kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Роль песни в годы Великой Отечественной Войне».

Нажмите, чтобы узнать подробности

На примере песен показать роль музыки в жизни людей в тяжёлое время Великой Отечественной войны.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Роль песни в годы Великой Отечественной Войне».»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3" ГОРОДА ШУМЕРЛИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ











Методическая разработка урока музыки

в 6 классе.



«Роль песни в годы Великой Отечественной Войне».

















Автор: Мотова Наталья Александровна,

учитель музыки.











Шумерля, 2022

Тема: «Роль песни в годы ВОВ».


Цель урока: На примере песен  показать роль музыки в жизни людей в тяжёлое время Великой Отечественной войны.


Задачи:

1. Воспитательная

– воспитывать патриотические чувства у подрастающего поколения, любовь к своей Родине, интерес к изучению истории России, уважение к старшему поколению через музыку, написанную в годы войны.  

2. Образовательная

- Беседа о создании песен «Священная война», «Катюша», «День Победы». Знакомство с творчество композиторов А.В. Александрова, М.И. Блантера и Д. Тухманова.

3. Развивающая

- развить творческое мышление учащихся посредством слушания и анализа музыкальных произведений.


Планируемые результаты

Предметные:

  • научатся слушать, анализировать песни Великой Отечественной войны; определять и сравнивать характер, настроение музыки;

Метапредметные:

Регулятивные:

  • умение определять и сохранять цель; анализировать и оценивать по заданным критериям результаты собственной и коллективной музыкально-творческой работы;

  • определять цель и ставить учебные задачи, осуществлять поиск средств их решения (под руководством учителя);

  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

  • внимательно слушать, формулировать ответы на вопросы;

  • сопоставлять образцы военных песен;

  • анализировать и делать выводы, строя рассуждения.

  • сравнивают музыкальные произведения по заданным критериям.

Коммуникативные:

  • осваивать диалоговую форму общения;

  • рассуждать о музыкальных произведениях, как способе выражения чувств и мыслей человека.

Личностные:

  • понимать музыкальную культуру, как часть человеческой жизни и отражение в ней исторических событий.


На уроке используется оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, аудиозаписи песен.


Оформление класса: На столе разложены предметы военного времени – фронтовая каска, вышитый боевой платок, письма солдат.

На партах ребят лежат военные пилотки.

Музыкальный материал:

  1. Прощанье славянки

  2. Священная война

  3. Катюша

  4. День Победы


Ход урока


I. Вход в класс под звуки марша В. Агапкина «Прощанье славянки”.

II. Организационный момент (распевание).

III. Беседа о создании песен «Священная война», «Катюша», «День Победы».

IV. Физкультминутка.

V.   Научно-исследовательская деятельность учащихся по группам.

VI. Итог урока.

VII. Выход из класса под звуки “День Победы”.


I. Вход в класс под звуки песни “Прощание славянки”.

II. Так как мы находимся на уроки музыки, значит, обязательно будем петь. А чтобы начать петь, давайте с вами распоемся на мелодии, под которую заходили в класс. Слушаем музыку, с закрытым ртом пытаемся петь, издавая звук мммммм, затем повторяем на слог ла-ла-ла (разогреваем связки).

III. Слушаем эту мелодию, что она напоминает? (марш).

Сегодня в класс вы вошли под звуки марша «Прощанье славянки», который был написанный ещё в 1912 году штаб-трубачом 7-го запасного кавалерийского полка, стоявшего в Тамбове, Василием Агапкиным под впечатлением от событий Первой Балканской войны (1912—1913). Популярность марша обусловливается мелодичностью и простотой. 

Ежегодно марш исполняется на парадах в честь Дня Победы. Традиционно "Прощание славянки" используется на проводах поездов с новобранцами и солдат, завершивших прохождение срочной службы в Вооруженных силах РФ. Его исполнение — ритуал проводов и встреч кораблей, подводных лодок. Видимо, эта мелодия никого не оставляет равнодушными.


Мотивация к учебной деятельности.


В этом году мы отмечаем юбилей Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Но интерес к истории этого времени не ослабевает и до сих пор. Потому что у поколения, не знающего своего прошлого, нет будущего….

Обратите внимание на, те предметы, которые лежат у меня на столе. Наденьте пилотки, лежащие у вас на партах.

Догадались ли вы о теме сегодняшнего урока? ( Да, война, песни о войне), точнее «Роль песни в годы ВОВ).


22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков. Завершилась война только 4 года спустя – 9 мая 1945. В то время ни кто не мог предположить, что она затянется на такой длительный срок и затронет каждую семью.

В наше мирное время трудно представить всю боль, тяготы и горести того страшного времени, что людям пришлось пережить.


Актуализация знаний.


А как вы думаете, что в трудное, военное время могло помочь солдату отдохнуть, вспомнить родных и близких? Нужны ли были песни во время ВОВ. Война и песня: может ли быть здесь, что - то общее?

Казалось бы, страдания военного времени не оставляют места для песен. И, тем не менее, песня были так необходима солдатам на войне. Она помогала преодолевать трудности и лишения фронтовой жизни, поднимала боевой дух воинов, сплачивала их, шла с солдатом в бой, вливала в него новые силы, отвагу, смелость. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку, вспомнить родных, любимых - матерей, сестёр, братьев, вспомнить родные места, мирную жизнь.

От песни сердцу было тесно

Она вела на смертный бой,

Чтобы громить врага под эту песню,

Защищая Родину собой.

Какие песни военного времени вы знаете?

А как вы думаете, о чём эти песни? Какой характер этих песен?

Они воспевали любовь к Родину, мужество, отвагу, боевую дружбу, - все то, что помогало преодолеть военные трудности, воспитывали ненависть к врагу. Вселяли надежду на скорую встречу с родными и близкими людьми, с теми, кто остался на Родине в тылу на поле у станка.

Песня — наиболее простая, но распространенная форма вокальной музыки.

Вы знаете, что песня может исполняться как одним певцом, так и хором.

Песня, особенно военная – это тот жанр, который способен точно и емко передать атмосферу времени.

Как тут не вспомнить слова знаменитого поэта Василия Лебедева-Кумача:

« Кто сказал, что надо бросить песню на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне!»


Несмотря на трудности военного времени - каждый год война рождала все новые и новые песни.

Жить, работать, воевать, побеждать врага помогали нашему народу на фронте и в тылу песни, созданные в те грозные годы. 

Учитывая это обстоятельство, было принято решение возобновить производство грампластинок, которое было прервано из-за начала войны. Начиная с октября 1942 года, из-под пресса предприятия пошли на фронт грампластинки вместе с боеприпасами, пушками и танками. Они несли песню, которая была так нужна бойцу, в каждый блиндаж, в каждую землянку, в каждый окоп. 

Говорилось, что фронтовая песня - это вторая винтовка, потому что боец - песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая.

Сегодня мы поговорим о создании некоторых музыкальных произведениях, которые написаны в песенном жанре. Они написаны в разное время – не только в дни войны, но и до нее и после. Эти песни рассказывают об одном - о высокой судьбе поколения, юность которых прошла в огне сражений. Война для этого поколения была самым трудным испытанием, которое народ сорок первого года выдержали с честью.

Истории появления песен различны, они сочинялись нашими композиторами и поэтами, публиковались в газетах, выходили отдельными листовками, исполнялись по радио, звучали с экрана боевых киносборников.

У вас было задание послушать дома следующие песни:

  1. Смуглянка

  2. Священная война

  3. Тёмная ночь

  4. Синий платочек

  5. Катюша

  6. Эх, дороги

  7. День Победы


В какой песне ВОВ встречаются следующие строки «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой! С фашистской силой темною, с проклятою ордой»
а) Синий платочек
б) Священная война
в) День Победы
г) Темная ночь


Песни военных лет по праву можно назвать музыкальной летописью Великой Отечественной войны. Они звучали буквально с первого и до последнего дня войны.

Песни, как люди: у каждой своя судьба. Одни канут в Лету, едва появившись, никогда не растревожив души людей, а другие - живут долго и не стареют.

История создания песни «Священная война», которая послужила началом музыкальной летописи войны. Эта песня была написанная 24 июня 1941 года, за считанные часы.

Написана она на стихи поэта В. И. Лебедева-Кумача и музыку А. В. Александрова. Впервые дни войны, композитора Александра Васильевича, попросили написать песню на стихи Василия Ивановича Лебедева – Кумача. Стихи сразу же понравились композитору. Он отложил все дела и сразу начал работать.

Через несколько часов песня была готова. Александр Васильевич сыграл новую песню для своего ансамбля. От нахлынувших эмоций и волнения перехватывало горло, в глазах стояли слезы.

На следующее утро ансамбль отправился к перронам Белорусского вокзала, чтобы исполнить песню «Священная война» перед бойцами, отправлявшимися на фронт. На перроне слезы прощания, крики, слились в общем шуме. Когда артисты ансамбля появились в толпе, на них почти не обратили внимания. Военная форма в те дни никого не удивляла. Но вот музыканты выстроились полукругом, они заняли свои места и над толпой загремел набат незнакомой песни.

С первых же тактов песня захватила всех находящихся на перроне. Наступила абсолютная тишина.

Слушаем «Священная война» (2-3куплет). На фоне музыки звучат слова.

Словно невиданный клич позвал людей! Все стояли по стойке смирно, завороженные могучей силой песни. Такого они еще не слышали. На суровых лицах видны были слезы, и это волнение передалось исполнителям. У них тоже видны были слезы…

Песня высказалась за всех сразу.

Она утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль «Священную войну».

С этого памятного дня и началась биография песни «Священная война».

Какие чувства у вас вызвала эта песня?

Какими словами можно охарактеризовать её?

Грозная, мужественна, суровая. Эта песня придавала солдатам уверенность, поддерживала боевой дух солдат, она призывали народ объединиться на борьбу с врагом.

Казалось, что среди грохота сражений, могут звучать лишь боевые песни да марши.

Нужны ли были, ласковые, лирические песни на фронте, разве они могли поднять боевой дух солдат?

Да, нужны. Они вселяют уверенность, пробуждает надежду, что все беды пройдут, страшная война закончится и солдаты вернуться на Родину живыми, встретят своих любимых и родных.
О какой песне из вашего списка идет речь? Читаем слова песни (Катюша), можно пропустить ключевое слово Катюша, один или два куплета.

1 Смуглянка

2 Священная война

3 Тёмная ночь

4 Синий платочек

5 Катюша

6 Эх, дороги


Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег ………..,
На высокий берег на крутой.
Выходила на берег ………..,
На высокий берег на крутой.

Выходила, песню заводила,
Про степного сизого орла.
Про того, которого любила,
Про того, чьи письма берегла.
Про того, которого любила,
Про того, чьи письма берегла.

Эта песня «Катюша».

Уже, с первых дней войны, стали слышны тихие слова лирической песни «Катюша».

В песне, на сл. Михаила Васильевича Исаковского, муз. Матвея Исааковича Блантера,  ярко выражены воспоминания о мирной жизни, так же слышен призыв к борьбе с ненавистным врагом, потому что дорога к дому, к любимой ведет через войну, через испытания и невзгоды.

Песня была написана до войны ещё 1937 году, но особую популярность она получила в дни Великой Отечественной войны. Одной из первых исполнила песню «Катюша» Ли́дия Андре́евна Русла́нова.  Миллионы людей воспринимали героиню песни как реальную девушку, которая любит бойца и ждет ответа. Песня быстро стала одной из самых любимых. Она вселяла уверенность, пробуждала надежду в светлое будущее.

Слушаем песню «Катюша» в исполнении Лидии Руслановой, два куплета.


Что можно сказать об этой песни? Какие чувства вызывает она? Каков ее характер? Давайте сравним и проанализируем эти две песни, определим характер и настроение каждой.


IV. Физкультминутка.


Встаем около своих парт. Маршируя, исполняем песню «Катюша», в современной обработке.


Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой.

Выходила, песню заводила,

Про степного сизого орла.
Про того, которого любила,
Про того, чьи письма берегла.
Про того, которого любила,
Про того, чьи письма берегла.

Ой, ты песня, песенка девичья,
Ты лети за ясным солнцем вслед.
И бойцу на дальнем пограничье,


От катюши передай привет.
И бойцу на дальнем пограничье,
От катюши передай привет.


Пусть он вспомнит девушку простую,
Пусть услышит, как она поет,
Пусть он землю бережет родную,
А любовь Катюша сбережет.
Пусть он землю бережет родную,
А любовь Катюша сбережет.

Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой.

Сегодня, какая самая знаменитая песня о войне и победе?

Конечно, это песня «День Победы». Но история создания этой песни своя.

Главная песня Победы родилась через 30 лет после завершения войны. Песня «День Победы» была написана поэтом Владимиром Харитоновым и композитором Давидом Тухмановым  к 30- летию великой даты. По этому поводу был объявлен конкурс на создание песни в честь юбилея Победы.

Авторы очень быстро написал песню, и её успели передать на последнее прослушивание конкурса. Но никакого места песня «День Победы» не заняла. На предварительном прослушивании песня членам жюри не понравилась. В результате она была запрещена. Песню не исполняли – ни на радио, ни на телевидение.

Лишь в ноябре 1975 года в концерте, посвященном Дню милиции, Лев Лещенко исполнил «День Победы» в прямом эфире.

Публика сразу приняла песню, и «День Победы» была исполнена еще раз – на «бис». После этого, песня «День Победы» навсегда осталась в репертуаре военных дней, её стала петь вся страна, она стала символом великой победы.


V. Применение знаний и умений в новой ситуации. Коллективная работа в группах.

А сейчас, я хочу посмотреть, как вы можете работать в команде. Первый ряд, это команда номер один, второй и третий ряд – команда два и три.

Задание 1.Каждой команде дают конверт с буквами. Нужно собрать из них, как можно больше названий военных песен.

Задание 2.

По первым звукам мелодии команда первого ряда, говорит название песни. Если ответ не верный, то ход переходит к следующей команде. Включаем музыку.

1 Смуглянка

2 Священная война

  1. Тёмная ночь

  2. Синий платочек

  3. Катюша

  4. Эх, дороги

  5. День Победы

VI. Рефлексия (подведение итогов занятия).


Военная песня – это, к счастью, не только война. Это и народная память, и воспитание лучших патриотических чувств у нашего поколения, и призыв к сплочению и братству всех, живущих на родной земле. В песнях военных лет сохранены, для грядущих поколений, легендарная храбрость и душевное мужество, оптимизм и великая человечность Русского Солдата!

Сегодня мы вспомнили песни военных лет. Выяснили, что даже в трудное время людям нужна была песня, которая поднимала, поддерживала, объединяла, поднимала боевой дух, помогала воевать, работать и побеждать.

Песни войны, они и теперь, по прошествии более чем 75 лет, по-прежнему волнуют души ветеранов, любимы людьми старшего и молодого поколения.

Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны помнить все.

Хотелось бы прочитать стихотворение, написанное после войны в 1968 году.


А песня ходит на войну,
А песня рушит доты,
Я тоже песню знал одну,
Как подданный пехоты.

На том гремучем рубеже,
Когда трясет планету,
Она приходит - и уже
Ни зла, ни страха нету.

В нее стреляет миномет,
Ее сечет граната,
А песня- влет. И все поет,
И все ведет солдата.

Она ведет. Она поет.
Она как свет, живуча.
Над нею рыщет самолет,
Летит снарядов туча.

В нее стреляют сто полков…
Висит разрывов проседь…
Но в мире нет таких стрелков,
Чтоб мир обезголосить.

Сергей Островой.



VII. Выход из класса под звуки “День Победы”.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Роль песни в годы Великой Отечественной Войне».

Автор: Мотова Н.А.

Дата: 06.01.2022

Номер свидетельства: 596950

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Роль песни в Великой отечественной войне"
    ["seo_title"] => string(40) "rol_pesni_v_velikoi_otechestvennoi_voine"
    ["file_id"] => string(6) "527685"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1574169875"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) ""Песни Великой Отечественной войны". Конспект занятия по музыке "
    ["seo_title"] => string(70) "piesni-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny-konspiekt-zaniatiia-po-muzykie"
    ["file_id"] => string(6) "231355"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442479251"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Поэзия Великой Отечественной войны "
    ["seo_title"] => string(40) "poeziia-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "165341"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422799138"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(268) "Отчёт о проведении предметной недели ШМО учителей русского языка, литературы и истории, посвящённой 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "
    ["seo_title"] => string(172) "otchiot-o-proviedienii-priedmietnoi-niedieli-shmo-uchitieliei-russkogho-iazyka-litieratury-i-istorii-posviashchionnoi-70-lietiiu-pobiedy-v-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie"
    ["file_id"] => string(6) "220207"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1434545723"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Культура в годы Великой Отечественной войны "
    ["seo_title"] => string(51) "kul-tura-v-ghody-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny-1"
    ["file_id"] => string(6) "216838"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433160555"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства