~~Технологическая карта конструирования урока физики с использованием информационных технологий и интернет ресурса.
Предмет, класс Физика, 11 класс
Авторы учебника Г.Я Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин
Москва «Просвещение» 2009
Фамилия, имя преподавателя Олейник Татьяна Филипповна
Тема Световые кванты
Тема урока Давление света.
Тип урока Изучение нового материала и первичного закрепление знаний по теме.
Используемые технологии Технология КОС, проблемная, ИКТ, адаптивная, критического мышления.
Формируемые компетенции Ценностною – смысловая, познавательная, проблемная, коммуникативная, ИКТ
Актуальность используемых средств ИКТ Визуализация изучаемых явлений, процессов и взаимодействий между объектами
Цель урока Обеспечить глубокое осмысливание изучаемого материала с
. опорой на хрестоматийный и продолжать формировать понятие светового дуализма с помощью эксперимента
Формирование УУД на каждом этапе урока. Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные.
Задачи урока:
Воспитательная Обучающая Развивающая
Продолжить развитие функции общения на уроке как условия обеспечения взаимопонимания побуждения к действию, воспитывать толерантность. Обеспечить закрепление изученного материала и ввести понятие светового давления, доказывающего двойственность свойств света.
Развитие творческих способностей и интереса к физике, развивать способы усвоения теоретических знаний с помощью наглядно образных представлений о научном эксперименте.
Вид используемых на уроке средств ИКТ Универсальные и ресурсы сети Интернет
Необходимое аппаратное и программное обеспечение Компьютер, мультимедийный проектор, радиометр, L-микро-оборудование для определения постоянной Планка.
Методическое описание использования средств интернет ресурсов Развитие интереса к физике.
Организационная структура урока.
Этап 1 Организационный
Цель Настроить учащихся на активную работу
Длительность этапа 1минута
Основной вид деятельности со средствами ИКТ
Форма организации деятельности учащихся Коллективная
Функция учителя на данном этапе Организационная
Основные виды деятельности преподавателя на данном этапе Приветствие учащихся, отмечает отсутствующих, создает рабочую обстановку.
Промежуточный контроль Проверка готовности к уроку.
Этап 2 Актуализация знаний.
Цель Проверка усвоения ранее изученного материала.
Длительность этапа 14минут
Основной вид деятельности со средствами ИКТ
Форма организации деятельности учащихся Фронтальная беседа, решение задач.
Функция преподавателя на этом этапе Аналитическая: проверка не только объема и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости
Основные виды деятельности преподавателя на данном этапе Проверка с помощью устного опроса, эксперимента объема и качества усвоенного материала.
Промежуточный контроль Проверка решения экспериментальной задачи по определению постоянной Планка.
Этап 3 Изучение нового материала.
Цель Развитие логического мышления
Длительность 15минут
Основной вид деятельности работа с учебником Решение, проблемной ситуации, созданной с помощью эксперимента
Форма организации деятельности учащихся Самостоятельная работа в группах по разрешению проблемной ситуации
Функция преподавателя на данном этапе Контролирующая: контроль использования полученных знаний, умений и навыков в процессе самостоятельной работы с учебником в группах.
Основные виды деятельности преподавателя. Оказание учащимся, дифференцированной помощи, анализ ошибок, контроля и самоконтроля при выполнении задания.
Промежуточный контроль
Этап 4 Формирование понятия давления света
Цель Продолжить формирование понятия.
Длительность этапа 12минут.
Основной вид деятельности со средствами ИКТ Работа с интернет ресурсами. Текстом.
Форма организации деятельности учащихся Коллективная индивидуальная
Функции преподавателя на данном этапе Контроль использования полученных знаний, умений, навыков.
Основные виды деятельности преподавателя Наблюдение, координация действий учащихся.
Промежуточный контроль
Этап 5 Домашнее задание
Цель
Длительность этапа 3минуты
Форма организации деятельности учащихся Коллективная
Функция преподавателя на данном этапе Организационная
Основные виды деятельности преподавателя. Подводит итоги урока (рефлексия), выставляет оценки учащихся, учитывая мнение группы, задает домашнее задание.
Ход урока.
Приветствие учителя, отметить отсутствующих на уроке, сообщить учащимся, что при работе в группе они сами должны оценить работу каждого самостоятельно аргументирую почему?
2 Актуализация знаний:
Учитель: для дальнейшего успешного изучения материала необходимо Вам ответить на некоторые вопросы:
Что такое «ультрафиолетовая катастрофа» в физике?
Кто и как предложил выйти из данной ситуации? Что было открыто в 1887 году?
Что называют фотоэффектом?
Что такое дуализм?
Создание проблемной ситуации:
Вот на доске есть платформа с лазером и схемой питания, дифракционная решетка, цифровой вольтметр демонстрационный, линейка с магнитами, метр демонстрационный. Как используя данное оборудование определить постоянную Планка?
Примерный ответ учащихся после минутного обсуждения в группах.
Для определения постоянной Планка необходимо измерить длину волны излучаемого полупроводниковым прибором света и измерить напряжение, при котором p-n переход начнет излучать световые кванты. Длину волны излучения найдем с помощью дифракционной решетки и использую формулы:
Dsina=kλ, tga=a/b? v=c/λ,
учащиеся согласно данным эксперимента решают задачу, объясняя погрешность в получении результата.
3.Изучение нового материала
Проблемная ситуация:
Почему при освещении радиометра, его крылышки приходят во вращении?
Примерные ответы учащихся:
Свет — это электромагнитная волна попадая на крылышки радиометра создает давление, что приводит к вращательному действию. Свет неравномерно поглощается и создается разность температур, приводящая к конвекционным потокам, вращающим крылышки радиометра. Свет ударяется и отражается, поэтому и происходит вращение. Свет давит на поверхности с разной силой, так как различный окрас крылышек.
Учитель: при объяснении данного эксперимента, какое общее звучало понятие?
Ученики: Давление.
Учитель: Тогда какова цель сегодняшнего урока?
Ученики: Ввести понятие светового давления, кто его изучил и какую природу света подтверждает световое давление. (учитель записывает на доске тему урока и его цель, а учащиеся в тетрадях)
Учитель: Работа в группах
Стр 267, & 91 проработали самостоятельно в группах(5минут)
4. Закрепление изученного материала
Учитель:
1. Кто высказал гипотезу о том, что свет производит давление?
2.Кто впервые измерил световое давление, подтвердив экспериментально теорию Максвелла?
3.В результате чего с точки зрения квантовой теории свет производит давление?
4.Следовательно, кроме того, что свет производит давление, что еще подтверждает данный эксперимент?
Учитель: Какой вывод можно сделать о природе света?
Ученики: Что давление света подтверждает, что при распространении свет обладает волновыми свойствами, а при взаимодействии с веществом – корпускулярные.
Учитель: открыли сборники задач на странице 154-155, прочитали задачу №1170, посовещавшись в группах, предложите решение.
Сравните давление света, производимое на идеально белую и идеально черную поверхности при прочих равных условиях.
Ученики: Давление света на белую поверхность в 2 раза больше, чем на черную, так как на белую поверхность передается больший импульс.
Учитель: прочтите задачу № 1171 В научной фантастике описывают космические яхты с солнечными парусами, движущиеся под давлением солнечных лучей. Через какое время скорость яхты массой 1т изменится на 50м/c, если площадь паруса 1000м, а среднее давление солнечных лучей 100мкПа? Какое добавочное ускорение приобретет яхта под действием солнечных лучей?
Решение: Согласно 2закону Ньютона а=F/m, свет отражается зеркально следовательно сила давления: F=P*S, следовательно а=2P*S/m, Так как а=??/t , то t = а / ?v –
Учитель:
Давайте выйдем в Интернет
grani r .narod.ru/page 1/parus-sun.html
И посмотрим о рождении «Солнечного паруса» Ф. А. Цандером, виды парусов, об эксперименте «Знамя-2»-стартовавшего 4 февраля 1993г. и т.д Учащиеся знакомятся с информацией о солнечных парусах и их практическим применением.
Учитель: дома можно посмотреть и другие адреса- о солнечном парусе и если вас заинтересовал данный материал минут на 5 подготовьте сообщение в любой программе по теме «Солнечный парус»
5. Домашнее задание
Учитель, обсудите и выставьте оценки за работу в группе.
Прочитать & 91повторить &87-90
Учитель: Спасибо, за урок!