидела в интернете.

( Слайд №9)

- Я не знаю имя ее автора, но что хотел он нам поведать?

- Есть ли сходства с картиной М.Шагала? (Дети самостоятельно определяют сходства и различия двух картин)

Но это уже современное искусство.



  1. Включение в систему заданий повторения

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала (базовый уровень), в том числе и как промежуточный шаг, для введения в последующем обучении новых способов действий (повышенный уровень).

Аттестуемый в рамках этого этапа демонстрирует качество усвоения нового знания учащихся, обосновывает выбор и цель учебных заданий.

– А какое наше современное время, что для него характерно? ( скачок технического прогресса, жизнь стала суетливой, вокруг много информации).

( Слайд №10)

- Сейчас, я хочу вас познакомить с песней английской рок-группы « Пинк Флойд».

Она называется « Тайм» ( « Время»).

Видеофрагмент концерта группы «Пинк Флойд» ( песня « Тайм»).

- Каким представлен наш мир в музыке? Что вы услышали? ( Вначале тиканье часов, бой, затем начала звучать как бы космическая музыка.)

- Верно, в нее вторгаются гудки, стук сердца, звон будильника, перезвон колоколов, космические органно-электронные созвучия.

Учитель читает перевод песни

( Слайд №11)


Время летит с годами всё дальше и дальше,

А ты прожигаешь бесценные жизни часы;

Слоняясь везде, и ничем, занимаясь, скучаешь,

Ждёшь, пока кто-то, иль что-то укажет, где путь.


- Вы тоже ждете, « пока кто-то, иль что-то укажет, где путь»?( ответы)


- Ведь ты человек, ты и сильный и смелый.

Своими руками судьбу свою сделай.

Иди против ветра, на месте не стой.

Пойми, не бывает дороги простой!

( Слайд №12)


Исполнение песни Е.Крылатова « Ты – человек»


  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке. Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности (цель обучения , способы достижения цели, результат)

Аттестуемый демонстрирует эффективные способы самооценки и самоконтроля учебной деятельности

( Слайд №13)


В мире вечного движенья,

В превращеньях вещества

Возникают на мгновенья

Все живые существа.

Но, явившись на мгновенье,

Знать уж хочет существо,-

В чём же вечное движенье?

Что такое вещество?

И зачем в земном созданьи

Отражается порой,

Как в безбрежном мирозданьи

Вечность жизни неземной?

(В.Брюсов)


-Каким вы увидели время в искусстве?

-Какие средства выразительности помогали авторам раскрыть в своих произведениях тему «времени»?



Д/З - В каких произведениях искусства вы тоже встречались с темой «времени»? Нарисовать каким вы видите свое время.



Просмотр содержимого презентации
«ТЕМА ВРЕМЕНИ В ИСКУССТВЕ»

123 ВСЕМУ СВОЕ ВРЕМЯ Всему свое время, и Время всякой вещи под небом: Время рождаться , и время умирать; Время разрушать, и время строить; Время плакать, и время смеяться; Время разбрасывать камни, и Время собирать камни; Время искать, и время терять; Время сберегать, и время бросать; Время молчать, и время говорить; Время любить, и время ненавидеть; Время войне, и время миру.

123

ВСЕМУ СВОЕ ВРЕМЯ

Всему свое время, и

Время всякой вещи под небом:

Время рождаться , и время умирать;

Время разрушать, и время строить;

Время плакать, и время смеяться;

Время разбрасывать камни, и

Время собирать камни;

Время искать, и время терять;

Время сберегать, и время бросать;

Время молчать, и время говорить;

Время любить, и время ненавидеть;

Время войне, и время миру.

СИНКВЕЙН ВРЕМЯ

СИНКВЕЙН

ВРЕМЯ

123 Свиридов Георгий Васильевич    ( 1915-1998)

123

Свиридов Георгий Васильевич

( 1915-1998)

Тема времени в искусстве

Тема времени в искусстве

Свиридов Георгий Васильевич  ( 1915-1998) УВЕРТЮРА «ВРЕМЯ, ВПЕРЁД!» «Нам нужна музыка… под стать времени…» 1 тема 2 тема

Свиридов Георгий Васильевич ( 1915-1998)

УВЕРТЮРА

«ВРЕМЯ, ВПЕРЁД!»

«Нам нужна музыка… под стать времени…»

1 тема

2 тема

М. Шагал « Время» Как бы вы назвали картину?  МАРК ЗАХАРОВИЧ ШАГАЛ (1887- 1985)

М. Шагал « Время»

  • Как бы вы назвали картину?

МАРК ЗАХАРОВИЧ ШАГАЛ

(1887- 1985)

«Хоть глазочком заглянуть бы»

«Хоть глазочком заглянуть бы»

« Время»

« Время»

Pink Floyd ( «Пинк Флойд»)

Pink Floyd

( «Пинк Флойд»)

Время летит с годами всё дальше и дальше,  А ты прожигаешь бесценные жизни часы; Слоняясь везде и ничем занимаясь, скучаешь, Ждёшь, пока кто-то иль что-то укажет где путь.

Время летит с годами всё дальше и дальше,

А ты прожигаешь бесценные жизни часы;

Слоняясь везде и ничем занимаясь, скучаешь,

Ждёшь, пока кто-то иль что-то укажет где путь.

Е.Крылатов Ю.Энтин  «ТЫ – ЧЕЛОВЕК»

Е.Крылатов Ю.Энтин

«ТЫ – ЧЕЛОВЕК»

В мире вечного движенья, В превращеньях вещества Возникают на мгновенья Все живые существа. Но, явившись на мгновенье, Знать уж хочет существо,- В чём же вечное движенье? Что такое вещество?  И зачем в земном созданьи Отражается порой, Как в безбрежном мирозданьи Вечность жизни неземной? (В.Брюсов)

В мире вечного движенья,

В превращеньях вещества

Возникают на мгновенья

Все живые существа.

Но, явившись на мгновенье,

Знать уж хочет существо,-

В чём же вечное движенье?

Что такое вещество?

И зачем в земном созданьи

Отражается порой,

Как в безбрежном мирозданьи

Вечность жизни неземной?

(В.Брюсов)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
"Тема времени в искусстве" урок музыки в 6 классе

Автор: Ковалева Ирина Михайловна

Дата: 19.10.2014

Номер свидетельства: 120538

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Образы защитников Родины в музыке"
    ["seo_title"] => string(37) "obrazy-zashchitnikov-rodiny-v-muzykie"
    ["file_id"] => string(6) "278489"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453101802"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Конспект урока по теме "Многообразие жанров инструментальной музыки""
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt_uroka_po_tiemie_mnoghoobraziie_zhanrov_instrumiental_noi_muzyki"
    ["file_id"] => string(6) "436598"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1509730523"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Конспект и презентация к уроку музыки "Картины природы в музыке и поэзии" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-i-priezientatsiia-k-uroku-muzyki-kartiny-prirody-v-muzykie-i-poezii"
    ["file_id"] => string(6) "126532"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415192160"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Методическая разработка: "Применение новых методов и приемов обучения на уроках музыки, согласно реализации ФГОС" "
    ["seo_title"] => string(126) "mietodichieskaia-razrabotka-primienieniie-novykh-mietodov-i-priiemov-obuchieniia-na-urokakh-muzyki-soghlasno-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "211784"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431683470"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе как средство реализации ФГОС "
    ["seo_title"] => string(142) "dukhovno-nravstviennoie-vospitaniie-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-muzyki-v-obshchieobrazovatiel-noi-shkolie-kak-sriedstvo-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "232993"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442949631"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства