Формирование музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их духовной культуры на основе эмоционального, целостного, осознанного восприятия интонационно-образного языка русской народной музыки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Русские народные инструменты»
Технологическая карта открытого урока музыки
Учитель:
Предмет: Музыка
Класс: 2
Проведен:
Тема урока: «Русские народные инструменты»
Цель урока: формирование музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их духовной культуры на основе эмоционального, целостного, осознанного восприятия интонационно-образного языка русской народной музыки.
Образовательные задачи:
Формирование представлений о русских народных инструментах, тембровых возможностях русских народных инструментов;
Углубление представлений о музыкальной культуре русского народа;
Формирование навыков творческого взаимодействия в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения образов русского фольклора.
Развивающие задачи:
Развитие умений 1) различать на слух и сопоставлять тембры русских народных музыкальных инструментов; 2) подбирать простейший аккомпанемент к русским народным песням; 3) выражать свое эмоциональное отношение к музыке в речевых высказываниях, рисунке, творческих видах деятельности;
Развитие музыкальных способностей (интонирования, ладового чувства, ритмического чувства);
Развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы обучающихся.
Воспитательные задачи:
Воспитание уважительное отношение к отечественным традициям через осознание своей этнической и национальной принадлежности;
Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке своего народа;
Воспитание слушательской и исполнительской культуры обучающихся.
Образовательные технологии – технология группового обучения, информационно-коммуникативная технология.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
Осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора;
Повышение мотивации к учебно-творческому процессу.
Метапредметные результаты:
Уметь осуществлять сознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования;
Уметь осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкально-творческой деятельности;
Уметь ставить и принимать учебные задачи при восприятии и исполнении народной музыки различных жанров;
Уметь контролировать собственные действия в процессе исполнительской деятельности (хоровой, инструментальной);
Уметь проявлять способность к саморегуляции.
Предметные результаты:
Знать и понимать роль народной музыки в жизни человека; тембровые возможности русских народных музыкальных инструментов;
Уметь: передавать характер музыки в музыкально-творческой деятельности (пении, игре на музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движениях); определять и сравнивать средства музыкальной выразительности; выражать свое отношение к народной музыке в речевых высказываниях, рисунке, музыкально-творческой деятельности.
Тип урока: изучение нового материала
Методы музыкального образования: метод интонационно-стилевого постижения музыки; метод моделирования художественного творческого процесса; метод эмоциональной драматургии; метод создания художественного контекста; метод размышлений о музыке.
Художественный материал:р.н.п. «Светит месяц», р.н.п. «Во поле берёза стояла».
А теперь от тихого, прибавляя звук до громкого, приготовились, и…
Далее поём песню «Во поле берёза стояла» первые две строчки от разных звуков (на 4 раз поём полностью 2 куплета без музыкального сопровождения).
Молодцы, хорошо!
( По сигналу дети садятся на свои места.)
Не забываем о правилах поведения на уроке. Сидеть ровно, не разговаривать. Когда учитель спрашивает, подниматься с места.
2. Мотивационная беседа
У. Сегодня мы с вами продолжим путешествие на корабле знаний во времена далёкие нашей Руси - матушки.
Скажите, как называлась песня, которую мы только что исполнили?
Д. Во поле берёза стояла.
У. А кто сочинил эту песню?
Д. Русский народ.
У. А зачем народ создаёт песни?
Д. Чтобы весело было….
У. Какие русские народные песни знаете? (ответы)
У: «Видите,как много песен сложено в России.Ни в одной другой стране нет таких песен и мы все должны гордиться своей народной музыкой,ее песнями,ее певцами.Послушайте,как об этом сказал поэт Геннадий Серебряков:
«Ты откуда,русская,
Зародилась музыка?
То ли в чистом поле,
То ли в лесе мглистом?
В радости ли?В боли?
Или в птичьем свисте?
Ты скажи,откуда
Грусть в тебе и удаль?
В чьем ты сердце билась?
С самого начала?
Как же ты явилась?
Как ты зазвучала?
Пролетели утки-
Уронили дудки.
Пролетели гуси-
Уронили гусли.
Их порою вешней
Нашли,не удивились.
Ну а песня?С песней
На Руси родились.»
Уч. А на чём же он исполняет свою музыку?
Д. На инструментах.
Уч. И где же он их берёт?
Д. Сам мастерит. Поэтому они и называются народные.
У. Какова же тема нашего урока?
Д. Русские народные инструменты.
У. Сегодня на уроке мы познакомимся с историей создания русских народных инструментов.
Слайд № 4. У. - А как это происходило, нам сейчас расскажет «Сказка про то, как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментами».
Давно это было. Жили-поживали себе в небольшой деревушке, в деревянной избушке умные и полезные вещи: ложки деревянные, рубель, трещотка и рожок.
Слайд № 5.Жили они в небольшой дружной семье. С раннего утра и до позднего вечера умные и полезные вещи трудились, не покладая рук, вместе со своими хозяевами. Деревянные ложки (показать) варили на кухне щи да кашу, а потом кормили всю семью вкусным обедом. Рубель - помогал хозяйке дома стирать и гладить бельё, чтобы все в семье были чистыми и опрятными. Рожок – вместе с хозяином дома ранним утром выгонял стадо коров и овец на луг, а вечером, своим громким голосом созывал всё стадо домой. Трещотка – охраняла сады и огороды от непрошенных птиц, чтобы они не испортили урожай плодов и ягод. Так и жили они все вместе, до поры до времени.
Слайд № 6.Однажды, в той деревушке появились скоморохи. Так в старинные времена на Руси называли бродячих артистов, певцов и музыкантов. Скоморохи шли по улице с весёлой песней. Вся деревня собралась, чтобы посмотреть на весёлое представление скоморохов.
Слайд № 7.В руках скоморохов пели, звенели, бренчали и играли музыкальные инструменты. Были среди них гусли, балалайка и домра.
Умные и полезные вещи остались дома, но и до них, доносились звуки задорной музыки и весёлые песни скоморохов, потешавших народ.
Вскоре наступил вечер, и скоморохи попросились переночевать к хозяевам той самой избушки, в которой, жили умные и полезные вещи. После ужина, когда гости и хозяева уснули, вещи решили поговорить с музыкальными инструментами. «Как вам живётся у своих хозяев скоморохов?» - спросили деревянные ложки у музыкальных инструментов. «Весело живётся» - ответила балалайка, весёлая болтунья. «Везде бываем, песней звонкой народ потешаем». «А мы, никогда дальше своей деревни не бывали» - отозвались трещотка и рубель.
Тут в разговор вступили гусли. «За песни, да за пляски весёлые, любят нас на Руси. Везде встречают, да привечают. Мы своей музыкой людям радость приносим». «Ой!» - воскликнул рожок. «Как бы и нам хотелось тоже всем людям радость приносить». «Так давайте вместе с нами по белу свету путешествовать. Вместе у нас ещё веселей да лучше музыка звучать станет» - предложили гусли и балалайка.
Слайд № 8.
Так и решили умные и полезные вещи стать музыкальными инструментами, чтобы не только пользу людям приносить, но и радость им дарить.
С тех самых пор, путешествуют они вместе большой дружной семьёй. И семья их стала называться – оркестром русских народных музыкальных инструментов (прочитать детям вслух). Давно уже нет на свете ни той деревушки, ни деревянной избушки, ни скоморохов, а музыка в исполнении русских народных инструментов продолжает звучать и приносить радость всем, кто её слышит.
Слайд № 9.
У. - Эх, оркестр народный, Раздольно – хороводный! Если грянет плясовую – Я со всеми затанцую, Если песню грустную – Грусть в душе почувствую! То он плачет, То хохочет – С нами делает, Что хочет.
У. - Все инструменты русского народного оркестра можно разделить на группы. Я предлагаю это сделать самим. Мы будем работать по несколько человек. Перед вами лежат карточки с изображением русских народных инструментов. Ваша задача, распределить картинки так, чтобы получилось 4 группы инструментов.
Слайд №10.
У. - Струнные инструменты. Почему они так называются?
Д. - Эти инструменты называются струнные, т.к. звук у них извлекают при помощи щипка за струны.
У. –Духовые инструменты. А им дали такое название почему?
Д. - Духовыми их называют потому, что звук извлекают путем выдувания из них воздуха.
У. - А какие инструменты зазвучат, если по ним ударишь или потрясешь их?
Д. – Это ударные инструменты.
У. - В русском народном оркестре также клавишно-духовые инструменты
У. - А теперь я загадаю вам загадки про инструменты русского народного оркестра и мы услышим, как они звучат.
Маленькие деревянные пластинки,
Способные и сыграть, и распугать.
ТРЕЩОТКА
И щи хлебают,
И «барыню» играют.
ЛОЖКИ
Заменял стиральную машину и утюг
РУБЕЛЬ
Стучит, бренчит, звенит
БУБЕН
А Садко на них играл
И душевно распевал.
Перебрал он много струн,
Вышел из воды Нептун.
ГУСЛИ
У неё есть три струны,
Их рукой щипать должны.
Можно под неё плясать
И по-русски приседать.
БАЛАЛАЙКА
Ой, звенит она, звенит,
Всех игрою веселит.
А всего- то три струны
Ей для музыки нужны.
ДОМРА
У неё вся душа нараспашку,
И хоть пуговки есть-не рубашка,
Не индюшка, а надувается,
И не птица, а заливается.
ГАРМОНЬ
У. - Вижу все вы музыканты, уникальные таланты вот для вас детвора музыкальная игра.
Игра «Вот те гребень»
Припев:
Вот те гребень, вот те лён,
Вот те сорок веретён,
Ты сиди попрядывай,
На меня поглядывай.
А ты брат Андрейка,
Сыграй на свирельке.
Припев
А ты брат Антошка
Сыграй на гармошке.
Припев
Катя, ложечки возьми
И на них играть начни.
Припев
У. Ребята, как вы думаете, почему у на не сложилась музыка, почему не зазвучал оркестр?
Слайд № 16.
У. У меня для вас еще одна загадка:
Кто не вежливый такой
Повернулся к нам спиной?
Стал размахивать руками
Прямо в зале перед нами.
Не приучен он к порядку
Или делает зарядку?
С кем звучит оркестр и хор?
Знаем, это… (ДИРИЖЕР)
Слайд № 17.
У. - Самый важный участник оркестра - дирижер. Оркестр исполняет музыку под его управлением. От взмахов палочки дирижера зависит слаженность игры оркестрантов и темп исполнения произведения. Дирижер стоит перед оркестром, чтобы все оркестранты видели его. Движением рук и мимикой дирижер подсказывает музыкантам, как они должны сыграть тот или иной музыкальный эпизод, где надо играть тихо, а где громко, и оркестр играет именно так, где нужно играть быстрее, а где медленнее, и опять оркестр делает все так, как хочет дирижер.
Слайд № 19.
У. А сказка наша продолжается.
Не сразу научились музыкальным премудростям рубель, ложки, трещотка и рожок в оркестре. Узнали они, что все инструменты в оркестре разговаривают на особом языке.
5. Исполнение ритмической партитуры.
У. И мы сейчас попробуем поиграть на инструментах, где вы будете музыкантами, а я вашим дирижёром. На инструментах будут играть те ученики, которые смогут правильно ответить на вопросы (вопросы по теме)
Прислушайтесь, как звучат их голоса.
(Дети играют сначала по одному на инструменте).
У. У каждого инструмента в оркестре своя мелодия. Если музыкант будет играть свою мелодию точно, то он не будет мешать остальным музыкантам. Соединяясь вместе, все мелодии создадут в музыке красоту и созвучие
Слайд № 20.
1.Мы оркестр создавали И гостей сюда позвали: Приходите в гости к нам. Очень рады мы гостям!
(Дети играют на музыкальных шумовых инструментах «Во поле берёза стояла»).
Итог урока
У. – Ну как, ребята, понравилась вам моя сказка? (Ответы детей).
У. - С каким оркестром мы сегодня познакомились?
Д. – С оркестром русских народных инструментов
6. Рефлексия.
У. Что особенно запомнилось с урока?
Какой деятельностью вам больше всего понравилось заниматься?
С каким настроением закончили урок?
Ответы детей.
Очень часто за событиями И за сутолокой дней. Старины своей не помним, Забываемся о ней.
Это очень важно – знать историю своей Родины. Помнить, любить и уважать традиции своего народа.
Слайд № 21.
7. Домашнее задание.
У. – Нарисовать изображения инструментов русского народного оркестра
Слайд № 22.
Сегодня все ребята работали на «отлично». На следующем уроке мы продолжим говорить о народном оркестре. И в заключение урока хочу сказать: «Слушайте музыку и будьте здоровы»