Этапы урока | Обучающие и развива- ющие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
I. Организационный момент | Беседа с настроем на художественную деятельность и постановкой проблемы | Здравствуйте, ребята, садитесь. Запустим звоночек винтажный Пускай он звенит далеко Урок у нас сегодня важный Ведь знанья добыть нелегко Давайте создадим друг другу хорошее настроение и пожелаем чего-то хорошего. Проверка ранее изученного материала (Д/З) Соедините композиторов и названия произведений П.И.Чайковский Опера «Садко» Н.А.Римский-Корсаков Опера «Лебединое озеро» М.П.Мусоргский Опера «Борис Годунов» М.И.Глинка Опера «Князь Игорь» А.П.Бородин Опера «Травиата» Д.Верди Опера «Руслан и Людмила» Ключ Н.А. Римский –Корсаков – Садко П.И.Чайковский «Лебединое озеро» М.П.Мусоргский «Борис Годунов» А.П.Бородин – Князь Игорь М.И.Глинка – Опера «Руслан и Людмила» Д.Верди «Травиата» 12 пьес П.И. Чайковского получили свои названия по месяцам, соотнесите месяц с названием пьесы: "У камелька" Январь "Масленица" Февраль "Песня жаворонка" Март "Подснежник" Апрель "Белые ночи" Май "Баркарола" Июнь "Песнь косаря" Июль Жатва" Август "Охота" Сентябрь "Осенняя песнь" Октябрь "На тройке" Ноябрь "Святки" Декабрь | Слушают учителя. | Фронтальная работа | Регулятивные: определяют цель и проблему в учебной деятельности; осознают недостаточность своих знаний. Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала, стремление к достижению поставленной цели |
II. Мотивационный этап. | | Ребята, что необходимо знать о музыке, чтобы понимать еѐ? Для этого надо знать имена композиторов, названия произведений. И, конечно, нужно понимать еѐ язык. Музыка – это искусство, у которого есть свои законы. Посмотрите вокруг. Все имеет свою форму. Мы никогда не перепутаем парту со стулом. А доску с окном. Почему? Потому, что у каждого предмета есть своя форма. Есть свои формы и у музыки. Значит, как будет звучать тема нашего сегодняшнего урока? -Формы построения музыки - А какая же цель урока? -Изучить… различные формы построения музыка | (предлагают варианты) Приводят примеры. Формулируют тему. Осмысливают цель урока и учебной деятельности | | |
III. Изучение нового материала | Эвристическая беседа, просмотр видео | Для того, чтобы узнать, какие же формы построения есть у музыки и что такое музыкальная форма, давайте посмотрим небольшой видео ролик и разберем простые музыкальные формы. Что же такое музыкальная форма? Открываем тетради, записываем число и тему нашего сегодняшнего урока: Различные формы построения музыки. Музыкальная форма – строение, структура музыкального произведения Элементы музыкальной формы: -мотив – маленькая частица мелодии, несколько звуков. -период – одночастная музыкальная форма, состоящая из двух предложений А=а+а Период неповторного строения А=а+б Простая двухчастная безрепризная форма состоит из двух разных периодов: аа +бб А Б Простая двухчастная репризная форма: во втором периоде второй части одно из предложений повторяет музыкальный материал первой части аа +ба А Б Простая трехчастная музыкальная форма состоит из последовательности трех периодов аа +бб +аа А Б А Простая трехчастная однотемная репризная форма аа +а1а1 +аа А А1 А Простая трехчастная безрепризная форма: аа +бб +сс А Б С Физминутка Потрудились – отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать, Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. | Ребята получают представление и знания о музыкальной форме, формах построения музыки Осмысливают поняти Запись определений и обозначений в тетрадь, прослушивание музыкальных произведений и разбор. | Фронтальная работа. Работа в парах. | Познавательные: устанавливают аналогии; сравнивают объекты по заданным критериям; определяют понятия. Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения. Личностные: проявляют познавательную активность |
IV. Творческая практическая деятельность | Практический. Творческий поиск | Давайте теперь попробуем на слух определить музыкальную форму произведений: Пряничная песенка Какую форму имеет это произведение? (одночастная) А теперь давайте прослушаем произведение П.И.Чайковского «Танец с кубками» из балета «Лебединое озеро» Сколько частей в этом произведении? 3 части, трехчастная, в первой и третье частях слышен марш, а в средней- выражена танцевальность. Самостоятельная работа в парах: Прослушивание произведений, определение формы построения «Сольвейг» Э.Григ Сколько частей в этом произведении? 2части - двухчастная Печально и напевная мелодия сменяется более подвижной, веселой плавными движениями ( переход от грустных раздумий к светлой радости Увертюра «Дети капитана Гранта» - Какой характер этого произведения? - Какую форму имеет это произведение? - Двухчастную 5. «Со вьюном я хожу» Так какую же форму имеет наше произведение? - Мы прослушали р.н. песню « Со вьюном я хожу» -Трехчастную Самостоятельная работа: Определить формулу музыкального построения, записать ее название Работа в группе: Исполнение песни «Этот мир придуман не нами», определение формы построения (двухчастная) караоке | Ребята готовят рабочее место, размещают материалы. Выполняют задания по предложенной схеме. Ищут свои пути решения. Самостоятельная работа в парах | Индивидуальная работа Работа в группах | Регулятивные: планируют деятельность в учебной ситуации; определяют способы достижения цели. Коммуникативные: наблюдают предметы, используют ассоциативные качества мышления; используют выдумку, неординарный образ мышления |
V. Итоги урока. Рефлексия | Эвристическая беседа. | Подведём итоги. -И так, ребята, наш урок подходит к концу. -Что вы узнали сегодня на уроке? Что такое форма музыки? Какие они бывают? Почему они так называются? Оценивание: Заполнение листа самооценки Домашнее задание: Повторить изученный материал, записи в тетради Рефлексия учебной деятельности: На доске я нарисую жёлтым мелом круг. Я попрошу вас подходить к доске и рисовать лучи, чтобы получилось солнышко. Если урок был для вас полезен – жёлтым мелом, если же бесполезен и непонятен – синим мелом. | Отвечают на вопросы Подводят итоги своей учебной и художественной деятельности. Рисуют лучики солнышка мелком соответствующего цвета. | Фронтальная . Индивидуальная работа. | Коммуникативные: работают в группе, учатся понимать позицию партнера; корректируют свою деятельность. Регулятивные: оценивают конечный результат своей деятельности; осознают правила контроля |