kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Русские народные инструменты

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их духовной культуры на основе эмоционального, целостного, осознанного восприятия интонационно-образного языка русской народной музыки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Русские народные инструменты»



Технологическая карта открытого урока музыки

Учитель:

Предмет: Музыка

Класс: 2

Проведен:

Тема урока: «Русские народные инструменты»

Цель урока: формирование музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их духовной культуры на основе эмоционального, целостного, осознанного восприятия интонационно-образного языка русской народной музыки.

Образовательные задачи:

  • Формирование представлений о русских народных инструментах, тембровых возможностях русских народных инструментов;

  • Углубление представлений о музыкальной культуре русского народа;

  • Формирование навыков творческого взаимодействия в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения образов русского фольклора.

Развивающие задачи:

  • Развитие умений 1) различать на слух и сопоставлять тембры русских народных музыкальных инструментов; 2) подбирать простейший аккомпанемент к русским народным песням; 3) выражать свое эмоциональное отношение к музыке в речевых высказываниях, рисунке, творческих видах деятельности;

  • Развитие музыкальных способностей (интонирования, ладового чувства, ритмического чувства);

  • Развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы обучающихся.

Воспитательные задачи:

  • Воспитание уважительное отношение к отечественным традициям через осознание своей этнической и национальной принадлежности;

  • Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке своего народа;

  • Воспитание слушательской и исполнительской культуры обучающихся.


Образовательные технологии – технология группового обучения, информационно-коммуникативная технология.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

  1. Осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора;

  2. Повышение мотивации к учебно-творческому процессу.

Метапредметные результаты:

  1. Уметь осуществлять сознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования;

  2. Уметь осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкально-творческой деятельности;

  3. Уметь ставить и принимать учебные задачи при восприятии и исполнении народной музыки различных жанров;

  4. Уметь контролировать собственные действия в процессе исполнительской деятельности (хоровой, инструментальной);

  5. Уметь проявлять способность к саморегуляции.

Предметные результаты:

  1. Знать и понимать роль народной музыки в жизни человека; тембровые возможности русских народных музыкальных инструментов;

  2. Уметь: передавать характер музыки в музыкально-творческой деятельности (пении, игре на музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движениях); определять и сравнивать средства музыкальной выразительности; выражать свое отношение к народной музыке в речевых высказываниях, рисунке, музыкально-творческой деятельности.

Тип урока: изучение нового материала

Методы музыкального образования: метод интонационно-стилевого постижения музыки; метод моделирования художественного творческого процесса; метод эмоциональной драматургии; метод создания художественного контекста; метод размышлений о музыке.

Художественный материал:р.н.п. «Светит месяц», р.н.п. «Во поле берёза стояла».

Учебно-материальная база:

  1. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 1-4 классы. Методическое пособие. – М.: Просвещение, 2015.

  2. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка 2 класс. Учебник. М.: Просвещение, 2015.

  3. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. Рабочие программы. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2014.

  4. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. Фонохрестоматия. 2 класс. CD-диск. М.: Просвещение, 2013.

  5. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 2 класс. М.: Просвещение, 2013.

Материально-техническая база: аккордеон. ноутбук, интерактивная доска, музыкальные инструменты.


1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята, начинается урок.

У. У нас сегодня на уроке присутствуют гости, давайте их тоже поприветствуем, пропоём нашу приветственную песню «Добрый день».

Учитель: Начинаем упражнение на дыхание. На счёт 4-вдох, 5-10 – выдох. (2 раза).

Следующее упражнение «чуры –вьюры» , прорабатываем букву «р»..

Чуры - вьюры, червятуры.

Танцы – брянцы- вервяянцы,

Вервяюшки – вертатушки,

Вертаты - таты - таты

А теперь от тихого, прибавляя звук до громкого, приготовились, и…


Далее поём песню «Во поле берёза стояла» первые две строчки от разных звуков (на 4 раз поём полностью 2 куплета без музыкального сопровождения).

Молодцы, хорошо!

( По сигналу дети садятся на свои места.)

Не забываем о правилах поведения на уроке. Сидеть ровно, не разговаривать. Когда учитель спрашивает, подниматься с места.


2. Мотивационная беседа

У. Сегодня мы с вами продолжим путешествие на корабле знаний во времена далёкие нашей Руси - матушки.

Скажите, как называлась песня, которую мы только что исполнили?

Д. Во поле берёза стояла.

У. А кто сочинил эту песню?

Д. Русский народ.

У. А зачем народ создаёт песни?

Д. Чтобы весело было….

У. Какие русские народные песни знаете? (ответы)

У: «Видите,как много песен сложено в России.Ни в одной другой стране нет таких песен и мы все должны гордиться своей народной музыкой,ее песнями,ее певцами.Послушайте,как об этом сказал поэт Геннадий Серебряков:

       «Ты откуда,русская,

         Зародилась музыка?

         То ли в чистом поле,

         То ли в лесе мглистом?

         В радости ли?В боли?

         Или в птичьем свисте?

         Ты скажи,откуда

         Грусть в тебе и удаль?

         В чьем ты сердце билась?

         С самого начала?

         Как же ты явилась?

         Как ты зазвучала?

         Пролетели утки-

         Уронили дудки.

         Пролетели гуси-

         Уронили гусли.

         Их порою вешней

         Нашли,не удивились.

         Ну а песня?С песней

         На Руси родились.»


Уч. А на чём же он исполняет свою музыку?

Д. На инструментах.

Уч. И где же он их берёт?

Д. Сам мастерит. Поэтому они и называются народные.

У. Какова же тема нашего урока?

Д. Русские народные инструменты.

У. Сегодня на уроке мы познакомимся с историей создания русских народных инструментов.


Слайд № 4. У. - А как это происходило, нам сейчас расскажет «Сказка про то, как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментами».

Давно это было. Жили-поживали себе в небольшой деревушке, в деревянной избушке умные и полезные вещи: ложки деревянные, рубель, трещотка и рожок.

Слайд № 5.Жили они в небольшой дружной семье. С раннего утра и до позднего вечера умные и полезные вещи трудились, не покладая рук, вместе со своими хозяевами. Деревянные ложки (показать) варили на кухне щи да кашу, а потом кормили всю семью вкусным обедом. Рубель - помогал хозяйке дома стирать и гладить бельё, чтобы все в семье были чистыми и опрятными. Рожок – вместе с хозяином дома ранним утром выгонял стадо коров и овец на луг, а вечером, своим громким голосом созывал всё стадо домой. Трещотка – охраняла сады и огороды от непрошенных птиц, чтобы они не испортили урожай плодов и ягод. Так и жили они все вместе, до поры до времени.

Слайд № 6.Однажды, в той деревушке появились скоморохи. Так в старинные времена на Руси называли бродячих артистов, певцов и музыкантов. Скоморохи шли по улице с весёлой песней. Вся деревня собралась, чтобы посмотреть на весёлое представление скоморохов.

Слайд № 7.В руках скоморохов пели, звенели, бренчали и играли музыкальные инструменты. Были среди них гусли, балалайка и домра.

Умные и полезные вещи остались дома, но и до них, доносились звуки задорной музыки и весёлые песни скоморохов, потешавших народ.

Вскоре наступил вечер, и скоморохи попросились переночевать к хозяевам той самой избушки, в которой, жили умные и полезные вещи. После ужина, когда гости и хозяева уснули, вещи решили поговорить с музыкальными инструментами. «Как вам живётся у своих хозяев скоморохов?» - спросили деревянные ложки у музыкальных инструментов. «Весело живётся» - ответила балалайка, весёлая болтунья. «Везде бываем, песней звонкой народ потешаем». «А мы, никогда дальше своей деревни не бывали» - отозвались трещотка и рубель.

Тут в разговор вступили гусли. «За песни, да за пляски весёлые, любят нас на Руси. Везде встречают, да привечают. Мы своей музыкой людям радость приносим». «Ой!» - воскликнул рожок. «Как бы и нам хотелось тоже всем людям радость приносить». «Так давайте вместе с нами по белу свету путешествовать. Вместе у нас ещё веселей да лучше музыка звучать станет» - предложили гусли и балалайка.

Слайд № 8.

Так и решили умные и полезные вещи стать музыкальными инструментами, чтобы не только пользу людям приносить, но и радость им дарить.

С тех самых пор, путешествуют они вместе большой дружной семьёй. И семья их стала называться – оркестром русских народных музыкальных инструментов (прочитать детям вслух). Давно уже нет на свете ни той деревушки, ни деревянной избушки, ни скоморохов, а музыка в исполнении русских народных инструментов продолжает звучать и приносить радость всем, кто её слышит.


Слайд № 9.

У. - Эх, оркестр народный,
Раздольно – хороводный!
Если грянет плясовую –
Я со всеми затанцую,
Если песню грустную –
Грусть в душе почувствую!
То он плачет,
То хохочет –
С нами делает,
Что хочет.


У. - Все инструменты русского народного оркестра можно разделить на группы. Я предлагаю это сделать самим. Мы будем работать по несколько человек. Перед вами лежат карточки с изображением русских народных инструментов. Ваша задача, распределить картинки так, чтобы получилось 4 группы инструментов.

Слайд №10.

У. - Струнные инструменты.  Почему они так называются?

Д. - Эти инструменты называются струнные, т.к. звук у них извлекают при помощи щипка за струны.

У. –Духовые инструменты. А им дали такое название почему?

Д. - Духовыми их называют потому, что звук извлекают путем выдувания из них воздуха.

 У. -  А какие  инструменты зазвучат, если по ним ударишь или потрясешь их?

Д. – Это ударные инструменты.

У. - В русском народном оркестре также клавишно-духовые инструменты

У. - А теперь я загадаю вам загадки про инструменты русского народного оркестра и мы услышим, как они звучат.


Маленькие деревянные пластинки,

Способные и сыграть, и распугать.

ТРЕЩОТКА


И щи хлебают,

И «барыню» играют.

ЛОЖКИ

Заменял стиральную машину и утюг

РУБЕЛЬ


Стучит, бренчит, звенит

БУБЕН


А Садко на них играл

И душевно распевал.

Перебрал он много струн,

Вышел из воды Нептун.

ГУСЛИ


У неё есть три струны,

Их рукой щипать должны.

Можно под неё плясать

И по-русски приседать.

БАЛАЛАЙКА


Ой, звенит она, звенит,

Всех игрою веселит.

А всего- то три струны

Ей для музыки нужны.

ДОМРА


У неё вся душа нараспашку,

И хоть пуговки есть-не рубашка,

Не индюшка, а надувается,

И не птица, а заливается.

ГАРМОНЬ


У. - Вижу все вы музыканты, уникальные таланты вот для вас детвора музыкальная игра.

Игра «Вот те гребень»

Припев:

Вот те гребень, вот те лён,

Вот те сорок веретён,

Ты сиди попрядывай,

На меня поглядывай.


  1. А ты брат Андрейка,

Сыграй на свирельке.


Припев


  1. А ты брат Антошка

Сыграй на гармошке.


Припев


  1. Катя, ложечки возьми

И на них играть начни.

Припев


У. Ребята, как вы думаете, почему у на не сложилась музыка, почему не зазвучал оркестр?



Слайд № 16.

У. У меня для вас еще одна загадка:

Кто не вежливый такой

Повернулся к нам спиной?

Стал размахивать руками

Прямо в зале перед нами.

Не приучен он к порядку

Или делает зарядку?

С кем звучит оркестр и хор?

Знаем, это… (ДИРИЖЕР)

Слайд № 17.

У. - Самый важный участник оркестра - дирижер. Оркестр исполняет музыку под его управлением. От взмахов палочки дирижера зависит слаженность игры оркестрантов и темп исполнения произведения. Дирижер стоит перед оркестром, чтобы все оркестранты видели его. Движением рук и мимикой дирижер подсказывает музыкантам, как они должны сыграть тот или иной музыкальный эпизод, где надо играть тихо, а где громко, и оркестр играет именно так, где нужно играть быстрее, а где медленнее, и опять оркестр делает все так, как хочет дирижер.

Слайд № 19.

У. А сказка наша продолжается.

Не сразу научились музыкальным премудростям рубель, ложки, трещотка и рожок в оркестре. Узнали они, что все инструменты в оркестре разговаривают на особом языке.

5. Исполнение ритмической партитуры.

У. И мы сейчас попробуем поиграть на инструментах, где вы будете музыкантами, а я вашим дирижёром. На инструментах будут играть те ученики, которые смогут правильно ответить на вопросы (вопросы по теме)

Прислушайтесь, как звучат их голоса.

(Дети играют сначала по одному на инструменте).

У. У каждого инструмента в оркестре своя мелодия. Если музыкант будет играть свою мелодию точно, то он не будет мешать остальным музыкантам. Соединяясь вместе, все мелодии создадут в музыке красоту и созвучие

Слайд № 20.

1.Мы оркестр создавали
И гостей сюда позвали:
Приходите в гости к нам.
Очень рады мы гостям!



(Дети играют на музыкальных шумовых инструментах «Во поле берёза стояла»).

Итог урока

У. – Ну как, ребята, понравилась вам моя сказка? (Ответы детей).

У. - С каким оркестром мы сегодня познакомились?

Д. – С оркестром русских народных инструментов


6. Рефлексия.


У. Что особенно запомнилось с урока?

Какой деятельностью вам больше всего понравилось заниматься?

С каким настроением закончили урок?

Ответы детей.


Очень часто за событиями
И за сутолокой дней.
Старины своей не помним,
Забываемся о ней.

Это очень важно – знать историю своей Родины. Помнить, любить и уважать традиции своего народа.

Слайд № 21.

7. Домашнее задание.

У. – Нарисовать изображения инструментов русского народного оркестра

Слайд № 22.

Сегодня все ребята работали на «отлично». На следующем уроке мы продолжим говорить о народном оркестре. И в заключение урока хочу сказать: «Слушайте музыку и будьте здоровы»


12



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Русские народные инструменты

Автор: Мавлютова Анастасия сергеевна

Дата: 02.04.2018

Номер свидетельства: 464736

Похожие файлы

object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Конспект урока музыки во 2 классе по теме: "Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши" "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-muzyki-vo-2-klassie-po-tiemie-russkiie-narodnyie-instrumienty-pliasovyie-naighryshi"
    ["file_id"] => string(6) "118713"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413218995"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Технологическая карта к уроку музыки по теме "Русские народные инструменты" "
    ["seo_title"] => string(84) "tiekhnologhichieskaia-karta-k-uroku-muzyki-po-tiemie-russkiie-narodnyie-instrumienty"
    ["file_id"] => string(6) "107669"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403368086"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "История русских народных инструментов "
    ["seo_title"] => string(41) "istoriia-russkikh-narodnykh-instrumientov"
    ["file_id"] => string(6) "118813"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413265739"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Разработка учебного занятия "Деревянные ложки - русский народный инструмент""
    ["seo_title"] => string(83) "razrabotka-uchiebnogho-zaniatiia-dierieviannyie-lozhki-russkii-narodnyi-instrumient"
    ["file_id"] => string(6) "315481"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459881583"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Конспект урока музыки для учащихся 2-х классов « Русские народные инструменты» в соответствии с ФГОС"
    ["seo_title"] => string(110) "konspiekt-uroka-muzyki-dlia-uchashchikhsia-2-kh-klassov-russkiie-narodnyie-instrumienty-v-sootvietstvii-s-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "286320"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454326007"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства