kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Русский музыкальный фольклор и народные музыкальные инструменты

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Народные музыкальные инструменты" в 1 классе с игровыми технологиями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Русский музыкальный фольклор и народные музыкальные инструменты»

Урок в 1 классе «Русские народные музыкальные инструменты и русский музыкальный фольклор»

II четверть 1 урок.

Программа Е.Д Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина



Ход урока

1 Организационный этап.


Вход в класс под музыку в исполнении русских народных инструментов.

Привествие- распевка:

- Здравствуйте ребята - Здравствуйте

- Здравствуйте мальчишки - Здравствуйте

- Здравствуйте девчонки - Здравствуйте

- Здравствуйте учитель - Здравствуйте ребята

- Здравствуйте девчонки - Здравствуйте мальчишки


Минутка здоровья: Дыхательная гимнастика (перед гимнастикой повторить правила дыхания).


2) Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока.


У - Ребята, замечали ли вы, что среди песен, которые мы пели и слушали на наших уроках, на концертах или по телевизору - одни назывались народными, а другие носили имя какого-нибудь композитора (профессионала)?

(ответы детей - Да и т.д.)


Учитель напевает «Каравай», «Во поле береза стояла», «Листопад», «Пестрый колпачок» (дети вспоминают, напевают)


У - А что вы мне можете сказать про музыкальные инструменты, они тоже делятся как песни на профессиональные и народные?

(ответы детей)


У - А какие народные инструменты вы знаете?

(Ответы детей)


У - А что вы знаете о народной музыке, народных инструментах?

(Ответы детей)


- Я думаю, вы уже можете мне сказать, о чем мы будем говорить сегодня на уроке, какую музыку слушать, исполнять? Можете назвать тему урока, цель урока?


(ответы детей - Народные песни, народные инструменты)


У - Молодцы, только я немного уточню, тема и цель нашего урока, знакомиться с Русской народной музыкой и русскими народными музыкальными инструментами, с их особенностями, звучанием, голосами.

Что для этого надо сделать? Как вы сможете получить новые знания?

(Ответы детей - петь, слушать учителя, музыку, в учебнике, у ребят, прочитать в учебнике, интернете прочитать и послушать, спросить у родителей, в книгах, в библиотеке)


3) Актуализация знаний.


У - Правильно, молодцы. Здесь, на уроке мы будем, как обычно, исполнителями, слушателями, немного композиторами, экспертами и незнайками с вопросами.

А кто напомнит, с чем знакомиться будем?

(Ответы детей - С русской народной музыкой и русскими народными инструментами)


У - Молодцы! В путь, Муза уже заждалась нас! (открыть доску) И приготовила первое задание:

В каком жанре написано произведение?

Какое у него настроение?

Звучит «Полянка» - русский народный наигрыш

(Ответы детей - танец, веселая, озорная плясовая)

Народная музыка или композиторская? Докажите…


4). Первичное усвоение новых знаний


У - Вы правы музыка эта народная - звучат здесь народные инструменты. Только народные инструменты по-настоящему смогут передать характер музыки - вы слушали русский народный «наигрыш» - «Полянка». А что означает слово «Наигрыш», почему так назвал народ инструментальную музыку? (Ответы детей )


У - Да, именно, наигрывали, чтобы можно было танцевать, или как говорят в народе - плясать. А мы можем это сделать? Сильно плясать не будем, а вот и украсить звучание «Полянки» думаю вполне. Встали, вышли из-за парт, давайте попробуем украсить р.н. наигрыш «Полянка» танцевальными движениями. Выбираю лучший ряди лучшего танцора, а гости мне помогут. Я дирижирую, а вы украшаете музыку.


Физкультминутка «Украшаем музыку»


после физкультминутки выбираю лучшего танцора и лучший ряд


У - Какие инструменты вы услышали? Почему они называются народными?

Первые музыкальные инструменты появились очень давно. Все они были сделаны из природных материалов: дерева, тростника, конского волоса. У каждого народа они имели неповторимы внешний вид, свой голос, своих умельцев-исполнителей и мастеров-изготовителей. Имена сложивших песню, пляску или смастерившего музыкальный инструмент не дошли до нас. Но уж очень любит в народ в России петь, плясать и играть на музыкальных инструментах. Народная - потому что не учил никто, а так:

послушал - запомнил - другим спел/сыграл

забыл - сам сочинил.


Как выглядят народные инструменты, вы видите на доске. Давайте назовем инструменты.

(Ответы детей)


А вот голос инструмента можно услышать только когда он звучит. Да каждый инструмент имеет свой голос, причем голос этот имеет свой окрас - светлый, темный, густой, яркий, прозрачный. Вот, например, гармонь - у нее какой окрас голоса?


(Ответы детей - яркий, густой, сильный)


У - все правильно вы сказали, а я вот нет, потому что поступила не как музыкант, а как обычный человек, а ведь музыканты не говорят у инструмента окрас голоса - музыканты говорят коротко - ТЕМБР (повторим) - ТЕМБР.

Еще раз задам вопрос - какой тембр у гармони?

(Ответы детей - яркий, густой, сильный)


5) Первичная проверка понимания


Работа в парах.

Сейчас предлагаю работу в парах. У вас на партах наборы изображений музыкальных инструментов. Сейчас я загадываю загадку, включаю звучание инструмента, а вы как только я дам сигнал вместе выбираете подходящее изображение и подбираете определение тембра инструмента. Рассказываете о его особенностях.

Учитель корректирует ответы, поясняет группы - духовой, ударный, струнно-щипковый

Рассматриваем инструменты, слушаем звучание и разбираем особенности


Слушают фрагмент СВИРЕЛЬ


Приложил к губам я трубку — полилась по лесу трель,

Инструмент тот очень хрупкий, называется ... (СВИРЕЛЬ)


(Ответы детей - деревянная, тембр яркий, светлый, духовой)


Слушают фрагмент БУБЕН


Есть бубенчики на нем, по нему мы громко бьем.

С ним сейчас играть мы будем, дайте в руки звонкий (БУБЕН)


(Ответы детей тембр - сверкающий, серебряный, ударный)


Слушают фрагмент ГАРМОНЬ


У него рубашка в складку, 
Любит он плясать вприсядку, 
Он и пляшет, и поет —
Если в руки попадет.  (БАЯН, ГАРМОНЬ)

(Ответы детей - духовой, тембр яркий, густой)


Слушают фрагмент БАЛАЛАЙКА


Ой, звенит она, звенит, 

Всех игрою веселит! 
А всего-то три струны 

Ей для музыки нужны. 
Кто такая? Отгадай-ка… 

Это наша…  (БАЛАЛАЙКА)


(Ответы детей - деревянная, тембр светлый, прозрачный, струнный)


У - Разные тембры украшают музыку, делают ее разнообразней. Сколько в классе у нас музыкальных инструментов?

(Дети дают предположительные ответы)

У - А вот и не угадали. У каждого из нас есть свой неповторимый, не похожий ни на какой музыкальный инструмент - это ГОЛОС. Музыка подарила его каждому человеку. А как он будет звучать зависит от каждого из вас. И еще один инструмент в нашем классе фортепиано. Мы им тоже воспользуемся сейчас. С чего же нам начать?


(Ответы детей - петь)


У - Значит мы отправляемся в какой жанр?

(Ответы детей - песни)


У - А после прослушивания вы мне расскажете, о чем рассказала музыка.

Звучит песня «Веселый музыкант» в исполнении учителя


У - Что вы услышали? (Песня), Какой у нее характер? (веселый, шуточный), Что вас удивило в этой песне? Как надо исполнять ее?

Давайте разучим ее?

Но прежде вспомним правила пения:

  • сидеть/стоять прямо

  • руки перед собой на парте, или на коленях

  • голова прямо

  • смотрим и слушаем учителя

  • следим за дыханием, не прерываем слова дыханием

  • слова произносим четко, выразительно

  • гласные поем протяжно, согласные четко и быстро

  • слушаем друг друга


Разучивание песни по методу «Музыкальное эхо»

У - А вам не показалось, что каждый инструмент в песне приглашал нас в разные жанры? Какие?

Вот первый куплет про дудочку - о каком жанре рассказал?

про балалайку - в танец

барабан - марш

Значит как надо исполнять - с характером?


Исполнение песни по куплетам, по рядам с имитацией игры на музыкальных инструментах.


У - Все ли у нас получилось? Правильно ли спели мелодию и показали настоящий оркестр? Как вы думаете Музе понравилось наш исполнение?

Народные песни простые, они короче, но такие красивые и выразительные.


8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

У - А завершим наш урок мы игрой «Музыкальный магазин».

Вы ребята - музыкальные инструменты, Я - продавец, а гостей попросим стать -

Покупателями. Как только покупатель к вам подходит, вы должны изобразить музыкальный инструмент - показать как на нем играют или напеть его звучание.


У - Вы все большие молодцы. Хочу сегодня похвалить……..

А теперь строимся, тихо, спокойно. Наш урок окончен. Всем спасибо. До свидания


Выход из класса под музыку «Полянка» рус. нар. наигрыш.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Русский музыкальный фольклор и народные музыкальные инструменты

Автор: Гафарова Сусанна Наримановна

Дата: 16.01.2017

Номер свидетельства: 380187

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Классный час на тему "Удмуртские музыкальные инструменты". "
    ["seo_title"] => string(60) "klassnyi-chas-na-tiemu-udmurtskiie-muzykal-nyie-instrumienty"
    ["file_id"] => string(6) "127454"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415302287"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Презентация и конспект урока музыки "Фольклор - народная мудрость""
    ["seo_title"] => string(59) "priezientatsiiaikonspiekturokamuzykifolklornarodnaiamudrost"
    ["file_id"] => string(6) "337575"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1468584127"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "конспект урока "Первое путешествие в музыкальный театр." "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-piervoie-putieshiestviie-v-muzykal-nyi-tieatr"
    ["file_id"] => string(6) "145973"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419023760"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Конспект урока музыки во 2 классе по теме: "Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши" "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-muzyki-vo-2-klassie-po-tiemie-russkiie-narodnyie-instrumienty-pliasovyie-naighryshi"
    ["file_id"] => string(6) "118713"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413218995"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Путешествие  в волшебную страну фольклора. Сценарий и презентация к внеклассному мероприятию "
    ["seo_title"] => string(107) "putieshiestviie-v-volshiebnuiu-stranu-fol-klora-stsienarii-i-priezientatsiia-k-vnieklassnomu-mieropriiatiiu"
    ["file_id"] => string(6) "156806"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1421491807"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства