менты, портреты композиторов, иллюстрации к сказкам,
рисунки обучающихся к прослушанным произведениям.
Ход урока:
1.Организационный момент (3мин.)
Сегодня мы отправимся в страну сказки, сказки не простой, а музыкальной.
А какие персонажи придут к нам в гости мы узнаем из музыкального при-
ветствия(поётся песня Э.Чуриловой «В сказках чудеса»).
2. Основной этап (22мин)
Звучит «Марш» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик» (видеозапись).
-В какую сказку мы попали? («Щелкунчик»)
- Кто написал эту музыку? (П.Чайковский)
- Что такое балет?
- Кто главный герой балета «Щелкунчик»?
- Кто знает эту сказку? (коротко содержание)
Вновь звучит «Марш». Обучающиеся охарактеризовывают музыку (весёлый,
шуточный, лёгкий, чёткий. В оркестре звучат трубы и барабаны).
Шумовыми инструментами выделяют сильные доли.
Итак, мышиное войско разбито. Щелкунчик храбро боролся и, победив своего врага, превратился в прекрасного принца.
Вместе с Машей он отправился в волшебную страну. Они попадают в заснеженный лес.
(звучит «Вальс снежных хлопьев» – видеозапись).
– Музыка лёгкая, нежная, но тревожная. Ветер кружит сверкающие снежинки (в оркестре звенят треугольники, колокольчики, посвистывают флейты. Переборы арфы помогают передать картину метели, а вьюжную мелодию ведут трепетные скрипки).
Маша и Принц попадают в страну сластей. Их встречает фея Драже (музыка волшебная, нежная, переливается – звучит инструмент ЧЕЛЕСТА).
Танец Кофе – медленный, плавный, нежный, с позвякиванием бубна (видео).
Танец Чай – шуточный, прыгающий. На фоне низких фаготов звучит флейта-
пикколо (звучит видеозапись).
Итак, в балете «Щелкунчик» добро победило зло. А в каких ещё балетах П.Чайковского побеждает добро? («Спящая красавица», «Лебединое озеро» – показ иллюстраций).
– Ребята, а знаете ли вы, кто такие ГНОМЫ?
Как вам кажется, про каких гномов рассказал в своей пьесе «Шествие гномов» Э.Григ? (про злых – музыка таинственная, угрожающая, злая).
Это фантастический танец – акценты, ужимки, гномы бегут, ковыляя (дети стучат в ложки ,маракасы, бубен).
Сказочные герои отважны, смелы, добры, помогают человеку. Но есть и злые силы. Кто они? ( Леший, Кощей Бессмертный, Баба Яга, Кикимора).
Давайте вслушаемся в звучание слова Ки-Ки-МОРА (высоко, тонко, резко). А сейчас послушаем, какой нарисовал Кикимору в своей музыке А.Лядов. (звучит аудиозапись).
– Где происходит действие? (в лесу, в горах – звучит контрабас и виолончель в низком регистре).
– Вы слышали колыбельную песню, которую кто поёт? (Кот Баюн – добрая, красивая мелодия)
– А почему он поёт злому и коварному существу?(Кикимора обязательно исправится).
Тема Кикиморы – ядовитая, колкая (звучит флейта-пикколо). В высоком прозрачном регистре звучит волшебная тема –звон хрустальчатой колыбельки, мерцание холодных звёзд( звучит челеста). (Зачитать эпиграф к симфонической картине А.Лядова из «Сказаний русского народа И.Сахарова).
А сейчас послушайте ещё одну музыку («БАБА ЯГА» М.Мусоргского –аудиозапись исп. фортепиано).
У художника В.Гартмана был нарисован эскиз бронзовых часов в виде избушки на курьих ножках(иллюстрация). Однако фантазия Мусоргского изобразила в музыке совершенно другое – мощный динамичный образ Бабы Яги – свирепой, злой, разъярённой, лютой ведьмы. Музыка громкая, грозная, ритмичная, похожая на стремительный полёт.
А.Лядов написал свою сказку для оркестра на сюжет «Русских народных сказок» А.Афанасьева: «Вышла Баба Яга во двор, свистнула – перед ней явилась ступа с пестом и помелом (флейта-пикколо). Села Баба Яга в ступу и выехала со двора, пестом погоняет, помелом след заметает…» Музыка звучит низко, зловеще, страшно. Звуки ксилофона напоминают стук костей, которыми Баба Яга грозит, размахивает (звучит фрагмент).
– В какой пьесе Баба Яга самая страшная? (у Мусоргского).
– Какие средства музыкальной выразительности использовали композиторы в своих произведениях? (мелодию, темп, тембр, лад, гармонию, динамику). Обучающиеся показывают свои картинки к прослушанным произведениям, нарисованных дома, где написаны вопросы по средствам музыкальной выразительности и отвечают на вопросы.
Ребята, сегодня мы услышали много разнообразной музыки, узнали о том, что она может рассказать о многом, только нужно учиться её слушать и понимать.
«Угадайка» по сказкам (видеоролик)- 3мин.
Выставление оценок.
Список используемой литературы и интернет-ресурсы:
1.DVD диск «Щелкунчик» П.И.Чайковский (сцены из балета);
2.DVD диск «Шествие гномов» (мультфильм по мотивам сказки);
3. CD диск «Кикимора», «Баба Яга» А.Лядова, «Баба Яга»М.Мусоргского;