Просмотр содержимого документа
«“Развитие речи через различные виды музыкальной деятельности"»
Использование музыки на уроках развития речи.
Цель: обучение описанию внешнего вида героя по музыкальному произведению.
Задачи:
I. Образовательные:
повторить и закрепить навык написания сочинения-описания;
отработать правописание личных местоимений;
повторить правила постановки знаков препинания при диалоге и прямой речи.
II. Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к фольклорному наследию народа;
прививать любовь и интерес к классической музыке.
III. Развивающие:
развивать умение работать над сочинением по разным источникам речи;
обогащать словарный запас детей;
развивать фантазию, умение творчески работать над сочинением;
развивать коммуникативную и лингвистическую компетенции.
Оборудование:
магнитофон, диск CD-R с записью пьесы Э. Грига “Кобольд”;
детские рисунки с изображением гномов, кобольдов, маленьких человечков;
литературные тексты.
Ход урока
1. Целевая установка.
2. Вводное слово учителя:
Сегодня у нас не совсем обычный разговор. Речь пойдёт об удивительном сказочном персонаже, герое многих-многих сказок разных народов мира: французов, немцев, датчан, норвежцев… Он живёт в лесу, в горных подземельях, где прячет свои сокровища, дружит с Беляночкой и Розочкой из сказки Братьев Гримм. Сейчас я зачитаю вам отрывок из сказки, и вы сразу догадаетесь, о каком сказочном персонаже идёт речь:
“Как-то раз мать послала девочек за хворостом. Собирая хворост, они вдруг заметили, что в траве, возле большого поваленного дерева, что-то прыгает, но никак не могли разглядеть, что это такое. Девочки подошли ближе и увидели - ? – крошечного человечка со старым сморщенным лицом и очень длинной белой бородой. Конец его бороды застрял в щели дерева, и человечек прыгал вокруг ствола, как собачка на привязи, не зная, как ему освободиться”.
Беседа.
- Кого встретили в лесу Беляночка и Розочка? (Гнома-карлика).
- Какие слова в сказке помогли вам узнать его?
(Крошечный человечек со старым, сморщенным лицом, очень длинной белой бородой).
- Так кого же называют гномом?
(Маленького, короткого человечка).
- Да, “в западноевропейской мифологии гном – бородатый карлик, охраняющий подземные сокровища, олицетворение сил земли”.
- Назовите, какие вы ещё знаете сказки о гномах, маленьких героях?
( “Белоснежка и семь гномов” сказка Братьев Гримм; “Оле-Лукойе”, “Дюймовочка”, “Эльф розового куста” Г. Х. Андерсена; “Чудесное приключение Нильса с дикими гусями” Сельмы Лагерлёф, “Холодное сердце” Гауфа; “Незнайка в Солнечном городе” Николая Носова и др.)
Вспомните сказку, где из ячменного зёрнышка появилась на свет крошечная девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в дюйм ростом (2,5 см.). Её так и прозвали - ? – Как?
(Дюймовочкой).
“Она была легче лебединого пуха. Скорлупка грецкого ореха была её колыбелькой, голубые фиалки – периной, а лепесток розы – одеялом. На столе стояла тарелка с водой, её края окружал венок из цветов. Длинные стебельки цветов купались в воде, у самого же края плавал большой лепесток тюльпана. Он служил малышке лодочкой, на которой можно было переправляться с одной стороны тарелки на другую. Дюймовочка каталась на своей чудесной лодочке и распевала песни. Такого нежного голоска, как у неё, никто никогда не слышал. А когда пришла зима, и пошёл снег, то одна снежинка была для крошки то же, что для нас целая лопата снега”.
- Ещё об одном крошечном существе, живущем среди цветов, рассказывает Андерсен в сказке “Эльф розового куста”.
“Эльф был такой крошечный, что человеческим глазом его не разглядеть было. За каждым лепестком розы у него было по спальне; сам он был удивительно нежен и мил, ну, точь-в-точь хорошенький ребёнок, только с большими крыльями за плечами”.
- О забавных коротышках из Цветочного и Солнечного городов: Незнайке, Сиропчике, Пончике, докторе Пилюлькине и многих-многих других рассказывал Николай Носов.
- А вот что поведал нам о мальчике-с-пальчик Василий Андреевич Жуковский:
Жил маленький мальчик, Был ростом он с пальчик, Лицом был красавчик, Как искры глазёнки, Как пух волосёнки, Он жил меж цветочков. В жары отдыхал он, И ночью там спал он, С зарёй просыпался, Живой умывался росой, Наряжался в листочек атласный.
- Гном (герой-малыш) представляется маленьким только среди обычных людей. Среди гномиков он нормального размера. Но и человек обычного роста может быть тоже гномом, лилипутом.
- Как вы думаете, когда такое случается с героем? В какой сказке? Вспомните сказку Свифта “Гулливер в стране лилипутов”, “Гулливер в стране великанов”.
- А вот в сказке Льюиса Кэрролла “Алиса в стране чудес” девочка откусила пирожок и стала маленькой-маленькой. И таким образом смогла проникнуть в нору.
3. Обобщающие слово. Организация беседы.
Словом, герои-малютки - достаточно частые гости волшебных повествований. И все они, как и обычные люди, не похожи друг на друга, имеют свой характер. Есть среди них настоящие злые волшебники. Вспомните троллей из сказок Андерсена, например, из “Снежной королевы”.
- Какое недоброе дело сотворил злющий-презлющий тролль?
(Злой тролль смастерил такое зеркало, в котором всё доброе и прекраснее уменьшалось донельзя, все же негодное и безобразное, напротив, так и бросалось в глаза и казалось ещё хуже.)
- Есть у Андерсена и добрые малютки, например, знаменитый Оле-Лукойе.
Чтение отрывка.
“Когда дети заснут, Оле-Лукойе присаживается к вам на постель. Одет он чудесно: на нем шелковый кафтан, только нельзя сказать, какого он цвета - он отливает то голубым, то зелёным, то красным, смотря по тону, в какую сторону повернется Оле. Под мышками у него по зонтику: один с картинками, который он раскрывает над хорошими детьми, и тогда им всю ночь снятся чудесные сказки. А другой - совсем простой, гладкий, который он развёртывает над нехорошими детьми: ну, они и спят всю ночь как чурбаны и поутру оказывается, что они ровно ничего не видели во сне”.
- Вы обратили внимание на волшебный костюм Оле-Лукойе?
- А как еще бывают одеты гномы в сказках?
Установка на детальное слушание.
- Послушайте, как описывает своего героя сказочница Лагерлёф (“Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями”.) Запишите слова, которые помогают представить гномов.
“Маленький человек. На голове - широкополая шляпа, чёрный кафтанчик украшен кружевным воротником и манжетами, чулки у колен завязаны пышными бантами, а на красных сафьяновых башмачках поблескивают серебряные пряжки”.
Чтение.
Сказочник Гауф в “Холодном сердце” так описал своего героя: “Петер увидел под корнями старой ели крошечного старичка в чёрном кафтанчике, в красных чулочках, с большой остроконечной шляпой на голове. Старичок приветливо смотрел на Петера и поглаживал свою небольшую бородку – такую лёгкую, словно она была из паутины. Во рту у него была трубка из голубого стекла, и он то и дело попыхивал ею, выпуская густые клубы дыма”.
Беседа.
- Итак, как одеты здесь гномы?
- А теперь послушайте отрывок и подумайте, что помогло нам понять, что Незнайка – малыш.
“Открыв глаза, Незнайка увидел, что лежит в чужой комнате. По углам стояли маленькие креслица. На стенах висели коврики и картины с изображением разных цветов. У окна стоял круглый столик. На нём возвышалась куча разноцветных ниток для вышивания и лежала подушечка, вся утыканная иголками, словно ощетинившийся ёжик”.
(Уменьшительно-ласкательные суффиксы в словах)
4. Обсуждение наблюдений над текстами.
Описывая коротышку-гнома, сказочник использует множество слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Но весь секрет в том, как уже мы говорили, что гном представляется маленьким только среди обычных людей.
- А теперь рассмотрите иллюстрации к сказкам о малютках. Опишите героев, их жилище, место, где они обитают (работа с иллюстрациями).
5. Подготовка к восприятию музыки
Удивительно, что гномиков можно не только нарисовать красками или описать словами, но о маленьких человечках можно рассказать и музыкальными звуками.
В весёлом хороводе пляшут гномы у Ференца Листа. Они так развеселились, что не могут остановиться. Хохочут, падают друг на друга и снова пускаются в задорный пляс.
У Эдварда Грига, норвежского композитора, есть небольшое музыкальное произведение “Пер Гюнт”, о приключениях, мечтавшего покорить весь мир. В эту сказочную историю ( текст её создан писателем Ибсеном) включена сцена, в которой Пер попадает в пещеру Доврского деда – горного короля, злобного и коварного тролля. Много пришлось пережить Перу, прежде чем он смог вернуться домой к своей возлюбленной Сольвейг. Когда вы повзрослеете, вы обязательно услышите эту изумительную сказку.
Сегодня мы будем говорить о другой пьесе Грига – “Кобольд”. Это слово в переводе с норвежского означает “маленький тролль”. Кобольд – излюбленный персонаж скандинавских преданий. Они живут в далёких горных подземельях, куда заманивают неосторожных путников, завораживают их, женят на своих дочерях и становятся владыками людских душ. Отвратительны и хитры взрослые тролли. Но в детстве они могут быть другими, как и люди.
Вот как композитор Эдвард Григ впервые встретился с кобольдами:
“Была зима. Тишина стояла в окутанном туманом городе. До Эдварда, когда он шёл в школу мимо застывших домов, доносился только гул моря. А сегодня он услышал ещё какой-то звук, похожий на далёкий стон. Эдвард сразу догадался: это кобольды – горные духи – томятся в своих пещерах. Им хочется попрыгать по горам, но не очень-то разгуляешься по такой погоде. Как-то осенью Эдвард увидел за городом глубокую пещеру и по крохотным следам – отпечаткам круглых башмаков сразу понял, что здесь живут духи, и даже пытался поговорить с ними.
Кто знает, может быть, кобольды и отвечали Эдварду. Но ничего не было слышно из-за шума ручья. Он вздулся от долгих дождей и с грохотом катился с гор в долину.
Потом, разучивая музыкальные упражнения, Эдвард вспомнил круглые следы и представил себе смешных кобольдов. Будто увидел их, стоя у входа в пещеру.
Клавиши дрогнули – маленькие существа понеслись по кругу, стуча деревянными башмачками. Но тише, тише… Ведь их топот едва слышен за бурлящим ручьём. Вот он! Звонкие стремительные звуки рвутся из-под пальцев. Вдруг они перешли на шёпот – это выглянуло солнце и почти высушило ручей. Теперь время кобольдов! Но хрустнула ветка – духи испуганно вскрикнули и пропали… Эдвард закончил играть. Он боялся верить, что смог передать звуками то, что представил себе”.
Установка на слушание.
- А теперь вообразите, что вы тоже встретились с этим забавным, что-то замышляющим кобольдом.
Подумайте:
Чем Кобольд занят?
Какое у него настроение?
Где происходят события пьесы? Как выглядит это место?
Какой он – герой музыкальной истории?
6. Слушание музыки.
7. Беседа о музыкальных впечатлениях.
- Какую историю рассказала вам музыкальная пьеса?
- Что вы представили, почувствовали?
Учащиеся отвечают на вопросы.
ЯЗЫКОВАЯ ПОДГОТОВКА.
Возможный языковой материал:
1. Внешний вид: забавный, на нём круглые деревянные башмачки, короткие штанишки, красный колпачок на голове, длинная седая борода и т. п.
3. Действия, движения: неуклюжий, задевает нечаянно лесные колокольчики, и они…; бросается шишками, пугается, падает, хнычет, бежит без оглядки, вздрагивает, колдует (гном-колдун), спотыкается, танцует на лунной дорожке.
4. Сказочный пейзаж: скалы с пещерами и гротами в них; пенящиеся шумные ручьи; деревья, поросшие от обилия влаги мхом; за каждым деревом таится лесной дух; тихие и бездонные озёра.
5. Звуки: шум падающей воды, ручья; далёкие звоны в горах; прозрачная мелодия; мягкая мелодия, таящая в себе жизненную силу; быстрые, порхающие звуки.
8. Устные описания, их обсуждение, редактирование.
9. Повторное прослушивание пьесы.
Обобщающее слово учителя о содержании музыки и её художественных средствах (изобразительно-выразительных).
- Вы ещё раз прослушали пьесу Э. Грига, окунулись в сказочный мир суровой норвежской природы, где за каждым деревом, в расщелинах скал, под корягами, среди мхов и лишайников притаились лесные духи - кобольды- хранители волшебных сокровищ.
У каждого из вас будет в сочинении своя сказочная история, свой маленький герой.
Не забудьте так рассказать о музыке, чтобы ваш читатель почувствовал её очарование и очень захотел услышать чарующие звуки музыкальной композиции Эдварда Грига.
10. Работа над сочинением.
Создание письменного связного текста. Самостоятельная деятельность учащихся.
Литература.
Андерсен, Х. К. Сказки [Текст] / Х. К. Андерсен. – Фрунзе: Мектеп, 2002. -224 с.
Белобородова, В. К. Музыкальное восприятие школьников [Текст] / В. К. Белобородова, Г. С. Ригина, Ю. Б. Алиев. - М. : Педагогика, 1995.- 160 с.
Вершинина, Г. Б. Использование музыки на уроках развития речи [Текст] / Г. Б. Вершинина. – Кемерово, 1991. - 97 с.
Вершинина, Г. Б. Детское слово о музыке: теория и практика обучения на уроке развития речи [Текст] / Г. Б. Вершинина. – Новокузнецк, 1995.- 230 с.
Кабалевский, Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? [Текст] / Д. Б. Кабалевский. – Изд. 2 – М. : Советский композитор, 1982. - 214 с.
Ширинян, Р. К. Норвежская музыкальная культура. Эдвард Григ [Текст] // Музыкальная литература зарубежных стран. Выпуск 5. / Под ред. Левик Б. – М.: Музыка, 1984. – 395 с.
object(ArrayObject)#874 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(259) "Семинар на тему: "Реализация образовательных областей через различные виды деятельности у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС" "
["seo_title"] => string(157) "sieminar-na-tiemu-riealizatsiia-obrazovatiel-nykh-oblastiei-chieriez-razlichnyie-vidy-dieiatiel-nosti-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-v-sootvietstvii-s-fgos"
["file_id"] => string(6) "142417"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1418294921"
}
}