Просмотр содержимого документа
«Русский музыкальный фольклор и народные музыкальные инструменты»
Урок в 1 классе «Русские народные музыкальные инструменты и русский музыкальный фольклор»
II четверть 1 урок.
Программа Е.Д Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Ход урока
1 Организационный этап.
Вход в класс под музыку в исполнении русских народных инструментов.
Привествие- распевка:
- Здравствуйте ребята - Здравствуйте
- Здравствуйте мальчишки - Здравствуйте
- Здравствуйте девчонки - Здравствуйте
- Здравствуйте учитель - Здравствуйте ребята
- Здравствуйте девчонки - Здравствуйте мальчишки
Минутка здоровья: Дыхательная гимнастика (перед гимнастикой повторить правила дыхания).
2) Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока.
У - Ребята, замечали ли вы, что среди песен, которые мы пели и слушали на наших уроках, на концертах или по телевизору - одни назывались народными, а другие носили имя какого-нибудь композитора (профессионала)?
У - А что вы мне можете сказать про музыкальные инструменты, они тоже делятся как песни на профессиональные и народные?
(ответы детей)
У - А какие народные инструменты вы знаете?
(Ответы детей)
У - А что вы знаете о народной музыке, народных инструментах?
(Ответы детей)
- Я думаю, вы уже можете мне сказать, о чем мы будем говорить сегодня на уроке, какую музыку слушать, исполнять? Можете назвать тему урока, цель урока?
(ответы детей - Народные песни, народные инструменты)
У - Молодцы, только я немного уточню, тема и цель нашего урока, знакомиться с Русской народной музыкой и русскими народными музыкальными инструментами, с их особенностями, звучанием, голосами.
Что для этого надо сделать? Как вы сможете получить новые знания?
(Ответы детей - петь, слушать учителя, музыку, в учебнике, у ребят, прочитать в учебнике, интернете прочитать и послушать, спросить у родителей, в книгах, в библиотеке)
3) Актуализация знаний.
У - Правильно, молодцы. Здесь, на уроке мы будем, как обычно, исполнителями, слушателями, немного композиторами, экспертами и незнайками с вопросами.
А кто напомнит, с чем знакомиться будем?
(Ответы детей - С русской народной музыкой и русскими народными инструментами)
У - Молодцы! В путь, Муза уже заждалась нас! (открыть доску) И приготовила первое задание:
В каком жанре написано произведение?
Какое у него настроение?
Звучит «Полянка» - русский народный наигрыш
(Ответы детей - танец, веселая, озорная плясовая)
Народная музыка или композиторская? Докажите…
4). Первичное усвоение новых знаний
У - Вы правы музыка эта народная - звучат здесь народные инструменты. Только народные инструменты по-настоящему смогут передать характер музыки - вы слушали русский народный «наигрыш» - «Полянка». А что означает слово «Наигрыш», почему так назвал народ инструментальную музыку? (Ответы детей )
У - Да, именно, наигрывали, чтобы можно было танцевать, или как говорят в народе - плясать. А мы можем это сделать? Сильно плясать не будем, а вот и украсить звучание «Полянки» думаю вполне. Встали, вышли из-за парт, давайте попробуем украсить р.н. наигрыш «Полянка» танцевальными движениями. Выбираю лучший ряди лучшего танцора, а гости мне помогут. Я дирижирую, а вы украшаете музыку.
Физкультминутка «Украшаем музыку»
после физкультминутки выбираю лучшего танцора и лучший ряд
У - Какие инструменты вы услышали? Почему они называются народными?
Первые музыкальные инструменты появились очень давно. Все они были сделаны из природных материалов: дерева, тростника, конского волоса. У каждого народа они имели неповторимы внешний вид, свой голос, своих умельцев-исполнителей и мастеров-изготовителей. Имена сложивших песню, пляску или смастерившего музыкальный инструмент не дошли до нас. Но уж очень любит в народ в России петь, плясать и играть на музыкальных инструментах. Народная - потому что не учил никто, а так:
послушал - запомнил - другим спел/сыграл
забыл - сам сочинил.
Как выглядят народные инструменты, вы видите на доске. Давайте назовем инструменты.
(Ответы детей)
А вот голос инструмента можно услышать только когда он звучит. Да каждый инструмент имеет свой голос, причем голос этот имеет свой окрас - светлый, темный, густой, яркий, прозрачный. Вот, например, гармонь - у нее какой окрас голоса?
(Ответы детей - яркий, густой, сильный)
У - все правильно вы сказали, а я вот нет, потому что поступила не как музыкант, а как обычный человек, а ведь музыканты не говорят у инструмента окрас голоса - музыканты говорят коротко - ТЕМБР (повторим) - ТЕМБР.
Еще раз задам вопрос - какой тембр у гармони?
(Ответы детей - яркий, густой, сильный)
5) Первичная проверка понимания
Работа в парах.
Сейчас предлагаю работу в парах. У вас на партах наборы изображений музыкальных инструментов. Сейчас я загадываю загадку, включаю звучание инструмента, а вы как только я дам сигнал вместе выбираете подходящее изображение и подбираете определение тембра инструмента. Рассказываете о его особенностях.
Учитель корректирует ответы, поясняет группы - духовой, ударный, струнно-щипковый
Рассматриваем инструменты, слушаем звучание и разбираем особенности
Слушают фрагмент СВИРЕЛЬ
Приложил к губам я трубку — полилась по лесу трель,
Инструмент тот очень хрупкий, называется ... (СВИРЕЛЬ)
(Ответы детей - деревянная, тембр яркий, светлый, духовой)
Слушают фрагмент БУБЕН
Есть бубенчики на нем, по нему мы громко бьем.
С ним сейчас играть мы будем, дайте в руки звонкий (БУБЕН)
(Ответы детей тембр - сверкающий, серебряный, ударный)
Слушают фрагмент ГАРМОНЬ
У него рубашка в складку, Любит он плясать вприсядку, Он и пляшет, и поет — Если в руки попадет. (БАЯН, ГАРМОНЬ)
(Ответы детей - духовой, тембр яркий, густой)
Слушают фрагмент БАЛАЛАЙКА
Ой, звенит она, звенит,
Всех игрою веселит! А всего-то три струны
Ей для музыки нужны. Кто такая? Отгадай-ка…
Это наша… (БАЛАЛАЙКА)
(Ответы детей - деревянная, тембр светлый, прозрачный, струнный)
У - Разные тембры украшают музыку, делают ее разнообразней. Сколько в классе у нас музыкальных инструментов?
(Дети дают предположительные ответы)
У - А вот и не угадали. У каждого из нас есть свой неповторимый, не похожий ни на какой музыкальный инструмент - это ГОЛОС. Музыка подарила его каждому человеку. А как он будет звучать зависит от каждого из вас. И еще один инструмент в нашем классе фортепиано. Мы им тоже воспользуемся сейчас. С чего же нам начать?
(Ответы детей - петь)
У - Значит мы отправляемся в какой жанр?
(Ответы детей - песни)
У - А после прослушивания вы мне расскажете, о чем рассказала музыка.
Звучит песня «Веселый музыкант» в исполнении учителя
У - Что вы услышали? (Песня), Какой у нее характер? (веселый, шуточный), Что вас удивило в этой песне? Как надо исполнять ее?
Давайте разучим ее?
Но прежде вспомним правила пения:
сидеть/стоять прямо
руки перед собой на парте, или на коленях
голова прямо
смотрим и слушаем учителя
следим за дыханием, не прерываем слова дыханием
слова произносим четко, выразительно
гласные поем протяжно, согласные четко и быстро
слушаем друг друга
Разучивание песни по методу «Музыкальное эхо»
У - А вам не показалось, что каждый инструмент в песне приглашал нас в разные жанры? Какие?
Вот первый куплет про дудочку - о каком жанре рассказал?
про балалайку - в танец
барабан - марш
Значит как надо исполнять - с характером?
Исполнение песни по куплетам, по рядам с имитацией игры на музыкальных инструментах.
У - Все ли у нас получилось? Правильно ли спели мелодию и показали настоящий оркестр? Как вы думаете Музе понравилось наш исполнение?
Народные песни простые, они короче, но такие красивые и выразительные.
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
У - А завершим наш урок мы игрой «Музыкальный магазин».
Вы ребята - музыкальные инструменты, Я - продавец, а гостей попросим стать -
Покупателями. Как только покупатель к вам подходит, вы должны изобразить музыкальный инструмент - показать как на нем играют или напеть его звучание.
У - Вы все большие молодцы. Хочу сегодня похвалить……..
А теперь строимся, тихо, спокойно. Наш урок окончен. Всем спасибо. До свидания
Выход из класса под музыку «Полянка» рус. нар. наигрыш.