Тема урока | Фольклор в музыке русских композиторов. 5 кл. |
Цель урока | Рассмотреть взаимосвязь музыки и литературы через жанр устного фольклора - народное сказание, как основу профессиональной музыки на примере симфонической миниатюры А.К.Лядова «Кикимора». |
Планируемый результат | Предметные: Знать Музыку А.К.Лядова; музыкальные термины в пределах изучаемой темы. Уметь анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад; понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и устного народного творчества; находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств. Личностные: Формулировать собственное мнение и позицию. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям; - воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний; - уметь участвовать в коллективно – творческой деятельности. Метапредметные: Личностные: проявление эмоциональной отзывчивости, умение слушать и анализировать, выражать свои мысли при восприятии нового музыкального материала и исполнении вокального произведения. Регулятивные: активизация поискового процесса у детей через сравнение образов литературного персонажа и его музыкального изображения, участвуя в коллективном обсуждении, определяя и формулировать цель урока. Познавательные: ученики знакомятся с понятием «программная музыка», с жанром симфонической миниатюры, ведут поиск общих и особенных черт на примере русского фольклорного персонажа и его изображения в музыке А.Лядова, они ориентируются на свою систему знаний, осознавая необходимость приобретения новых, учатся анализировать, сравнивать. Коммуникативные: сотрудничество учителя с учениками в форме диалога, исполнение песни хором, умение аргументировать свое мнение, понимая взгляды других, наблюдая за музыкой. |
Основные понятия | Фольклор; народное сказание; программная музыка; симфоническая миниатюра. |
Межпредметные связи | Литература. |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Учебник для 5 класса. А.К.Лядов «Кикимора»- симфоническая миниатюра. А.К.Лядов «Колыбельная». Песня по выбору учителя. Проектор, компьютер; фортепиано. |
№ | Этапы проведения урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предмет-ные | Личностные и метапредметные |
1. | Мотивирование к учебной деятельности Цель: заинтересовать детей через определение личной значимости, практической направленности, социальной ситуации и т.д. | Просмотр фрагмента фильма - сказки, где есть Кикимора. | Приветствие. Показ видеофрагмента из фильма – сказки. Вопросы обучающимся.
| Ответить на вопрос: Каких знакомых героев вы увидите? | планирование учебной цели, Побуждение к активности | умение слушать и анализировать Формулировать собственное мнение. |
2. | Формулирование темы урока, постановка цели Цели: подведение детей к формулированию конкретной, достижимой, понятной цели | Ответы на вопросы. Сегодня на уроке мы будем говорить о сказочном герое, изображенном в музыке. | Задает вопросы. Сообщение темы после беседы. | Ответить на вопросы. Как вы, ребята, думаете, о чем или о ком пойдет речь на сегодняшнем уроке? Какие музыкальные открытия нас ожидают?
| Определять тему и задачи конкрет -ного урока. | Выделение необходимой информации. |
3. | Актуализация знаний и определение затруднений в деятельности через создание учебно-проблемной ситуации Цель: воспроизведение учащимися знаний умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания, выход на задание, вызывающее познавательное затруднение. | В сказках, преданиях, сказаниях. К фольклору. Высказывают предположения. Формулируют цель (узнать, как изображена Кикимора в музыке и литературе и есть ли что-то общее). | Беседа по вопросам. | Где мы можем еще встретить таких героев? Ребята, а куда относятся сказки, былины? Читаем сказание из учебника и отвечаем на вопросы. | Давать понятные для других высказывания. Планировать деятельность с учетом поставленной цели. | Поиск и выделение необходимой информации. Участие в коллективном обсуждении. |
4. | Постановка учебной задачи Цель: постановка конкретной задачи урока, которая поможет разрешить возникшие затруднения, составление плана работы. | Отвечают на вопросы. Тема «Фольклор в музыке русских композиторов» Что мы будем делать? Озвучивают план работы на уроке: - прочитаем народное сказание, - познакомимся с новым музыкальным произведением о Кикиморе, - сравним музыкальный и литературный образы | Представьте, что вы композиторы и вам необходимо сочинить муз произведение с названием «Кикимора» Вопрос: Откуда мы можем узнать больше о Кикиморе? О ее привычках, о внешнем виде, о характере? Подведение итогов этапа: | Определяют задачи урока и составляют план работы. Предлагают варианты: из учебника, из книг, из сказки, из Интернета, из музыки. | Умение выражать свои мысли, рассуждать, анализировать | Самооценка своих возможностей и способностей. Планирование, прогнозирование. |
5. | Изучение нового материала Цели: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией | Прочитать сказание и назвать героев. Заполняют таблицу. Слушают музыку. | Какими выразительными ср – ми музыки вы воспользуетесь? Заполнить таблицу (характеристика выразительных средств для кикиморы). | Чтение текста. Заполнение таблицы. Послушать симфоническую миниатюру А.К.Лядова и сравнить музыку со своими характеристиками. | Умение слушать музыку и анализировать | Проявляют эиоциональную отзывчивость , восприятие. Речевые высказывания о характере произведения. |
6. | Закрепление нового материала Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности | Ответы на вопросы | Сегодня мы с вами совершили музыкальное путешествие в сказку: - Что вам наиболее понравилось? - С творчеством какого композитора вы познакомились сегодня? - Какое произведение А. Лядова вы узнали и послушали? - Кто такая Кикимора? - Что такое программная музыка? - Какие инструменты использовал Лядов для изображения сказочных героев? - Какой предстала перед вами Кикимора в этом произведении? - Как завершил композитор свою миниатюру и что хотел этим сказать? | Ответы на вопросы | Владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы. | |
7. | Контролирующее задание Цель: осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний | Выполняют самостоятельно задание Проверяют друг друга. | Предлагает задания для самостоятельной работы. | Дается задание на контроль усвоения терминов и понимание темы (приложение №1). | | Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая сюда контроль в сотрудничестве с учителем и сверстниками. Умение сравнивать и анализировать. |
8. | Рефлексия учебной деятельности на уроке, самооценка результатов обучения Цели: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей | Исполнение песен. | Можем ли мы считать что и музыка и литература создали единый образ сказочного персонажа? Какое впечатление оставил у вас образ Кикиморы в этой музыкальной картине? Можно ли изобразить Кикимору при помощи еще одного вида искусства? Какого? Д\З: Я предлагаю вам нарисовать Кикимору такой какой вам подсказала музыка или литература или свои представления. | Исполнение «Колыбельной» и песни по выбору учителя (о сказках и т.п.). | Участие в коллективной исполнительской деятельности. | Проявление эмоциональной отзывчивости. Активизация поискового процесса у детей через сравнение образов литературного персонажа и его музыкального изображения |