Просмотр содержимого документа
«Симфонический оркестр»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГОЦАТЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Выполнила:
Гасанбегова . А .А
Учитель музыки
Стаж работы – 7 лет
Категория – 12 разряд
Открытый урок на тему:
«Симфонический оркестр»
Методическая разработка по музыке. 4 класс
Аннотация : Урок проводится с использованием информационных технологий; представлена презентация в программе PowerPoint, а также используются элементы интеграции трех видов искусств : музыка ,ИЗО, поэзия . На уроке используются элементы аудиальное развитие детей , благодаря которым происходит тренировка артикуляционного и дыхательного аппарата и мышц диафрагмы , что способствует оздоровлению детского организма и вызывает интерес учащихся к пению , уроку музыки . В конце урока проводится рефлексия .
Тема урока: " Симфонический оркестр "
Тип урока : урок изучения нового материала .
Вид урока : урок - путешествие .
Педагогические технологии :
Технология " Критического мышления"
Технология "Ключевые термины
Цель урока :
познакомить учеников с понятием " Симфонический оркестр " и его строением
Задачи урока:
Дидактические :
повторить группы инструментов симфонического оркестра ;
развивать интерес к музыке и музыкальной деятельности
развивать образное и ассоциативное мышление , продуктивное воображение , музыкальную память и слух ,певческий голос
развивать творческий потенциал учащихся
развивать умение анализировать изученный материал
Воспитательные :
формировать умение планировать учебное сотрудничество с одноклассниками в процессе учебной деятельности
воспитывать любовь к музыке на примере лучших образцов музыкального искусства
План урока:
Организационный момент
Актуализация знаний
Изучение нового материала
Рефлексия
Домашнее задание
Музыкальный материал
И. С. Бах "Шутка "
И. С . Бах " Рондо"
Барбарики " Дружба"
"Россия -мы дети твои" - песня
Оборудование :
компьютер
интерактивная доска
презентация к уроку
видеоматериал
песни
мультимедиа проектор
колонки
Наглядно - дидактический материал :
слова песни
картинки инструментов
разделенные на перепутанные слоги и картинки к ним
картоные ворота " дворца"
Рефлексия:
синие и красные ноты
Литература :
учебник "Музыка . 4 кл часть 2 я" автор
фонохрестоматия 4 кл
Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие технологии - М ; АРКТИ, 2003
Использование ИКТ на уроках музыки :
позволяет делать деятельность учителя и учащегося более эфективной
повысить качество обучения
отразить существенные стороны музыкальных фактов
по - новому использовать на уроках музыки текстовую , звуковую ,видеоинформацию и ее источники
воспитать интерес к музыкальной культуре
формировать духовный мир ребенка
Ход урока
1. Организационный момент .( 1мин)
Слайд 1: " Музыка -4"
Дети входят в класс под музыку С . Баха "Шутка".
На подставке стоят фотографии некоторых музыкальных инструментов симфонического оркестра .
Учитель : Здравствуйте , ребята !
Дети :- Добрый день !
Учитель: - садитесь
2. Актуализация знаний . (6 мин)
Слайд 2: " Людовик 14"
Учитель: - Ребята ! Сегодня мы отправляемся с вами в путешествие во Францию , к королю Людовику 14, чтобы узнать одну из тайн музыки . Эта тайна будет нашей темой урока . И надо нам поскорее ее узнать . Но чтобы туда отправиться , надо купить билеты . У вас на партах лежат задания . Прочитайте их и выполните .
Задание : в данном слове переставлены слоги . Поставьте ихправильно и получите слово.
1 группа : скрипка ( ка- скрип)
2 группа: барабан (бан-ба-ра)
3 группа: флейта (таф-лей)
Учитель - А теперь ответье на мой вопрос : какое слово объединяет все эти три ваши ответа ? Что такое скрипка, флейта , барабан ?
Дети : - Музыкальные инструменты
Учитель : - Верно ! Переверните картинки , которые лежат у вас на парте . Наверное, вы вспомнили , как выглядят инструменты , которые вы отгадали ? Это и есть ребята ваши билеты !
Учитель:-Итак , отправляемся в путешествие ! Надо погасить билеты . Посоветуйтесь со своим товарищем по группе и ответье на вопрос : каким приемом извлекается звук из вашего инструмента ?
Дети : - Ударом , вдуванием воздуха, смычком по струнам.
Учитель : - В наше путешествие с нами отправятся еще и наши попутчики - все инструменты , которые вы видите на выставке . Вам предстоит взять своих попутчиков, то есть те инструменты , которые являются родственными тому инструменту , который вы отгадали в загадке . Итак, пойдите к выставке и заберите ваших попутчиков .
1вариант:на выставке остались инструменты не выбранные , то идет обсуждение , какая группа детей должна была из взять и почему ?
2 вариант: дети разобрали все инструменты верно . Идет объяснение , по какому признаку они их рассортировали
Слайд 3 " Группа музыкальных инструментов "
Дети вспоминают группу музыкальных инструментов : духовые , ударные , струнные смычковые .
Учитель:- Запомните свою группу . Вам это потом пригодится. Итак , все путешественники в сборе ! Можно отправляться !
3. Изучение нового материала . ( 20 мин)
Учитель :- По прибытию во Францию , во дворец короля Людовика 14-го , нам необходимо будет открыть ворота дворца . Они откроются , если мы с вами из предложенных слов выберим 2 , которые не могут существовать одно без другого .
Посмотрите , пожалуйста , на доску . На ней вы видите музыкальные термины .
" Ключевые термины"
Задание: даны слова : симфония, оркестр , квартет , дирижер .
Определить знакомые и незнакомые .
Дать объяснение ( вспоминаем , что такое симфония, оркестр , квартет , дирижер )
Учитель : - Ребята , а вы знаете , где и как родилась симфония ?
Дети :- Нет
Учитель:- Надо бы нам узнать о нем побольше , правда? Давайте это понятие возьмем с собой . Возможно, в замке короля нам помогут рассказать ее историю . Два другие слова помогут открыть ворота . А какие два слова вы выбрали ?
Дети : - Оркестр и дирижер . ( если дети не выполнили задание необходимо их к этому подвести)
Учитель :- Вот мы и прибыли . Давайте посмотрим откроются ли ворота ?
( учитель и ученик открывают ворота , на доске прикреплен замок с дверцами , на одной створке - оркестр , на другой -дирижер . В середине -симфония )
Слайд 4 " Открытые ворота замка"
Слайд 5 " Замок короля "
Учитель :- Вот мы и вошли в замок короля . Посмотрите , это загадочное слово живет здесь ! Мне сообщили , что для нас король оставил старинное послание , в котором нас ждет интересная история .
История короля ( напечатано на старинной бумаге - с обожеными краями ) : Это было очень давно . Во времена отважных мушкетеров. Во дворце Людовика 14 готовилось грандиозное празднество . Король любил балы , танцы , всевозможные представления . Ничто новое не ускользало от его бдительного ока, законодатель мод , он желал им быть всегда и во всем. Всякий раз гостям преподносились сюрпризы: то удивительный фейерверк ; то необыкновенный паштет, внутри которого размещались музыканты , игравшие мелодии ,то представления, где все танцевали в том числе и король . И на сей раз не обошлось без сюрприза ...
В Париж в Луврский дворец стекались кареты знатных вельмож . И вот в назначенный час распахнулись двери праздничного украшенного зала, ярко освещенной тысячами свечей , громкие, и в то же время нежные , лились непрерывно , казалось , будто какой то музыкант играет на чудо- инструменте . пораженные гости замерли ,а довольный произведенным эффектом король гордо оглядывал всех. Когда музыка смолкла , грянул гром аплодисментов ,раздались восторженные возгласы
- Прекрасно, великолепно, брависсимо!!!
-Что это ?
-Это....
Учитель:- Ой, ребята ! А послание оборвано! Что ж , мы так и не узнаем , кто же играл на балу у короля ? А как вы думаете : какое слово сказал король?
Дети :- Оркестр !
Учитель : -Верно ! Вот в конце написано, что этот оркестр он назвал " 24 скрипки короля "
Не удивительно , что гости короля Людовика 14го не знали что такое оркестр . Тогда , в 16 веке, впервые стали появляться коллективы музыкантов , совместно исполняющих музыкальные произведения. Но это был не простой оркестр . В оркестре короля мы не могли бы услышать балалайку или рожок . или гусли ,которые звучат в русском народном оркестре . Оркестр при дворе короля носил другое название и предназначался для исполнения не народных мелодий , а сочинения великих композиторов . Они называются симфониями , именно тем словом , которое мы взяли с собой и встретили в замке короля . Итак, симфония - музыкальное произведение , состоящее из 4-х частей . Исполняется целой группой инструментов , которые вместе составляют оркестр , название которого образовано от этого слова. Образуйте его. Как будет называться оркестр , исполняющий симфонии?
Дети :- Симфонический оркестр .
Слайд 6 " Симфонический оркестр"
Учитель :- Верно! Об этом оркестремыи продолжим говорить на уроке . Запишите нашу тему в тетрадь .
Дети записывают тему в тетрадь.
Учитель:- Давайте представим , что мы на балу и послушаем старинную музыку в исполнении симфонического оркестра .
Слайд 7 " В замке короля"
ПРОСЛУШИВАНИЕ И. С. Бах " Рондо " ( 1 мин 30 сек).
Учитель:- Вспомним еще раз , какие группы музыкальных инструментов входят в симфонический оркестр . Назовите ваши группы.
Слайд 8, 9, 10" Группы музыкальных инструментов"
Дети :- ударные, духовые, струнные смычковые .
Учитель :- Давайте теперь посмотрим на симфонический оркестр в целом составе.
Слайд 11 " Симфонический оркестр"
Учитель: - Нам пора возвращаться домой , в Россию. Чтобы нам было веселее , споем песню о дружбе . Я выбрала ее неспроста для нашего урока. Ведь инструменты в оркестре тоже дружны между собой, иначе не было бы такой прекрасной музыки .
Пение " Дружба " Барбарики.( 10 мин) ( распев на проигрыш , исполнение песни )
Учитель :- Вот мы и прибыли в Россию.
Физкультминутка ( 2мин)
Посмотрите, какие красивые здесь деревья ( тянут руки вверх) , какое небо голубое, скоро прилетят птицы ( машут в стороны) , Зажурчат ручейки (присели) и наступит настоящая весна .
Учитель:- Ребята, а как вы думаете , почему часто произведения , написанные композиторами для одного инструмента , исполняют оркестры ?
Дети:- Чтобы передать оттенки разными инструментами .
Учитель :- Правильно !
Если у короля Людовика 14 ребята , праздник в месяц один раз , а у нас праздник каждый урок, потому что всегда звучит музыка .
Рефлексия :( 30 сек)
Мы все работали на уроке . Поэтому должны получить свои оценки . У вас на партах лежат нотки ( синие , красные ) Оцените свою работу и работу своего соседа .
Дети оценивают
Домашнее задание .( 2мин)
Учитель:- Следующий урок мы так же посвятим симфоническому оркестру . И проведем его в форме игры . Но чтобы лучше запомнить инструменты и группы симфонического оркестра , надо выполнить домашнее задание .
Домашнее задание: 1) распределить предложенные на листочках музыкальные инструменты по группам в тетради
2) составить синквейн по теме " Симфонический оркестр"
Учитель: - Путешествие наше подошло к концу и наш урок окончен ! Спасибо , ребята!
Дети выходят с урока под песней " Россия - мы дети твои "