ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА |
Предмет - «Музыка». УМК, В.В. Алеев, Т.Н.Кичак | Класс -1 Урок №11 | Учитель музыки: Шорина Р.Х. |
Тип урока: получение новых знаний | Форма урока: комбинированный |
Жанр урока- | Педагогическая цель: создание условий для развития общекультурных, коммуникативных, учебно-познавательных компетенций | |
Тема урока – « Ноги сами в пляс пустились» |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Участвовать в хороводах, выполнять движения по примеру учителя; - определять разновидности танцев: хоровод, пляска; -определять характерные особенности русской народной пляски и хоровода, а также их отличия. | Познавательные -Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Регулятивные - Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Коммуникативные - Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению |
Словарь урока: хоровод, пляска, весело, быстро, задорно |
Ресурсы урока: - рабочие листы-раскраски для учащихся (на каждого ученика или на пару); - листы самооценки (на каждого ученика – цветные карточки) или для работы в парах, музыкальная палитра ( 1 комплект на парте) – мультимедийная техника: компьютер, проектор, синтезатор, музыкальный центр. Музыкальный материал: Слушание: рус. нар. песня -пляска «Камаринская». Пение и слушание: рус. нар. песня «Во поле берёза стояла». Игра и исполнение на детских муз. инструментах: рус. нар. песня «Ах вы, сени». Зрительный ряд: Г. Голиков «Хоровод», А. Котушкина «Береза», Неизв. худ-к «Камаринская пляска», Н. Зиновьев «Деревенский праздник». Просмотр: «Камаринская» (фантазия на музыку М.И. Глинки) http://www.dailymotion.com/video/x2hzi61 |
| |
1 этап. Орг. момент | Вход учащихся в класс под музыку Е. Поплянова «Начинается урок» (пение). Музыкальное приветствие: - Здравствуйте, ребята! - Здравствуйте! -Я рада нашей новой встрече, Мне с вами интересно, друзья! Интересные ваши ответы С удовольствием слушаю я. Мы сегодня будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать. А чтобы урок пошел каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок! |
2 этап. Мотивация (создание проблемной ситуации) | Деятельность учителя - Сегодня наш урок я начну я с музыкальной загадки. Слайд №1 --Посмотрите на картинки и скажите, вам знакомы танцы, которые изображены на них? Мы познакомились с ними на прошлом уроке. А теперь внимание, музыкальная загадка. Сейчас прозвучат три фрагмента произведений. Вам необходимо в свих рабочих найти эти танцы , назвать их и соединить линиями в порядке звучания музыки. Звучат отрывки произведений («Вальс» «Мазурка», «Полька» из Детского альбома П. Чайковского) Как называются все эти три произведения? - Где они звучали, на каком празднике? | Деятельность учащихся - ответы детей - участвуют в обсуждении; - отвечают на проблемные вопросы - Рассматривают картинки, слушают музыку и выполняют задание -отвечают (мазурка, вальс, полька) -отвечают(на балу) |
| |
3 этап. Актуализация знаний | Деятельность учителя - Как вы уже догадались мы вновь будем говорить о танцах. - Тема сегодняшнего урока: «Ноги сами в пляс пустились». Как вы понимаете эти слова? --Рассмотрите произведения художников в своих учебниках (Неизвестный художник. «Камаринская пляска». Н. Зиновьев. «Деревенский праздник».) Стр. 28-31 Слайд №3 -Какой изображена русская народная пляска? -Встал наш Ваня на носок, А потом на пятку. Стал он «русскую» плясать, А потом вприсядку - Я на дудочке играл, Весь народ мне подпевал. А ещё я стал играть, Весь народ пошёл плясать. Слушание музыки Звучит «Камаринская» (короткая), дети импровизируют. - Скажите, когда вы танцевали, вы задумывались о движениях? - Какой характер этой музыки? - Это русская плясовая, в которой каждый участник старается придумать новое движение и перещеголять других в умении и ловкости. Слайд № 4 -На прошлом уроке мы с вами говорили о бальных танцах. Как вы думаете, а какие танцы танцевали простые люди на своих праздниках? | Деятельность учащихся - слушают, учувствуют в беседе -рассматривают , обсуждают, беседуют -ответы детей - работают с учебником - танцуют (импровизация движений) -отвечают - рассуждают, высказывают своё мнение (работа в парах) |
4 этап. Целеполагание и планирование | - Знаете ли вы их? -Так что мы должны сделать сегодня? –Правильно, мы должны познакомиться с народными танцами. -А какого народа, в какой стране мы живем? - А для чего нам это нужно? -Правильно, чтобы знать и любить культуру родного народа. | - ответы детей - ответы детей |
5 этап. «Открытие» нового знания (продолжение изучения новой темы) | |
-Посмотрите в свои рабочие листочки, в учебники и скажите, о каком танце мы с вами ещё не беседовали? Сможете вы назвать этот танец? - Хорово́д — древний народный круговой массовый танец. Это танец-игра и танец-песня. Давайте послушаем хороводную песню. «Во поле берёза стояла» -Береза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой, невестой. Ее считают символом России, символом Родины. Береза воспета в поэзии и прозе, в музыке и живописи, в фольклоре. Россия и береза! Эти два понятия неразделимы. -Песня "Во поле березонька стояла" по жанру хороводная. Эта песня-хоровод исполнялась девушками и парнями на празднике Троица. В Троицу символом праздника является белоснежная березка, которую, как и елочку на Рождество, наряжают. Только наряд березки – это яркие ленты. -Как мы должны исполнить эту песню-хоровод? -Чем отличается хороводная музыка от плясовой? -Как звучала музыка? -А какие движения должны быть в хороводных песнях? - А еще можно изображать то, о чем поется в песне. Согласны? - Я предлагаю девочкам выйти на середину класса и " разыграть" песню по ходу сюжета. Слушание русской народной плясовой песни “Светит месяц”. -Скажите, ребята, а эту песню к какому жанру можно отнести? -А почему вы решили, что эта песня плясовая? -Какие средства выразительности используются в песне, чтобы создать жанр плясовой? -То есть средства выразительности в музыке – это характер мелодии, темп, динамика, голоса музыкальных инструментов. | Деятельность учащихся -отвечают - слушают - ответы детей -отвечают (Нужно взяться за руки и ходить по кругу под музыку). - исполняют - исполняют, выполняют действия, играют на музыкальных инструментах ( импровизируют) -ответы(плясовая) -ответы (Эта песня веселая, задорная, быстрая, яркая. Ноги сами в пляс идут.) - ответы (Песня звучит весело, громко и быстро) |
6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление) | -Чем отличается хороводная музыка от плясовой? Вокально-хоровая работа. - Разучивание песни «Ах вы, сени» Русская народная песня, обработка В. Агафонникова (игра на детских музыкальных инструментах). «Слайд №7 - Распевание. - Какие народные инструменты вы услышите? -Изменялась музыкальная тема на протяжении звучания произведения? -Какая музыка по характеру -Как вы думаете это плясовая или хороводная. -Докажите -Что удобно под эту музыку делать? -А как называется такой жанр народной музыки под которую удобно плясать? --Где в основном исполнялись плясовые? - Если они звучали в основном на гуляньях, то исполнение плясовых было связано развлечением и поднятием праздничного настроения или совершения какого -либо обряда? Просмотр мультфильма «Камаринская» http://www.dailymotion.com/video/x2hzi61 | -рассуждают, работают парами -ответы (весёлая, задорная, танцевальная) |
7 этап. Рефлексия и оценивание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Да, ребята, мы узнали, что у русского народа свои традиции, своя песня, где полно и многообразно раскрывается характер и быт народа. Она легко поется и ее хочется петь. Она простая, песенная и певучая. -Нет в мире подобных России раздольной, цветов наших ярче и крепче пород. Бессмертен народ наш, великий и вольный, Наш русский, наш вечный, наш гордый народ. -Все сегодня отличились, Каждый, каждый - молодец. А теперь пора прощаться, Уроку наступил конец. - В какой цвет вы окрасите своё настроение? | - ответы детей - дети поднимают цветную карточку. |
8 этап. Домашнее задание | -Дома вы нарисуйте героев нашего урока. | Дети выходят из класса под музыку ( по выбору ребят) |