1. Деятельностная – формирование УУД в процессе знакомства с программной музыкой на примере симфонической пьесы А.К. Лядова «Кикимора».
2. Предметно-дидактическая – осознание влияния фольклора на творчество русских композиторов на примере симфонической пьесы А.К. Лядова.
- Метапредметная - создать условия для самостоятельной деятельности обучающихся по выявлению понятия «программная музыка»;
- Личностная - создать ситуацию для самостоятельного осмысления влияния фольклора на творчество русских композиторов на примере симфонической пьесы А.К. Лядова «Кикимора».
2. Метапредметные:
3. Личностные:
1.По ведущей дидактической цели – изучение нового материала.
2.По способу организации–комбинированный.
3.По ведущему методу обучения – частично-поисковый.
1.Основной – частично-поисковый (метод интонационно-стилевого постижения, метод контраста и тождества).
2. Дополнительные – практические (методы вокально-хоровой работы, метод слушания музыки - «сочинение сочиненного»).
Этап урока | Методы обучения | Содержание деятельности | Формируемые УУД | Методы оценки/самооценки |
учителя | ученика |
Организационно-мотивационный момент | | Приветствие. Организация и эмоциональный настрой обучающихся. | Вход в класс. Приветствие. | Коммуникативные: Согласование и координация деятельности с другими ее участниками, проявление эмоциональной отзывчивости. | |
Вокально-хоровая работа | Фонопедический метод В.В.Емельянова, методика вокально- хоровой работы В. Соколова | Организует, контролирует правильность выполнения упражнений. Использует приемы развития вокально- хоровых навыков. | Фонопедическая «зарядка»; Распевание звукоряда по полутонам а, capella. | Личностные: проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Коммуникативные: согласование и координация деятельности с другими ее участниками. | Критерии: правильное положение корпуса при работе сидя и стоя, скоординированное хоровое пение, знание текста, выразительное исполнение |
| Метод мысленного пения, метод показа и подражания | Организует исполнение песни, работу над художественным образом. | Исполнение песни - «Земля полна чудес» (муз.Е. Зарницкой). |
Актуализация изученного материала | Словесный (беседа) | Актуализирует имеющиеся знания учеников о фольклоре, основных жанрах народных песен. | Отвечают на вопросы учителя, исполняют колыбельную песню. | Коммуникативные: умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме. | |
Формулирование темы урока. | Творческое исследование | Обращается к фольклорному жанру – сказание. Вводит понятие «программная музыка». | Слушают сказ о Кикиморе. Работают с текстом по учебнику. Подготовленный ученик знакомит с личностью и творчеством композитора и помогает сформулировать тему урока. | Познавательные: формирование умения поиска и выделения необходимой информации. | Критерии: определение жанра понимание роли ритма, темпа, динамики в создании художественного образа произведения и жанра в целом. |
Открытие новых знаний. | Метод « сочинение сочиненного», интонационно-стилевого постижения. | Предлагает пойти путем автора, подобрать эпитеты и определения, используя листы – помощники. | Обсуждают характер звучания, настроение, форму, чувства, средства выразительности. | Познавательные: развитие умения анализировать музыкальное произведение с целью выделения признаков жанра, его художественного образа; | |
Настраивает на осознанное восприятие симфонической пьесы «Кикимора» А.К. Лядова. Проводит беседу по анализу произведения, акцентируя внимание на литературную основу- программу и музыкальный образ произведения. | Слушают музыку. Проводят анализ произведения (использование интонации колыбельной песни, развитие музыкального образа: изменение характера во второй части), описывают изобразительные моменты в музыке. |
Предлагает представить музыкальный образ пьесы «Кикимора» А.К. Лядова через рисунок. Организует обсуждение творчества, показ, самооценку и оценку зрителями. | Обсуждают варианты представления художественного образа и сюжета пьесы «Кикимора», анализируют творческую работу свою и одноклассников. | Коммуникативные: конструктивно работают в паре; Регулятивные: выбирают действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; Личностные: выполняют творческое задание (рисунок); Познавательные:осваивают начальные формы познавательной и личностной рефлексии, позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей. | Критерий: соответствие изображения характеру музыки и художественному образу. |
Рефлексия |
Вывод и обобщение | Словесный, метод обобщения | Предлагает закрепить представление о том, что фольклор становится основой творчества и благодаря ему рождаются новые произведения. | Приводят в качестве примера произведения, написанные на сюжеты фольклора; на основе обсуждения музыки выражают свое настроение через исполнение песни «В мире много сказок» В. Шаинского. | Познавательные:формирование умения поиска и выделения необходимой информации; Коммуникативные: умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме. | Критерии: выразительное исполнение; монологический полный ответ. |
Инструментальная музыка, в основе которой лежит программа, то есть какой- либо конкретный сюжет называется… музыкой.
в) исторической.
а) А.К. Лядов «Кикимора»;
б) М.П. Мусоргский «Богатырские ворота» - сюита «Картинки с выставки»;
в) Э.Григ «Утро» - сюита «Пер Гюнт».