kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Русская народная песня

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. повторение русских народных песен, разученных за всё время обучения в школе;
  2. развитие памяти, внимания, слухоречевой и двигательно-речевой координации;
  3. воспитание патриотизма, интереса и любви к народной музыке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Русская народная песня»

Тема: Русская народная песня. Урок-концерт.

Цель: исполнить разученные русские народные песни и провести урок в форме

концерта.

Задачи:

  1. повторение русских народных песен, разученных за всё время обучения в школе;

  2. развитие памяти, внимания, слухоречевой и двигательно-речевой координации;

  3. воспитание патриотизма, интереса и любви к народной музыке.

Оборудование: фортепиано, синтезатор, плакат «Русская народная песня», рисунки учеников к исполняемым на уроке песням, нотные сборники, детские музыкальные инструменты: погремушки, колокольчики, бубны, барабан; пенёк, маска лисы.

Ход урока:

I. Организация класса.

Ребята, сегодня у нас необычное мероприятие.

II. Русская народная песня – беседа.

На доске вы видите плакат «Русская народная песня». Давайте разберёмся, что же такое русская народная песня? Слово песня всем понятно, русская – тоже, а что же означает «народная»? (Мы не знаем кто сочинил музыку и слова этой песни. Возможно, её сочинил один человек, а может и несколько. Может быть и так, что часть песни была написана одними людьми, а часть – другими и даже в другой местности.)

– Как назывались самые древние русские народные песни? (Былины)

– Сколько лет назад появились первые былины? (Более 1000 лет назад).

– Кто мог исполнять былины? Любой ли человек мог это делать? (Это мог делать человек играющий на гуслях, имеющий отличную память, так как в ней бывало и по 500 куплетов, а также у музыканта должен быть выносливый голосовой аппарат, чтобы всё это исполнить).

Сегодня мы будем исполнять русские народные песни и к каждой из них я буду вам демонстрировать рисунок, нарисованный учениками нашей школы. Вы все прекрасно знаете, что многие ребята рисуют рисунки к песням, к музыке, которую мы слушаем на уроках музыки. К каждой исполняемой песне я буду прикреплять на доску рисунок. И вот первый из них – музыкант играет на гуслях и рассказывает былину.

Русская народная песня… В народных песнях глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времён и до наших дней. В них вложен талант и ум многих поколений. Из песен мы узнаём о жизни народа: его труде и быте, обычаях и традициях, страданиях и надеждах, мыслях и чувствах. В песнях ярко раскрываются черты русского национального характера: патриотизм и мужество, трудолюбие, любовь к родной природе.

У нас в стране народные песни звучат повсюду: в концертах, по радио и телевидению.

Жизнь человека немыслима без песни. В детстве ребёнку поёт колыбельные песни мать. Подрастая, дети поют свои песенки, прибаутки, одну из которых мы сегодня исполним.

Русским народом создано огромное количество песен. Все они разные по характеру. Есть среди них задорные, плясовые, шуточные, есть и грустные, протяжные, лирические. За время вашей учёбы в школе мы выучили более десяти русских народных песен. И сегодня постараемся большинство из них исполнить.

III. «Уж как шла лиса» русская народная песня – исполнение.

– Какую песню мы учили с вами самую первую? («Уж как шла лиса»).

В первом классе мы её пели и инсценировали.

– Что нам для этого необходимо? (Пенёк и маска лисы).

– Как вы считаете, кому из вашего класса наиболее подходит образ лисички?

(Исполняется песня)

Уж как лиса по травке, Идёт, сложив «лапки» перед грудью.

Нашла азбуку в канавке. Останавливается, поднимает находку.

Она села на пенёк Присаживается на пенёк.

И читала весь денёк. «Читает» воображаемую книгу.

IV. «Как на тоненький ледок» русская народная песня – исполнение.

А сейчас прозвучит зимняя шуточная русская народная песня.

– О чём в ней поётся?

– А что сделали подружки, увидев случившееся с Ваней? (Они его подняли, посадили на коня, показали дорогу и посоветовали ехать внимательно).

В этой песне мы видим пример помощи человеку, попавшему в беду, взаимовыручку. Именно так нужно всегда поступать и этому учит нас песня.

Песню исполним с хлопками на слова «Эх, зимушка-зима, зима снежная была».

  1. Как на тоненький ледок

Выпал беленький снежок.

Эх, зимушка-зима, Хлопают в ладоши.

Зима снежная была.

  1. Выпал беленький снежок,

Ехал Ванечка дружок.

Эх, зимушка-зима, Хлопают в ладоши.

Зима снежная была.

  1. Ехал Ваня, поспешал,

С своего коня упал.

Эх, зимушка-зима, Хлопают в ладоши.

Зима снежная была.

  1. Он упал, да лежит,

Никто к Ване не бежит.

Эх, зимушка-зима, Хлопают в ладоши. ,

Зима снежная была.

  1. Две подружки увидали,

Скоро к Ване подбежали.

Эх, зимушка-зима, Хлопают в ладоши.

Зима снежная была.

  1. Скоро к Ване подбежали,

На коня его сажали.

Эх, зимушка-зима, Хлопают в ладоши.

Зима снежная была.

V. «Во поле берёза стояла» русская народная песня – исполнение.

Русский народ всегда любил и прославлял в своих песнях природу. Много песен посвящено дереву, которое является символом России.

– Какое это дерево? (Берёза).

– Какую песню о берёзе мы учили? («Во поле берёза стояла»).

Эта песня исполняется совсем иначе, чем предыдущая. Она поётся напевно, протяжно.

– Какой танец удобнее всего исполнять под эту песню? (Хоровод).

Вот сейчас мы будем петь эту песню в хороводе.

(Исполняется песня).

  1. Во поле берёза стояла.

Во поле кудрявая стояла.

Люли, люли, стояла,

Люли, люли, стояла.

  1. Некому берёзу заломати,

Некому кудряву заломати.

Люли, люли, заломати,

Люли, люли, заломати.

  1. Я пойду, пойду погуляю,

Белую берёзу заломаю.

Люли, люли, заломаю.

Люли, люли, заломаю.

  1. Срежу я с берёзы три пруточка,

Сделаю из них я три гудочка.

Люли, люли, три гудочка,

Люли, люли, три гудочка.

  1. Стану я на дудочке играти,

А ребята станут подпевати.

Люли, люли, подпевати,

Люли, люли, подпевати.

VI. «Земелюшка-чернозём» русская народная песня – исполнение.

Ещё одну песню мы учили, в которой упоминается берёза и прославляется земля-кормилица. Это песня «Земелюшка-чернозём». Её мы будем исполнять с детскими музыкальными инструментами. (Раздаются погремушки, бубны, колокольчики).

(Исполняется песня).

1. Земелюшка-чернозём, земелюшка-чернозём,

Чернозём, чернозём, земелюшка-чернозём.

2. Тут берёзка выросла, тут берёзка выросла,

Выросла, выросла, тут берёзка выросла.

3. На берёзе листочки, на берёзе листочки,

Листочки, листочки, на берёзе листочки.

4. Под берёзой травонька, под берёзой травонька,

Травонька, травонька, под берёзой травонька.

5. На травоньке цветики, на травоньке цветики,

Цветики, цветики, на травоньке цветики.

6. Рвали цветы со травы, рвали цветы со травы,

Со травы, со травы, рвали цветы со травы.

7. Земелюшка-чернозём, земелюшка-чернозём,

Чернозём, чернозём, земелюшка-чернозём.

VII. «Ой, вставала я ранёшенько» русская народная песня – исполнение.

Русский народ всегда являлся тружеником и слагал песни о людях-тружениках. Одну из таких песен мы учили. Это песня «Ой, вставала я ранёшенько».

– У кого из вас дома есть корова?

Эти ребята хорошо знают, какой это большой труд содержать корову, доить её, рано утром выгонять в стадо, кормить, ухаживать за ней.

Песню исполним тоже с инструментальным сопровождением.

(Исполняется песня).

  1. Ой, вставала я ранёшенько,

Умывалась я белёшенько.

Припев: Ой-ли, да-ли, калинка моя,

В саду ягода-малинка моя!

  1. Надевала черевички на босу,

Я гнала свою корову на росу.

Припев.

  1. Я гнала свою корову на росу,

Повстречался мне медведь во лесу.

Припев.

  1. Я медведя испугалася,

Во часты кусты бросалася.

Припев.

  1. Ты, медведюшка-батюшка,

Ты не тронь мою коровушку.

Припев.

  1. Я коровушку доить буду,

Малых детушек поить буду.

Припев.

  1. Ой, вставала я ранёшенько,

Умывалась я белёшенько.

Припев.

VIII. «Ах вы, сени, мои, сени» русская народная песня – исполнение.

Нашло отражение в русских народных песнях и уважительное отношение к старшим людям, особенно к родителям. Дети боялись ослушаться родителей, спрашивали на всё разрешения. Одна из таких песен – «Ах вы, сени мои, сени».

Это весёлая, плясовая песня.

(Исполняется песня).

  1. Ах вы, сени мои, сени,

Сени новые мои,

Сени новые, кленовые,

Решетчатые!

  1. Выходила молода

За новые ворота,

Выпускала сокола

Из правого рукава.

  1. На полётике соколику

Наказывала:

«Ты лети, лети соколик,

Высоко и далеко.

  1. И высоко и далёко,

На родную сторону,

На родимой на сторонке

Грозен батюшка живёт.

  1. Ах вы, сени мои, сени,

Сени новые мои,

Сени новые, кленовые,

Решетчатые.

IX. «Солдатушки, бравы ребятушки» рус. народная песня – исполнение.

Русский человек во все времена с любовью и уважением относился к своей Родине. Особенно почитались защитники Отечества. России пришлось много повоевать. Одна из таких старинных песен «Солдатушки, бравы ребятушки». О том, что это именно старинная песня говорят её такие слова, как «пики», «востры» вместо остры и другие. Её мы исполним под сопровождение барабана. И ещё. Мальчики представят себя настоящими солдатами, а девочки – взрослыми девушками. Девочки будут петь вопросительные фразы, а «солдатушки» – им отвечать.

(Исполняется песня).

1. Солдатушки, бравы ребятушки,

Где же ваши деды?

Наши деды – славные победы,

Вот где наши деды!

2. Солдатушки, бравы ребятушки,

Где же ваши сёстры?

Наши сёстры – пики, сабли востры,

Вот где наши сёстры!

3. Солдатушки, бравы ребятушки,

Где же ваша слава?

Наша слава – русская держава,

Вот где наша слава!

X. Итог урока.

Вот и подошёл к концу наш урок-концерт. Сегодня вы исполнили 10 песен и это ещё не всё, что мы учили в школе. На доске висят рисунки ко всем исполненным песням. Вы пели, играли на инструментах, водили хоровод, инсценировали песню, пели по ролям.

– Вам понравилось?

  • Правда, очень красивые русские народные песни и учатся они легко?

  • Какая песня из исполненных вам нравится больше всего и почему?

  • Я надеюсь, что после сегодняшнего урока вы ещё больше полюбили русскую народную песню и много узнали о ней.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Русская народная песня

Автор: Золотухина Ирина Анатольевна

Дата: 24.11.2017

Номер свидетельства: 440566

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Урок на тему "Музыка моего народа. Русская народная песня." "
    ["seo_title"] => string(62) "urok-na-tiemu-muzyka-moiegho-naroda-russkaia-narodnaia-piesnia"
    ["file_id"] => string(6) "189206"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426840285"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "Русская народная песня"
    ["seo_title"] => string(25) "russkaia_narodnaia_pesnia"
    ["file_id"] => string(6) "501983"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1551595198"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Исследовательский проект по музыке на тему:"Русская народная песня" "
    ["seo_title"] => string(74) "issliedovatiel-skii-proiekt-po-muzykie-na-tiemu-russkaia-narodnaia-piesnia"
    ["file_id"] => string(6) "110023"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1405412626"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(270) "Устное народное творчество и литература. Русская народная песня «Ах, не одна-то, не одна во поле дороженька пролегала…» (урок литературы в 7 классе) "
    ["seo_title"] => string(159) "ustnoie-narodnoie-tvorchiestvo-i-litieratura-russkaia-narodnaia-piesnia-akh-nie-odna-to-nie-odna-vo-polie-dorozhien-ka-prolieghala-urok-litieratury-v-7-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "104276"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402680545"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Русские народные песни "
    ["seo_title"] => string(25) "russkiie-narodnyie-piesni"
    ["file_id"] => string(6) "108292"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403640459"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства