Путешествие в волшебную страну фольклора. Сценарий и презентация к внеклассному мероприятию
Путешествие в волшебную страну фольклора. Сценарий и презентация к внеклассному мероприятию
Цель:
? Познакомить детей с понятием «Народный фольклор»
? Развивать познавательный интерес и активность обучающихся на занятии.
? Воспитывать любовь к русскому народному творчеству.
Оборудование: скамейки, самотканые половики, музыкальные инструменты, аккордеон, компьютер, интерактивная доска.
Ход занятия.
Звучит мелодия русской народной песни «На горе-то калина».
Учитель говорит на фоне музыки.
Учитель: Слайд №1.
- Здравствуйте, ребята!
Я рада приветствовать вас в нашей горнице. Слайд№2.
Сегодня вас ждёт увлекательное путешествие в страну фольклора.
Домовой: Ой, что за шум?
Учитель:
Ребята, вы узнали кто это?
Домовой: Правильно, я домовой, а зовут меня Нафаня. Живу я здесь 140 лет. Есть у меня волшебный ларец, да проку с него нет. По своей рассеянности я растерял содержимое всего ларца, осталось в нем лишь одно слово «ФОЛЬКЛОР». Прежние хозяева говорили, что оно совершенно загадочное, сказочное, веселое, а что оно означает, я не знаю. Но слышал, что где – то есть волшебный лес, в котором и можно найти объяснение этому слову. Ну, раз уж вы здесь, то не могли бы вы отправиться в этот лес, чтобы добыть знания о фольклоре?
Слайд№3.
Когда вы будете ходить по волшебному лесу, постарайтесь, как можно больше найти и взять с собой, что могло бы объяснить значение слова фольклор. А чтобы вам быстрей добраться до волшебного леса, я вам дам волшебные санки.
Счастливого пути!
Учитель:
Ребята, давайте перед дальней дорогой настроимся, возьмемся за руки, чтобы не потеряться в лесу, будем внимательными, чтобы ничего не забыть. А в дороге нам будет помогать веселое стихотворение. Я буду проговаривать слова, а вы попробуйте их озвучить.
Едем, едем мы на санках (вжик, вжик, вжик)
Снег под санками скрипит (скрип, скрип, скрип)
Ветер весело шумит (у-у-у)
Остановиться нам велит.
Долго, долго ехали, наконец, приехали (ух, ух, ух)
Ребята, вот мы и приехали в волшебный лес. Посмотрите как здесь красиво. А вот и первая волшебная «Поляна прибауток». Слайд№4..
- Может быть, кто-нибудь из вас знает, что такое прибаутка?
Слайд№5.
- Прибаутка – это небольшой смешной рассказ или стишок-песенка.
- Давайте разучим с вами мелодию и слова прибаутки «Андрей-воробей».
Проговаривание слов скороговоркой.
- Вот такие прибаутки пели ещё во времена ваших бабушек и дедушек. Они передавались из поколения в поколение, поэтому вы можете их сейчас разучить и петь.
Ребята 2 класса нам исполнят детскую прибаутку «Тень – потетень».
(Дети одевают маски-обручи)
- Ребята, а как вы думаете, что мы можем взять с собой для Нафаниного ларца, чтобы объяснить загадочное слово Фольклор?
Дети: Прибаутка.
Учитель:
Совершенно верно!
Следующая поляна, на которую мы с вами попали – это
«Поляна хороводов». Слайд№6.
Ребята, скажите, что такое хоровод?
Слайд№7.
Хоровод – это русский народный танец, в котором танцевальные движения выполняются коллективно, взявшись за руки, двигаясь по кругу под исполняемую песню.
А сейчас давайте, и мы попробуем исполнить хоровод «На горе-то калина».
Исполнение с движениями. Слайд№8.
Учитель:
- Как вы думаете, что можно взять с собой с этой волшебной полянки? Правильно, хоровод. Давайте положим это слово в ларец. Хоровод также входит в понятие «фольклор».
- Ребята, а теперь мы с вами попали на «Поляну русских народных танцев». Слайд№9.
Учитель: Что же такое танец?
Давайте прочитаем на доске. Слайд№10.
Русский народный танец один из наиболее распространенных и древних видов народного творчества, он возник на основе трудовой деятельности человека.
Наши старшие ребята подготовили для вас сюрприз. В их исполнении посмотрите, пожалуйста, русский народный танец «Валенки». Слайд№11.
- А как вы думаете, можно ли нам танцы отнести к понятию «фольклор»? Конечно же, можно. Кладем это слово в ларец Нафани.
Учитель:
А вот и «Поляна частушек». Слайд№12.
- Что вы знаете о частушках?
Слайд№13
Частушка – короткая русская народная песня, обычно, юмористического содержания. Она является неотъемлемой частью духовной жизни нашего народа. В ней ярко и образно прослеживаются все стороны жизни, все происходящие события – и горестные и радостные.
Дети исполняют частушки. Слайд№14.
- Следующая наша поляна – это «Поляна русских народных инструментов». Слайд№15.
- Какие инструменты вы знаете?
- Назовите эти инструменты? Слайд№16.
Дети: ложки, бубен, дудка, трещотки.
Учитель:
- Все эти инструменты придумал народ, так как же все их можно назвать одним словом?
Дети: Народные.
Учитель:
- Народные музыкальные инструменты сопровождали человека на протяжении всей его жизни. И в трудные дни, и в праздники, и во время печальных событий. Удивительные голоса народных инструментов помогали людям жить.
Посмотрите вот на этот инструмент еще раз. Как он называется?
Дети: Ложки.
Учитель:
-Правильно. Это самый простой русский народный инструмент.
Для чего нужна ложка?
Дети: Кормит человека.
Учитель:
- А для того, чтобы ложки звучали красиво, их нужно держать правильно. Ложки имеют черенок и черпачок. Возьмите ложки за черенки так, чтобы черпачки смогли поздороваться друг с другом.
(Педагог показывает)
- Послушайте, я вам простучу ритм, а вы должны повторить его.
(2 – 3 примера)
Слайд№17.
Слушание музыкального фрагмента «Наигрыши» в исполнении народных инструментов.
Скажите, ребята, можем ли мы взять табличку с надписью «инструменты» в наш волшебный ларец? Конечно, можем.
Слышится звучание русской народной песни
«Хороводная».
Учитель:
- Что вы слышите?
Скажите, ребята, какая же поляна ждет нас к себе в гости?
«Поляна русских народных песен». Слайд№18.
- Что вы знаете о народных песнях?
Учитель: Слайд№19.
Русская народная песня – это песня, слова и музыка которой сложились исторически в ходе развития русской культуры. У народной песни автор не известен.
Давайте в заключении нашего путешествия исполним русскую народную песню «Ах, вы сени, мои сени» (с шумовыми инструментами). Слайд№20.
Учитель: Слайд№21.
- Вот мы с вами и добрались до нашей горницы. Давайте теперь все вместе позовём Нафаню, ведь мы выполнили его просьбу, целый ларец набрали различных понятий и слов. Теперь мы с вами знаем, что такое фольклор.
Дети хором зовут Нафаню.
Учитель:
Нафаня, мы принесли тебе волшебный ларец, загляни в него!
Нафаня: Не может быть! Сколько здесь слов различных. Что же они означают?
Учитель:
Ребята, давайте же назовем все, что входит в понятие слова фольклор.
Кроссворд Слайды №22 – 28.
? Небольшой смешной стишок-песенка . ( Прибаутка)
? Короткая народная песня, юмористического содержания. (Частушка)
? Русский народный танец, в котором движения выполняются коллективно, по кругу под исполняемую песню. (Хоровод)
? Один из наиболее распространенных и древних видов народного творчества. (Танец)
? Они были созданы народом и сопровождали человека и в трудные дни и в праздники, на отдыхе и на работе. (Инструменты)
? У неё нет автора, но её все знают и поют. (Песня)
Учитель:
Таким образом, вот это всё было создано народом и называется фольклором.
Слайд№29.
Фольклор – в переводе с английского – народная мудрость, народное знание, народное творчество.
- Ребята, посмотрите, а ларец у Нафани и вправду волшебный. Посмотрите что появилось в нем! (Конфеты)
- Вот и подошло к концу наше занятие. Скажите, вам сегодня понравилось путешествие в волшебный лес?
Слайд№30.
Всем спасибо за внимание!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Путешествие в волшебную страну фольклора. Сценарий и презентация к внеклассному мероприятию »
Путешествие в волшебную страну фольклора
Цель:
Познакомить детей с понятием «Народный фольклор»
Развивать познавательный интерес и активность обучающихся на занятии.
Воспитывать любовь к русскому народному творчеству.
Оборудование: скамейки, самотканые половики, музыкальные инструменты, аккордеон, компьютер, интерактивная доска.
Ход занятия.
Звучит мелодия русской народной песни «На горе-то калина».
Учитель говорит на фоне музыки.
Учитель: Слайд №1.
- Здравствуйте, ребята!
Я рада приветствовать вас в нашей горнице. Слайд№2.
Сегодня вас ждёт увлекательное путешествие в страну фольклора.
Домовой: Ой, что за шум?
Учитель:
Ребята, вы узнали кто это?
Домовой: Правильно, я домовой, а зовут меня Нафаня. Живу я здесь 140 лет. Есть у меня волшебный ларец, да проку с него нет. По своей рассеянности я растерял содержимое всего ларца, осталось в нем лишь одно слово «ФОЛЬКЛОР». Прежние хозяева говорили, что оно совершенно загадочное, сказочное, веселое, а что оно означает, я не знаю. Но слышал, что где – то есть волшебный лес, в котором и можно найти объяснение этому слову. Ну, раз уж вы здесь, то не могли бы вы отправиться в этот лес, чтобы добыть знания о фольклоре?
Слайд№3.
Когда вы будете ходить по волшебному лесу, постарайтесь, как можно больше найти и взять с собой, что могло бы объяснить значение слова фольклор. А чтобы вам быстрей добраться до волшебного леса, я вам дам волшебные санки.
Счастливого пути!
Учитель:
Ребята, давайте перед дальней дорогой настроимся, возьмемся за руки, чтобы не потеряться в лесу, будем внимательными, чтобы ничего не забыть. А в дороге нам будет помогать веселое стихотворение. Я буду проговаривать слова, а вы попробуйте их озвучить.
Едем, едем мы на санках (вжик, вжик, вжик)
Снег под санками скрипит (скрип, скрип, скрип)
Ветер весело шумит (у-у-у)
Остановиться нам велит.
Долго, долго ехали, наконец, приехали (ух, ух, ух)
Ребята, вот мы и приехали в волшебный лес. Посмотрите как здесь красиво. А вот и первая волшебная «Поляна прибауток». Слайд№4..
- Может быть, кто-нибудь из вас знает, что такое прибаутка?
Слайд№5.
- Прибаутка – это небольшой смешной рассказ или стишок-песенка.
- Давайте разучим с вами мелодию и слова прибаутки «Андрей-воробей».
Проговаривание слов скороговоркой.
- Вот такие прибаутки пели ещё во времена ваших бабушек и дедушек. Они передавались из поколения в поколение, поэтому вы можете их сейчас разучить и петь.
Ребята 2 класса нам исполнят детскую прибаутку «Тень – потетень».
(Дети одевают маски-обручи)
- Ребята, а как вы думаете, что мы можем взять с собой для Нафаниного ларца, чтобы объяснить загадочное слово Фольклор?
Дети: Прибаутка.
Учитель:
Совершенно верно!
Следующая поляна, на которую мы с вами попали – это
«Поляна хороводов». Слайд№6.
Ребята, скажите, что такое хоровод?
Слайд№7.
Хоровод – это русский народный танец, в котором танцевальные движения выполняются коллективно, взявшись за руки, двигаясь по кругу под исполняемую песню.
А сейчас давайте, и мы попробуем исполнить хоровод «На горе-то калина».
Исполнение с движениями. Слайд№8.
Учитель:
- Как вы думаете, что можно взять с собой с этой волшебной полянки? Правильно, хоровод. Давайте положим это слово в ларец. Хоровод также входит в понятие «фольклор».
- Ребята, а теперь мы с вами попали на «Поляну русских народных танцев». Слайд№9.
Учитель: Что же такое танец?
Давайте прочитаем на доске. Слайд№10.
Русский народный танец один из наиболее распространенных и древних видов народного творчества, он возник на основе трудовой деятельности человека.
Наши старшие ребята подготовили для вас сюрприз. В их исполнении посмотрите, пожалуйста, русский народный танец «Валенки». Слайд№11.
- А как вы думаете, можно ли нам танцы отнести к понятию «фольклор»? Конечно же, можно. Кладем это слово в ларец Нафани.
Учитель:
А вот и «Поляна частушек». Слайд№12.
- Что вы знаете о частушках?
Слайд№13
Частушка – короткая русская народная песня, обычно, юмористического содержания. Она является неотъемлемой частью духовной жизни нашего народа. В ней ярко и образно прослеживаются все стороны жизни, все происходящие события – и горестные и радостные.
Дети исполняют частушки. Слайд№14.
- Следующая наша поляна – это «Поляна русских народных инструментов». Слайд№15.
- Какие инструменты вы знаете?
- Назовите эти инструменты? Слайд№16.
Дети: ложки, бубен, дудка, трещотки.
Учитель:
- Все эти инструменты придумал народ, так как же все их можно назвать одним словом?
Дети: Народные.
Учитель:
- Народные музыкальные инструменты сопровождали человека на протяжении всей его жизни. И в трудные дни, и в праздники, и во время печальных событий. Удивительные голоса народных инструментов помогали людям жить.
Посмотрите вот на этот инструмент еще раз. Как он называется?
Дети: Ложки.
Учитель:
-Правильно. Это самый простой русский народный инструмент.
Для чего нужна ложка?
Дети: Кормит человека.
Учитель:
- А для того, чтобы ложки звучали красиво, их нужно держать правильно. Ложки имеют черенок и черпачок. Возьмите ложки за черенки так, чтобы черпачки смогли поздороваться друг с другом.
(Педагог показывает)
- Послушайте, я вам простучу ритм, а вы должны повторить его.
(2 – 3 примера)
Слайд№17.
Слушание музыкального фрагмента «Наигрыши» в исполнении народных инструментов.
Скажите, ребята, можем ли мы взять табличку с надписью «инструменты» в наш волшебный ларец? Конечно, можем.
Слышится звучание русской народной песни
«Хороводная».
Учитель:
- Что вы слышите?
Скажите, ребята, какая же поляна ждет нас к себе в гости?
«Поляна русских народных песен». Слайд№18.
- Что вы знаете о народных песнях?
Учитель: Слайд№19.
Русская народная песня – это песня, слова и музыка которой сложились исторически в ходе развития русской культуры. У народной песни автор не известен.
Давайте в заключении нашего путешествия исполним русскую народную песню «Ах, вы сени, мои сени» (с шумовыми инструментами). Слайд№20.
Учитель: Слайд№21.
- Вот мы с вами и добрались до нашей горницы. Давайте теперь все вместе позовём Нафаню, ведь мы выполнили его просьбу, целый ларец набрали различных понятий и слов. Теперь мы с вами знаем, что такое фольклор.
Дети хором зовут Нафаню.
Учитель:
Нафаня, мы принесли тебе волшебный ларец, загляни в него!
Нафаня: Не может быть! Сколько здесь слов различных. Что же они означают?
Учитель:
Ребята, давайте же назовем все, что входит в понятие слова фольклор.
Кроссворд Слайды №22 – 28.
Небольшой смешной стишок-песенка . ( Прибаутка)
Короткая народная песня, юмористического содержания. (Частушка)
Русский народный танец, в котором движения выполняются коллективно, по кругу под исполняемую песню. (Хоровод)
Один из наиболее распространенных и древних видов народного творчества. (Танец)
Они были созданы народом и сопровождали человека и в трудные дни и в праздники, на отдыхе и на работе. (Инструменты)
У неё нет автора, но её все знают и поют. (Песня)
Учитель:
Таким образом, вот это всё было создано народом и называется фольклором.
Слайд№29.
Фольклор – в переводе с английского – народная мудрость, народное знание, народное творчество.
- Ребята, посмотрите, а ларец у Нафани и вправду волшебный. Посмотрите что появилось в нем! (Конфеты)
- Вот и подошло к концу наше занятие. Скажите, вам сегодня понравилось путешествие в волшебный лес?