1. Мотивация | 5 мин. | Организация учебной мотивации /Просмотр видеофрагмента «Театр» (30 сек.)/ Настраивание учащихся на деятельность. -Как вы думаете куда мы сегодня с вами пойдём? -А что мы там будем делать? - Правильно…но спектакль необычный…давайте вместе попробуем угадать на какой спектакль мы пойдём? (кроссворд) | Приветствуют учителя. Выполняют задания мотивационной работы Отвечают на вопросы учителя: -в театр -мы будем смотреть спектакль Разгадывают кроссворд на доске и угадывают слово ,называют тему урока «опера» . | Мотивируются на активную деятельность, заинтересовываются Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. | Учатся слушать вопросы и отвечать на них. Взаимодействие со сверстниками при решении творческих задач; | | Видео-фрагмент «театр» |
2.Осмысление учебной задачи | 10 минут | -Сегодня опера предстанет перед нами как волшебный рассказ о чудесах сказочного мира. Какую песню мы сейчас споём, если сказка будет впереди? -Кто рассказывает сказки детям? Зачитать отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Презентация (портреты Пушкина и Глинки, краткое содержание сказки. Знакомство с замыслом М.И. Глинки по созданию музыкального спектакля. ) Знакомство с хором «Лель таинственный» | Исполняют знакомую песню Е. Птичкина «Сказки гуляют по свету» (2 куплета), вспоминают героев. Работают с разворотом учебника «Сцены из оперы» Дети перечисляют, вспоминают Кота ученого. Индивидуальное и коллективное чтение отрывка на стр. 82 учебника. Дети называют сказку. Вспоминают термин «опера». Слушают Первую песнь Баяна и сравнивают с первой песнью поэмы. Разучивание темы,ориентируясь на нотную запись в рабочей тетради,исполняют с движением- «разыграть свадьбу»Выполняют задания в тетради,закрепляя понятия солист, певец, хор, оркестр,инструменты. | *Формирование основ уважительного отношения к русской культуре, осознание национальной принадлежности *Формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. *Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, оценка результатов собственной музыкальной исполнительской деятельности . | *Научатся проводить сравнительный анализ стихотворного и музыкального текста. *Попытаются освоить способы решения проблем творческого характера в процессе восприятия и исполнения музыки; | *Научатся выявлять взаимосвязь музыки –слова изобразительного искусства в опере. *Закрепят умение воспринимать музыку и выражать своё отношение *Научатся проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений, обобщать,формулировать выводы. | Фрагменты оперы «Руслан и Людмила»: -первая песнь Баяна -Хор «Лель таинственный» 1 действие |
3.Открытие нового знания | 20 минут | Звучит начало увертюры. Предлагает классу исполнить тему увертюры в разном характере: грустно,торжественно, медленно,энергично. Дается понятие увертюры . -Как вы думаете, какому герою сказки посвящена эта музыка? Давайте сравним характер звучания увертюры с началом поэмы. Как получилось у М.И.Глинки создать образ Руслана? Какие средства выразительности он для этого использует? Добро в сказке борется со злом. В сказке Глинка рассказал о противниках Руслана. -Как вы думаете, какая музыка должна быть у злых сил? Чтение отрывка из поэмы А.С. Пушкина о Черноморе. - Обратите внимание на нотную запись в учебнике: как она отражает музыкальную характеристику образа Черномора? -Подтвердились ли наши предположения относительно музыкального образа Черномора? Какой музыкальный образ вам показался ярче: образ Черномора в марше или образ Руслана в увертюре? А какой герой понравился больше? Почему? | Слушание увертюры к опере «Руслан и Людмила» (главная партия) Пропевают тему в характерах разных что бы почувствовать и понять что меняется в исполнении и хар-ре звучания. Характеристика героя-Руслана Сравнивают, делают выводы Отвечают, используя понятия «темп, динамика, тембр». Обращение к характеристикам музыки в учебнике на странице 82. Дают предполагаемую характеристику музыки злых сил. Обращение к учебнику на стр.84. Описывают образ Черномора. Слушание марша Черномора. Называют средства музыкальной выразительности. Раскрывают доступные особенности нотной записи Сравнивают тембр инструментов Отвечают, аргументируя своё мнение. Рассуждают,Обобщают,делают выводы. | *Формирование целостного взгляда на мир, отношения к Добру и Злу; *Развитие образно-ассоциативного мышления на основе активного, прочувствованного восприятия музыки . | *Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов оперы; *Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения. *Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия и исполнения музыки; | *Научатся выявлять взаимосвязь музыки –слова изобразительного искусства в опере. *Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение *Закрепят понятия: опера, солист, хор, контраст, увертюра-. | Фрагменты оперы «Руслан и Людмила»: -Увертюра -марш Черномора |