Название технологических этапов урока, их содержания | Конспект урока |
Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности: Данный этап процесса обучения предполагает осознание вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. На данном этапе учителем организуется для учащихся мотивирование к учебной деятельности (определение целей и задач, которых учащиеся могут достичь на данном этапе урока , описание методов организации учебной деятельности): Актуализация требований к нему со стороны учебной деятельности (надо): Создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (хочу); Устанавливаются тематические рамки (могу). | - В этой четверти мы с вами выясняем, в чем сила музыки. К какому выводу мы уже пришли, в чем сила музыки? - Можем ли мы сказать, что красота и правдивость - сила не только музыки, но и искусства вообще? -Давайте попробуем доказать это сегодня на нашем уроке. - Но сначала послушайте внимательно. (Слайд№1) Учитель читает строки: Всему свое время, и Время всякой вещи под небом: Время рождаться, и время умирать; Время разрушать, и время строить; Время плакать, и время смеяться; Время разбрасывать камни, и Время собирать камни; Время искать, и время терять; Время сберегать, и время бросать; Время молчать, и время говорить; Время любить, и время ненавидеть; Время войне, и время миру. - Какова главная мысль этих строк? В какой фразе она заключена? - Согласны ли вы с ними? - Как вы понимаете строки: « Время разбрасывать камни, и Время собирать камни»? - Современны слова? Как вы думаете, когда они были написаны? (учитель сообщает о времени написания слов) - Как много времени прошло, а слова современны и сейчас. |
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения: На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения: Данный этап включает следующие шаги: Актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщения и знаковую фиксация; Актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; Мотивацию к пробному учебному действию (надо-могу-хочу) и его самостоятельное осуществление Фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обоснования. Аттестуемый обосновывает выбор заданий и логическую связь между ними на основании методики обучения данному предмету на каждом шаге данного этапа | ( Слайд №2) - Как вы понимаете слово «время»? Что это такое? Оно какое? (составление синквейна) Выявление и формулировка характерных черт времени (постоянно, вечно движется, не останавливается, не уловимо, не видимо, время не вернешь назад, время-деньги и т.д.) |
Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Аттестуемый анализирует и доказывает выбор соответствующих методов и содержания учебных заданий для выявления учащимися места и причины затруднения. Основные методы мотивации для создания успешной ситуации. Для этого учитель учит учащихся: Восстанавливать выполненные операции и фиксировать (вербально или знаково) мето-шаг, операцию, где возникло затруднение; Соотносить свои действия с используемым способом действия (алгоритм, понятием и т.д.) на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные задачи, умения или способности, которых не достается для решения исходной задачи. | Всему свое время. И настало время обратиться к музыке русского композитора Георгия Васильевича Свиридова. Слушайте внимательно. (Слайд №3) Звучит увертюра «Время, вперёд!» Г.В.Свиридова. - По вашей реакции я поняла, что музыка вам знакома. - Как бы вы назвали это произведение? |
Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство) Аттестуемый демонстрирует методику организации проектной деятельности. На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме (фронтально, в группе, в паре) обдумывают проект будущих учебных действий по алгоритму: Ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения) Согласовывают тему урока Строят план достижения цели Определяют средства – алгоритмы, модели Этим процессом руководит учитель: на первых порах при помощи подводящего диалога, а затем – побуждающего, затем с помощью исследовательских методов. | - Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (дети пытаются сформулировать тему урока) ( Слайд №4) |
Реализация построения проекта Аттестуемый описывает формы и методы организации контроля и корректировки деятельности учащихся в рамках реализации построения проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: Обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися Выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково Построенные способ действия используется для решения сходной задачи, вызвавшей затруднения. | ( Слайд №5) - Какие чувства и мысли вызывает у вас эта музыка? Что слышится в музыке? - Сколько тем-интонаций вы услышали? Давайте разбираться. - Как начинается музыка? Учитель играет 2 такта. - Что изображает музыка? ( движение времени) - Оно( движение времени) какое? ( постоянное, вечное) - Как это показала музыка? Послушайте дальше. Учитель играет 1 тему. - Что хотел выразить композитор, о чем рассказать? - Есть ли в этой музыке человек? (Аккордовое движение олицетворяет движение человечества во времени) - Движение какое? Давайте ещё раз послушаем, как звучит 1 тема в произведении. Слушание 1 темы увертюры. - Вторая тема-интонация вам знакома. Учитель играет 2 тему. - Что вы скажете об этой теме? Как она звучит? - Аккордовое движение? Какой инструмент солирует? Слушание 2 темы. - Здесь все человечество, или один человек? - О чем хотел рассказать композитор? В музыке Г.В.Свиридов хотел выразить стремление человека сделать жизнь как можно лучше, красивее. - В музыке слышен пульс современного мира? « Нам нужна музыка…под стать времени»,- говорил композитор. (слайд) - Г.В.Свиридов назвал это произведение « Время, вперёд!» (слайд). Это – увертюра. Увертюрой мы называем вступление к опере, балету, спектаклю. Это- вступление к кинофильму, снятому в 60-е годы прошлого века. (Слайд №6) - Фильм рассказывает об одном дне строительства Магнитогорского металлургического комбината в 30-е годы прошлого века. Герои фильма — простые строители. Узнав, что их коллеги в Харькове установили рекорд, они мобилизуются с тем, чтобы побить его. Всю стройку охватило грандиозное соревнование. Бригады любой ценой готовы завершить работу в срок. Музыка Георгия Свиридова из фильма «Время, вперёд!» одна из самых узнаваемых и ярких мелодий советского времени, ставшая своеобразной визитной карточкой СССР. В течение продолжительного времени она использовалась в заставке программы «Время». Используется и по сей день, но в слегка изменённой версии. - В чем сила этой музыки? Просмотр видеоролика на музыку «Время, вперёд!» |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания в новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. Аттестуемый демонстрирует форму организаций учебной деятельности, выбор заданий с целью закрепления новых знаний с использованием алгоритма решения. | -Перечислите, с помощью, каких средств музыкального языка, композитор изобразил характерные черты времени, которые мы с вами выявили. (дети сопоставляют средства выразительности с характерными чертами времени) Быстрый темп- время движется Повторяющиеся интонации в басу - постоянство времени Движение мелодии вверх - движение времени вперед и т.д. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного типа используется индивидуальная форма работы: Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагового оценивания с эталоном. Организуется рефлексия реализации построенного проекта учебных действий. Организуется для учащихся ситуации успешности. Аттестуемый демонстрирует и обосновывает задания, формы контроля и оценки самостоятельной работы. | У русского художника Марка Захаровича Шагала есть картина, которая называется « Время». Учитель показывает картину. (Слайд№7) - Почему художник так назвал картину? - Есть ли в этой картине красота? Может быть, красота в картине заложена в смысле, истине? - Почему часы такие большие, а человек – маленький? Что хотел сказать этим художник? ( время - вечно, а жизнь человека – миг во времени) - Что делает человек? (смотрит в окно) - Что он видит ? Почему там темно? ( будущее неизвестно) - Да, ребята, будущее нам неизвестно, а так хочется заглянуть в него хоть одним глазком. Давайте вспомним песню Е.Крылатова « Хоть глазочком заглянуть бы» ( Слайд №8) Е.Крылатов « Хоть глазочком заглянуть бы» - исполнение. - Почему композитор написал такой аккомпанемент к песне? - Посмотрите картину, которую я совершенно случайно увидела в интернете. ( Слайд №9) - Я не знаю имя ее автора, но что хотел он нам поведать? - Есть ли сходства с картиной М.Шагала? (Дети самостоятельно определяют сходства и различия двух картин) Но это уже современное искусство. |
Включение в систему заданий повторения Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала (базовый уровень), в том числе и как промежуточный шаг, для введения в последующем обучении новых способов действий (повышенный уровень). Аттестуемый в рамках этого этапа демонстрирует качество усвоения нового знания учащихся, обосновывает выбор и цель учебных заданий. | – А какое наше современное время, что для него характерно? ( скачок технического прогресса, жизнь стала суетливой, вокруг много информации). ( Слайд №10) - Сейчас, я хочу вас познакомить с песней английской рок-группы « Пинк Флойд». Она называется « Тайм» ( « Время»). Видеофрагмент концерта группы «Пинк Флойд» ( песня « Тайм»). - Каким представлен наш мир в музыке? Что вы услышали? ( Вначале тиканье часов, бой, затем начала звучать как бы космическая музыка.) - Верно, в нее вторгаются гудки, стук сердца, звон будильника, перезвон колоколов, космические органно-электронные созвучия. Учитель читает перевод песни ( Слайд №11) Время летит с годами всё дальше и дальше, А ты прожигаешь бесценные жизни часы; Слоняясь везде, и ничем, занимаясь, скучаешь, Ждёшь, пока кто-то, иль что-то укажет, где путь. - Вы тоже ждете, « пока кто-то, иль что-то укажет, где путь»?( ответы) - Ведь ты человек, ты и сильный и смелый. Своими руками судьбу свою сделай. Иди против ветра, на месте не стой. Пойми, не бывает дороги простой! ( Слайд №12) Исполнение песни Е.Крылатова « Ты – человек» |
Рефлексия учебной деятельности на уроке. На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке. Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности (цель обучения , способы достижения цели, результат) Аттестуемый демонстрирует эффективные способы самооценки и самоконтроля учебной деятельности | ( Слайд №13) В мире вечного движенья, В превращеньях вещества Возникают на мгновенья Все живые существа. Но, явившись на мгновенье, Знать уж хочет существо,- В чём же вечное движенье? Что такое вещество? И зачем в земном созданьи Отражается порой, Как в безбрежном мирозданьи Вечность жизни неземной? (В.Брюсов) -Каким вы увидели время в искусстве? -Какие средства выразительности помогали авторам раскрыть в своих произведениях тему «времени»? |
Д/З - В каких произведениях искусства вы тоже встречались с темой «времени»? Нарисовать каким вы видите свое время.