Развитие музыкальных навыков у детей дошкольного возраста
Развитие музыкальных навыков у детей дошкольного возраста
Цель занятия:
Развивающая: Всестороннее развитие творческих способностей детей. Пробуждение и развитие интереса к пению, активизация слухового восприятия, развитие чувства ритма, творческой фантазии.
Обучающая: формирование первичных навыков и умений по теме, развитие двигательной координации, слуховой и зрительной памяти.
Воспитательная: формирование навыков общения в группе детей. Воспитание интереса и любви к музыке, потребности в общении с искусством, усидчивости, дисциплины и чувства ответственности.
Задачи занятия:
Снять мышечные и психологические зажимы;
Формировать навыки самостоятельной работы;
Развивать навык правильного пения на дыхании, дикции.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие музыкальных навыков у детей дошкольного возраста»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств» г. Бакала
Методическая разработка открытого урока
по предмету «Развитие музыкальных способностей»
Тема: «Развитие музыкальных навыков
у детей дошкольного возраста»
Преподаватель
хоровых дисциплин
Лобко Г.А.
г. Бакал
28 апреля 2022 г.
Преподаватель: Лобко Галина Алексеевна
Дата проведения: 28.04.2022 г.
Учебная дисциплина: развитие музыкальных способностей
Класс: группа «Малыш»
Тема занятия: Развитие музыкальных навыков у детей дошкольного возраста
Вид занятия: урок
Форма проведения занятия: открытый урок
Тип урока: урок комплексного применения знаний
Мотивация темы и типа урока: стимулировать творческие способности детей через музыку, игру
Продолжительность занятия: 30 минут
Место проведения занятия: МБОУ ДО «ДШИ» г. Бакала
Цель занятия:
Развивающая: Всестороннее развитие творческих способностей детей. Пробуждение и развитие интереса к пению, активизация слухового восприятия, развитие чувства ритма, творческой фантазии.
Обучающая: формирование первичных навыков и умений по теме, развитие двигательной координации, слуховой и зрительной памяти.
Воспитательная: формирование навыков общения в группе детей. Воспитание интереса и любви к музыке, потребности в общении с искусством, усидчивости, дисциплины и чувства ответственности.
Задачи занятия:
Снять мышечные и психологические зажимы;
Формировать навыки самостоятельной работы;
Развивать навык правильного пения на дыхании, дикции.
Методы обучения:
Наглядный (слуховой и зрительный);
Словесный;
Объяснительно-иллюстративный.
Психологические условия на занятии:
Психологически комфортная атмосфера;
Учет индивидуальных особенностей детей;
Дифференцированный подход;
Личностно-ориентированное обучение.
Формы и методы контроля: Индивидуальный, фронтальный
Методическое обеспечение:
Каплунова И. «Этот удивительный ритм», Санкт-Петербург, «Композитор», 2010
Каплунова И. «Праздник Каждый день», Санкт-Петербург, «Композитор», 2010
Поплянова Е. «Сборник песен»
Программа «Развитие музыкальных способностей детей от 4 до 6 лет на отделении раннего эстетического образования»
Смолина Е. «Современный урок музыки», М. «Академия развития», 2007
Шереметьев В. «Пение и воспитание детей в хоре», Челябинск «Версия», 1998
Щетинин М. «Дыхательная гимнастика Стрельниковой», Москва, 1999
Улашенко Н. «Нестандартные занятия», Волгоград, 2008
Вступительное слово преподавателя: Мир детства, самый удивительный и неповторимый в жизни каждого человека, а дошкольный возраст интересен больше всего.
Развитие слуха, музыкальной памяти, координации между слухом и голосом способствует общему развитию здоровья ребенка, становлению полноценной личности.
Музыка вводит детей в мир эмоциональных переживаний, радости и это отражается на характере человека, его отношении к музыке. Без приобщения к миру прекрасного невозможно целостного развития личности ребенка.
Дети стоят в центре зала. Несколько ребят, высоко держа колокольчики, звенят, сообщая о начале урока.
Преподаватель: Здравствуйте. (до-ми-соль)
Дети хором: Здравствуйте!
(затем преподаватель приветствует каждого ребенка в разных вариантах:
Громко-тихо
Быстро-медленно
Высоко-низко
Весело-грустно
Движение мелодии попевок меняется (вверх, вниз, на месте и т.д.). Дети стараются импровизировать музыкальные приветствия.
Преподаватель: (показывает ноты песен Е. Попляновой)
Я – ваша подруга, я – ваша попутчица,
В пути без меня ничего не получится.
Со мною друзья, всегда интересней.
Узнали кто я? Ну конечно же….песня
Исполняется хором песня Е. Попляновой «Пора начать урок»
Преподаватель: Вот с таким хорошим настроением мы начинаем наш урок.
Артикуляционная гимнастика
В работу включаются все механизмы певческой регуляции: лицевая мускулатура, язык, губы, мышцы грудной клетки.
1.Артикуляционное упражнение «Язычок»
Наш забавный язычок
Щелк, щелк, щелк, щелк!
Зубки чистим мы умело
Вправо-влево, вправо-влево
Мы нисколько не устали
Вверх и вниз им двигать стали.
Словно пчелки пожужжали ЖЖЖ………
Как машина порычали РРР……..
Как лошадки вскачь пустились
Вовремя остановились.
(Упражнение выполняется 4 раза под музыку детских песен)
2. Шепотом, выразительно произносить текст
Тс, тише, слушайте ребята
Жил великан один когда-то
Во сне вздохнул он что есть сил
И мышь живую проглотил
Преподаватель: Предлагаю вам вспомнить, что означает слово Ритм. Где в нашей жизни есть ритм? У кого, у чего? Например, у часов: тик-так, тик-так.
Дети проговаривают свои ответы:
У человека: вдох-выдох
У природы много разных ритмов: утро-день-вечер-ночь, лето-осень-зима-весна.
У цветка: распуститься-цвести-завянуть.
Преподаватель: ритм – это сочетаниекоротких и длинных хлопков (звуков).
Короткие хлопки
Длинные хлопки
Записываем в тетради
Каждый ребенок пропевает свое имя, прохлопывает или простукивает его. Затем все дружно пропевают имя и одновременно прохлопывают, протопывают, шлепают по коленям, проигрывают на шумовых инструментах, палочках.
Преподаватель: получились замечательные песенки.
А теперь повторим стих «Тигренок». Говорим четко, выразительно, эмоционально.
Эй, не стойте слишком близко
Я тигренок, а не киска
Варианты исполнения
Проговаривая текст ритмично хлопать в ладоши или по коленям
Использовать шумовые инструменты
Ударять кулачком о кулак
Ударять пальчиком о пальчик
Преподаватель: Пение – единственная разновидность музыки, в которой инструмент – часть тела человека; органы его дыхания. Учиться петь – это учиться управлять дыханием и певческим эмоциональным настроением. От дыхания зависит сила, красота и продолжительность звука.
Вдох – активный, выдох – пассивный.
Ладошки – короткий вдох носом, пассивный - через рот. Одновременно сжимать ладони в кулак.
Свеча - короткий вдох, длинный выдох (гасим свечу).
Комар – короткий вдох, озвученный выдох ЗЗЗ……
Ветер – ССС…….
Энергично произносить парные звонкие и глухие согласные «п-б», укрепляет мышцы губ.
Преподаватель: Ребята, давайте вспомним, как называется один из самых больших и важных музыкальных инструментов. Я вам подскажу: загадаю загадку.
У какого инструмента
Есть и струны и педаль?
Угадать его не сложно:
Это старый наш …. (Рояль)
Посмотрите, как он выглядит на рисунке в концертном зале (показываю изображение рояля).
Преподаватель: «Загадки из нотной тетрадки» вам прислали учащиеся 1 класса. Эти загадки о музыкальных инструментах. (На столе лежат картинки с изображением инструментов. Дети отгадывают загадку и подбирают рисунок).
Как будто девушка запела,
И в зале словно посветлело.
Скользит мелодия так гибко,
Затихло все: играет…. (Скрипка)
Блестящая и медная
Так здорово дудит,
Что наша киска бедная
Под тумбочкой сидит (Труба)
Деревянный инструмент
Зазвучит в один момент
Струнам звонко подпевай-ка
Заиграла …..(балалайка)
Сам пустой, голос густой
Дробь отбивает, шагать помогает (Барабан)
Преподаватель: Вот сколько, оказывается, существует музыкальных инструментов, мы даже еще не все перечислили. Но, чтобы научиться на них играть, нужно развивать ловкость, подвижность пальчиков.
«Рука – это инструмент всех инструментов» - Аристотель.
Пальчиковые игры
Пальчиковые игры интересны и полезны для каждого ребенка. Они дают возможность развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм у ребенка развивается внимательность, способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми и взрослыми, побуждают малышей к творчеству.
Произносить тексты пальчиковых игр нужно четко, выразительно: то повышая, то понижая голос, делать паузы, подчеркивать отдельные слова, а движения выполнять синхронно.
Жестовые игры производят яркое впечатление на малышей. Ребенок воспринимает их и зрением и слухом, и тактильно-мышечно, что способствует хорошему сенсорному развитию, желанию говорить, ритмично двигаться.
Радуга
Гляньте: радуга над нами
(нарисовать над головой полукруг)
Над деревьями
(руки подняты вверх, пальцы разомкнуты)
Домами
(руки сложены над головой - крыша)
И над морем, над волной
(нарисовать волну рукой)
И немножко надо мной
(дотронуться до головы)
Преподаватель: наш урок подходит к завершению. Я рада, что урок прошел в радостной творческой обстановке. Все ребята активно, с желанием работали. Молодцы!
А в заключение порадуем присутствующих в этом зале гостей замечательной песней А. Абеляна «Прекрасен мир поющий»
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(255) "Консультация для родителей на тему "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах."
["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_dlia_roditelei_na_temu_razvitie_muzykalnykh_sposobnostei_detei_dos"
["file_id"] => string(6) "529998"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
["date"] => string(10) "1575373474"
}
}