Цель урока: Познакомить детей с инструментами симфонического оркестра, группой струнных смычковых инструментов. Определить понятия: соло, дуэт, трио и квартет.
Задачи урока:
1. эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания;
2. воспитание культуры слушателя, читателя, зрителя, исполнителя;
3. формирование артистических, вокально-хоровых умений.
Требования к результатам освоения учащимися темы урока
- в области личностных результатов:
воспитание культуры общения через чтение и воспроизведение (музыковедческого, поэтического) учебного текста (умение слышать
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Струнные и смычковые инструменты »
Цель урока: Познакомить детей с инструментами симфонического оркестра, группой струнных смычковых инструментов. Определить понятия: соло, дуэт, трио и квартет.
Задачи урока:
1. эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания;
2. воспитание культуры слушателя, читателя, зрителя, исполнителя;
3. формирование артистических, вокально-хоровых умений.
Требования к результатам освоения учащимися темы урока
- в области личностных результатов:
воспитание культуры общения через чтение и воспроизведение (музыковедческого, поэтического) учебного текста (умение слышать и слушать ответ другого ученика)
формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание» (описание тембровой характеристики музыкальных инструментов, музыкальной характеристики «героев») как один из путей к успеху в учебной деятельности
развитие учебно-познавательного интереса к выполнению музыкального задания (найти дополнительные иллюстрации в книгах, образовательных сайтах)
развитие позитивной самооценки музыкально-творческих способностей в учебной деятельности посредством оценочного листа обучающегося
направить себя на построение самостоятельного маршрута общения с искусством (самостоятельное прослушивание музыки в домашних условиях, приобретение записей классической музыки для домашней фонотеки, участие в проведении концертов, посещение концертов (организованных Кемеровской филармонией), обучение игре на музыкальных инструментах, чтение литературы по искусству)
- в области предметных результатов:
расширить представления о соло и квартете как средствах музыкальной выразительности в создании музыкально-живописного образа
расширить знания о группах инструментов симфонического оркестра (струнные смычковые, медные духовые, деревянные духовые) и народных инструментов.
обогатить знания о тембровых сочетаниях инструментов симфонического оркестра
продолжить знакомство с мировой и русской культурой (творчество И. А. Крылова, Камиля Сен-Санса, Николо Паганини, Валентина Гафта, квартета Битлз)
услышать выразительные возможности соло и квартета (Никола Паганини Каприччо №24, К. Сен-Санс, сюита «Карнавал животных» -Лебедь, Вивальди, «Времена года» - Лето)
развивать вокально-хоровую грамотность в процессе исполнения песенного репертуара урока
Развивать артистичность в процессе исполнения басен И. А. Крылова
- в области метапредметных результатов:
находить ключевые знания в текстовом материале (тембр как красочная изобразительность образа, соло и квартет как средство музыкальной выразительности)
понимать роль чтения музыкально-познавательного текста (посредством чтения музыковедческих терминов запоминать их написание, чтение развёрнутых художественно оформленных текстов как обогащение речевой культуры, чтение текста как элемент театрализации на уроке)
услышать музыкально-фантастические сюжеты в поэзии И. А. Крылова
поиск необходимой информации для выполнения домашнего задания
уметь оформлять краткие записи материала урока
Музыкальные инструменты: аккордеон, фортепиано, синтезатор.
Оценочный лист обучающегося на уроке (не озвучивается, представлен в слайде)
«Я - собеседник» (умение слушать и слышать ответы обучающихся)
«Я - исследователь» (умение работать с текстом учебного пособия – Учебник, Дневник музыкальных размышлений)
«Я - слушатель» (слушание музыки)
«Я - исполнитель» (исполнение песенного репертуара)
2. Опыт творческой деятельности обучающихся в процессе освоения музыкальных знаний
Учитель: На прошлом уроке мы слушали музыку в исполнении скрипки, флейты, виолончели. Вспомним изображение музыкальных инструментов: скрипка (учебник, страница 117), виолончель (учебник, страница 119), флейта (учебник, страница 120).
Учитель: Сегодня мы узнаем, что такое СОЛО, ДУЭТ, ТРИО и КВАРТЕТ определим роль количественных сочетаний инструментов при создании музыкального образа (динамическое развитие темы).
Слайд 3
Запись в тетради:
Тема урока: Струнные смычковые инструменты
Цель урока:
1. узнать о понятиях соло, дуэт, трио и квартет как средствах музыкальной выразительности
2. услышать красоту тембровых сочетаний в создании живописного образа
Запись в тетради:
Струнная группа инструментов симфонического оркестра – скрипка, альт, виолончель и контрабас. Эти инструменты называются струнными смычковыми, т.к. они имеют струны, а звук извлекается при помощи смычка.
Учитель: Что такое СОЛО? В музыке издавна принято обозначать так произведения для одного голоса или инструмента, иногда с аккомпанементом. На прошлом уроке мы с вами слушали соло скрипки, виолончели, флейты.
Запись в тетради:
Соло – «один»,
солист,
солирующий
Учитель: Выразительность музыкальных тембров, представленных в волшебных звуках скрипки, мы услышим в этюде Николо Паганини «каприз №24.»
Слушание музыки:
Николо Паганини, Каприз №24
Учитель: Как вы думаете, почему широко применяется СОЛО инструментов, входящих в многозвучные оркестровые сочинения?
(Учебник «Музыка» (страница 121) – наш помощник. Вопрос построен на текстовой фразе, поэтому ученики легко ориентируются в поиске ответа на вопрос.)
Ученик:В таких фрагментах солирующие инструменты ещё ярче обнаруживают свои выразительные возможности, то пленяя красотой тембра, то создавая контраст различным оркестровым группам, но чаще всего – участвуя в общем потоке музыкального движения, где сопоставления и переплетения тембров образуют картину поразительного звукового богатства.
Слайд 5 Симфонический оркестр
Учитель: Выразительность музыкальных тембров, представленных в волшебных звуках оркестра, мы услышим сюите Камиля Сен-Санса «Карнавал животных», пьесе «Лебедь».
Учитель: Действительно, сочетание тембров придают музыке особую выразительность, помогают передать любой образ или настроение. Композиторы используют все выразительные возможности инструментов, владеют оркестровкой и считают её носительницей музыкальной образности. Что вы знаете об истории симфонического оркестра?
Ученик:История симфонического оркестра насчитывает более трех столетий. За это время был постепенно сформирован тот инструментальный состав, которым пользуются и современные композиторы. В нём не только отдельные тембры, но и каждая оркестровая группа приобрела собственные выразительные и технические возможности, так что можно сказать, что оркестр был и остаётся основным инструментом для воплощения музыкальных замыслов.
Учитель: Сколько групп инструментов входят в состав симфонического оркестра?
Ученик: Современный симфонический оркестр включает четыре группы инструментов.
Учитель: Назовите группы инструментов, входящих в состав симфонического оркестра?
Ученик: …ударные и клавишные (литавры, колокольчики, челеста, барабаны, тарелки)
Учитель: Почему симфонический оркестр является одним из достижений человеческой культуры? Чем поражает своих слушателей звучание четырёх групп симфонического оркестра?
Ученик: Четыре группы симфонического оркестра при условии их умелого использования способны создавать музыкальные чудеса, поражая слушателей то прозрачностью, то плотностью своего звучания, то необыкновенной силой, то еле уловимым трепетом.
Учитель: На развороте страниц 122-123 симфонический оркестр «звучит всеми тончайшими и разнообразнейшими тембрами» (изучаем расположение групп оркестра).
Ученик:
(Озвучивать полные ответы обучающимся помогает текстовой материал учебника)
Слайд 7: На слайде изображения И. А. Крылова с подписью годов жизни.
Учитель: Какая басня для нашего урока музыки наиболее подходящая?
Ученик: Квартет!
Слушание Басни Крылова:
Учитель: (Читает басню, анализируя музыкальные термины) – смотрите документ.
Учитель: Что вы можете сказать о басне? Названия каких инструментов мы услышали? К какой группе инструментов они относятся? Что такое ПРИМА и ВТОРА? Что такое смычок?
Ученики: (Варианты ответов…)
Учитель: Откроем Дневник музыкальных размышлений, страница 19, продолжим выполнение задания: «Подпиши названия музыкальных инструментов. Укажи группы симфонического оркестра, в которые эти инструменты входят».
Выполнение задания:
- инструмент – «СКРИПКА» (короткая ленточка)
- группа инструментов – «СТРУННЫЕ СМЫЧКОВЫЕ» (длинная ленточка)
- нахождение инструмента в составе симфонического оркестра
Слайд 14:
Запись в тетради:
Тутти – «вместе»,
весь оркестр
Дуэт-два инструмента
Трио – три инструмента
Квартет – четыре инструмента
Слушание музыки:
Слайд 15: Квартет скрипачей
Слушание музыки:
Вивальди, («Времена года», «Лето»)
Слайд 16: Квартет Русских народных инструментов.
Слайд 17: Квартет Битлз.
3. Вывод:
Учитель: Изучен музыкальный материал урока. Какой можно сделать вывод?
(Ученики определяют вывод урока самостоятельно и с помощью изученного текстового материала учебника)
Среди них:
1. Возможности музыки безграничны в передаче всего, что в окружающем мире достойно передаче.
2. Музыка творит собственную красоту, как творят её живопись, архитектура или поэзия.
3. Красота воплощается в звучании симфонического оркестра.
4. Тайна музыки – в разнообразии её звучаний.
5. ...(Свой вариант ответа).
Запись в тетради:
Красота музыки – в её тембровом звучании
(или запись вывода ранее озвученного)
5.Артистическая деятельность
Басня И. А. «Крылова Квартет»
6. Домашнее задание: Оформить краткую запись в Дневнике музыкальных размышлений
- Можно ли исполнить басню «Квартет» в инструментальном составе?
- Каким инструментам симфонического оркестра ты поручил бы соло?
- Каким – аккомпанемент?
- Выучить басню «Квартет».
Учитель: Итак, на нашем уроке:
1. Мы узнали о соло и квартете как средствах музыкальной выразительности
2. Учились слушать красоту тембровых сочетаний инструментов симфонического оркестра
3. Продолжили знакомство с творчеством русского поэта-баснописца Ивана Андреевича Крылова.
4. Учились красиво и правильно читать стихи.
5. Определили домашнее задание в Дневнике музыкальных размышлений. (Дневники музыкальных размышлений с выполненными домашними заданиями готовятся на проверку).