kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок музыки в 6 классе на тему «Два начала гармонии»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

1. Нравственное и эмоциональное воспитание через приобщение к культуре как важнейшему компоненту гармоничного формирования личности.

2. Использование междисциплинарных знаний учащихся в аналитической деятельности, развитие навыка монологического ответа.

3. Развитие интеллектуальных способностей, музыкально – эстетического кругозора, устойчивого интереса и потребности общения с прекрасным в опоре на музыкальный опыт учащихся.

Задачи урока:

1.Познакомить с понятием «гармония » и «дисгармония» в музыке и жизни.

2. Познакомить с различными фактурами на примере следующих музыкальных произведений:

- И. Бах. Прелюдия до мажор из первого тома Хорошо темперированного клавира. Фрагмент,

- В. Моцарт. Симфония №40. Фрагмент,

- Н. Римский – Корсаков. Шествие чуд морских. Из оперы «Садко». Фрагмент.

3. Познакомить с различными приемами и методами работы с учебником

по музыке и «Дневником музыкальных размышлений».

4. Дальнейшее развитие слушательской и певческой культуры учащихся.

Тип урока:

Проблемный, междисциплинарных взаимосвязей, комбинированный.

Техническое оснащение:

1.  Видеозапись оперы «Садко» Н. Римского - Корсакова.

2.  Аудиокассета с записью симфонии №40 В. Моцарта.

3.  СD диск с записью «Марша» П. Хиндемита.

4.  Компьютерный слайд – альбом:

- Портреты композиторов и нотные примеры,

- Тест.

4. Фортепиано, компьютер, аудио и видео техника.

5. Фотографии памятников архитектуры, иллюстрации.

6. Т. И. Науменко, В. В. Алеев. Учебник «Музыка». 6 класс.

7. Т. И. Науменко, В. В. Алеев, Т. Н. Кичак «Дневник музыкальных размышлений». 6 класс.

Ход урока

Учитель: В древние времена, когда не было письменности, люди отсылали друг другу сообщения в виде знаков – камешков, завязанных узелков, начертанных на песке рисунков, пантомимы, различных звуковых сообщений.

( Учитель показывает три пучка нитей, на двух из которых завязаны узелки, а третий пучок висит свободно).

Вот такое сообщение прислали вам ребята из гимназии, где я работаю. Расшифровав первые два узелка – первые две страницы сообщения, вы сможете завязать третий узелок, чтоб отправить им свой ответ на «третьей странице».

И так, открываем первую страницу.

( Учитель или любой ученик играет на фортепиано произвольный набор звуков).

О чём идет речь в этом сообщении? Что бы всё это могло значить? Из чувства солидарности ребята прислали вам небольшую подсказку:

- Неизвестный автор 19 века. Парусник.

- В. Гог. Автопортрет.

- стихотворение Н. Заболоцкого «Я не ищу гармонии в природе» на странице 87 в учебнике.

(Т. И. Науменко. В. В. Алеев. Музыка. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений).

- П. Хиндемит. Марш. Фрагмент.

Дети: Возможно, в сообщении говорится о конфликтах, войне, плохом состоянии человека, буре на море, непогоде…

У.: Вы совершенно правы. Речь идёт о том, что с помощью обычных музыкальных звуков, красок, слов можно передать всю дисгармонию мира и состояния человека.

Давайте расшифруем второй узелок. Попытаемся понять, о чём повествует нам вторая страница?

- Р. Судковский. На рейде,

- О. Ренуар. Портрет Жанны Самари,

- стихотворение И. Гейне «Радость и горе»,

- И. Бах. Прелюдия до мажор. «Хорошо темперированный клавир» (Первый том). Фрагмент.

Д.: В этом сообщении говорится о покое, радости, любви…

У.: Вы правы. Теми же звуками, красками и словами можно передать самое лучшее, что есть в мире и в жизни человека, всю красоту, гармонию этого мира.

Рассмотрите нотную запись «Прелюдии» на странице 75 в учебнике. Вы видите плавность линии мелодии, которая передаёт покой, равновесие, свидетельствует скорее о присутствии духа, чем о неомрачённой безмятежности. Постарайтесь запомнить, как выглядит графическое отображение покоя, равновесия, гармонии в музыке: в нотах нет нагромождения случайных знаков – диезов, бекаров, бемолей, звуки свободно располагаются в пространстве, на нотном стане.

Так что же такое гармония? И в чём человек видит её проявление?

Откройте «Дневник музыкальных размышлений» на первой странице. Выберите из приведённых высказываний правильный ответ. Первая группа находит ответ на первый вопрос, вторая – на второй и т. д.

( Дети делятся на четыре группы)

Д.:(Находят правильный ответ и отвечают на вопросы).

У.: Что же обозначает пучок нитей без узелка? И где его необходимо завязать, выше, ниже? Как вы определите то место, где находится Гармония для каждого человека?

Давайте обратимся к мудрым грекам.

Они считали, что Гармония была дочерью Ареса – бога войны и раздора и Афродиты - богини любви и красоты.

( Дополнительный материал, который используется на уроке при наличии времени или затруднении в ответах на вопросы у учащихся).

А какой ответ на данный вопрос дают знаменитые музыканты-философы?

Может нам поможет ответить музыка?

Рассмотрите два фрагмента из симфонии №40 В. Моцарта в учебнике на странице 78.

Как вы думаете, в каком фрагменте больше напряженности, тревожности, печали, беспокойства, а где больше безмятежности, веселья, радости.

Д.: отвечают на вопрос.

У.: Как вы думаете, в чем находит гармонию для себя В. Моцарт в самый трудный период своей жизни, когда его одолевали кредиторы, неустроенность в жизни, непризнание его таланта и музыки сильными мира сего? Что выражает его музыка?

( Звучит фрагмент Симфонии №40 В. Моцарта).

Д.: Музыка Моцарта несёт людям радость, свет и лишь небольшую «тень» печали.

У.: Верно. Моцарт находит гармонию в радости, доброте, любви.

( Продолжение урока)

Д.: Кто–то находит гармонию в любви, кто-то в природе, в красоте человека, в произведениях искусства, победах, успехах, которые приходят после тернистой дороги поисков.

У.:А, возможно, гармония - это мечта человека о прекрасном, удивительном, сказочном, как у русского композитора Н. Римского – Корсакова в его опере «Садко»?

После длительного, удачного плаванья главный герой оперы Садко вынужден вместо дани идти на дно морское, к царю морей и морским чудищам, композитор погружает его в мир неведомых глубин, беспредельной сказочной красоты.

Он погибнет или нет? Что подсказывает вам музыка?

Д.: Музыка выражает тревогу и, в то же время, надежду на спасение.

У.: Верно, потому что в музыке мы слышим красочную мозаику гармонии, состоящую из множества лейтмотивов, а не угрожающее звучание дисгармонии.

«Есть ли что-нибудь более прекрасное, чем сила гармонии? Хотелось бы видеть здесь проявление некоей божественной любви, узнать её происхождение и установить связь с другими силами, которыми держится Вселенная». ( Птолемей)

Как вы думаете, о чем поется в незамысловатой песенке М. Таривердиева «Маленький принц»?

( Учитель играет вступление к песне « Маленький принц»)

Д.: Конечно о гармонии.

(Разучивание фрагмента песни композитора М. Таривердиева «Маленький принц» по времени).

У.: Так, где мы завяжем третий узелок? Какое место занимает гармония в вашей жизни? Помогла ли песня ответить на этот вопрос?

Д.: Я думаю, что этот пучок нитей не случайно без узелка. Потому что каждый человек сам определяет место гармонии в своей жизни.

У.: Верно. Подумайте о том, где находится Гармония в вашей жизни, и что необходимо сделать, чтоб она как можно ближе приблизилась к вашей мечте?

Домашнее задание: ответить на вопросы в конце параграфа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок музыки в 6 классе на тему «Два начала гармонии»»


Урок музыки в 6 классе

«Два начала гармонии»


Цели урока:

1. Нравственное и эмоциональное воспитание через приобщение к культуре как важнейшему компоненту гармоничного формирования личности.

2. Использование междисциплинарных знаний учащихся в аналитической деятельности, развитие навыка монологического ответа.

3. Развитие интеллектуальных способностей, музыкально – эстетического кругозора, устойчивого интереса и потребности общения с прекрасным в опоре на музыкальный опыт учащихся.

Задачи урока:

1.Познакомить с понятием «гармония » и «дисгармония» в музыке и жизни.

2. Познакомить с различными фактурами на примере следующих музыкальных произведений:

- И. Бах. Прелюдия до мажор из первого тома Хорошо темперированного клавира. Фрагмент,

- В. Моцарт. Симфония №40. Фрагмент,

- Н. Римский – Корсаков. Шествие чуд морских. Из оперы «Садко». Фрагмент.

3. Познакомить с различными приемами и методами работы с учебником

по музыке и «Дневником музыкальных размышлений».

4. Дальнейшее развитие слушательской и певческой культуры учащихся.

Тип урока:

Проблемный, междисциплинарных взаимосвязей, комбинированный.

Техническое оснащение:

1.  Видеозапись оперы «Садко» Н. Римского - Корсакова.

2.  Аудиокассета с записью симфонии №40 В. Моцарта.

3.  СD диск с записью «Марша» П. Хиндемита.

4.  Компьютерный слайд – альбом:

- Портреты композиторов и нотные примеры,

- Тест.

4. Фортепиано, компьютер, аудио и видео техника.

5. Фотографии памятников архитектуры, иллюстрации.

6. Т. И. Науменко, В. В. Алеев. Учебник «Музыка». 6 класс.

7. Т. И. Науменко, В. В. Алеев, Т. Н. Кичак «Дневник музыкальных размышлений». 6 класс.



Ход урока


Учитель: В древние времена, когда не было письменности, люди отсылали друг другу сообщения в виде знаков – камешков, завязанных узелков, начертанных на песке рисунков, пантомимы, различных звуковых сообщений.

( Учитель показывает три пучка нитей, на двух из которых завязаны узелки, а третий пучок висит свободно).

Вот такое сообщение прислали вам ребята из гимназии, где я работаю. Расшифровав первые два узелка – первые две страницы сообщения, вы сможете завязать третий узелок, чтоб отправить им свой ответ на «третьей странице».

И так, открываем первую страницу.

( Учитель или любой ученик играет на фортепиано произвольный набор звуков).

О чём идет речь в этом сообщении? Что бы всё это могло значить? Из чувства солидарности ребята прислали вам небольшую подсказку:

- Неизвестный автор 19 века. Парусник.

- В. Гог. Автопортрет.

- стихотворение Н. Заболоцкого «Я не ищу гармонии в природе» на странице 87 в учебнике.

(Т. И. Науменко. В. В. Алеев. Музыка. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений).

- П. Хиндемит. Марш. Фрагмент.

Дети: Возможно, в сообщении говорится о конфликтах, войне, плохом состоянии человека, буре на море, непогоде…

У.: Вы совершенно правы. Речь идёт о том, что с помощью обычных музыкальных звуков, красок, слов можно передать всю дисгармонию мира и состояния человека.

Давайте расшифруем второй узелок. Попытаемся понять, о чём повествует нам вторая страница?

- Р. Судковский. На рейде,

- О. Ренуар. Портрет Жанны Самари,

- стихотворение И. Гейне «Радость и горе»,

- И. Бах. Прелюдия до мажор. «Хорошо темперированный клавир» (Первый том). Фрагмент.

Д.: В этом сообщении говорится о покое, радости, любви…

У.: Вы правы. Теми же звуками, красками и словами можно передать самое лучшее, что есть в мире и в жизни человека, всю красоту, гармонию этого мира.

Рассмотрите нотную запись «Прелюдии» на странице 75 в учебнике. Вы видите плавность линии мелодии, которая передаёт покой, равновесие, свидетельствует скорее о присутствии духа, чем о неомрачённой безмятежности. Постарайтесь запомнить, как выглядит графическое отображение покоя, равновесия, гармонии в музыке: в нотах нет нагромождения случайных знаков – диезов, бекаров, бемолей, звуки свободно располагаются в пространстве, на нотном стане.

Так что же такое гармония? И в чём человек видит её проявление?

Откройте «Дневник музыкальных размышлений» на первой странице. Выберите из приведённых высказываний правильный ответ. Первая группа находит ответ на первый вопрос, вторая – на второй и т. д.

( Дети делятся на четыре группы)

Д.:(Находят правильный ответ и отвечают на вопросы).

У.: Что же обозначает пучок нитей без узелка? И где его необходимо завязать, выше, ниже? Как вы определите то место, где находится Гармония для каждого человека?

Давайте обратимся к мудрым грекам.

Они считали, что Гармония была дочерью Ареса – бога войны и раздора и Афродиты - богини любви и красоты.

( Дополнительный материал, который используется на уроке при наличии времени или затруднении в ответах на вопросы у учащихся).

А какой ответ на данный вопрос дают знаменитые музыканты-философы?

Может нам поможет ответить музыка?

Рассмотрите два фрагмента из симфонии №40 В. Моцарта в учебнике на странице 78.

Как вы думаете, в каком фрагменте больше напряженности, тревожности, печали, беспокойства, а где больше безмятежности, веселья, радости.

Д.: отвечают на вопрос.

У.: Как вы думаете, в чем находит гармонию для себя В. Моцарт в самый трудный период своей жизни, когда его одолевали кредиторы, неустроенность в жизни, непризнание его таланта и музыки сильными мира сего? Что выражает его музыка?

( Звучит фрагмент Симфонии №40 В. Моцарта).

Д.: Музыка Моцарта несёт людям радость, свет и лишь небольшую «тень» печали.

У.: Верно. Моцарт находит гармонию в радости, доброте, любви.

( Продолжение урока)

Д.: Кто–то находит гармонию в любви, кто-то в природе, в красоте человека, в произведениях искусства, победах, успехах, которые приходят после тернистой дороги поисков.

У.:А, возможно, гармония - это мечта человека о прекрасном, удивительном, сказочном, как у русского композитора Н. Римского – Корсакова в его опере «Садко»?

После длительного, удачного плаванья главный герой оперы Садко вынужден вместо дани идти на дно морское, к царю морей и морским чудищам, композитор погружает его в мир неведомых глубин, беспредельной сказочной красоты.

Он погибнет или нет? Что подсказывает вам музыка?

Д.: Музыка выражает тревогу и, в то же время, надежду на спасение.

У.: Верно, потому что в музыке мы слышим красочную мозаику гармонии, состоящую из множества лейтмотивов, а не угрожающее звучание дисгармонии.

«Есть ли что-нибудь более прекрасное, чем сила гармонии? Хотелось бы видеть здесь проявление некоей божественной любви, узнать её происхождение и установить связь с другими силами, которыми держится Вселенная». ( Птолемей)

Как вы думаете, о чем поется в незамысловатой песенке М. Таривердиева «Маленький принц»?

( Учитель играет вступление к песне « Маленький принц»)

Д.: Конечно о гармонии.

(Разучивание фрагмента песни композитора М. Таривердиева «Маленький принц» по времени).

У.: Так, где мы завяжем третий узелок? Какое место занимает гармония в вашей жизни? Помогла ли песня ответить на этот вопрос?

Д.: Я думаю, что этот пучок нитей не случайно без узелка. Потому что каждый человек сам определяет место гармонии в своей жизни.

У.: Верно. Подумайте о том, где находится Гармония в вашей жизни, и что необходимо сделать, чтоб она как можно ближе приблизилась к вашей мечте?

Домашнее задание: ответить на вопросы в конце параграфа.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок музыки в 6 классе на тему «Два начала гармонии»

Автор: Осипова Елена Евгеньевна

Дата: 17.01.2016

Номер свидетельства: 278270

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Открытый урок по литературе в 9 классе."
    ["seo_title"] => string(41) "otkrytyi-urok-po-litieraturie-v-9-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "252979"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447498962"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Тема: Музыка «Лёгкая» и «Серьёзная» "
    ["seo_title"] => string(37) "tiema-muzyka-lioghkaia-i-sier-ioznaia"
    ["file_id"] => string(6) "131709"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416213672"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Жанры полифонической музыки. Фуга"
    ["seo_title"] => string(36) "zhanry_polifonichieskoi_muzyki_fugha"
    ["file_id"] => string(6) "389000"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1486472492"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "урок литературы в 5 классе на тему "Образ родного дома в стихах С.А.Есенина" "
    ["seo_title"] => string(82) "urok-litieratury-v-5-klassie-na-tiemu-obraz-rodnogho-doma-v-stikhakh-s-a-iesienina"
    ["file_id"] => string(6) "207004"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430317166"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Конспект урока-мастерской по литературе. "Алые паруса" Александра Грина - от метафоры к символу 20 века. "
    ["seo_title"] => string(106) "konspiekt-uroka-mastierskoi-po-litieraturie-alyie-parusa-alieksandra-grina-ot-mietafory-k-simvolu-20-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "227701"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440915764"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства