kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Симфонический оркестр"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок музыки в 4 классе  «Симфонический оркестр»

Тема урока: Как появился симфонический оркестр

Учитель музыки Жупашев Оралтай Каирболатович

Цели урока: Образовательная: дать представление об оркестре.

Развивающая: развить  интерес к музыке, развить образное и ассоциативное мышление, продуктивное воображение.

Воспитательная: воспитание  культуры слушателя.

Тип урока: изучение темы

Форма урока: коллективная   

Оборудование: иллюстрации, компьютер, музыкальные инструменты, карточки, карандаши.

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Объяснение темы.

Учитель: Мы сегодня на уроке познакомимся с историей возникновения   симфонического оркестра.

  1. (слушание  « Испанское каприччио» Римского-Корсакова)
  1. Учитель: На протяжении всей своей истории, тысячи и тысячи лет, человечество создавало музыкальные инструменты и объединяло их в различные комбинации. Но только около четырехсот лет назад эти комбинации инструментов сложились в форму уже близкую к форме современного оркестра. 

В старину, когда музыканты собирались для игры, они использовали любые инструменты какие были вокруг. Если было три исполнителя на лютне, два на арфе и на флейте, так они и играли.

Само слово «оркестр» пришло к нам из Древней Греции. 

Сегодня под словом «оркестр» мы понимаем коллектив музыкантов, которые играют на различных музыкальных инструментах. А слово «симфонический» указывает на то, что этот оркестр самый большой и самый богатый по своим возможностям. Потому что в его составе и струнные, и духовые, и ударные инструменты. В таком оркестре может участвовать от 60 до 120 музыкантов. И даже больше. Оркестр состоит из 4 основных групп музыкальных инструментов: струнных смычковых, деревянных духовых, медных духовых и ударных. В состав струнных смычковых входят: скрипки, альты, виолончели, контрабасы. К деревянным духовым относятся: флейты, гобои, кларнеты, фаготы. Медные духовые инструменты это — валторны, трубы, тромбоны, тубы. В составе ударных инструментов литавры, малые барабаны, ксилофоны, большие барабаны, тарелки, треугольники, кастаньеты и многие другие.

2)Показ  иллюстрации  музыкальных инструментов симфонического оркестра

Альт - по внешнему виду копия скрипки, только чуть больших размеров, отчего звучит в более низком регистре и играть на нем немного сложнее, чем на скрипке. По сложившейся традиции альту отводится вспомогательная роль в оркестре. Альтисты зачастую являются мишенью для шуток и анекдотов в музыкальной среде. Было в семье три сына - два умных, а третий - альтист.P.S. Некоторые считают, что альт это улучшенный вариант скрипки.

Виолончель - большая скрипка, на которой играют сидя, удерживая инструмент между коленями и упирая его шпилем в пол. Виолончель имеет богатый низкий звук, широкие выразительные способности и детально проработанную технику исполнения. Исполнительские качества виолончели покорили сердца огромного числа поклонников.  

Контрабас - самый низкий по звучанию и самый большой по размеру (до 2-х метров) среди семейства смычковых струнных инструментов. Контрабасисты должны стоять или сидеть на высоком стуле, чтобы дотянуться до верха инструмента. Контрабас обладает густым, хриплым и несколько глуховатым тембром и является басовым фундаментом всего оркестра.

Труба - инструмент с высоким чистым звуком, очень подходит для фанфар. Как и кларнет, труба может быть разных размеров, каждая со своим тембром. Отличаясь большой технической подвижностью, труба блестяще выполняет свою роль в оркестре, на ней возможно исполнение широких, яркого тембра и большой протяжённости мелодических фраз.

Тарелки (парные) - выпуклые круглые металлические диски разного размера и с неопределенной высотой звучания. Как подмечено, симфония может длиться девяносто минут, а ударить в тарелки придётся только один раз, представляете какая ответственность за точный результат.

Скрипка - 4-хструнный смычковый инструмент, самый высокий по звучанию в своём семействе и важнейший в оркестре. Скрипка обладает таким сочетанием красоты и выразительности звука, как, пожалуй, ни один другой инструмент. А вот скрипачи зачастую имеют репутацию нервных и скандальных людей.

Кларнет - бывает нескольких размеров, в зависимости от требуемой высоты звучания. Кларнет использует только один язычок (трость), а не двойной как у флейты или фагота. Кларнет обладает широким диапазоном, тёплым, мягким тембром и предоставляет исполнителю широкие выразительные возможности.
Проверьте себя: Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

3)Прослушивание   тембров  звучания музыкальных инструментов входящих в состав симфонического оркестра

Тембровые характеристики инструментов

Скрипка

Нежный, светлый, яркий, певучий, ясный, тёплый

Альт

Матовый, мягкий

Виолончель

Насыщенный, густой

Контрабас

Глуховатый, суровый, мрачный, густой

Флейта

Свистящий, холодный

Гобой

Носовой, гнусавый

Кларнет

Матовый, носовой

Фагот

Сдавленный, густой

Труба

Блестящий, яркий, светлый, металлический

Валторна

Округлый, мягкий

Тромбон

Металлический, резкий, мощный

Туба

Суровый, густой, тяжёлый

III Закрепление нового материала

Задание1: в данном слове переставлены слоги. Поставьте их правильно и получите слово.

 виолончель (чель-ви-лон-о)

 барабан (бан-ба-ра)

 флейта (та-флей)

Учитель: - А теперь ответьте на мои вопросы: какое слово объединяет все три ваши ответа? Что такое флейта, виолончель и барабан?

Учитель: Из какой страны пришло слово  оркестр? 

Сколько музыкантов может участвовать в оркестре?

Самый главный человек в оркестре?

Перечислите группы симфонического оркестра?

Назовите самые большие инструменты симфонического оркестра?

Задание2:  загадки

Как будто девушка запела,
И в зале словно посветлело.
Скользит мелодия так гибко.
Затихло все: играет…(Скрипка)

.Чуть побольше скрипочки, а поёт пониже,
Деревянный бочок, четыре струнки и смычок.(Альт)

Инструмент — как огромная скрипка. Звук густой, как баритон.
Музыкант играет сидя. Как, друзья, зовётся он? (Виолончель)

Мы ворчуны, мы самые большие из семьи смычковых,
Но симфонический оркестр, как без нас?
Не сможет передать всей красоты гармонии, а имя наше… (Контрабас)

Задание3: Рисование музыкальных инструментов из симфонического оркестра.

Рефлексия

1. Мне понравилось на уроке…
2. Я сегодня узнал…

Домашнее задание

Какие звуки в природе можно сравнить со звучанием струнных инструментов?

Урок окончен. Спасибо за урок!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Симфонический оркестр"»

Урок музыки в 4 классе «Симфонический оркестр»

Тема урока: Как появился симфонический оркестр


Учитель музыки Жупашев Оралтай Каирболатович


Цели урока: Образовательная: дать представление об оркестре.

Развивающая: развить интерес к музыке, развить образное и ассоциативное мышление, продуктивное воображение.

Воспитательная: воспитание культуры слушателя.


Тип урока: изучение темы

Форма урока: коллективная

Оборудование: иллюстрации, компьютер, музыкальные инструменты, карточки, карандаши.


Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Объяснение темы.


Учитель: Мы сегодня на уроке познакомимся с историей возникновения симфонического оркестра.

  1. (слушание « Испанское каприччио» Римского-Корсакова)



  1. Учитель: На протяжении всей своей истории, тысячи и тысячи лет, человечество создавало музыкальные инструменты и объединяло их в различные комбинации. Но только около четырехсот лет назад эти комбинации инструментов сложились в форму уже близкую к форме современного оркестра.

В старину, когда музыканты собирались для игры, они использовали любые инструменты какие были вокруг. Если было три исполнителя на лютне, два на арфе и на флейте, так они и играли.

Само слово «оркестр» пришло к нам из Древней Греции. 

Сегодня под словом «оркестр» мы понимаем коллектив музыкантов, которые играют на различных музыкальных инструментах. А слово «симфонический» указывает на то, что этот оркестр самый большой и самый богатый по своим возможностям. Потому что в его составе и струнные, и духовые, и ударные инструменты. В таком оркестре может участвовать от 60 до 120 музыкантов. И даже больше. Оркестр состоит из 4 основных групп музыкальных инструментов: струнных смычковых, деревянных духовых, медных духовых и ударных. В состав струнных смычковых входят: скрипки, альты, виолончели, контрабасы. К деревянным духовым относятся: флейты, гобои, кларнеты, фаготы. Медные духовые инструменты это — валторны, трубы, тромбоны, тубы. В составе ударных инструментов литавры, малые барабаны, ксилофоны, большие барабаны, тарелки, треугольники, кастаньеты и многие другие.

2)Показ иллюстрации музыкальных инструментов симфонического оркестра

Альт - по внешнему виду копия скрипки, только чуть больших размеров, отчего звучит в более низком регистре и играть на нем немного сложнее, чем на скрипке. По сложившейся традиции альту отводится вспомогательная роль в оркестре. Альтисты зачастую являются мишенью для шуток и анекдотов в музыкальной среде. Было в семье три сына - два умных, а третий - альтист...P.S. Некоторые считают, что альт это улучшенный вариант скрипки.

Виолончель - большая скрипка, на которой играют сидя, удерживая инструмент между коленями и упирая его шпилем в пол. Виолончель имеет богатый низкий звук, широкие выразительные способности и детально проработанную технику исполнения. Исполнительские качества виолончели покорили сердца огромного числа поклонников.  

Контрабас - самый низкий по звучанию и самый большой по размеру (до 2-х метров) среди семейства смычковых струнных инструментов. Контрабасисты должны стоять или сидеть на высоком стуле, чтобы дотянуться до верха инструмента. Контрабас обладает густым, хриплым и несколько глуховатым тембром и является басовым фундаментом всего оркестра.

Труба - инструмент с высоким чистым звуком, очень подходит для фанфар. Как и кларнет, труба может быть разных размеров, каждая со своим тембром. Отличаясь большой технической подвижностью, труба блестяще выполняет свою роль в оркестре, на ней возможно исполнение широких, яркого тембра и большой протяжённости мелодических фраз.

Тарелки (парные) - выпуклые круглые металлические диски разного размера и с неопределенной высотой звучания. Как подмечено, симфония может длиться девяносто минут, а ударить в тарелки придётся только один раз, представляете какая ответственность за точный результат.

Скрипка - 4-хструнный смычковый инструмент, самый высокий по звучанию в своём семействе и важнейший в оркестре. Скрипка обладает таким сочетанием красоты и выразительности звука, как, пожалуй, ни один другой инструмент. А вот скрипачи зачастую имеют репутацию нервных и скандальных людей.

Кларнет - бывает нескольких размеров, в зависимости от требуемой высоты звучания. Кларнет использует только один язычок (трость), а не двойной как у флейты или фагота. Кларнет обладает широким диапазоном, тёплым, мягким тембром и предоставляет исполнителю широкие выразительные возможности.
Проверьте себя: Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

3)Прослушивание тембров звучания музыкальных инструментов входящих в состав симфонического оркестра

Тембровые характеристики инструментов

Скрипка

Нежный, светлый, яркий, певучий, ясный, тёплый

Альт

Матовый, мягкий

Виолончель

Насыщенный, густой

Контрабас

Глуховатый, суровый, мрачный, густой

Флейта

Свистящий, холодный

Гобой

Носовой, гнусавый

Кларнет

Матовый, носовой

Фагот

Сдавленный, густой

Труба

Блестящий, яркий, светлый, металлический

Валторна

Округлый, мягкий

Тромбон

Металлический, резкий, мощный

Туба

Суровый, густой, тяжёлый


III Закрепление нового материала

Задание1: в данном слове переставлены слоги. Поставьте их правильно и получите слово.

виолончель (чель-ви-лон-о)

барабан (бан-ба-ра)

флейта (та-флей)

Учитель: - А теперь ответьте на мои вопросы: какое слово объединяет все три ваши ответа? Что такое флейта, виолончель и барабан?



Учитель: Из какой страны пришло слово оркестр?

Сколько музыкантов может участвовать в оркестре?

Самый главный человек в оркестре?

Перечислите группы симфонического оркестра?

Назовите самые большие инструменты симфонического оркестра?


Задание2: загадки



Как будто девушка запела,
И в зале словно посветлело.
Скользит мелодия так гибко.
Затихло все: играет…(Скрипка)



.Чуть побольше скрипочки, а поёт пониже,
Деревянный бочок, четыре струнки и смычок.(Альт)



Инструмент — как огромная скрипка. Звук густой, как баритон.
Музыкант играет сидя. Как, друзья, зовётся он? (Виолончель)



Мы ворчуны, мы самые большие из семьи смычковых,
Но симфонический оркестр, как без нас?
Не сможет передать всей красоты гармонии, а имя наше… (Контрабас)





Задание3: Рисование музыкальных инструментов из симфонического оркестра.



Рефлексия

1. Мне понравилось на уроке…
2. Я сегодня узнал…

Домашнее задание

Какие звуки в природе можно сравнить со звучанием струнных инструментов?

Урок окончен. Спасибо за урок!














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
"Симфонический оркестр"

Автор: Жупашев Оралтай Каирболатович

Дата: 17.01.2016

Номер свидетельства: 277850

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Открытый урок музыки на тему "Симфонический оркестр" "
    ["seo_title"] => string(54) "otkrytyi-urok-muzyki-na-tiemu-simfonichieskii-orkiestr"
    ["file_id"] => string(6) "147156"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419334744"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Эстрадно-симфонический оркестр телевидения."
    ["seo_title"] => string(49) "estradno_simfonichieskii_orkiestr_tielievidieniia"
    ["file_id"] => string(6) "400145"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1489484023"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "«Разноцветные краски симфонического оркестра»"
    ["seo_title"] => string(47) "raznotsvietnyiekraskisimfonichieskoghoorkiestra"
    ["file_id"] => string(6) "270937"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451316148"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "конспект урока "Симфонический оркестр. Сколько лет арфе?" "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-simfonichieskii-orkiestr-skol-ko-liet-arfie"
    ["file_id"] => string(6) "161926"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422287322"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Оркестр. Инструменты симфонического оркестра. "
    ["seo_title"] => string(49) "orkiestr-instrumienty-simfonichieskogho-orkiestra"
    ["file_id"] => string(6) "103877"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402644514"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства