Цели урока:
1. Нравственное и эмоциональное воспитание через приобщение к культуре как важнейшему компоненту гармоничного формирования личности.
2. Использование междисциплинарных знаний учащихся в аналитической деятельности, развитие навыка монологического ответа.
3. Развитие интеллектуальных способностей, музыкально – эстетического кругозора, устойчивого интереса и потребности общения с прекрасным в опоре на музыкальный опыт учащихся.
Задачи урока:
1.Познакомить с понятием «гармония » и «дисгармония» в музыке и жизни.
2. Познакомить с различными фактурами на примере следующих музыкальных произведений:
- И. Бах. Прелюдия до мажор из первого тома Хорошо темперированного клавира. Фрагмент,
- В. Моцарт. Симфония №40. Фрагмент,
- Н. Римский – Корсаков. Шествие чуд морских. Из оперы «Садко». Фрагмент.
3. Познакомить с различными приемами и методами работы с учебником
по музыке и «Дневником музыкальных размышлений».
4. Дальнейшее развитие слушательской и певческой культуры учащихся.
Тип урока:
Проблемный, междисциплинарных взаимосвязей, комбинированный.
Техническое оснащение:
1. Видеозапись оперы «Садко» Н. Римского - Корсакова.
2. Аудиокассета с записью симфонии №40 В. Моцарта.
3. СD диск с записью «Марша» П. Хиндемита.
4. Компьютерный слайд – альбом:
- Портреты композиторов и нотные примеры,
- Тест.
4. Фортепиано, компьютер, аудио и видео техника.
5. Фотографии памятников архитектуры, иллюстрации.
6. Т. И. Науменко, В. В. Алеев. Учебник «Музыка». 6 класс.
7. Т. И. Науменко, В. В. Алеев, Т. Н. Кичак «Дневник музыкальных размышлений». 6 класс.
Ход урока
Учитель: В древние времена, когда не было письменности, люди отсылали друг другу сообщения в виде знаков – камешков, завязанных узелков, начертанных на песке рисунков, пантомимы, различных звуковых сообщений.
( Учитель показывает три пучка нитей, на двух из которых завязаны узелки, а третий пучок висит свободно).
Вот такое сообщение прислали вам ребята из гимназии, где я работаю. Расшифровав первые два узелка – первые две страницы сообщения, вы сможете завязать третий узелок, чтоб отправить им свой ответ на «третьей странице».
И так, открываем первую страницу.
( Учитель или любой ученик играет на фортепиано произвольный набор звуков).
О чём идет речь в этом сообщении? Что бы всё это могло значить? Из чувства солидарности ребята прислали вам небольшую подсказку:
- Неизвестный автор 19 века. Парусник.
- В. Гог. Автопортрет.
- стихотворение Н. Заболоцкого «Я не ищу гармонии в природе» на странице 87 в учебнике.
(Т. И. Науменко. В. В. Алеев. Музыка. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений).
- П. Хиндемит. Марш. Фрагмент.
Дети: Возможно, в сообщении говорится о конфликтах, войне, плохом состоянии человека, буре на море, непогоде…
У.: Вы совершенно правы. Речь идёт о том, что с помощью обычных музыкальных звуков, красок, слов можно передать всю дисгармонию мира и состояния человека.
Давайте расшифруем второй узелок. Попытаемся понять, о чём повествует нам вторая страница?
- Р. Судковский. На рейде,
- О. Ренуар. Портрет Жанны Самари,
- стихотворение И. Гейне «Радость и горе»,
- И. Бах. Прелюдия до мажор. «Хорошо темперированный клавир» (Первый том). Фрагмент.
Д.: В этом сообщении говорится о покое, радости, любви…
У.: Вы правы. Теми же звуками, красками и словами можно передать самое лучшее, что есть в мире и в жизни человека, всю красоту, гармонию этого мира.
Рассмотрите нотную запись «Прелюдии» на странице 75 в учебнике. Вы видите плавность линии мелодии, которая передаёт покой, равновесие, свидетельствует скорее о присутствии духа, чем о неомрачённой безмятежности. Постарайтесь запомнить, как выглядит графическое отображение покоя, равновесия, гармонии в музыке: в нотах нет нагромождения случайных знаков – диезов, бекаров, бемолей, звуки свободно располагаются в пространстве, на нотном стане.
Так что же такое гармония? И в чём человек видит её проявление?
Откройте «Дневник музыкальных размышлений» на первой странице. Выберите из приведённых высказываний правильный ответ. Первая группа находит ответ на первый вопрос, вторая – на второй и т. д.
( Дети делятся на четыре группы)
Д.:(Находят правильный ответ и отвечают на вопросы).
У.: Что же обозначает пучок нитей без узелка? И где его необходимо завязать, выше, ниже? Как вы определите то место, где находится Гармония для каждого человека?
Давайте обратимся к мудрым грекам.
Они считали, что Гармония была дочерью Ареса – бога войны и раздора и Афродиты - богини любви и красоты.
( Дополнительный материал, который используется на уроке при наличии времени или затруднении в ответах на вопросы у учащихся).
А какой ответ на данный вопрос дают знаменитые музыканты-философы?
Может нам поможет ответить музыка?
Рассмотрите два фрагмента из симфонии №40 В. Моцарта в учебнике на странице 78.
Как вы думаете, в каком фрагменте больше напряженности, тревожности, печали, беспокойства, а где больше безмятежности, веселья, радости.
Д.: отвечают на вопрос.
У.: Как вы думаете, в чем находит гармонию для себя В. Моцарт в самый трудный период своей жизни, когда его одолевали кредиторы, неустроенность в жизни, непризнание его таланта и музыки сильными мира сего? Что выражает его музыка?
( Звучит фрагмент Симфонии №40 В. Моцарта).
Д.: Музыка Моцарта несёт людям радость, свет и лишь небольшую «тень» печали.
У.: Верно. Моцарт находит гармонию в радости, доброте, любви.
( Продолжение урока)
Д.: Кто–то находит гармонию в любви, кто-то в природе, в красоте человека, в произведениях искусства, победах, успехах, которые приходят после тернистой дороги поисков.
У.:А, возможно, гармония - это мечта человека о прекрасном, удивительном, сказочном, как у русского композитора Н. Римского – Корсакова в его опере «Садко»?
После длительного, удачного плаванья главный герой оперы Садко вынужден вместо дани идти на дно морское, к царю морей и морским чудищам, композитор погружает его в мир неведомых глубин, беспредельной сказочной красоты.
Он погибнет или нет? Что подсказывает вам музыка?
Д.: Музыка выражает тревогу и, в то же время, надежду на спасение.
У.: Верно, потому что в музыке мы слышим красочную мозаику гармонии, состоящую из множества лейтмотивов, а не угрожающее звучание дисгармонии.
«Есть ли что-нибудь более прекрасное, чем сила гармонии? Хотелось бы видеть здесь проявление некоей божественной любви, узнать её происхождение и установить связь с другими силами, которыми держится Вселенная». ( Птолемей)
Как вы думаете, о чем поется в незамысловатой песенке М. Таривердиева «Маленький принц»?
( Учитель играет вступление к песне « Маленький принц»)
Д.: Конечно о гармонии.
(Разучивание фрагмента песни композитора М. Таривердиева «Маленький принц» по времени).
У.: Так, где мы завяжем третий узелок? Какое место занимает гармония в вашей жизни? Помогла ли песня ответить на этот вопрос?
Д.: Я думаю, что этот пучок нитей не случайно без узелка. Потому что каждый человек сам определяет место гармонии в своей жизни.
У.: Верно. Подумайте о том, где находится Гармония в вашей жизни, и что необходимо сделать, чтоб она как можно ближе приблизилась к вашей мечте?
Домашнее задание: ответить на вопросы в конце параграфа.