"От виолы до современных струнно-смычковых инструментов"
"От виолы до современных струнно-смычковых инструментов"
В работе автор описывает историяю создания и развития струнно-смычковых инструментов, начиная с 15 века и до сегодняшних дней. Красочные картинки и фотографии служат интересным наглядным фоном. Даётся краткое описание таких струнных инструментов как скрипка, виолончель, альт. Также приводятся фаилии лучших исполнителей на струнно-смычковых инструментах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"От виолы до современных струнно-смычковых инструментов"»
Государственное автономное учреждение
дополнительного образования
«Областная детская школа искусств»
г. Ульяновск
Методическая разработка
«От виолы до современных струнно-смычковых инструментов»
автор:
преподаватель теоретического отделения
ГАУ ДО «ОДШИ»
Миллер Татьяна Юрьевна
г. Ульяновск
2016 г.
«От виолы до современных струнно-смычковых инструментов»
Какой еще из музыкальных инструментов поет душевнее и слаще скрипки. Будто к сердцу прикоснулось что-то ласковое, теплое и сердце притихло от блаженства.
Сейчас в это уже трудно поверить, что когда-то в очень далекую пору, серьезные музыканты поглядывали на скрипку даже с некоторым презрением, называли инструментом грубым и примитивным. По своему внешнему виду и тем более по звучанию она мало чем напоминала современную. Играли на ней бродячие музыканты, странствующие из города в город, из страны в страну. Ее можно было услышать и на крестьянских праздниках, и в цыганском таборе, и в матросском кабаке. Звучала она на улицах, площадях, ярмарках. Проще говоря, была она инструментом простолюдинным и даже можно сказать легкомысленным. Там где народное веселье да танцы, там и скрипка.
Представьте себе крестьянский праздник после сбора урожая. Собравшиеся на народное гулянье молодые парни и девушки танцуют под незатейливые звуки деревенского оркестра.
В тепличной и уютной обстановке богатых аристократических домов и салонов Европы, начиная с 15 века, для небольшого круга слушателей звучал приглушенный голос благородного семейства виол. Они были гордостью музыкальной Европы, на них играли, их слушали люди с утонченным вкусом.
Виолы были разных размеров, но все они имели корпус с ярко выраженной талией. Исполнители держали их вертикально на коленях, между коленями. Их легкий тусклый звук был, как слабый свет свечи.
Всем хороши были виолы, да только со временем в Европе стал меняться общий музыкальный климат. От инструментов потребовались блеск, яркость, сильные переживания и пение в полный голос. И стали тихие виолы постепенно уходить из музыкальной жизни. В внешность свою и имя свое передали новой семье струнно-смычковых во главе которых, начиная с 16 века, встала скрипка ( по-итальянски - виолина – маленькая виола).
Следом по росту шел альт – виола. Дальше виолончель – меньшая из больших виол. И самый крупный в семье – контрабас – очень низкий бас.
С 17 века семья эта начинает свое торжественное шествие по Европейским странам, она задает тон, диктует вкусы в музыкальном мире и можно сказать правящим кланам. Голоса струнно-смычковых звучат чаще и заметнее других.
Помогли этому семейству добиться такого успеха скрипичные мастера из двух знаменитых итальянских городов Брешии и Кремоны.
Первыми создателями профессиональной скрипки были мастера из Брешии – Гаспаро Бертолотти и Джованни Паоло Маджини, которые пришли в основном к той форме скрипки, которую мы знаем и сейчас и к более громкому и яркому по сравнению с виолой, звучанию. Других задач эти мастера перед собой и не ставили. А мастера из Кремоны, знаменитые Андреа и Николо Амати, Антонио Страдивари и Джузеппе Гварнери пошли еще дальше. Они не только уточнили конструкцию скрипки, довели ее форму до поразительного совершенства и изящества, но, что самое главное, они поставили перед собой иную цель. По их мнению, звучание струнно-смычковых инструментов должно было стать моделью человеческого голоса, способного выражать любые чувства. Скрипки, альты, виолончели и контрабасы кремонских мастеров изготовлялись из особых пород деревьев (клена и тирольской ели), хорошо высушивались и покрывались чудодейственным лаком, секрет которого до сих пор так до конца и не разгадали. Эти инструменты запели красивее самых прекрасных голосов. Многие из этих бесценных инструментов сохранились до сих пор. Самое удивительное, что заметили ученые, звучание этих инструментов с веками не тускнеет, а наоборот становится еще прекраснее.
Мастера творили инструменты, а музыканты создавали и исполняли музыку, присущую именно этим инструментам, показывая, на что способны скрипка, альт и виолончель в умелых руках. Итальянский священник Антонио Вивальди жил и работал в богатой и прекрасной Венеции, городе искусства и музыки.
Он написал большое количество произведений для самых разных инструментов и был одним из самых модных композиторов своего времени. Еще он был виолончелистом и скрипачом, прославившимся своей игрой по всей Европе.
Любимым жанром «рыжего священника», как его шутливо называли, был инструментальный концерт, которых он написал невероятное множество, около 500.
В 1725 году Вивальди опубликовал сборник под названием «Спор гармонии с Инвенцией», который принес ему невероятный успех. В этот сборник вошли 4 концерта под названием «Времена года».
19 век. Время играющих сочинителей сменилось временем сочиняющих виртуозов, для которых занятия композицией оттеснились на второй план, а публичное выступление становилось главной профессиональной работой. И опять колыбелью новых исполнительских течений стала Италия, давшая миру гениальную и загадочную фигуру Николо Паганини.
В восторг и смятение приводили современников демонический облик, ореол тайны и, понятно, дьявольская игра этого великого скрипача-виртуоза. С 17 лет и до конца жизни любимым инструментом Паганини была скрипка, подаренная ему при удивительнейших обстоятельствах незнакомцем. Сначала он просто одолжил ее Паганини для выступления, а после концерта, восхищенный искусством скрипача, владелец инструмента воскликнул: «Никто, кроме вас, не должен играть на этой скрипке!».
Выдающаяся по своим звуковым качествам скрипка оказалась работой знаменитого Гварнери. Своеобразные штрихи и технические эффекты, исполненные на ней Паганини, были настолько неслыханно дерзкими, что походили даже на цирковые трюки и на протяжении 100 с лишним лет продолжали быть вершиной трудности для лучших скрипачей мира.
Но история музыки знает имена и других прославленных скрипачей из разных стран, которые также покоряли слушателей виртуозностью своей игры на скрипке: бельгиец Вьетан, испанец Сарасате, поляк Венявский. А в 20 веке – Фриц Крейслер, Давил Ойстрах, Леонид Коган, Владимир Спиваков. Каждый из них по-своему сумел затронуть новые струны сердца скрипки.
Что такое альт?
Многие на этот вопрос отвечают так: альт – это скрипка, только больше. Это верно, если иметь в виду только внешний вид инструмента. Но альт имеет свой характерный не похожий на звучание никакого другого инструмента тембр. В жизни альту долгое время не везло. Дело в том, что если делать альт, отталкиваясь от красоты звучания, то инструмент этот должен быть намного больше скрипки. Но тогда исполнителю на нем слишком сложно играть, надо иметь очень длинные пальцы. Вот и получилось – если скрипач всегда мечтал о хорошей скрипке и искал ее, то альт, наоборот, сам искал своего музыканта и далеко не всегда находил его. Отвергая большие, прекрасно звучащие альты, музыканты заказывали инструменты поменьше с более приглушенным и менее качественным звуком.
Из-за своих внушительных размеров альт уступал скрипке в подвижности, блеске. Наверное, поэтому на альт смотрели слегка пренебрежительно. Композиторы долгое время остерегались поручать альту сложные, серьезные партии. Из-за всего этого репутация альта к 18 веку поколебалась. Альт если и использовали, то преимущественно в ансамблевой или оркестровой музыке.
Виолончель
Подобной оказалась судьба и у виолончели. Как и альт, ее долгое время не признавали, как солирующий инструмент, хотя вошла она в музыкальный быт еще в 15 веке. Виолончель делали уже самые первые скрипичные мастера: Бертолотти, Маджини, Амати. Но, как и скрипку, довел виолончель до совершенства Антонио Страдивари и его ученик Карло Бергоцци. Лишь к 18 веку виолончели удалось вытеснить из музыкального быта свою предшественницу, «виолу да гамбу» и с этого времени начался бурный расцвет виолончельного искусства.
Виола да гамба
Сейчас альт и виолончель получают все большее распространение в качестве солирующего и концертного инструмента. Конечно, своим признанием и успехом в музыкальной жизни эти инструменты обязаны таким выдающимся исполнителям, как Юрию Башмету, Паулю Хиндемиту, Мстиславу Ростроповичу, Даниилу Шафрану, Налье Гутман.
Юрий Башмет Мстислав Ростропович Пауль Хиндемит
Заключение
Научиться играть на струнно-смычковых инструментах по настоящему – это великое искусство. Каждодневную, кропотливую работу с учащимися проводят замечательные преподаватели струнного отделения нашей школы. Их ученики побеждают на престижных областных, региональных, международных конкурсах, становятся студентами лучших музыкальных училищ музыкальных вузов России.
В концертном зале школы часто выступает школьный ансамбль скрипачей, основателем и руководителем которого является Курова Татьяна Михайловна. Хотя прошло всего несколько лет со дня рождения этого интересного и на наш взгляд перспективного коллектива, участие в ансамбле стала для ребят не только приятной необходимостью, но и настоящей школой мастерства. В исполнении ансамбля звучат произведения самых известных композиторов, в том числе одно из самых любимых и известнейших произведений Арама Хачатуряна «Вальс» к драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад». Написан он был к спектаклю Московского театра им. Вахтангова. «Кажется, эта музыка существовала всегда. Что-то демоническое есть в этом вальсе; властная сила, страстная мелодия, захватывающая вас сразу, внезапно и навсегда».