Просмотр содержимого документа
««Сказочный мир музыки Н.А. Римского – Корсакова»»
«Сказочный мир музыки Н.А. Римского – Корсакова»
урок музыки в 6 классе
Цель: Воспитание интереса к музыке и литературе на примерах оперного искусства.
Задачи:
учить:
отличать музыку вокальную от инструментальной;
на примере музыки Н.А.Римского – Корсакова закрепить понятие «Опера»;
развивать:
способствовать развитию детского воображения;
развивать у детей познавательный интерес;
воспитывать:
воспитывать любовь к природе, к классической музыке.
Оборудование и материалы: презентация к уроку;компьютер, интерактивная доска, музыкальный материал аудио и видеозаписи, карточки с портретом композитора, цветная бумага, ножницы, клей.
Ход урока.
Звучит песня «Ай потешить вас сказкою» с просмотром видеоролика.
Учитель:Сегодня нам предстоит совершить увлекательное музыкальное путешествие.
- Какие произведения вы узнали?
- Назовите композитора.
- Так как же звучит тема нашего урока?
Дети: «СКАЗОЧНЫЙ МИР МУЗЫКИ Н.А. РИМСКОГО-КОРСАКОВА». Слайд №2.
Учитель:Всё дело в том, что многие композиторы очень любили сказки и сочиняли удивительную музыку. На наших уроках мы говорили, что источник сказок – сама жизнь, окружающая природа, мечты человека.
Представьте, мы стоим с вами перед огромным зданием со сверкающими буквами «МУЗЫКА». Множество дверей распахнуто настежь под разными вывесками: «Симфоническая музыка», «Народная музыка», «Эстрадная музыка». У каждого входа народ толпится, – где больше, где меньше. Куда кого тянет. А мы с вами сейчас войдем в здание музыки через двери под вывеской «ОПЕРА».
- Что это за название?
- Что такое опера?
Дети: Опера – это музыкальный спектакль, в котором действующие лица поют в сопровождении симфонического оркестра. Слайд №3.
Учитель: Совершенно верно.
А теперь нам нужно назвать главное лицо в оперном деле, без которого не будет оперы.
Дети: Это композитор.
Учитель: Он сочиняет музыку, а музыка в опере всему начало. Недаром имя композитора ставится первым рядом с названием оперы.
То есть, мы сегодня должны установить, как литература повлияла на творчество композитора Н.А. Римского-Корсакова, и почему его музыку называют сказочной. Слайд №4.
«Для меня мир народных преданий, сказок, былин до конца жизни останется неисчерпаемым источником вдохновения» – говорил сам Римский-Корсаков.
- Как вы понимаете это высказывание?
Дети: (обсуждение высказывания)
Учитель: А что вы знаете о композиторе Римском-Корсакове?
Дети: Ответы детей. Слайд №5,6, 7.
Учитель: Род Римских-Корсаковых прославился в России как военно-морской, это теперь он больше известен как композиторский.
Великий и мудрый сказочник Римский-Корсаков видел в народных сказках отражение самой действительности, созданной в художественных образах. В своих произведениях он передавал жизнь народа, живущего в согласии с природой, показывал богатство народных обычаев и обрядов, без которых картина сказочной Руси не была столь красочной.
Обрисовывая фантастические персонажи, Римский-Корсаков опирался главным образом на инструментальные возможности оркестра. А у его представителей реального мира мелодика носит вокальный, песенный характер. Все действующие лица имеют свои постоянные темы-характеристики, которые сопровождают героев на протяжении всей оперы. Они одушевлены и очеловечены.
Ребята, немного раньше, мы с вами знакомились с произведением композитора. А вот каким? Догадайтесь.
Слушание симфонической картины «Три чуда» (фрагмент,3-4мин.)
Дети:«Сказка о царе Салтане».Слайд №8.
Учитель: Да, совершенно верно, это вступление к последней картине оперы, называется оно «Три чуда».
Учитель: Вспомните, пожалуйста, отрывки из сказки А.С. Пушкина.
Слайд №10. (кликать на каждое «чудо»)
Учащиеся читают карточки - отрывки наизусть.
1.Есть там белка, что при всех
Золотой грызёт орех.
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки ровные кладёт
И с присвисточкой поёт
При честном, при всём народе
«Во саду ли в огороде…»
2.Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольётся в шумном беге
И останется на бреге
В чешуе как жар горя
Тридцать три богатыря.
3.Там царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает будто пава,
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит.
Слайд №11.
Учитель:А теперь догадайтесь, о какой опере пойдёт речь дальше?
Она в сапожках белых И в шубке голубой, Букет снежинок спелых Приносит нам с тобой. Белым-бела до пояса Роскошная коса И теплые-претеплые Лучистые глаза. В прозрачных льдинках шапочка И варежки на ней. Нам свет и радость даришь ты, Любимица детей!
Дети: Снегурочка.
Учитель: А что вы знаете о Снегурочке?
Дети:
- Снегурочка в сказках внучка Деда Мороза;
- Снегурочка из русской народной сказки.
Учитель: Русский писатель Александр Николаевич Островский написал пьесу «Снегурочка»; Слайд №12.
А композитор Римский – Корсаков сочинил оперу «Снегурочка».Слайд №13.
И в опере Снегурочка - дочь Мороза и Весны.
- О чем же повествует сказка?
Учитель читает:(из книги А.Н. Островского «Снегурочка»)
«Начало весны. Красная горка, покрытая снегом. Направо кусты и редкий безлистный березник, налево сплошной частый лес больших сосен и елей с сучьями, провисшими от тяжести снега. В глубине, под горой, река, полыньи и проруби обсажены ельником.
За рекой Берендеев посад, столица царя Берендея: дворцы, дома, избы, все деревянные с причудливой резьбой; в окнах – огни. Полная луна серебрит всю открытую поверхность. Вдали кричат петухи. Леший сидит на сухом пне…».
- Достаточно красивое описание зимнего леса. Вы согласны со мной?
В центре нашего внимания – устройство Берендеева царства, нравы, быт берендеев, их жизненные ценности. Отношения между Снегурочкой и берендеями.
- Я предлагаю вам ребята поработать самостоятельно.
Разделить класс на 2 группы:
«Теоретики» … находят необходимую, интересную информацию об опере, называют главных действующих лиц, т.е. работают с печатными текстами. (Приложение 1)
«Практики»: Поскольку опера – это синтез искусств, практики попробуют создать эскизы костюмов. (Приложение 2)
Учитель: Давайте посмотрим, что же у нас получилось?
- Почему Римского-Корсакова называли композитором-сказочником?
Ответы детей.
Учитель: Н.А. Римский-Корсаков сочинил 15 опер. Из них девять созданы на сказочные сюжеты. Друзья называли его композитором - «сказочником». Слайд №14.
Опера «Снегурочка» показывает единство человека с природой, учит нас любоваться красотой природы, красотой песен, красотой человеческих чувств. Прививает любовь к русским обычаям, обрядам.
Очень часто за событиями И за сутолокой дней Старины своей не помним, Забываем мы о ней. И хоть более привычны Нам полёты на Луну, Вспомним русские обычаи, Вспомним нашу старину.
Физкультминутка. Хоровод «Во поле берёза стояла», игра «Ручеёк».
Учитель: В своей арии на вопрос Мороза и Весны, что влечёт её из зимнего лесного царства к простым обыкновенным людям, Снегурочка отвечает: «людские песни»
Сейчас мы прослушаем арию Снегурочки, где она поёт о человеческих радостях, которые ей недоступны, но которые манят её к людям.
Звучит ария Снегурочки «С подружками по ягоды ходить»
- Что мы можем сказать о Снегурочке? (ответы детей)
Легкая, подвижная, шаловливая мелодия характеризует Снегурочку с её детски – наивным представлением о весёлой, беззаботной жизни. В оркестре тема Снегурочки звучит у флейты. Звучание флейты придает ей легкий, грациозный, игривый и в тоже время холодновато-прозрачный характер.
Образ Леля приобретает у Корсакова особый глубокий смысл. Пастух Лель, любимец солнца, олицетворяет собою народное искусство, «он вечно прибывал, и будет прибывать в прекрасной и мирной стране берендеев». Не случайно Лель у композитора обрисован песнями народного характера. Слайд №15.
Звучит Песня Леля «Земляничка-ягодка»
Учитель: Какие изобразительные моменты вы услышали, и с какой целью композитор ввел их в оперу? (ответы учащихся)
- Действительно, пастуший наигрыш – единение с народным искусством.
Снегурочка полюбила людские песни, полюбила людей, познала чувства нежной любви к человеку.
После праздника царь Берендей благословляет молодые пары. Вот и Мизгирь подводит свою невесту - Снегурочку. Берендей её ласково спрашивает, охотно ли она отдаёт своё сердце Мизгирю? «Великий царь! Спроси меня сто раз, сто раз отвечу, что я люблю его!» - отвечает Снегурочка.
И в этот миг яркий луч солнца падает на неё. Снегурочка начинает таять!
В своей последней арии она воспевает великую силу человеческой любви. Её трогательное прощание с жизнью, и одновременно восхищение этой жизнью.
И нежное звучание арфы (как весенний ручеёк остался от Снегурочки) - эти фрагменты относятся к числу самых вдохновенных страниц музыки Римского-Корсакова. Слайд №16.
Звучит фрагмент арии Снегурочки: “Люблю и таю...”
Конечно, трогательное прощание Снегурочки с жизнью. Ария передает состояние её любовного томления, нежной любовной истомы. И только нежное журчание арфы возвестило, что Снегурочка исчезла.
Закрепление:
Учитель: - На какую же судьбу обрекла себя Снегурочка?
Дети:
- На верную гибель.
Учитель: - За что же она отдала свою жизнь?
Дети:
- За любовь к людям, за людские песни, за то, что познала чувство нежной любви к человеку.
Учитель: - Этот сказочный образ волновал и волнует по сей день и современных композиторов, и поэтов, вот, например:
...Плакала Снегурочка Зиму провожая, Шла за ней печальная, Всем в лесу чужая. Там, где шла и плакала, трогая березы, Выросли подснежники - Снегурочкины слезы! Слайд №16.
Теперь вмешательство Мороза прекратилось, полновластным хозяином и покровителем страны берендеев будет по-прежнему Ярило - Солнце, источник плодородия и счастья. Берендеи поют Яриле-Солнцу хвалебный гимн, светлый, торжественный, величавый.
Слайд №17 – Финал. Звучит «Хвалебный гимн».
На этом заканчивается опера «Снегурочка».
Даруй, бог света,
Тёплое лето!
Красное Солнце наше!
Нет тебя в мире краше!
Краснопогодное,
Лето хлебородное.
Красное Солнце наше!
Нет тебя в мире краше!
Подведение итогов урока –5 минут.
Учитель: Теперь, ребята, давайте подведем итоги и попробуем выразить свои мысли по этому уроку.
Рефлексия.
Дети выбирают цветную бумагу:
желтый – урок понравился, я чувствовал себя свободно;
зелёный – мог бы работать лучше, немного стеснялся;
синий – урок не понравился, интереса не вызвал.
Ребята на этих карточках обводят свои ладошки и затем приклеивают их к большому кругу красного цвета. Получается «Солнышко».
Задание выполняется на фоне музыки «Сказка по лесу идёт»
Учитель:Опера «Снегурочка» или «Весенняя сказка» - это одна из поэтичнейших опер во всём мировом оперном искусстве! В ней показано, что искусство связано с природой так же тесно, как связана с природой вся жизнь человека!
- Скажите, что нового и интересного вы узнали на сегодняшнем уроке, что вам понравилось, а что не очень?
Высказывания ребят.
Учитель:Итак, подводя черту, мне хочется отметить следующее:
1. Все ребята приняли активное участие на уроке, особенно хотелось отметить …
2. Хочется отметить ребят, которые были моими помощниками… И, конечно, выставить все оценки в журнал.
Домашнее задание:
1. Нарисовать иллюстрации к прослушанным музыкальным отрывкам оперы.
2. Тест на закрепление.(Приложение 3)
1. Как назвал А.Н. Островский свою пьесу «Снегурочка»?
· Зимняя сказка.
· Весенняя сказка.
2. Какие персонажи в опере и пьесе «Снегурочка»?
· Сказочные.
· Реальные.
· Полумифические.
3. В кого превращается Снегурочка?
· В холодное существо.
· В любящую девушку.
4. На что опирались оба автора, сочиняя свои произведения?
· На народный фольклор.
· На жизненный опыт.
5. Финал оперы «Снегурочка» - это
· Гимн Солнцу.
· Гимн любви.
6. Что лежит в основе нравственных критериев берендеев?
· Любовь.
· Добро.
· Верность законам природы.
На экране слайд №18.
Учитель:Красота природы, торжество человеческих чувств раскрываются во многих произведениях Римского-Корсакова. Музыка Римского-Корсакова проникнута любовью к людям, к природе, верой в красоту человека и его чувств. Слайд №19.