Просмотр содержимого документа
«Разработка урока 6 класс "Сила музыки"»
Муниципальное Общеобразовательное учреждение «Школа № 151 города Донецка»
Разработка урока по предмету «Музыкальное искусство» для учащихся 6 класса
Учитель музыкального искусства Н. А. Криворучко
Задачи, которые я ставлю на своих уроках -увлечь музыкой, почувствовать музыку в себе, понять и разгадать ее таинственный и волшебный язык.Мои уроки направлены на воспитание хорошего вкуса, то есть на выработку «иммунитета» против всего «низкопробного» в музыке, на накопление мзыкального опыта (знаний о музыке, музыкантах, исполнительский опыт, слуховой запас),на развитие художественно- образного мышления.
Тема урока: «Сила музыки»
Цель: показать возможности музыки, влияние музыки на духовный мир человека; продолжить прослеживать связь музыки с жизнью; учить видеть красоту окружающего мира через музыку; развивать вокально – хоровые навыки; воспитывать эстетические чувства; познакомить с творчеством К. В. Глюка.
Музыкальный материал:Ю. Чичков «Музыка и дети», мелодия из оперы «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка, исполнение музыки на домбре, О. Юдахина «Дарите музыку друг - другу».
Наглядное пособие:портрет К. В. Глюка, изображение Орфея, играющего на арфе, видео музыканта играющего на домбре
Тип урока: урок углубления темы «Музыка как язык чувств»
Ход урока.
Организационный момент. Вход в класс под музыку песни «Мальчишки и девчонки»
Мотивация урока. Сообщение темы урока.
Печальна и чиста, Как жизнь людьми любима, Как жизнь ты не проста, Как жизнь, непостижима, Музыка!
Учитель.Музыка в переводе с греческого – искусство муз. У греков были музы лирики, танцев, комедии, трагедии, истории, астрономии и не было музы собственно музыки, ведь музыка объединяла все науки, богов и людей, небо и землю. Наш мир полон музыки. Прислушайтесь, она звучит вокруг нас и в нас самих: вальс дождевых струй, песня ветра, музыка любви.
Что такое музыка?! Это тихая лунная ночь; Это шелест живых листьев; Это отдалённый вечерний звон; Это то, что родится от сердца И идет к сердцу; Это – любовь!
Исполнение песни Ю. Чичкова «Музыка и дети». /Вокально – хоровая работа: работа над легкостью звучания, дикцией, точностью передачи пунктирного ритма, коротким дыханием/ Учитель.
- О чем эта песня? – Какой у нее характер? – Как влияет музыка на человека? – Может ли человек прожить без музыки? Учитель. Музыка способна поднять человека на героический подвиг, а может родить в нем страх и ужас; она может вызвать в человеке безудержную радость, а может ввергнуть в пучину тоски и печали; она способна удесятерить силу человека в труде, а порой лишает его всякой энергии. Я вам расскажу о герое древнегреческих мифов Орфее, который был певцом и музыкантом, играл на лире (кефаре) и силой своего искусства творил чудеса. У
/На слайде изображение Орфея, играющего на арфе/
У Орфея была любимая жена Эвридика. Случилось так, что Эвридика умерла. Орфей был безутешен, он очень страдал и тосковал по Эвридике. И решил Орфей искать царство мертвых, куда, по преданиям древних греков, попадали умершие. Много пришлось испытать на своем пути Орфею, но он нашел это царство и встретился с Аидом – царем мертвых. Как не просил Орфей отпустить Эвридику, как не убеждал Аида в том, что его жизнь без нее невозможна, царь оставался непреклонным. И тогда от отчаяния Орфей заиграл. /Звучит мелодия из оперы «Орфей и Эвридика» К.В.Глюка/ И случилось чудо! – Как вы думаете, отпустил царь Аид Эвридику? – Почему? Дрогнуло сердце сурового Аида…. Только музыка смогла затронуть такие струны души и сердца царя, что он отпустил Эвридику. Вот какой силой может обладать музыка! Вы можете сказать, что это мифы, легенды… Но сказка ложь, да в ней намек. Дошло до меня, о великий царь….так начинаются все сказки Шехерезады… У Великого султана был сын. И вот однажды он поехал на охоту и погиб в жестокой схватке со зверем. Долгое время слуги не решались передать эту ужасную весть султану. Но вот султан позвал визиря и спросил: «Где мой сын?! По твоим глазам я вижу, что произошла беда?! Говори же! Но знай, если ты раскроешь рот, чтобы сообщить дурную весть о сыне, я прикажу залить тебе в глотку расплавленный свинец…Но если ты не скажешь сейчас же. Что случилось с моим сыном, я прикажу убить тебя!». И тогда визирь ответил: «О, мудрейший из мудрых! О, светлейший из светлейших! Прикажи говорить домбре.». «Пусть говорит домбра.» - сказал султан. /На видео музыкант играет на домбре / Вот сейчас музыка рассказывает о том, как охотники вместе с сыном султана поскакали на охоту. А вот охотники приближаются к тому месту, где притаился в засаде хищник. А это схватка. В этой схватке погиб сын султана… А это музыка оплакивает смелого и отважного охотника. Все это увидел султан и сказал: «Залить домбру расплавленным свинцом за то, что она принесла мне дурную весть о сыне!»
Учитель.
- Что смогла музыка? / рассказать историю гибели сына султана, спасти человека/ Музыка не живет отдельно от человека, она всегда несет в себе частицу его души. Жизнь не только рождает музыку, но и испытывает на себе ее преобразующее влияние.
/Исполнение песни О. Юдахиной «Дарите музыку друг - другу»/
Обобщение.
Учитель. Сегодня мы еще раз убедились в том, что сила музыки безгранична! Она способна будить лучшее, что есть в человеке, его стремление к красоте, любви, творчеству!
Когда простую песню слышишь, Когда ты сам ее поешь - Одним дыханьем с нею дышишь И в ногу вместе с ней идешь. Послушай, как щебечут птицы, Послушай, как поет волна, Как дождь в окно твое стучится,- Повсюду музыка слышна!