kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль песни в Великой отечественной войне

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок, музыки в 4классе, посвященный 75 -летию Победы в Великой Отечественной войне. Цель данного урока-показать роль песни в годы Великой Отечественной Войны для воспитания чувства патриотизма и любви к совей Родине.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока. Роль песни в ВОВ. (Автосохраненный)»

Департамент образования Администрации города Ноябрьска

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа микрорайона Вынгапуровский»

муниципального образования город Ноябрьск








Урок музыки в 4 классе,

посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне


Роль песни

в Великой Отечественной войне














Подготовила: учитель музыки

Шорина Раиля Хасановна.













2019 – 2020 учебный год


Тема: Роль песни в Великой Отечественной войне.

Тип урока: урок – исследование.

Цель: Показать роль песни в годы Великой Отечественной войны для воспитания чувства патриотизма и любви к своей Родине. Создать условия для свободных высказываний детей о способности музыки влиять на настроения, чувства, мысли и поступки людей. Познакомить детей с историей создания песен, авторами, средствами музыкальной выразительности.

Задачи для учителя:

Воспитательная: воспитывать патриотические чувства у подрастающего поколения, любовь к своей Родине, уважение к старшему поколению через музыку, написанную в годы войны.

Образовательная: знакомство учащихся с историческим прошлым через творчество композиторов.

Развивающая: развивать творческое нестандартное мышление и воображение учащихся посредством слушания и анализирования музыкальных произведений, нахождения ассоциативных связей музыки с литературой и историей.


Планируемые результаты:

Предметные:

научатся слушать, анализировать, петь песни Великой Отечественной войны; определять и сравнивать характер, настроение и сред­ства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях; передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении.

Метапредметные:

Регулятивные:

определяют критерии оценки, анализируют и оценивают по заданным критериям результаты собственной и коллективной музыкально-творческой работы;

определяют тему урока и ставят учебные задачи, осуществляют поиск средств их решения

(под руководством учителя);

планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы;

для получения необходимой информации используют дополнительную литературу;

сопоставляют различные образцы военных песен;

анализируют и делают выводы, строя рассуждения.

сравнивают музыкальные произведения по заданным критериям.

Коммуникативные:

осваивают диалоговую форму общения;

рассуждают о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека.

Личностные:

понимают музыкальную культуру как часть человеческой жизни и отражение в ней исторических событий;

оценивают результаты деятельности.


Виды деятельности учащихся:

1. Слушание музыки.

2.Анализ  музыкальных произведений.
3. Вокально-хоровая работа.


Формы организации деятельности учащихся:

- групповая, парная, индивидуальная деятельность;

- исследовательская деятельность.


Методы обучения:

Метод погружения (осознание ценностно-смыслового значения военных песен в жизни человека);

Метод моделирования художественно-творческого процесса;

Метод содержательного анализа;

Метод размышления о музыке;

Метод сравнения.


Использование современных технологий:

-технология сотрудничества;

- технология исследования;

-технология продуктивно-творческой деятельности;

- технология развития ассоциативно-образного мышления;

- здоровье сберегающие технологии;

- интерактивные компьютерные технологии.


Музыкальный материал: песня «Священная война» - муз. А.В. Александрова, сл. В.И. Лебедева-Кумача; песня «В землянке» муз. Константина Листова, сл. Алексея Суркова;

песня «Казаки в Берлине» - муз. Д и Дм. Покрасса, сл. Цезаря Солодарь; песня «Эх, дороги» муз. А.Новикова, слова Л.Ошанина.


Средства обучения: учебники 4 класс, тетради, медиапроектор, компьютер, видеозаписи, аудиозаписи, опорные карточки ( музыкальные словари), сигнальные карточки, информационные листы.


Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационно - мотивационный

Доброе утро!


-Давайте поприветствуем друг друга, словами из песни «Здравствуй, Родина моя».


-Итак, здравствуйте! Я рада новой встрече с вами. Давайте улыбнемся друг другу, и пусть улыбка согреет добротой ваши сердца. Мне очень хочется, чтобы урок для вас был интересным и полезным.



Исполняют песню

«Здравствуй, Родина моя».






2.Актуализация знаний

- Посмотрите в учебнике маршрутный лист, вспомните изученные темы и скажите, где проходило наше музыкальное путешествие, в каких странах мы с вами побывали?


- Почему говорят, что музыка – наша с вами жизнь?



- С какими историческими датами, событиями через музыкальное путешествие мы познакомились?


- Наше музыкальное путешествие проходило по разным странам.

Мы путешествовали по России, Украине, Белоруссии, Италии, Польше, Франции.


- Она отражает окружающую действительность, жизненные события в звуковых образах.


- Мы узнали о революционных событиях (из музыки Ф.Шопена);

- об истории русских дорог

(из музыки П.Чайковского);

- о музыке кино и телевидения.

3.Целеполагание

На доске эпиграф: «Кто сказал, что надо бросить песни на войне?»

(Слайд 3)

( После боя сердце просит музыку вдвойне!) В.И. Лебедев-Кумач.


- Какое предложение?

- Согласен поэт Лебедев-Кумач с высказыванием, что песни на войне надо бросить?

"Бросить песни на войне" однажды посоветовали поэту Василию Лебедеву-Кумачу. Он приехал как политработник в штаб Северного флота, и кто-то из начальников раздраженно сказал ему: "Сейчас не петь надо, а фашистских гадов бить". Фраза поэта задела. Он сочинил стихи, которые позже стали текстом песни.

Задание: Сформулировать тему урока.

Тема урока: Роль песни в Великой Отечественной войне. (Слайды 4-5)

Цель: (для учащихся) Помочь автору эпиграфа ответить на вопрос – нужна ли песня на войне. (Слайд 6)

- Какие задачи поставим?

Задачи для учащихся: (Слайд 7)

(появляются на экране)

  1. Прослушать песни и определить их характер.

  2. Познакомиться с историей песен.

  3. Исполнить песни.

  4. Сделать вывод о роли песни на войне.

Обратить внимание детей на эпиграф к уроку: «Кто сказал, что надо бросить песни на войне?»

В.И. Лебедев-Кумач.



- Вопросительное.

- Нет, не согласен. Он кому-то возражает.













- Роль песни в Великой Отечественной Войне.









1.Прослушать песни и определить их характер.

2.Познакомиться с историей создания песен.

3.Исполнить песни (фрагменты).

4.Сделать вывод о роли песни на войне.

4.Открытие новых знаний












5.Слушание музыки








































6.Творческое задание «История песни».























7. Вокально-хоровая работа.

































8.Подведение итогов.


Прежде, чем приступить к 1 задаче - поразмышляем:

Мыслительный ряд-

Продолжите фразу: Война – это……

- Да, верно.

Война - страшнее нет слова,
война - жесточе нет слова,
война - печальней нет слова...”

-Мы всё знаем о войне?

- Откуда мы можем о ней узнать?

О войне можно рассказывать по-разному.


А у нас рассказ о войне сегодня пойдет с помощью песен, написанных в период между 22 июня 1941 года и 9 мая 1945 года.

В годы ВОВ музыка, а именно песня, стала одним из действенных орудий в борьбе с врагом.

Песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою. Она помогала ему преодолевать трудности на фронте, поднимала боевой дух воинов, сплачивала их, шла с солдатом в бой, вливала в него новые силы, отвагу, смелость.


Информационный лист (у каждого учащегося на столе). См. Приложение 1.

Просмотреть лист.

Что уже заполнено?

И что вы можете узнать?

Задание: - Прослушать песни и определить характер (звучат песни по одной), на экране презентация+ видеопоказ.

(Слайды 8-11)

Заполняем графу – «Характер песни».

На доске (или на экране) написаны опорные слова (образец), на каждой парте - опорная карточка с предложенным вариантом слов (музыкальный словарь).

(Слайды 12-15)

Зачитывают ответы вслух. Проверяют. Оценивают себя.

Почему даже самые светлые и энергичные песни нередко были пронизаны грустью?





Вспомните, а сколько продолжалась Великая отечественная война?

В какой период войны могли звучать эти песни?

- Откуда мы можем узнать об этом?

-Давайте посмотрим на 2 задачу.


2 задача. Узнать историю песни.

Заполняют 3 графу

«В какой период войны была создана песня».

Каждый год войны рождал все новые песни. Они воспитывали ненависть к врагу, воспевали Родину, мужество, отвагу, боевую дружбу – все то, что помогало преодолеть военные трудности.


Проверяем.

- Справились с задачей?







3 задача. Исполнение песен.

Песни «Священная война» и «Казаки в Берлине»

Определите: в чем сходство, в чем различие?

Промаршируйте под обе песни.

–Что вы почувствовали?

- Под какую музыку было удобно маршировать?

- Почему?













Вокально-хоровая работа.

Песня «Эх, дороги». (Слайд 16)

Артикуляционная гимнастика. Исполнение песни с закрытым ртом.


Исполнение фрагментов прослушанных песен.

- Справились с задачей?




4 задача. Заполнить графу 4 информационного листа и сделать вывод о роли песни на войне.

-Для чего нужна была песня на войне?

Смотрим, что получилось.


Поднимают сигнальные карточки:

Зеленую – кто справился со всеми заданиями

Желтую – у кого не все получилось

Красную – не справился.

-Кто легко справился со всеми заданиями?


Обращаем внимание на эпиграф.

- Можно было позволить бросить песни на войне?

- Достигли цели?


Вывод:

Верно, Песня помогала выстоять и победить.

Песня помогала ковать победу.

Песни ВОВ - они и теперь по прошествии более чем 75 лет, по- прежнему волнуют души ветеранов, любимы людьми сегодняшнего поколения.

2020 год особенный – 75 лет со дня Победы ВОВ!

(Слайды 17-20)


Действительно, музыка − душа и сердце каждого человека. И на войне песня обладала удивительной силой.

Музыка – наша жизнь. Она помогала более ярко представить события, дату, эпизоды



Пишут, продолжая фразу

« Война – это…»

Война – это ужас, горе, страдание, смерть, кровь, 5 лет и т.д.


- Нет

- Из книг (написано 1000 книг),

из фильмов (создано более ста),

из рассказов очевидцев.



Известно название песен и авторы.

(Показ слайдов)


Слушание песен:

«Священная война»,

«Казаки в Берлине»,

«В землянке».

Выбирают нужные слова из опорных карточек (музыкальные словари), заполняют графу «Характер песни».
















Каждый оценивает себя.

Если выбраны 3 правильные характеристики, за каждую песню – 6 баллов.







-Песни повествовали о тех или от имени тех людей, у кого за плечами был нелегкий путь войны, горечь многих потерь.



5 лет.




- Из истории создания песен.



Слушают сообщения одноклассников об истории создания песен. Творческое задание (самостоятельная подготовка).


Заполняют 3 графу.

Проверяют в парах – оценивают.

Если все заполнено правильно – 2 балла.



Анализируют свою работу.






Маршируют под песни «Священная война» и «Казаки в Берлине».

- Под 1 песню приходилось маршировать медленно, тяжело, не очень удобно, как будто преодолевали препятствие.

- Это не похоже на марш.

- Размер в песне ¾ это не для марша.

- В песне «Священная война» солдаты отправляются на фронт, как бы преодолевая преграду, идут тяжело, без желания.

А во второй песне чувствуется радость возвращения домой с победой

Песня радостная (размер 4/4).

Общее между песнями: обе песни – марши.

Разное: написаны в разных размерах. Одна – песня призыв на фронт, песня начала войны. Вторая – песня окончания войны, возвращение солдат с фронта.


Распевание на мелодию песни

«Эх, дороги».



Исполнение фрагментов песен «Священная война», «Казаки в Берлине» в характере, с четкой дикцией, соблюдая темп.




Читают свои выводы.

Песня шла с солдатом в бой, придавала ему новые силы, отвагу, смелость…

Песня помогала преодолевать трудности и лишения фронтовой жизни.

Песня поднимала боевой дух воинов, объединяла их.

Песня помогала избавиться от слабости и паники.

Песня навевала воспоминание о доме, близких, родных, о мирной жизни. Грусть от разлуки, боль от несправедливости, надежда на победу и возвращение домой.

Песни делили вместе с воинами горести и радости, подбадривали их веселой шуткой, грустили вместе с ними.

Если ответы полные, правильные, то ставят себе в листочке 3 балла, если ответ не полный – 1 балл.


9.Оценка

По таблице подсчитываем баллы:

13-17 баллов – «5»

10-13 баллов – «4»

Меньше 10 баллов – «3»


Анализируют таблицу.

10.Рефлексия

- Мое настроение на уроке…

- Мне было интересно на уроке

- На уроке я узнал (а) –

- Я считаю, что урок полезен для меня, так как …


Ответы детей.

Приложение 1

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ

Название песни, авторы

Характер

песни

Период создания песни

Роль песни на войне




«Священная война»

Муз. А.В. Александрова

Сл. В.И. Лебедева-Кумача






«Казаки в Берлине»

Муз. Д. и Дм. Покрасса

Сл. Цезаря Солодарь








«В землянке»

Муз. Константина Листова, сл. Алексея Суркова





Оценка






За каждую песню по

3 б., если определили правильно.

Всего 9 б.

По 1 б. за правильный ответ

Всего 3 балла

Выполнил самостоятельно - 5 б.

С помощью – 2 б.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Роль песни в Великой отечественной войне

Автор: Шорина Раиля Хасановна

Дата: 19.11.2019

Номер свидетельства: 527685

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) ""Песни Великой Отечественной войны". Конспект занятия по музыке "
    ["seo_title"] => string(70) "piesni-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny-konspiekt-zaniatiia-po-muzykie"
    ["file_id"] => string(6) "231355"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442479251"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) ""Поэты о Великой Отечественной войне". "
    ["seo_title"] => string(41) "poety-o-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie"
    ["file_id"] => string(6) "134392"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416742212"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Поэзия Великой Отечественной войны "
    ["seo_title"] => string(40) "poeziia-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "165341"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422799138"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(268) "Отчёт о проведении предметной недели ШМО учителей русского языка, литературы и истории, посвящённой 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "
    ["seo_title"] => string(172) "otchiot-o-proviedienii-priedmietnoi-niedieli-shmo-uchitieliei-russkogho-iazyka-litieratury-i-istorii-posviashchionnoi-70-lietiiu-pobiedy-v-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie"
    ["file_id"] => string(6) "220207"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1434545723"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Литературно-музыкальная композиция "Советская культура периода Великой Отечественной войны""
    ["seo_title"] => string(101) "litieraturno-muzykal-naia-kompozitsiia-sovietskaia-kul-tura-pierioda-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "319698"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1460919137"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства