Раздел: «О России петь, что стремиться в храм»
Тема урока: Образ матери в поэзии, музыке, изобразительном искусстве. Древнейшая песнь материнства.
Задачи урока: познакомить с произведениями, в которых средствами музыкальной выразительности воплощён образ матери; способствовать развитию умений сравнивать и сопоставлять музыкальные образы и картины художников, проводить интонационно-образный анализ произведений искусства, находить в музыкальном тексте особенности формы, изложения, участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов, выражая своё мнение в общении со сверстниками; содействовать развитию вокально-хоровых навыков.
Проблемы: Почему весь мир называет Её царицей небесной?
Понятия: Икона, храм, церковная музыка, тропарь, молитва, картина образ Богородицы в церковной музыке, стихах поэтов, картинах художников.
Планируемые результаты ( в соответствие с ФГОС)
Предметные результаты:
Узнают понятия: храм, икона, церковная музыка, тропарь.
Научатся сопоставлять музыкальные и художественные образы Ф.Шуберта, И.С. Баха и Рафаэля, С.Рахманинова и В.Васнецова, иконы и тропарь Владимирской иконе Божией Матери, В,Гаврилина, К.Петрова-Водкина, О.Ренуара; подбирать слова, которые передают чувства при слушании музыки, просмотра картины, чтения стихотворений, посвящённых Богоматери (А.Фет, Данте, А.Пушкин, М.Волошин)
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя, понимать цель выполняемых действий, адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы; выполнять музыкально-творческие задания по заданным правилам; выражать в словесной форме образный смысл и общий замысел произведений.
Познавательные: осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий; свободно ориентироваться в учебнике.
Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственной мнение и позицию, понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке: понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Личностные результаты: понимать связь между нравственным содержанием музыкального произведения и эстетическими идеалами композитора.
1.Организационный этап
- музыкальное приветствие. «Сейчас музыкальный начнётся урок…»
Я рада вас видеть и мы начинаем с вами работу!
- проверка подготовленности учащихся
2. Этап проверки домашнего задания
- Ребята, мы перешли к новому разделу нашего учебника и давайте вспомним как он называется?
Слайд: Д: «О России петь, что стремиться в храм»
- А знаете ли вы песни о России?
Исполняем песню «Моя Россия» муз. Г Струве
(А вы внимательно послушайте, с кем автор песни сравнивает Россию - Родину?
(Исполнение песни)
Дети: С мамой. «До чего ж на маму, ты мою похожа».
3. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.
Учитель: Как вы спели эту песню?
Дети: Задушевно, протяжно, спокойно, нежно. Все слушали музыку и старались петь слажено.
Тема материнства от века к веку волновала художников, поэтов, музыкантов.
- Почему эта тема близка нам?
Дети: Какие чувства наполняют человека, когда он говорит о матери?
Учитель: Мама, мамочка! Образ матери является символом всего дорогого, родного, кровного, святого. Мать – кормилица, мать – земля, Родина – мать… Сегодня весь урок будет связан со словом и образом матери, мы будем петь добрые нежные песни, слушать музыку, рассматривать картины. Начнём урок с повторения. Но образ матери сегодня не простой, а какой именно нам подскажет следующий видеоролик.
Просмотр: «Аве Мария»
- Какие чувства наполнили вас во время просмотра ролика?
…
- Почему? (такие чувства наполняют человека, когда говорят о маме.
- Чему же будет посвящён сегодняшний урок музыки?
Есть особые произведения в искусстве раскрывающие великие, вечные темы. Сегодня мы с вами поговорим об отношениях человечества к матери средствами искусства. Проследим как музыка, литература и живопись создают образ матери.
Тема материнства от века к веку волновала художников, поэтов и музыкантов всех народов. Почему?
Наверное, потому, что эта тема близка каждому человеку, независимо от возраста, страны и национальности.
Слайд - «Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии и изобразительном искусстве» вот тема нашего сегодняшнего урока – запишите в тетрадь.
4. Этап усвоения новых знаний и способов действий.
Эпиграфом к уроку я взяла такие слова:
Я верю, что женщина - чудо такое,
Какого на Млечном пути не сыскать,
И если «любимая» - слово святое,
То трижды священное – женщина-мать! (Л.Рогожниов)
- Ребята, перед вами фрагменты 4х стихотворений. Сейчас будет звучать музыка, а вы ,прочтите эти стихотворения и выберите то, которое больше подходит к музыке и картине, которая будет перед вами.
Слайд (Звучит «Аве Мария»)
- Какое стихотворение подобрали? (прочитать)
- Ребята, дайте название этой музыке одним словом. Молитва.
- А где обычно звучит молитва?
Это молитва австрийского композитора Франца Шуберта в исполнении итальянского мальчика Робертино Лоретти.
Слушая молитву, перед глазами у вас была картина «Сикстинская мадонна» итальянского художника Рафаэля Санти, созданная в 1512-1513 г.г. В центре как бы парит, едва касаясь ногами облаков, прекрасная женщина с младенцем на руках. Она исполнена любви, чувства материнской гордости, кротости и тревоги. Имя младенца – Христос, имя его матери – Мария. Перед ними склонились Святая Варвара и Святой Сикст (отсюда и название картины “Сикстинская мадонна”).
Слайд
Посмотрите на изображение простое ли это изображение ? Как вы думаете, ее написал русский художник или художник зарубежный?
У.: - Это икона русского художника В.Васнецова «Богоматерь с младенцем»
Картину Рафаэля от иконы Васнецова отделяет почти 350 лет, а ведь они очень похожи. Давайте сравним чем?
(Слайд)
У.: Кто изображен на картинах?
У - Откуда явилась Мария?
У: - Куда направляет стопы?
У.: - Куда устремила взгляд?
У.:- Какие краски на холстах художников?
У.: - Какого цвета больше?
У.: - Есть ли разница на картинах между небом и землёй?
У.: Где происходит действие?
У.: - Перед кем стоит Дева Мария?
У.: - Картины созданы в разное время и разными по вероисповеданию художниками, но как много в них общего. Как вы думаете почему?
Д.: - …
У.: - Так же как в католической вере есть молитва «Аве Мария», которую мы с вами прослушали в исполнении Р. Лоретти, И в русской православной церкви есть подобная молитва, обращённая к матери – “Богородице Дево, радуйся”. Вот уже две тысячи лет воспевается образ Божией Матери.
Вот её текст:
Слайд
Я предлагаю вам на несколько минут стать «композиторами» и придумать, какой должна быть музыка православной молитвы. Давайте воспользуемся цветиком-семицветиком.
Слушание «Богородице, Дево, радуйся»
- Давайте послушаем молитву С. Рахманинова.
Присоединитесь своей душой и пропойте душой вместе с произведением.
(Звучит «Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинова,
У.: - Что вы почувствовали?
У.: - Опишите эту музыку? Какая она?
У.: - Как вы думаете, музыка этих молитв похожа?
У.: - Чем?
Д.: - (распевность, динамика, лад, чистое, благозвучное звучание, красота)
У.: - Послушайте еще раз фрагменты этих молитв и скажите есть ли отличие?
Повторное слушание фрагментов молитв.
Д.: - У Рахманинова без музыкального сопровождения, а у Шуберта с музыкальным сопровождением.
У.: Кто-нибудь знает почему?
Д.: - …
У.: - Это из-за веры. В православных церквях нет музыкальных инструментов, а в католических - есть.
Динамическая пауза
У.: - Когда художник пишет деву Марию, то у него чаще всего получается не обычная картина, а икона. На Руси есть иконы с удивительно поэтическими названиями: «Утоли мои печали», « Неувядаемый цвет», «Нечаянная радость», «Милостивая», «Всех скорбящих радость». Каждая из этих икон получила название о того о чем молятся этой иконе.
Особенно близка сердцу русского человека икона Богоматери Владимирской - Небесной заступницы Москвы
Слайд
Эта икона -Величайшая святыня Руси - в течении нескольких столетий находилась в Успенском соборе Московского кремля. Недаром Россию называют домом Богородицы. Многое «видела» и «слышала» икона:
«Странная история России
Вся прошла перед Твоим Лицом....
Здесь в Успенском - в сердце стен Кремлёвских,
Умиляясь на нежный облик Твой,
Сколько глаз жестоких и суровых
Увлажнились светлою слезой! (М. Волошин)
У.: -Вот что пишет об этой иконе Максим Волошин. Что «видела и слышала» икона по мнению автора?
Д.: - …
У.: - Путь иконы из Сиона в Киев, из Киева во Владимир, из Владимира в Москву - путь многовековой, а образ остаётся неизменным.
Сейчас прозвучит музыкальное произведение, в честь святой Богоматери Владимирской Оно называется – тропарь.
У.: Что вы можете сказать о музыке, которая звучала?
Слайд
Тропарь – жанр византийской и древнерусской (с XI в.) гимнографии, небольшое произведение в честь святого или церковного праздника.
По уставу Русской православной церкви каждому празднику полагается свой ТРОПАРЬ. Тропари составлены и написаны много лет назад ко всем иконам Божией Матери.
Запишем новое слово в тетрадь.
Прочитайте стихотворение этого же поэта, которое он создал под впечатлением от слушания Тропаря и иконы Богоматерь Владимирская.
(Слайд) стр.45
Не на троне – на Её руке, Левой
Ручкой, обнимая шею, -
Взор во взор, щекой припав к щеке,
Неотступно требует…Немею –
Нет ни сил, ни слов на языке…
А Она в тревоге и в печали
Через зыбь грядущего глядит…
В мире нет слепительнее чуда
Откровенья вечной Красоты!
Максим Волошин
У.: - Какие чувства вызывают у вас эти строчки? С чем схожи они?
По выражению художника И. Грабаря, эта икона - «Древнейшая песнь материнства».
Этап закрепления новых знаний
Кто-то приходит за помощью к иконам, кто-то находит помощь и успокоение, в том, что пишет стихи, картины, но каждый из нас знает точно, что выслушает, поможет и защитит нас только один человек – это наша МАМА. МАМА – слово, которое на всех языках звучит одинаково нежно и тепло…
- Ребята, а теперь закройте глаза и представьте себе лицо своей мамы. Загляните в её глаза прямо сейчас, в своём воображении. Хорошо ли вы их помните?
Мы с вами начали разучивать песню о маме.
Работа над песней.
У.: - Какой образ сопровождал нас сегодня на уроке?
Д.: - …
У.: - Найдите слова, которые передают ваши чувства, когда вы слушаете музыку, стихи, смотрите на картины, посвященные Богоматери.
У.: - Богородица, прежде всего мать, поэтому и чтят её образ во всех странах, как вечный символ страдающий матери. И в любом из видов искусств образ матери является неизменным символом доброты, любви, счастья, величия. Берегите, уважайте, нежно любите свою маму, старайтесь не причинять ей боли своими словами и поступками.
Домашнее задание. У.: Наверняка, у каждого из вас, после прослушивания музыки на уроке, остались свои впечатления найдите стихотворение, которое, по вашему мнению, было бы близко вашим чувствам, прочитайте его выразительно и поделитесь с нами на следующий урок.
Рефлексия. (Учитель открывает створку доски, на ней изображения Богоматери Владимирской и Свенской)
У.: -Поднимите глаза на доску, кто это перед вами?
Д.: -(предполагаемый ответ: образы богоматери, о которых говорили на уроке.)
У.: Всмотритесь ещё раз в эти изображения, «пролистайте» в памяти весь урок (В это время учитель кладет на парту каждому ребенку бумажного ангела). Мы уже с вами знаем, что одной из этих икон молятся о мире на Земле, а другая помогает быть здоровыми. У каждого из нас с вами есть ангел- хранитель, и он спустился к вам, возьмите его аккуратно в ладошки, и скажите ему свою просьбу может кто-то хочет попросить ,чтобы его не коснулась война, а кто-то- здоровья себе и своей маме или другому близкому человеку. Возьмитесь за ниточку и отпустите своего ангела к Богородице, а он донесет вашу просьбу. (В зависимости от того кто - что просил, дети прикрепляют рядом с изображениями своих ангелов).
Давайте улыбнёмся друг другу. Спасибо за урок!