Просмотр содержимого документа
«Разработка урока в 5 классе»
Разработка урока по музыкальному искусству 5 класс
Тема урока: Изобразительность музыки разных эпох.
Цель урока: Познакомить с изобразительностью музыки разных эпох на примере творчества итальянского композитора Никколо Паганини.
Задачи урока:
образовательная: познакомить учащихся с историей возникновения инструмента скрипки,
с творчеством итальянского композитора и скрипача – Н. Паганини,
с жанром инструментальной музыки «каприс»
развивающая: способствовать развитию средствами музыкальной выразительности
творческого потенциала учащихся, их познавательной деятельности;
научить детей чувствовать живописность и музыкальность худ. образов.
воспитательная: воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведения музыкального
и изобразительного искусства, высоко – художественный вкус,
слушательскую культуру.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать/ понимать: связь музыки и живописи, изобразительность музыки разных эпох,
выразительные возможности скрипки, имена великих скрипичных мастеров.
Личностные:
анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувстваокружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Метапредметные:
Уметь сопоставлять произведения скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох, через сравнение различных интерпретаций музыкальных произведений, эмоционально воспринимать и характеризовать музыкальные произведения
Оборудование: Компьютер, проектор, экран, аудиозаписи, презентация, музыкальный инструмент, портреты композиторов.
2. Актуализация опорных знаний. (Связь музыки и ИЗО)
3. Знакомство с новым материалом. (Н. Паганини)
4. Слушание Н. Паганини «Каприс № 24», Рахманинов «Рапсодия на темуПаганини»
5. Вокально – хоровая работа. Закрепление песни «Краски»
6. Рефлексия.
Сценарий урока.
Муз приветствие: Добрый день вам, добрый день
В мире музыки, фантазии и песен
Добрый будь, щедрый будь
И с искусством в добрый путь
Уч. Я рада приветствовать вас на замечательном уроке искусства - музыке. С какими же видами искусства связана музыка?
(ответы детей)
Уч. А как же связана музыка и изобразительное искусство? Слайд 1
(ученики приводят примеры, проводят параллель между картинами и музыкой Мусоргского)
Слушаем: Мусоргский «Богатырские ворота»
Уч. Каждая эпоха, каждое время представляло свету свои произведения музыкального искусства, ярких и изобразительных. Давайте ка немного окунёмся в прошлое. Какое время изображено на картинах. Слайд2
(ученики рассматривают картины, варианты ответов)
Уч. Мы не случайно рассматривали картины 18 – 19 в. так как сегодня мы свами познакомимся с музыкой выдающегося скрипача, композитора нач. 19в. – Никколо Паганини и конечно с замечательным инструментом – скрипкой. Слайд3.
Сообщения учащихся. Слайд 4
Родина скрипки – Италия. Она была любимым инструментом бродячих актёров, звучала во дворцах, на балах. Изготовить такой инструмент было очень непросто. Дерево нужно было срубить весной. Для верхней поверхности использовали ель, для нижней – клён. Слайд5
Очень затейлива форма скрипки. На поверхности скрипки натянуты 4 струны. Звук извлекается при помощи смычка, специальной палочки. Такая форма скрипки пришла к нам из Индии.
А в Европе скрипка появилась в 16 в. Скрипка, как народный инструмент сохранилась до наших дней в Болгарии, Венгрии, Румынии, Польше. Выдающиеся мастера занялись изготовлением скрипок. Лучшие скрипки были созданы скрипичными мастерами Никколо Амати, Антонио Страдивари, Андреа Гварнери. Слайд 6.
Уч. Говорят, что скрипка может смеяться, радоваться, горевать и плакать. Её голос похож на человеческий. Не зря есть такое выражение « Скрипка поёт».
Игрой на скрипке увлекались многие музыканты, но такого виртуозного скрипача, как Никколо Паганини – не было.
Сообщения учащихся Слайд 7.
Никколо Паганини (1782 – 1840) – выдающийся итальянский композитор, скрипач – виртуоз. Родился 27 октября 1782 г. в Генуе в семье мелкого торговца. Отец первый заметил в сыне способности к музыке и стал обучать его игре на скрипке и мандолине. Эти уроки стали для мальчика настоящей пыткой, так как Паганини - старший отличался необузданным характером, Никколо доставалось за малейшую ошибку, и любой другой на его месте возненавидел бы музыку. Тем не менее, талант взял своё: в восемь лет Паганини написал первую сонату, а с девяти начал концертировать в Генуе. Слайд 8
Паганини писал для скрипки, которой владел в совершенстве, а также для гитары (около 200 произведений). Из скрипичных сочинений наиболее известны 24 каприса (изданы в 1820 г.), 6 концертов для скрипки с оркестром (1815—1830 гг.), 12 сонат, вариации на оперные и балетные темы. Его называли человеком – легендой. Публика приходила в восторг, когда он играл на скрипке. Он открыл новые приёмы игры на этом инструменте: игра на одной струне, игра двойных нот, игра щипком – пиццикато. Говорили, что «он продал душу дьяволу в обмен на талант». Слайд 9.
Уч. Одним из самых известных сочинений Паганини стал «Каприс №24»
«Каприс» в перев. с французского – прихоть, каприз. Музыка как будто капризничает, не сдерживая эмоции. Этот жанр инструментальной музыки появился в 17 веке, а расцвета достиг в 18 в творчестве Паганини, Листа.
Слушаем: Н. Паганини «Каприс № 24»
Уч. У вас на столах есть карточки с музыкальными характеристиками. Подберите те, которые подходят к прослушанной музыке.
(Учащиеся читают выбранные характеристики)
Знакома ли эта музыка?
В какой форме написано это произведение?
Почему композитор назвал свое произведение каприс?
(Ответы учеников)
Уч. Мелодию этого произведения неоднократно повторяли в своих сочинениях разные композиторы, как дань уважения и памяти скрипачу-виртуозу. Музыкальный портрет Паганини создал в своем произведении С. Рахманинов. На эту музыку в Большом театре в Москве был поставлен балет. Слайд 10
Слушаем: Рахманинов «Рапсодия на тему Паганини»
Давайте попробуем сравнить музыку Рахманинова и музыку Паганини. Какие черты шедевра подчеркнул Рахманинов.
(Ответы детей)
Уч. Музыка и изобразительное искусство. В музыке – звуки, а в изобразительном искусстве – краски. Вспомните песню, которую мы разучили на прошлом уроке?
Правильно. Это песня – «Краски». О чём эта песня?
Сегодня мы работаем над 2 куплетом песни.
(Работа над ансамблем, дикцией. Выразительное исполнение под фонограмму)
Рефлексия. Вот и подошёл к концу наш урок. Урок был насыщенный, яркий, очень многое вы сегодня узнали. У вас у каждого есть нотки, на которых вы напишите, что вы узнали нового на уроке.