kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Струнные и смычковые инструменты

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Познакомить детей с инструментами симфонического оркестра, группой струнных смычковых инструментов. Определить понятия: соло, дуэт, трио и квартет.

Задачи урока:

1. эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания;

2. воспитание культуры слушателя, читателя, зрителя, исполнителя;

3. формирование артистических, вокально-хоровых умений.

Требования к результатам освоения учащимися темы урока

- в области личностных результатов:

 воспитание культуры общения через чтение и воспроизведение (музыковедческого, поэтического) учебного текста (умение слышать 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Струнные и смычковые инструменты »

Цель урока: Познакомить детей с инструментами симфонического оркестра, группой струнных смычковых инструментов. Определить понятия: соло, дуэт, трио и квартет.

Задачи урока:

1. эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания;

2. воспитание культуры слушателя, читателя, зрителя, исполнителя;

3. формирование артистических, вокально-хоровых умений.

Требования к результатам освоения учащимися темы урока

- в области личностных результатов:

 воспитание культуры общения через чтение и воспроизведение (музыковедческого, поэтического) учебного текста (умение слышать и слушать ответ другого ученика)

формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание» (описание тембровой характеристики музыкальных инструментов, музыкальной характеристики «героев») как один из путей к  успеху в учебной деятельности

развитие учебно-познавательного интереса к выполнению музыкального задания (найти дополнительные иллюстрации в книгах, образовательных сайтах)

развитие позитивной самооценки музыкально-творческих способностей в учебной деятельности посредством оценочного листа обучающегося

направить себя на построение самостоятельного маршрута общения с искусством (самостоятельное прослушивание музыки в домашних условиях, приобретение записей классической музыки для домашней фонотеки, участие в проведении концертов, посещение концертов (организованных Кемеровской филармонией), обучение игре на музыкальных инструментах, чтение литературы по искусству)

- в области предметных результатов:

расширить представления о соло и квартете как средствах музыкальной выразительности в создании музыкально-живописного образа

 расширить знания о группах инструментов симфонического оркестра (струнные смычковые, медные духовые, деревянные духовые) и народных инструментов.

обогатить знания о тембровых сочетаниях  инструментов симфонического оркестра

продолжить знакомство с мировой и русской культурой (творчество И. А. Крылова, Камиля Сен-Санса, Николо Паганини, Валентина Гафта, квартета Битлз)

услышать выразительные возможности соло и квартета  (Никола Паганини Каприччо №24,  К. Сен-Санс, сюита «Карнавал животных» -Лебедь, Вивальди, «Времена года» - Лето)

услышать характерное тембровое звучание инструментов: скрипки (соло), скрипичного квартета и симфонического оркестра.

развивать вокально-хоровую грамотность в процессе исполнения песенного репертуара урока

Развивать артистичность в процессе исполнения басен И. А. Крылова

- в области метапредметных результатов:

находить ключевые знания в текстовом материале (тембр как красочная изобразительность образа, соло и квартет как средство музыкальной выразительности)

понимать роль чтения музыкально-познавательного текста (посредством чтения музыковедческих терминов запоминать их написание, чтение развёрнутых художественно оформленных текстов как обогащение речевой культуры, чтение текста как элемент театрализации на уроке)

услышать музыкально-фантастические сюжеты в поэзии И. А. Крылова

поиск необходимой информации для выполнения домашнего задания

уметь оформлять краткие записи материала урока

Музыкальные инструменты: аккордеон, фортепиано, синтезатор.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор

Ход урока:

Слайд 1

1. Приветствие. Организационный момент.

Слайд 2

Оценочный лист обучающегося на уроке (не озвучивается, представлен в слайде)

«Я - собеседник» (умение слушать и слышать ответы обучающихся)

«Я - исследователь» (умение работать с текстом учебного пособия – Учебник, Дневник музыкальных размышлений)

«Я - слушатель»  (слушание музыки)

«Я - исполнитель» (исполнение песенного репертуара)

2. Опыт творческой деятельности обучающихся в процессе освоения музыкальных знаний

Учитель: На прошлом уроке мы слушали музыку в исполнении скрипки, флейты, виолончели. Вспомним изображение музыкальных инструментов: скрипка (учебник, страница 117),  виолончель (учебник, страница 119), флейта (учебник,  страница 120).

Учитель: Сегодня мы узнаем, что такое СОЛО, ДУЭТ, ТРИО и КВАРТЕТ определим роль количественных сочетаний инструментов при создании музыкального образа (динамическое развитие темы).

Слайд 3

Запись в тетради:

Тема урока:  Струнные смычковые инструменты

Цель урока:

1. узнать о понятиях соло, дуэт, трио и квартет как средствах музыкальной выразительности

2. услышать красоту тембровых сочетаний в создании живописного образа

Запись в тетради:

Струнная группа инструментов симфонического оркестра – скрипка, альт, виолончель и контрабас.   Эти инструменты называются  струнными смычковыми, т.к. они имеют струны, а звук извлекается при помощи смычка.

Учитель: Что такое СОЛО? В музыке издавна принято обозначать так произведения для одного голоса или инструмента, иногда с аккомпанементом. На прошлом уроке мы с вами слушали соло скрипки, виолончели, флейты.

Запись в тетради:

Соло – «один»,

солист,

солирующий

Учитель: Выразительность музыкальных тембров, представленных в волшебных звуках скрипки, мы услышим в этюде Николо Паганини «каприз №24.»

Слушание музыки:

Николо Паганини, Каприз №24

Учитель: Как вы думаете, почему широко применяется СОЛО инструментов, входящих  в многозвучные оркестровые сочинения?

(Учебник «Музыка» (страница 121) – наш помощник. Вопрос построен на текстовой фразе, поэтому ученики легко ориентируются в поиске ответа на вопрос.)

Ученик: В таких фрагментах солирующие инструменты ещё ярче обнаруживают свои выразительные возможности, то пленяя красотой тембра, то создавая контраст различным оркестровым группам, но чаще всего – участвуя в общем потоке музыкального движения, где сопоставления и переплетения тембров образуют картину поразительного звукового богатства.

Слайд 5 Симфонический оркестр

Учитель:  Выразительность музыкальных тембров, представленных в волшебных звуках оркестра, мы услышим сюите Камиля Сен-Санса «Карнавал животных», пьесе «Лебедь».

Слушание музыки:

Камиля Сен-Санса «Карнавал животных», пьесе «Лебедь».

Учитель: Действительно, сочетание тембров придают музыке особую выразительность, помогают передать любой образ или настроение. Композиторы используют все выразительные возможности инструментов, владеют оркестровкой и считают её носительницей музыкальной образности. Что вы знаете об истории симфонического оркестра?

Ученик: История симфонического оркестра насчитывает более трех столетий. За это время был постепенно сформирован тот инструментальный состав, которым пользуются и современные композиторы. В нём не только отдельные тембры, но и каждая оркестровая группа приобрела собственные выразительные и технические возможности, так что можно сказать, что оркестр был и остаётся основным инструментом для воплощения музыкальных замыслов.

Учитель: Сколько групп инструментов входят в состав симфонического оркестра?

Ученик: Современный симфонический оркестр включает четыре группы инструментов.

Учитель: Назовите группы инструментов, входящих в состав симфонического оркестра?

Ученик: …струнные смычковые (скрипки, альты, виолончели, контрабасы)

Ученик: …деревянные духовые (флейты, гобои, кларнеты, фаготы)

Ученик: …медные духовые инструменты (трубы, валторны, тромбоны, туба)

Ученик: …ударные и клавишные (литавры, колокольчики, челеста, барабаны, тарелки)

Учитель: Почему симфонический оркестр является одним из достижений человеческой культуры? Чем поражает своих слушателей звучание четырёх групп симфонического оркестра?

Ученик: Четыре группы симфонического оркестра при условии их умелого использования способны создавать музыкальные чудеса, поражая слушателей то прозрачностью, то плотностью своего звучания, то необыкновенной силой, то еле уловимым трепетом.

Учитель: На развороте страниц 122-123 симфонический оркестр «звучит всеми тончайшими и разнообразнейшими тембрами» (изучаем расположение групп оркестра).

Ученик:

(Озвучивать полные ответы обучающимся помогает текстовой материал учебника)

Слайд 6:

Запись в тетради:

Струнные смычковые инструменты:

Скрипка,

Альт,

Виолончель (бас),

Контрабас.

Слайд 6: (Изображение музыкальных инструментов – скрипка, альт, виолончель (бас), контрабас.)

Учитель: Скажите, кто знает этого человека?

Слайд 7: На слайде изображения И. А. Крылова с подписью годов жизни.

Учитель: Какая басня  для нашего урока музыки наиболее подходящая?

Ученик: Квартет!

Слушание Басни Крылова:

Учитель: (Читает басню, анализируя музыкальные термины) – смотрите документ.

Учитель: Что вы можете сказать о басне? Названия каких инструментов мы услышали? К какой группе инструментов они относятся? Что такое ПРИМА и ВТОРА? Что такое смычок?

Ученики: (Варианты ответов…)

Учитель: Откроем Дневник музыкальных размышлений, страница 19, продолжим выполнение задания: «Подпиши названия музыкальных инструментов. Укажи группы симфонического оркестра, в которые эти инструменты входят».

Выполнение задания:

- инструмент – «СКРИПКА» (короткая ленточка)

- группа инструментов – «СТРУННЫЕ СМЫЧКОВЫЕ» (длинная ленточка)

- нахождение инструмента в составе симфонического оркестра

Слайд 14:

Запись в тетради:

Тутти – «вместе»,

весь оркестр

Дуэт-два инструмента

Трио – три инструмента

Квартет – четыре инструмента

Слушание музыки:

 Слайд 15: Квартет скрипачей

Слушание музыки:

Вивальди, («Времена года», «Лето»)

Слайд 16:  Квартет Русских народных инструментов.

Слайд 17: Квартет Битлз.

3. Вывод:

Учитель: Изучен музыкальный материал урока. Какой можно сделать вывод?

(Ученики определяют вывод урока самостоятельно и с помощью изученного текстового материала учебника)

Среди них:

1. Возможности музыки безграничны в передаче всего, что в окружающем мире достойно передаче.

2. Музыка творит собственную красоту, как творят её живопись, архитектура или поэзия.

3. Красота воплощается в звучании симфонического оркестра.

4. Тайна музыки – в разнообразии её звучаний.

5. ...(Свой вариант ответа).

Запись в тетради:

Красота музыки – в её тембровом звучании

 (или запись вывода ранее озвученного)

5. Артистическая деятельность

Басня И. А. «Крылова Квартет»

6. Домашнее задание: Оформить краткую запись в Дневнике музыкальных размышлений

- Можно ли исполнить басню «Квартет» в инструментальном составе?

- Каким инструментам симфонического оркестра ты поручил бы соло?

- Каким – аккомпанемент?

- Выучить басню «Квартет».

Учитель: Итак, на нашем уроке:

1. Мы узнали о соло и квартете как средствах музыкальной выразительности

2. Учились слушать красоту тембровых сочетаний инструментов симфонического оркестра

3. Продолжили знакомство с творчеством русского поэта-баснописца Ивана Андреевича Крылова.

4. Учились красиво и правильно читать стихи.

5. Определили домашнее задание в Дневнике музыкальных размышлений. (Дневники музыкальных размышлений с выполненными домашними заданиями готовятся на проверку).

Слайд 18

Звучит песня квартета Битлз!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Струнные и смычковые инструменты

Автор: Пащенко Виктория Алексеевна

Дата: 26.08.2015

Номер свидетельства: 227066

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) ""От виолы до современных струнно-смычковых инструментов""
    ["seo_title"] => string(60) "ot-violy-do-sovriemiennykh-strunno-smychkovykh-instrumientov"
    ["file_id"] => string(6) "286240"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454316383"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Струнные смычковые инструменты "
    ["seo_title"] => string(34) "strunnyie-smychkovyie-instrumienty"
    ["file_id"] => string(6) "135432"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416921872"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Конспект урока музыки на тему: "Музыкальные инструменты: скрипка, виолончель, гитара" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-muzyki-na-tiemu-muzykal-nyie-instrumienty-skripka-violonchiel-ghitara"
    ["file_id"] => string(6) "235854"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443866510"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Путешествие в страну музыкальных инструментов"
    ["seo_title"] => string(51) "putieshiestviie-v-stranu-muzykal-nykh-instrumientov"
    ["file_id"] => string(6) "316503"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460104056"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Презентация к уроку на тему "Инструменты симфонического оркестра" "
    ["seo_title"] => string(73) "priezientatsiia-k-uroku-na-tiemu-instrumienty-simfonichieskogho-orkiestra"
    ["file_id"] => string(6) "184915"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426107217"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства