kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта и презентация к уроку музыки "Композитор -имя ему народ" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке содержится технологическая карта к уроку музыки в 4 классе "Композитор-имя ему народ", а текже презентация к данному уроку. В технологической каре указаны этапы проведения урока, приемы и методы достижения поставленной цели, а также рефлексия урока. В презентации содержится иллюстрационный материал к уроку отражающий этапы проведения урока. Данный урок является обобщением темы русского народного музыкального фольклора, в основе которого лежит жанровое построение песен, отражающих разные стороны жизни человека.

Просмотр содержимого документа
«технологическая карта»

Технологическая карта урока


Автор разработки:

Тройненко Л.И.

Предмет

Музыка

Класс

4 класс

Автор УМК, учебник (выходные данные)

Музыка 1-4 класс. Е.Д. Критская. Г.П. Сергеева. Т.С. Шмагина

Программа МОРФ. Просвещение 2012 г.

Тема урока

«Композитор имя ему народ»

Тип урока

Урок «обобщения» полученных знаний. Урок-концерт

Цель урока

Приобщение учащихся к национальной культуре и истории своего народа,

воспитание бережного отношения к народным традициям.

Задачи урока:

Задачи:

  1. Показать значимость народной песни в современной музыкальной культуре;

  2. Раскрыть сущность народной песни на примере ее жанров и творчестве русского народа;

  3. Показать результаты творческих достижений учащихся;

  4. Доказать, что народная песня значима в нашем современном обществе, благодаря тем мыслям и чувствам, которые ней отображены;

  5. Развивать творческие способности учащихся через исполнительскую деятельность;

  6. Воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру, развивать эмоциональный отклик на музыку.

  7. Способствовать формированию духовно - нравственных качеств личности через народную песню.





Методы организации учебной деятельности

  • Метод идентификации - вживание в образы искусства;

  • Эмоциональной драматургии;

  • «Забегания» вперед и возвращения к «пройденному»;

  • Интонационно-стилевого постижения музыки;

  • Художественного, нравственно-эстетического постижения музыки

  • Диалог;

  • Рефлексия;

  • Метод педагогической поддержки;

  • Диагностический метод;

  • Создание ситуации выбора и успеха.


Форма организации работы

  • Коллективная форма – хоровое пение, слушание, музыкально-ритмическая деятельность;

  • Фронтальная – музыкальная беседа – рассуждение.


Используемые технологии

  • Технологии развития ассоциативно-образного мышления школьников;

  • Технологии арттерапевтического воздействия музыки на учащихся;

  • Технология развития процессов восприятия;

  • Технологию коллективной мыслительной деятельности;

  • Технология развития процессов восприятия;

  • Ученические исследовательские проекты как технология развития познавательных интересов школьников;

  • Игровые технологии.








Этап урока: 1. Организационный момент и мотивация.


Задачи этапа:


- Включить учащихся в учебную деятельность.


- Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок.



Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые универсальные учебные действия

Дети под музыку входят в класс.


Музыкальное приветствие.


Музыкальное приветствие детей «Доброе утро, здравствуйте учитель»

Личностные:

- самоопределение

 

 

Коммуникативные:

-Планирование учебного сотрудничества и с учителем и сверстниками


Этап урока: 2. Актуализация знаний в процессе повторения пройденного.

Задачи этапа: - актуализировать учебное содержание, необходимое и
достаточное для урока – обобщения



  • Зачем человеку песня? Каковы особенности русской народной песни. Что ее отличает от композиторской?



  • Назвать жанры русской народной песни?


  • Кто первым стал записывать русские народные песни?


  • Интеллектуальная игра «Колесо фортуны» обобщение знаний по жанрам р.н.п.



  • Музыкальная викторина по выявлению слухового восприятия музыки.

Слайд 7. Найти соответствие жанра песни с названием песни.





Ответы учащихся.








Сопоставление и анализ истории развитии русского народного творчества


Выявление ассоциативных связей между музыкальным и теоретическим материалом.


Познавательные:

-анализ, синтез, сравнение, обобщение;

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

 Регулятивные:

-фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;

-волевая саморегуляция в ситуации затруднения 

 

Коммуникативные:

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.



Этап урока: 3.Выявление жанра русской народной песни, наиболее распространенного в различных слоях русского народа.

Задачи этапа: - Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе
которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего наибольший отклик при изучении данной темы.




  • Какие песни были самыми любимыми на Руси, их пели и крестьяне, и бурлаки, и солдаты и др.

  • Назвать лирические песни изученные на уроке.

  • О чем эти песни?

  • Назвать характерные черты лирических песен.



  • «Тонкая рябина» р.н.п.


  • Почему эта песня так любима в народе. О каких душевных страданиях говорится в песне?


Ответы обучающихся

Работа с учебником


исполнение

Анализ содержания.

Ответы учащихся.



Познавательные:

-постановка и формулирование проблемы.

 





Коммуникативные:

-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.



Этап урока: 4. Творческий проект. Интеграция уроков искусств в изучении данной темы. Русский народный костюм.

Задача этапа:

- организовать коммуникативное взаимодействие для нахождения сходства и различия в национальной одежде русского народа и его взаимосвязи с песенными традициями и их содержанием.





  1. Исполнение песни «Лен зеленой»


  • На какую мысль навела вас эта песня?

  • Что мы узнали разучивая и испоняя эту песню.



  • Каковы особенности русского национального костюма?


  • «Камаринская» как музыкальный жанр


  • Назвать жанр народной песни, в основе которых лежат интонации «Камаринской»



  • Но только ли песня основывается на интонации русской пляски.

Представление жанра.



  • Назовите характерные черты частушек.




Познавательные:

- анализ, синтез, сравнение;

-формулирование познавательной цели;

-построение логической цепи рассуждений, доказательство.

 

Личностные:

-осознание ответственности за общее дело.



 Коммуникативные:

-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

-учёт разных мнений.

 


  • Домашнее задание. Творческий проект. Сочинить частушку на школьную тему.




Представление частушек



 


Этап урока: 5.Самостоятельная работа


Задачи этапа: - выявить знания учащихся поданной теме через выполнение тестового задания в группах.


Тест

1. Основным качеством русской народной музыки является:

а) маршевость;

б) танцевальность;

в) песенность.

2. Какие из музыкальных инструментов входят в состав русского народного оркестра?

а) скрипка;

б) свирель;

в) домра;

г) кларнет;

д) балалайка.

3. Определи жанры русской народной песни и впиши нужную

букву.


4. Выбери из данных музыкальных инструментов русские народные и

подчеркни их.




Учитель.

-Народ не только композитор, он творец.

Ведь в одежде, обрядах отразилась красота народной души.









Работа в группе



















Познавательные:

-извлечение из музыкального материала необходимой информации;


 

Коммуникативные:

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.


Этап урока: 6 этап. Рефлексия.


Задача этапа:

- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

-оценить собственную деятельность на уроке;

-обсудить и записать домашнее задание.



Какая цель нашего урока?


Какая тема нашего урока?


Как вы поняли тему нашего урока?

-Что вы узнали изучая русские народные песни и их особенности?

- Домашнее задание.

Я предлагаю вам дома нарисовать любой рисунок к произведению, которое вам больше всего понравилось.

Оценки за урок.





Обобщение знаний по теме?


Композитор-имя ему народ.




Песни сочинял народ







Исполнение

Познавательные:

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Личностные:

-самооценка на основе критерия успешности;

-адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

 

Коммуникативные:

-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Заключительный этап 7.



В какой песне говорится о том, что на Руси всегда любили петь песни?

Песня о Росии



Ответы ребят



Исполнение

Коммуникативные

Через исполнение песни воспитывать любовь к Родине и ее традициям





Просмотр содержимого презентации
«народные песни»

Композитор-имя ему народ

Композитор-имя ему народ

Русская народная песня

Русская народная песня

Какие стороны жизни отражала русская народная песня?

Какие стороны жизни отражала русская народная песня?

Содержание русских народных песен:

Содержание русских народных песен:

  • Природа России
  • Быт русских людей
  • Чувства, переживания
  • Рассказы о праздниках и буднях
Особенности русских народных песен

Особенности русских народных песен

  • Протяжные
  • Распевные
  • Широкие
  • Встречаются ошибки
  • Неправильные ударения
  • Используются припевки.
Жанры русских народных песен

Жанры русских народных песен

  • Былины
  • Трудовые
  • Солдатские
  • Лирические
  • Шуточные
  • Хороводные
  • Свадебные
  • Плясовые
  • Обрядовые
Найди соответствие: Лирическая Солдатская Бурлацкая Плясовая Хороводная Крестьянская «Эй, ухнем!» «Тонкая рябина» «Солдатушки, бравы ребятушки» «Во поле береза стояла» «Лен» «Как у наших у ворот»

Найди соответствие:

  • Лирическая
  • Солдатская
  • Бурлацкая
  • Плясовая
  • Хороводная
  • Крестьянская
  • «Эй, ухнем!»
  • «Тонкая рябина»
  • «Солдатушки, бравы ребятушки»
  • «Во поле береза стояла»
  • «Лен»
  • «Как у наших у ворот»

Лирические песни. Особенности лирической песни?

Лирические песни.

Особенности

лирической песни?

Тонкая рябина 1. Что стоишь качаясь Тонкая рябина. Голову склонила До самого тына. 2. А через дорогу За рекой широкой. Также одиноко, Дуб стоит высокий 3. Как бы мне рябине? К дубу перебраться, Я б тогда не стала Гнуться и качаться. 4. Тонкими ветвями, Я б к нему прижалась. И с его листвою, День и ночь шепталась. 5. Но нельзя рябине, К дубу перебраться. Знать судьба такая. Век одной качаться.

Тонкая рябина

1. Что стоишь качаясь

Тонкая рябина.

Голову склонила

До самого тына.

2. А через дорогу

За рекой широкой.

Также одиноко,

Дуб стоит высокий

3. Как бы мне рябине?

К дубу перебраться,

Я б тогда не стала

Гнуться и качаться.

4. Тонкими ветвями,

Я б к нему прижалась.

И с его листвою,

День и ночь шепталась.

5. Но нельзя рябине,

К дубу перебраться.

Знать судьба такая.

Век одной качаться.

Хороводные песни

Хороводные песни

Русский народный костюм

Русский народный костюм

Плясовые песни

Плясовые песни

Русские народные праздники Рождество , Масленица, Пасха, Троица. Обрядовые

Русские народные праздники Рождество , Масленица, Пасха, Троица.

Обрядовые

Рефлексия

Рефлексия

  • Какой след в ваших сердцах оставила русская народная песня?
Слова Н. Соловьевой  Музыка Г. Струве 1. У моей России длинные косички, У моей России светлые реснички. У моей России голубые очи, На меня Россия, ты похожа очень  Припев: Солнце светит, ветры дуют Ливни льются над Россией. В небе радуга цветная. Нет земли красивей. 2. Для меня Россия - белые берёзы, Для меня Россия – утренние росы, Для меня Россия, ты всего дороже, До чего на маму ты мою похожа.  Припев: 3. Ты, моя Россия, всех теплом согреешь, Ты, моя Россия, песни петь умеешь, Ты, моя Россия, неразлучна с нами, Ведь Россия наша – это мы с друзьями.  Припев:

Слова Н. Соловьевой

Музыка Г. Струве

1. У моей России длинные косички,

У моей России светлые реснички.

У моей России голубые очи,

На меня Россия, ты похожа очень

Припев:

Солнце светит, ветры дуют

Ливни льются над Россией.

В небе радуга цветная.

Нет земли красивей.

2. Для меня Россия - белые берёзы,

Для меня Россия – утренние росы,

Для меня Россия, ты всего дороже,

До чего на маму ты мою похожа.

Припев:

3. Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,

Ты, моя Россия, песни петь умеешь,

Ты, моя Россия, неразлучна с нами,

Ведь Россия наша – это мы с друзьями.

Припев:


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта и презентация к уроку музыки "Композитор -имя ему народ" 4 класс

Автор: Тройненко Лариса Иннокентьевна

Дата: 08.03.2016

Номер свидетельства: 303145

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства