kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока "Встреча балета и оперы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока музыки для учащихся 5 классов+ презентация к уроку

Сегодня на уроке мы с вами совершим экскурсию в 2 большие волшебные страны, под названием балет и опера, где мы

  1. вспомним, что такое балет, краткое содержание и музыку из балета «Петрушка».
  2. познакомимся с творчеством русского композитора Н.А. Римского-Корсакова, его оперой «Садко», где я проверю 1.выполнение Д/З – прочитать былину «Садко».
  3. продолжим работу над песней «Пушкинские сказки», а 2. выученные Вами дома куплеты и припевы песни споём по группам на оценку. Также 3.Д/З было продолжить работу с копилкой чувств, его выполнение я проверю во время слушания музыки, как вы будете ею пользоваться.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Встреча балета и оперы(ход урока), 5 класс»

Ход урока

I.Организационный момент

  1. Приветствие учащихся: - Здравствуйте 5 класс

-Здравствуйте (поют по Т3)

  1. – Дежурный, скажите, кто отсутствует сегодня на уроке? (отмечаю в журнале).

II.Постановка цели урока:

- Сегодня на уроке, ребята, мы с вами совершим экскурсию в 2 большие волшебные страны, под названием балет и опера, где мы

  • вспомним, что такое балет, краткое содержание и музыку из балета «Петрушка».

  • познакомимся с творчеством русского композитора Н.А. Римского-Корсакова, его оперой «Садко», где я проверю 1.выполнение Д/Зпрочитать былину «Садко».

  • продолжим работу над песней «Пушкинские сказки», а 2. выученные Вами дома куплеты и припевы песни споём по группам на оценку. Также 3.Д/З было продолжить работу с копилкой чувств, его выполнение я проверю во время слушания музыки, как вы будете ею пользоваться.

III.Проверка Д/З – идет на срезе всего урока.

IV.Повторение пройденного (проверка знаний).

- Ребята, сейчас прозвучат 2 музыкальных фрагмента; как они называются и из какого музыкального жанра вы ответите после прослушивания.

  • Звучат 2 фрагмента из балета «Петрушка» 1.Масленица(1м 50с) 2.У Петрушки(1м 50с)

Вопросы: 1.Как называются музыкальные номера?

2.Что за произведения вы услышали? (балет «Петрушка»)

- А какая это была музыка: вокальная или инструментальная? (Инструментальная)

- Почему? (звучало фортепиано)

- Ребята, давайте, сравним эти музыкальные номера (общее и различие)

3. Какие средства музыкальной выразительности использовались в этой музыке?

  • (учащиеся работают со словарем музыкальных терминов)

Даю наводящие вопросы:

-Какой темп, динамика и т.д., характер музыки? Что передает, изображает музыка?

- Молодцы. Скажите, 1.Кто написал музыку к балету «Петрушка»?

- Советский композитор И.Ф.Стравинский (показ портрета)

2.По сюжету что это? Чем является балет?

- Драма, т.к. гибнет главный герой – Петрушка.

3.Основная идея балета? (одиночество Петрушки, которому противостоит весь мир)

4.Так что же такое балет? (это музыкально-хореографический спектакль…; это музыкальный жанр, где действующие лица танцуют…)

V.Изучение нового (работа у доски по карточкам)

-Для того чтобы на свет появились балет или опера нужны люди разных профессий. (Ответьте, пожалуйста, на вопросы, пользуясь карточками на доске)

  1. Литературный сюжет кто пишет? (писатель)

  2. Музыку к балету, опере? (композитор)

  3. Постановку балета, оперы осуществляет кто? (режиссер-постановщик)

  4. Кто занимается с артистами балета, ставит им танцевальные движения? (балетмейстер)

  5. Кто занимается с артистами оперы, распределяет вокальные, хоровые партии? (вокалист)

  6. Без чего не зазвучит музыка, кто сопровождает звучание оперы, балета? (симфонический оркестр)

  7. Кто управляет симфоническим оркестром? (Дирижер)

  8. А чего ещё не хватает для того, чтобы появился музыкальный спектакль? (декорации, костюмы)

- Декорации помогают зрителям в зале лучше ощутить смену действия, сюжета. Благодаря костюмам, мы зрители, проникаемся в ту эпоху, которая показана на сцене. Таких людей называют: художник-декоратор и художник по костюмам.

-Самым главным в этих жанрах является либретто- это пьеса, предназначенная к постановке на сцене, (запись в словарь муз. терминов) Композитор пишет музыку оперы по либретто, в котором написаны не только слова для пения, но и дана последовательность событий, характеры действующих лиц, их взаимоотношения.

В основу оперных либретто берутся известные литературные произведения. И вот великий русский композитор Н.А.Римский-Корсаков (показ портрета) в основу своей оперы «Садко» положил былину «Садко».

  • Н.А.Римский-Корсаков родился в дворянской семье в Новгородской губернии. С 6 лет он начал заниматься музыкой, а в 12 лет его родители отдали в Петербургский морской кадетский корпус. В 1862 году он закончил учиться и, получив звание офицера, отправился в кругосветное плавание, которое длилось 3 года. По возвращению из путешествия Римский-Корсаков твердо решил посвятить себя музыке. Его полное собрание сочинений (муз. произведений) составляет 50 томов. Он написал 15 опер и большинство из них написаны по сказочным сюжетам русских писателей. Не зря его назвали самым «сказочным» русским композитором.

Д/З было прочитать былину «Садко». Давайте вспомним её краткое содержание.

Учащиеся рассказывают; я им задаю наводящие вопросы… Садко – это новгородский купец, который хотел торговать с другими странами, плавать на кораблях, он пел и играл на гуслях. Чтобы спасти корабли с товаром во время урагана, шторма он отправляется в подводное царство…

- Любой музыкально- драматический спектакль начинается со вступления, где показаны главные герои, их основные темы.

Н.А.Римский-Корсаков в этой опере отобразил свои впечатления от морского плавания через замечательные картины моря.

- Давайте послушаем вступление к опере, которое называется «Океан – море синее».

  • Звучит №3 «Океан – море синее» (1м 50с)

  1. Какой характер музыки? (работа с копилкой чувств)

  2. Что изображает музыка? (картины моря, как корабли плывут, бескрайние просторы).

  3. Это была музыка какая: вокальная или инструментальная? (инструментальная, в исполнении симфонического оркестра).



  • Звучит №4: «Хороводная песня «Садко» «Заиграйте мои гусельки» - 3 м.10с.



  1. Характер музыки; с помощью каких средств музыкальной выразительности передан?

  2. Почему песня называется хороводная? (потому что под неё танцуют, водят хороводы).

  • Так что же такое опера? Что это за музыкальный жанр? (это музыкальный жанр, где действующие лица поют; это музыкально-драматический спектакль, сопровождающийся симфоническим оркестром) – запись в словарь муз терминов.

VI.Закрепление изученного материала.

- На следующем уроке мы продолжим слушание музыки из оперы «Садко».

- Ребята, по каким волшебным странам мы с вами совершили экскурсию?

- Это балет, опера

- Чем отличается опера от балета, что это за жанры?

- В опере поют – это…

В балете танцуют – это…

- Что общего между ними?

-Они создаются на основе либретто и их сопровождает симфонический оркестр. – Что такое либретто? (…)

Физкультминутка

- Ребята, многие композиторы в своих произведениях обращались к временам года. И мы с вами под музыку, рисующую картину осени, покажем, как опадают, кружатся листья, как ветер качает деревья, (пластическое интонирование)-2м

-Молодцы, садитесь.

VII.Исполнение песни «Пушкинские сказки» (8м).

-На прошлом уроке мы познакомились с песней «Пушкинские сказки». Кто её написал? (Е.И. Нюкало)

1. Давайте вспомним 1 куплет и припев песни.

2. Работа, исполнение (1,2,3 куплет по группам) – оценивание.

VIII.Выводы по теме

  1. С какими видами искусств мы сегодня встретились? (музыка и литература).

  2. О каких музыкальных жанрах мы говорили? (балет, опера).

  3. Что такое балет? Что такое опера? (…).

  4. С каким литературным жанром мы встретились? (былина).

  5. Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? (На свете не появились бы такие музыкальные жанры как опера, балет, т.к. в их основе лежит либретто).

  6. А что такое либретто? (…).

- И если без поэзии не было бы песен, то без драматических пьес, предназначенных к постановке на сцене не было бы опер и балетов.

Вот какое большое значение для оперной и балетной музыки имеет литература.

IX. Оценивание учащихся.

X.Информация о Д/З

  1. Выучить песню до конца наизусть.

  2. Выучить новые музыкальные термины.

  3. Записать в тетради, что такое былина.

  4. Нарисовать рисунки к опере «Садко».





\





























Ход урока

I.Организационный момент

1.Вход под музыку.

2.Музыкальное приветствие учащихся: - Здравствуйте ребята

- Добрый день

II. Сообщение хода и цели урока:

- Сегодня на уроке, ребята, мы с вами совершим экскурсию в 2 большие волшебные страны, под названием балет и опера, где мы

  • вспомним, что такое балет, краткое содержание и музыку из балета «Щелкунчик».

  • познакомимся с творчеством русского композитора Н.А. Римского-Корсакова, его оперой «Садко»,

  • разучим песню «Пушкинские сказки».

III. Повторение пройденного (проверка знаний).

- Ребята, сейчас прозвучат 2 музыкальных фрагмента.

Как они называются и из какого музыкального произведения вы ответите после прослушивания.

  • Звучат 2 фрагмента из балета «Щелкунчик»

  • 1. Вальс цветов 2.Марш.

Вопросы: 1.Как называются музыкальные номера?

2.Что за произведения вы услышали? (балет «Щелкунчика»)

- А какая это была музыка: вокальная или инструментальная? (Инструментальная)

- Почему? (звучали инструменты)

- Ребята, давайте, сравним эти музыкальные номера с помощью средств музыкальной выразительности

  • (учащиеся работают со словарем музыкальных терминов)

Даю наводящие вопросы:

1. Какой темп, динамика и т.д., характер музыки?

- Молодцы. Скажите, 1.Кто написал музыку к балету «Щелкунчик»?

- Русский композитор П.И.Чайковский (показ портрета)

2.Давайте вспомним содержание сказки «Щелкунчик»?

3.Так что же такое балет? (это музыкально-хореографический спектакль…; это музыкальный жанр, где действующие лица танцуют…)

IV.Изучение нового

А сейчас мы с вами узнаем что такое опера?

-Самым главным как в балете, так и в опере является либретто.

-Кто мне скажет что такое либретто? - это пьеса, предназначенная к постановке на сцене,.

Композитор пишет музыку оперы по либретто, в котором написаны не только слова для пения, но и дана последовательность событий, характеры действующих лиц, их взаимоотношения.

В основу оперных либретто берутся известные литературные произведения. Великий русский композитор Н.А.Римский-Корсаков (показ портрета) в основу своей оперы «Садко» положил былину «Садко».

  • Н.А.Римский-Корсаков родился в дворянской семье в Новгородской губернии. С 6 лет он начал заниматься музыкой, а в 12 лет его родители отдали в Петербургский морской кадетский корпус. В 1862 году он закончил учиться и, получив звание офицера, отправился в кругосветное плавание, которое длилось 3 года. По возвращению из путешествия Римский-Корсаков твердо решил посвятить себя музыке. Его полное собрание сочинений (муз. произведений) составляет 50 томов. Он написал 15 опер и большинство из них написаны по сказочным сюжетам русских писателей. Не зря его назвали самым «сказочным» русским композитором.

  • Ребята, а может кто –то из вас смотрел или читал былину «Садко».

Учащиеся рассказывают; я им задаю наводящие вопросы… Садко – это новгородский купец, который хотел торговать с другими странами, плавать на кораблях, он пел и играл на гуслях. Чтобы спасти корабли с товаром во время урагана, шторма он отправляется в подводное царство…

- Любой музыкально- драматический спектакль начинается со вступления, где показаны главные герои, их основные темы.

Н.А.Римский-Корсаков в этой опере отобразил свои впечатления от морского плавания через замечательные картины моря.

- Давайте послушаем вступление к опере, которое называется «Океан – море синее».

  • Звучит №3 «Океан – море синее» (1м 50с)

1.Какой характер музыки?

2.Что изображает музыка? (картины моря, как корабли плывут, бескрайние просторы).

3.Это была музыка какая: вокальная или инструментальная? (инструментальная, в исполнении симфонического оркестра).



  • Звучит №4: «Хороводная песня «Садко» «Заиграйте мои гусельки» - 3 м.10с.



1.Характер музыки; с помощью каких средств музыкальной выразительности передан?

2.Почему песня называется хороводная? (потому что под неё танцуют, водят хороводы).

  • Так что же такое опера? Что это за музыкальный жанр? (это музыкальный жанр, где действующие лица поют; это музыкально-драматический спектакль, сопровождающийся симфоническим оркестром)

V.Закрепление изученного материала.

- На следующем уроке вы продолжим слушание музыки из оперы «Садко».

- Ребята, по каким волшебным странам мы с вами совершили экскурсию?

- Это балет, опера

- Чем отличается опера от балета, что это за жанры?

- В опере поют – это…

В балете танцуют – это…

- Что общего между ними?

-Они создаются на основе либретто и их сопровождает симфонический оркестр. – Что такое либретто? (…)

Физкультминутка

- Ребята, многие композиторы в своих произведениях обращались к временам года. И мы с вами под музыку покажем их : как опадают, кружатся листья, как ветер качает деревья, (пластическое интонирование)-2м

-Молодцы, садитесь.

VI.Разучивание песни «Пушкинские сказки»

1.Исполнение учителем песни.

2.Вопросы к детям.

3.Разучивание 1-го куплета.



VII.Выводы по теме

1.С какими видами искусств мы сегодня встретились? (музыка и литература).

2.О каких музыкальных жанрах мы говорили? (балет, опера).

3.Что такое балет? Что такое опера? (…).

4.С каким литературным жанром мы встретились? (былина).

5.Что стало бы литературой, если бы не было музыки? (На свете не появились бы такие музыкальные жанры как опера, балет, т.к. в их основе лежит либретто).

  1. А что такое либретто? (…).

- И если без поэзии не было бы песен, то без драматических пьес, предназначенных к постановке на сцене не было бы опер и балетов.

Вот какое большое значение для оперной и балетной музыки имеет литература.

VIII. Оценивание учащихся.

IX.Информация о Д/З

1. Прочитать былину «Садко».

2. Выучить песню до конца наизусть

3.Нарисовать рисунки к опере «Садко».

X. Рефлексия

-Ребята, понравился ли вам наш урок?

-У каждого из вас есть солнышко и пусть оно сегодня засветится для нас таким настроением, какое у вас осталось после урока

Пушкинские сказки.





1.Мы приходим в пушкинские сказки

Яркие и добрые как сны.

Сыплются слова.

Слова –алмазы

На вечерний бархат тишины.

Припев.

Сыплются слова, сыплются слова

На вечерний бархат тишины. (2р)



2.Даже наши папы, наши мамы

В 20. 30 лет и 45

Вдруг порою в детство убегают

Убегают к Пушкину опять.

Припев.

Даже в 20лет

Даже в 45

Убегают к Пушкину опять. (2р)



3.Шелестят волшебные страницы

Всё скорей нам хочется узнать

Вздрагивают детские ресницы

Верят в чудо детские сердца.



Припев .Верят в чудеса,

Верят в чудеса

Верят в чудо

Детские сердца.





1.Мы приходим в пушкинские сказки

Яркие и добрые как сны.

Сыплются слова.

Слова –алмазы

На вечерний бархат тишины.

Припев.

Сыплются слова, сыплются слова

На вечерний бархат тишины. (2р)





2.Даже наши папы, наши мамы

В 20. 30 лет и 45

Вдруг порою в детство убегают

Убегают к Пушкину опять.

Припев.

Даже в 20лет

Даже в 45

Убегают к Пушкину опять. (2р)



3.Шелестят волшебные страницы

Всё скорей нам хочется узнать

Вздрагивают детские ресницы

Верят в чудо детские сердца.



Припев. Верят в чудеса,

Верят в чудеса

Верят в чудо

Детские сердца.









Просмотр содержимого презентации
«Встреча балета и оперы »

Тема урока  Встреча балета и оперы

Тема урока

Встреча

балета и оперы

Игорь Федорович Стравинский  1882-1908

Игорь Федорович Стравинский 1882-1908

Балет : - музыкально-хореографический спектакль

Балет :

- музыкально-хореографический спектакль

Балет: - музыкальный жанр, где действующие лица танцуют, а содержание передается через мимику, жесты

Балет:

- музыкальный жанр, где действующие лица танцуют, а содержание передается через мимику, жесты

Либретто: - пьеса, предназначенная к постановке на сцене.

Либретто:

- пьеса, предназначенная к постановке на сцене.

Николай Андреевич  Римский – Корсаков  1844-1908

Николай Андреевич Римский – Корсаков 1844-1908

Николай Андреевич  Римский – Корсаков  1844-1908 «Сказочный»  русский композитор

Николай Андреевич Римский – Корсаков 1844-1908

«Сказочный»

русский композитор

Былина «Садко»

Былина «Садко»

Былина  «Садко»

Былина «Садко»

Былина  «Садко»

Былина «Садко»

Былина «Садко»   подводное царство

Былина «Садко» подводное царство

Былина «Садко»

Былина «Садко»

Опера: - музыкальный жанр, где действующие лица поют

Опера:

- музыкальный жанр, где действующие лица поют

Опера : - музыкально- драматический спектакль

Опера :

- музыкально- драматический спектакль

Тема урока  Встреча балета и оперы

Тема урока

Встреча

балета и оперы


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Разработка урока "Встреча балета и оперы"

Автор: Романова Елена Викторовна

Дата: 23.10.2015

Номер свидетельства: 243154

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Разработка урока музыки в 3 классе "Балет – неповторимый мир сказки" "
    ["seo_title"] => string(67) "razrabotka-uroka-muzyki-v-3-klassie-baliet-niepovtorimyi-mir-skazki"
    ["file_id"] => string(6) "120949"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413826884"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Методическая разработка урока "Сказочные сюжеты в балете" "
    ["seo_title"] => string(66) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-skazochnyie-siuzhiety-v-balietie"
    ["file_id"] => string(6) "212925"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431952639"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Разработка урока по музыке "Противостояние музыкальных образов в одном произведении" "
    ["seo_title"] => string(88) "razrabotka-uroka-po-muzykie-protivostoianiie-muzykal-nykh-obrazov-v-odnom-proizviedienii"
    ["file_id"] => string(6) "212590"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431875820"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) ""Классика и современность" "
    ["seo_title"] => string(27) "klassika-i-sovriemiennost-1"
    ["file_id"] => string(6) "109863"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405158935"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Противостояние музыкальных образов в одном произведении "
    ["seo_title"] => string(60) "protivostoianiie-muzykal-nykh-obrazov-v-odnom-proizviedienii"
    ["file_id"] => string(6) "212583"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431875583"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства